ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

19 января 1993 г. № 2105-XІІ

Об основах государственной научно-технической политики

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 12 ноября 1997 г. № 83-З (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1997 г., № 33, ст.657) – новая редакция <H19700083>;

Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259) <H10600162>;

Закон Республики Беларусь от 4 мая 2010 г. № 115-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 110, 2/1667) <H11000115>;

Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 424-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 2/1976) <H11200424>;

Закон Республики Беларусь от 11 мая 2016 г. № 364-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.05.2016, 2/2362) <H11600364>;

Закон Республики Беларусь от 4 января 2021 г. № 74-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.01.2021, 2/2794) <H12100074> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 января 2021 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 8 января 2021 г.;

Закон Республики Беларусь от 4 января 2021 г. № 74-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.01.2021, 2/2794) <H12100074> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 января 2021 г. и 8 января 2021 г.

 

Настоящий Закон является основополагающим в научно-технической сфере и предусматривает комплекс методов и средств участия государства в управлении научной и научно-технической деятельностью. Законом регулируются отношения, возникающие между государственными органами и субъектами научной и научно-технической деятельности в процессе формирования и реализации государственной научно-технической политики.

Закон определяет, что наука находится под опекой государства и пользуется его поддержкой как исключительно важная сфера для экономического развития, развития культуры, общественных отношений, и обеспечивает экономические и правовые гарантии научной и научно-технической деятельности.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона указанные ниже термины имеют следующее значение:

государственная научно-техническая политика – неотъемлемая часть социально-экономической политики, включающая установленные настоящим Законом основные цели, принципы, направления и способы воздействия государства на субъекты научной и научно-технической деятельности, порядок взаимоотношений между ними и государством, а также между субъектами научной и научно-технической деятельности;

научно-техническая деятельность – деятельность, включающая проведение прикладных исследований и разработок с целью создания новых или усовершенствования существующих способов и средств осуществления конкретных процессов. К научно-технической деятельности относятся также работы по научно-методическому, патентно-лицензионному, программному, организационно-методическому и техническому обеспечению непосредственного проведения научных исследований и разработок;

научные исследования (научно-исследовательские работы) – творческая деятельность, направленная на получение новых знаний и способов их применения. Научные исследования могут быть фундаментальными и прикладными;

опытно-конструкторские работы – комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции: разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию), изготовление и испытания опытных образцов (опытной партии);

опытно-технологические работы – комплекс работ по созданию новых веществ, материалов и (или) технологических процессов и по изготовлению технической документации на них;

разработка – деятельность, направленная на создание или усовершенствование способов и средств осуществления процессов в конкретной области практической деятельности, в частности на создание новой продукции и технологий. Разработка новой продукции и технологий включает проведение опытно-конструкторских (при создании изделий) и опытно-технологических (при создании материалов, веществ, технологий) работ.

Статья 2. Правовые основы государственной научно-технической политики

Законодательство о государственной научно-технической политике состоит из настоящего Закона и других актов законодательства.

Статья 3. Основные цели государственной научно-технической политики

Основными целями государственной научно-технической политики являются:

обеспечение экономического и социального развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;

совершенствование научного и научно-технического потенциалов как важнейших факторов социально-экономического прогресса;

достижение высокого интеллектуального и культурного уровней общества, направленных на улучшение качества жизни народа.

Статья 4. Содержание государственной научно-технической политики

Содержанием государственной научно-технической политики является создание государственными органами необходимых правовых, экономических, организационных и иных условий для научной и научно-технической деятельности.

Статья 5. Основные принципы формирования и реализации государственной научно-технической политики

Основными принципами формирования и реализации государственной научно-технической политики являются:

государственная поддержка фундаментальных и прикладных исследований;

соответствие государственной научно-технической политики приоритетным направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности, определяемым и утверждаемым в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, и первоочередная государственная поддержка научных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития республики;

концентрация ресурсов на научных исследованиях и разработках по приоритетным направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности;

ориентация научной и научно-технической деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств и технологий;

участие органов местного управления и самоуправления в формировании и реализации государственной научно-технической политики;

участие ученых, их общественных организаций и объединений в формировании и реализации государственной научно-технической политики в республике;

интеграция науки и образования на основе различных форм участия в научных исследованиях и разработках работников научных организаций, педагогических работников и обучающихся посредством создания совместных лабораторий в учреждениях высшего образования, структурных подразделений учреждений образования на базе научных организаций;

государственная поддержка одаренных детей, содействие развитию их творческих способностей;

обеспечение свободы научной и научно-технической деятельности, правовая защита интеллектуальной собственности;

использование преимущественно экономических методов государственного регулирования научной и научно-технической деятельности;

равноправие всех субъектов научной и научно-технической деятельности, поощрение конкурсности и конкуренции между ними;

повышение престижа научного труда и технического творчества;

взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, создание условий для привлечения иностранных инвестиций на развитие науки и техники, освоение новейших технологий и новых видов продукции;

открытость научно-технической политики, не приносящая ущерба национальной безопасности, обороноспособности и жизненно важным интересам Республики Беларусь.

