УТВЕРЖДАЮ

Министр образования
Республики Беларусь

И.В.Карпенко

31.08.2017

 

СОГЛАСОВАНО

Генеральный прокурор
Республики Беларусь

А.В.Конюк

30.08.2017

СОГЛАСОВАНО

Заместитель Председателя
Комитета государственного
контроля – директор Департамента
финансовых расследований

И.А.Маршалов

21.08.2017

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Следственного
комитета Республики Беларусь

И.Д.Носкевич

21.08.2017

СОГЛАСОВАНО

Министр юстиции
Республики Беларусь

О.Л.Слижевский

28.08.2017

 

 

СОГЛАСОВАНО

Министр внутренних дел
Республики Беларусь

И.В.Шуневич

21.08.2017

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель Министра
труда и социальной защиты
Республики Беларусь

А.В.Лобович

31.08.2017

 

 

СОГЛАСОВАНО

Ректор Академии
управления при Президенте
Республики Беларусь

М.Г.Жилинский

28.08.2017

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Республиканского совета ректоров
учреждений высшего образования

В.Н.Шимов

18.08.2017

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Республиканской
коллегии адвокатов

В.И.Чайчиц

30.08.2017

СОГЛАСОВАНО

Председатель Белорусской
нотариальной палаты

Н.В.Борисенко

21.08.2017

КОНЦЕПЦИЯ
развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 года

Концепция развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 года (далее – Концепция) определяет основные направления совершенствования юридического образования в условиях развивающейся политической и социально-экономической системы государства и прогнозирует возможности повышения его социальной эффективности.

Нормативную правовую базу настоящей Концепции составляют: Конституция Республики Беларусь; Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2003 г. № 863; Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, одобренная на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2015 г.; Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. № 466; Кодекс Республики Беларусь об образовании; Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. № 250; Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 31; Программа совершенствования научной сферы Республики Беларусь, утвержденная постановлением Национальной академии наук Беларуси и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 24 декабря 2013 г. № 5/25.

Концепция учитывает международные обязательства Республики Беларусь, закрепленные в международных соглашениях, в частности, цели Евразийской экономической интеграции: тенденции глобализации и их воздействие на национальные системы образования, усиление взаимозависимости и сближения правовых систем, конкуренции и сотрудничества между учреждениями образования.

Реализация Концепции рассчитана на среднесрочный период с 2018 по 2025 год.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственная политика в области подготовки юридических кадров направлена на создание условий по обеспечению эффективного функционирования и устойчивого развития национальной правовой системы.

Концепция содержит оценку текущего состояния и тенденций развития юридического образования, определяет систему приоритетов, направлений и организационный механизм дальнейшего совершенствования юридического образования в республике с учетом накопленного в данной сфере потенциала.

Реализация Концепции призвана обеспечить устранение имеющихся проблем и создание научно обоснованной системы подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых к профессиональной деятельности в условиях процесса глобализации, растущей в мире конкуренции, интенсивного экономического роста, инновационности базовых отраслей и новых производств, современных системах управления.

Концепция предусматривает меры по усилению научного, кадрового, нормативного, организационного и материально-технического обеспечения юридического образования.

Основные термины, используемые для целей настоящей Концепции, и их определения:

среднее специальное юридическое образование – среднее специальное образование, обеспечивающее специальную теоретическую и практическую подготовку специалиста со средним специальным образованием, завершающееся присвоением квалификации «Юрист» либо иной квалификации, основной частью которой является квалификация «Юрист»;

высшее юридическое образование – высшее юридическое образование I либо высшее юридическое образование II ступени;

высшее юридическое образование I ступени – высшее образование, обеспечивающее подготовку специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации «Юрист» либо иной квалификации, основной частью которой является квалификация «Юрист»;

высшее юридическое образование II ступени – высшее образование, обеспечивающее углубленную подготовку специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени «Магистр юридических наук», «Магистр права» либо иной степени, частью которой является степень «Магистр права»;

послевузовское юридическое образование – послевузовское юридическое образование I либо послевузовское юридическое образования II ступени;

послевузовское юридическое образование I ступени – послевузовское образование, обеспечивающее подготовку специалистов, обладающих навыками планирования и самостоятельного проведения научных исследований, глубокими теоретическими знаниями, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата юридических наук, с присвоением научной квалификации «Исследователь» в области юридических наук;

послевузовское юридическое образование II ступени – послевузовское образование, обеспечивающее подготовку специалистов, обладающих навыками организации научно-исследовательской работы по новому направлению научных исследований или в развитие существующих актуальных направлений научных исследований, аналитического обобщения результатов научной деятельности, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени доктора юридических наук;

дополнительное юридическое образование – дополнительное образование специалистов, занятых профессиональной юридической деятельностью, обеспечивающее их профессиональное совершенствование, освоение новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности, формирование профессиональных навыков, а также присвоение квалификации «Юрист», либо иной квалификации, основной частью которой является квалификация «Юрист», на уровне высшего образования;

юридические специальности – специальности среднего специального образования, высшего образования I ступени, переподготовки, по которым присваивается квалификация «Юрист», или иная квалификация, основной частью которой является квалификация «Юрист», а также специальности высшего образования II ступени, по которым присваивается степень «Магистр юридических наук» или «Магистр права» либо иной степени, частью которой является степень «Магистр права»;

юридическое клиническое образование – это практико-ориентированное обучение, направленное на формирование у студентов профессиональных компетенций правового информирования и консультирования;

результат образования – профессиональные компетенции, сформированные у выпускника соответствующего уровня образования, позволяющие ему оперативно, эффективно и качественно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с квалификационными требованиями, установленными к занимаемой должности.

Иные термины и их определения, применяемые в настоящей Концепции, употребляются в значениях, определенных Кодексом Республики Беларусь об образовании.

ГЛАВА 2
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система юридического образования представляет собой совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на формирование профессиональных юридических компетенций, а также достижение иных целей образования, определенных Кодексом Республики Беларусь об образовании.

Система юридического образования включает в себя:

профориентационную правовую подготовку в системе общего среднего образования;

систему мероприятий по повышению правовой грамотности и правовой культуры граждан;

юридическое образование, включающее подготовку юридических кадров на уровнях (ступенях) среднего специального, высшего и послевузовского образования, а также путем дополнительного образования взрослых при реализации образовательных программ переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование.

Компонентами системы юридического образования являются:

образовательные программы основного и дополнительного образования: среднего специального юридического образования, высшего юридического образования, послевузовского юридического образования, дополнительного юридического образования взрослых;

учреждения образования, реализующие образовательные программы среднего специального юридического образования, высшего юридического образования, послевузовского юридического образования, дополнительного юридического образования взрослых;

организации, реализующие образовательные программы послевузовского юридического образования;

иные организации и индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного юридического образования взрослых;

обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники организаций, реализующих образовательные программы юридического образования;

учебно-методическое объединение по гуманитарному образованию (научно-методический совет по группе специальностей «Право»);

учебно-методическое объединение по образованию в области управления;

организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики обучающимися, осваивающими образовательные программы юридического образования;

организации – заказчики юридических кадров;

государственные органы, участвующие в формировании государственного заказа на подготовку юридических кадров;

организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного юридического образования взрослых;

государственные органы и организации, обеспечивающие функционирование национальной системы юридического образования.

Функционирование национальной системы юридического образования и взаимодействие ее компонентов осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Общее среднее образование

Профориентационная правовая подготовка в системе общего среднего образования включает работу с учащимися старших классов общественно-гуманитарного профиля учреждений общего среднего образования, факультативные занятия для старшеклассников «Основы правовых знаний», встречи с заслуженными юристами, преподавателями юридических дисциплин учреждений образования, дни открытых дверей на юридических факультетах учреждений высшего образования и иные мероприятия, проводимые, как правило, при участии представителей учреждений среднего специального и высшего образования.

Среднее специальное образование

Образовательные программы среднего специального юридического образования реализуются учреждениями среднего специального образования (далее – УССО) на основе общего базового и общего среднего образования. Срок получения образования для очной формы обучения составляет 3 года (на основе общего базового образования) и 2 года (на основе общего среднего образования), а для заочной – 3 года (на основе общего среднего образования). Подготовка юридических кадров, получающих квалификацию «Юрист», осуществляется по специальности Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (далее – ОКРБ 011-2009) 2-24 01 02 «Правоведение».

Образовательные программы среднего специального юридического образования реализуются 16 УССО, из которых 9 УССО являются государственными (4 находятся в подчинении Министерства образования Республики Беларусь, 5 подчинены областным исполнительным комитетам) и 7 – частными.

Общее количество обучающихся по юридическим специальностям в 2016 году – более 3,8 тыс. человек. В государственных УССО среднее специальное юридическое образование получают 46 % учащихся, из них 40 % – в УССО, подчиненных областным исполнительным комитетам. За счет средств бюджета получают образование 27 % учащихся государственных УССО. В заочной форме образование получают 40 % учащихся, при этом в государственных УССО, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, количество учащихся, получающих образование в заочной форме, составляет 23 %, в УССО, подчиненных областным исполнительным комитетам, – 65 %, в частных УССО – 40 %. В двух УССО подготовка специалистов осуществляется преимущественно в заочной форме, а в одном УССО – исключительно в заочной форме.

В 2011 году выпуск по юридической специальности 2-24 01 02 «Правоведение» в УССО составил 1575 человек, в 2016 году – 1278 человек.

Высшее образование

Высшее юридическое образование включает две ступени подготовки юридических кадров: I ступень высшего образования и II ступень высшего образования (магистратура).

На I ступени высшего юридического образования реализуются два вида образовательных программ:

образовательная программа высшего юридического образования I ступени, обеспечивающая получение квалификации специалиста с высшим образованием;

образовательная программа высшего юридического образования I ступени, обеспечивающая получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированная с образовательными программами среднего специального юридического образования.

В настоящее время сроки обучения на I ступени составляют: 4 года – для очной формы получения образования и 5 лет – для заочной формы (для лиц, имеющих высшее образование по другой специальности, – от 3 до 3,5 года).