Статья 6. Субъекты государственной научно-технической политики

Субъектами государственной научно-технической политики являются:

государственные органы;

юридические и физические лица, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность на территории Республики Беларусь.

Права и обязанности субъектов государственной научно-технической политики в ее формировании и реализации регулируются законодательством.

Статья 7. Объекты государственной научно-технической политики

Объектами государственной научно-технической политики являются:

научная и научно-техническая деятельность;

отношения между участниками научной и научно-технической деятельности;

отношения между государственными органами и участниками научной и научно-технической деятельности.

Статья 8. Государственные органы, осуществляющие научно-техническую политику

Государственная научно-техническая политика формируется Президентом Республики Беларусь с участием Правительства – Совета Министров Республики Беларусь* и реализуется Правительством Республики Беларусь и другими субъектами государственной научно-технической политики в соответствии с полномочиями, возложенными на них настоящим Законом и другими актами законодательства.

______________________________

*Далее – Правительство Республики Беларусь.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРАМИ

Статья 9. Организация прогнозирования научно-технического развития

Государственные органы принимают решения по вопросам научно-технического развития на основе предварительной разработки прогнозов по важнейшим проблемам социально-экономической, научно-технической и структурно-инвестиционной политики.

Для обоснования государственной научно-технической политики Правительство Республики Беларусь организует разработку комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь.

Статья 10. Исключена.

Статья 11. Научно-технические программы

С целью реализации государственной научно-технической политики по приоритетным направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности разрабатываются государственные, отраслевые, региональные, межгосударственные научно-технические программы.

Государственные научно-технические программы разрабатываются для решения наиболее значимых народнохозяйственных, экологических, социальных и оборонных проблем.

Перечень научно-технических программ, порядок их разработки, финансирования и выполнения определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Порядок участия Республики Беларусь в межгосударственных научно-технических программах устанавливается международными (межгосударственными, межправительственными) договорами Республики Беларусь.

Конкурсный отбор заданий государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, финансируемых из республиканского бюджета, осуществляется на основании результатов государственной научно-технической экспертизы, для проведения которой привлекаются на договорной (контрактной) основе научные организации, учреждения высшего образования, общественные организации ученых, а также отдельные ученые и специалисты, в том числе зарубежные.

Статья 12. Исключена.

Статья 13. Государственная научно-техническая экспертиза

Государственная научно-техническая экспертиза осуществляется в рамках функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз.

Функционирование единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз, в том числе организация и проведение этих экспертиз, обеспечивается Государственным комитетом по науке и технологиям.

Порядок функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз, в том числе порядок организации и проведения этих экспертиз, определяется Правительством Республики Беларусь.

Статья 14. Государственное финансирование и использование средств на научную и научно-техническую деятельность

В целях реализации государственной научно-технической политики республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, другим государственным органам и иным государственным организациям, подчиненным Президенту Республики Беларусь, предусматриваются бюджетные средства на научную и научно-техническую деятельность.

Поддержка и стимулирование развития научной и научно-технической деятельности являются одним из приоритетных направлений государственной социально-экономической политики.

Общий объем расходов республиканского бюджета на научную и научно-техническую деятельность устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Средства, предусмотренные республиканским бюджетом для финансирования научной и научно-технической деятельности, используются на:

организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе выполняемых в рамках государственных программ научных исследований;

обеспечение уставной деятельности Национальной академии наук Беларуси;

проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполняемых в рамках научно-технических программ, мероприятий по научному обеспечению государственных программ (подпрограмм);

подготовку и аттестацию научных работников высшей квалификации;

развитие материально-технической базы государственных научных организаций, включая капитальные расходы;

осуществление международного научно-технического сотрудничества в соответствии с обязательствами, принятыми Республикой Беларусь, а также проведение мероприятий по обеспечению международного научно-технического сотрудничества;

выполнение планов научных исследований и разработок общегосударственного, отраслевого назначения, направленных на научно-техническое обеспечение деятельности республиканских органов государственного управления, Национальной академии наук Беларуси;

развитие системы научно-технической информации, содержание научно-технических библиотек, информационных центров и фондов, подготовку и издание научно-технической и научно-методической литературы (в том числе периодических изданий), проведение научных и научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов, выставок, иных мероприятий), обеспечение функционирования научно-информационных компьютерных сетей, пропаганду научных и научно-технических знаний;

организацию и проведение государственной научной экспертизы и государственной научно-технической экспертизы;

другие цели, связанные с научной и научно-технической деятельностью, в соответствии с законодательными актами.

Выбор юридических и физических лиц для осуществления научной и научно-технической деятельности, финансируемой полностью или частично за счет бюджетных средств, а также лиц, осуществляющих изготовление продукции (выполнение работ, оказание услуг) в ходе выполнения заданий научно-технических программ, мероприятий по научному обеспечению государственных программ (подпрограмм), осуществляется с учетом результатов государственной научной и государственной научно-технической экспертиз (в том числе ведомственной научно-технической экспертизы), если планируемые к реализации этими лицами мероприятия (задания, проекты, планы, работы, услуги) в сферах научной и научно-технической деятельности в соответствии с порядком функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз являются объектами таких экспертиз.

Порядок финансирования научной и научно-технической деятельности за счет средств республиканского бюджета устанавливается Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Статья 15. Финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств фондов

Для финансирования научной и научно-технической деятельности в порядке, установленном законодательными актами, могут создаваться фонды.

Статья 16. Экономические механизмы стимулирования научной и научно-технической деятельности

Государство стимулирует научную и научно-техническую деятельность путем проведения соответствующей налоговой и денежно-кредитной политики.

Конкретные меры по экономическому стимулированию научной и научно-технической деятельности устанавливаются законодательством.

Статья 17. Выполнение научно-технических программ для государственных нужд

Выполнение научно-технических программ для государственных нужд осуществляется в соответствии с государственным контрактом на поставку научно-технической продукции на конкурсной основе. Порядок формирования государственных нужд на научно-техническую продукцию определяется Правительством Республики Беларусь.

Статья 18. Система научно-технической информации

Одним из направлений государственной научно-технической политики является поддержка и развитие системы научно-технической информации. В этих целях государственными органами:

обеспечивается создание инфраструктуры научно-информационной деятельности, республиканских, отраслевых, региональных органов по сбору и обработке научно-технической информации;

принимаются меры по повышению качества научно-технической информации и информационных услуг;

стимулируется создание современных информационных технологий, информационных систем и сетей, обеспечивается развитие коммуникационных систем;

осуществляется финансовая, в том числе валютная, поддержка создания, приобретения и распространения научно-технической информации;

создаются условия для гласности, общедоступности и сохранности научно-технической информации.

Ограничения по использованию информации, являющейся государственной, служебной или коммерческой тайной, устанавливаются законодательством.

Статья 19. Регулирование отношений интеллектуальной собственности

Отношения, связанные с исключительным правом (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, регулируются международными договорами, заключенными Республикой Беларусь, и законодательством.

Статья 20. Техническое нормирование, стандартизация, оценка соответствия продукции техническим требованиям и обеспечение единства измерений в научной и научно-технической сферах

Техническое нормирование, стандартизация, оценка соответствия продукции техническим требованиям и обеспечение единства измерений в научной и научно-технической сферах осуществляются в соответствии с актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Статья 21. Государственная политика в области подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации и повышения престижа научного труда и технического творчества

Государственная политика в области подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации и повышения престижа научного труда и технического творчества является составной частью государственной научно-технической политики и направлена на укрепление научно-технического и интеллектуального потенциала общества, развитие творчества и распространение научных и технических знаний. В этих целях государственные органы:

способствуют научной и научно-технической деятельности, социальной, экономической и правовой защищенности научных и иных работников, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность;

обеспечивают подготовку научных работников высшей квалификации;

осуществляют меры по повышению престижа научной и научно-технической деятельности, привлечению в эту сферу наиболее способных и квалифицированных работников, одаренной и талантливой молодежи;

способствуют интеграции науки, образования и производства, в том числе путем взаимодействия научных организаций, учреждений образования, организаций, осуществляющих реализацию образовательных программ послевузовского образования, субъектов хозяйствования при проведении совместных научных исследований и разработок, а также иными способами;

принимают меры по совершенствованию аттестации научных работников высшей квалификации.

Статья 22. Национальная академия наук Беларуси

Национальная академия наук Беларуси является высшей государственной научной организацией, деятельность которой регулируется законодательством.

Статья 23. Государственное регулирование международного научно-технического сотрудничества

Государственные органы поддерживают и способствуют развитию международного научно-технического сотрудничества учреждений, организаций, предприятий, общественных научных и научно-технических объединений, отдельных ученых и специалистов Республики Беларусь, а также создают необходимые правовые и экономические условия для установления ими равноправных отношений с зарубежными и международными субъектами научной и научно-технической деятельности.

Международное научно-техническое сотрудничество осуществляется путем:

выполнения совместных научных исследований и разработок, научно-технических программ на основе международных договоров, соглашений и контрактов;

проведения совместных исследований и разработок в международных коллективах специалистов, международных институтах, на совместных предприятиях и в организациях;

осуществления взаимного обмена научно-технической информацией, создания и использования объединенных межгосударственных информационных фондов и банков данных;

проведения международных конгрессов, конференций, симпозиумов и других научных совещаний;

взаимного обмена научными, научно-педагогическими и научно-техническими кадрами, студентами и аспирантами, а также совместной подготовки специалистов;

осуществления международного научно-технического сотрудничества в иных формах, не противоречащих законодательству.

Субъекты научной и научно-технической деятельности Республики Беларусь могут принимать участие в выполнении международных программ и проектов, заключать договоры, соглашения и контракты с иностранными и международными организациями, вступать в иностранные и международные научные сообщества, ассоциации и союзы в соответствии с законодательством.

 

 

Председатель Верховного Совета Республики Беларусь

С.Шушкевич