В 2013 году разработаны образовательные стандарты и типовые учебные планы (третьего поколения) для I ступени высшего юридического образования, в соответствии с которыми компонент учреждения высшего образования (далее – УВО) в циклах общепрофессиональных и специальных дисциплин увеличен до 40 %, что позволило обеспечить большую гибкость и вариативность учебных планов.

Получение высшего юридического образования I ступени возможно в рамках профилей образования Е «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства» (направления образования 24 «Право» и 26 «Управление») и Р «Службы безопасности» (направление образования 93 «Общественная безопасность») по следующим специальностям ОКРБ 011-2009:

1-24 01 01 «Международное право» (квалификация «Юрист-международник со знанием иностранных языков (с указанием языков общения)»);

1-24 01 02 «Правоведение» (квалификация «Юрист»);

1-24 01 03 «Экономическое право» (квалификация «Юрист со знанием экономики»);

1-26 01 02 «Государственное управление и право» (квалификация «Юрист»);

1-93 01 01 «Правовое обеспечение общественной безопасности» (квалификация «Юрист»);

1-93 01 03 «Правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности» (квалификация «Юрист»);

1-93 01 05 «Правовое обеспечение уголовно-исполнительной деятельности» (квалификация «Юрист»).

Образовательные программы I ступени высшего юридического образования реализуются 18 УВО, из которых 13 являются государственными (9 УВО находятся в подчинении Министерства образования Республики Беларусь, 2 УВО – Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 1 УВО – Администрации Президента Республики Беларусь, 1 УВО – Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь) и 5 – частными. Подготовку по специальностям 1-24 01 01 «Международное право», 1-24 01 02 «Правоведение» и 1-24 01 03 «Экономическое право» осуществляют государственные и частные УВО, а по специальностям 1-26 01 02 «Государственное управление и право», 1-93 01 01 «Правовое обеспечение общественной безопасности», 1-93 01 03 «Правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности», 1-93 01 04 «Правовое обеспечение экономической безопасности» и 1-93 01 05 «Правовое обеспечение уголовно-исполнительной деятельности» – только государственные УВО.

Подготовка юридических кадров осуществляется в рамках целевой подготовки для государственных органов на основании заключенных с ними договоров о взаимодействии на основании контрольных цифр приема, по государственному заказу в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, а также на платной основе.

Общее количество обучающихся по юридическим специальностям в 2016 году уменьшилось по сравнению с 2011 годом на 14,9 % и составило 27,15 тыс. человек. Из них более 91,5 % (24,84 тыс. человек) составляют студенты, получающие высшее образование по направлению образования 24 «Право». По направлению образования 26 «Управление» юридическое образование получают 1,85 тыс. человек (6,8 %) и по направлению образования 93 «Общественная безопасность» – 0,45 тыс. человек (1,7 %). Более 54,7 % студентов обучаются в заочной форме. При этом по направлению образования 24 «Право» в заочной форме получают образование 53,8 % студентов, по направлению образования 26 «Управление» – 75,6 %. В 5 УВО численность лиц, получающих высшее юридическое образование заочно, превышает 70 % от общего количества обучающихся. Всего же 12 УВО осуществляют подготовку юридических кадров преимущественно в заочной форме.

В 2011 году выпуск по указанным специальностям составил 6,88 тыс. человек, в 2016 году – 6,25 тыс. человек.

На II ступени высшего юридического образования (магистратуре) срок обучения составляет от 1 года до 2 лет. Подготовка магистров осуществляется в рамках профиля образования Е «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства» (направления образования 24 «Право» и 26 «Управление») ОКРБ 011-2009 по двум видам образовательных программ:

образовательная программа высшего юридического образования II ступени, формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающая получение степени «Магистр юридических наук» (специальности 1-24 80 01 «Юриспруденция» и 1-95 80 09 «Военное право»);

образовательная программа высшего юридического образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающая получение степени «Магистр права» (специальности 1-24 81 01 «Правовое обеспечение хозяйственной деятельности», 1-24 81 02 «Правовое обеспечение публичной власти», 1-24 81 03 «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности», 1-24 81 04 «Прокурорско-следственная деятельность», 1-24 81 05 «Правовое обеспечение альтернативных способов урегулирования конфликтов и споров») или степени «Магистр управления и права» (специальности 1-26 81 08 «Правовое регулирование управленческой деятельности в социальных и экономических системах» и 1-26 81 13 «Государственное управление в сфере правоохранительной деятельности»).

Образовательные программы магистратуры реализуются 13 УВО, из которых 10 являются государственными (7 УВО находятся в подчинении Министерства образования Республики Беларусь, 1 УВО – Администрации Президента Республики Беларусь, 1 УВО – Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 1 УВО – Министерства обороны Республики Беларусь) и 3 – частными.

Подготовку по специальностям 1-24 80 01 «Юриспруденция» и 1-26 81 08 «Правовое регулирование управленческой деятельности в социальных и экономических системах» осуществляют государственные и частные УВО, а по специальностям 1-24 81 01 «Правовое обеспечение хозяйственной деятельности», 1-24 81 02 «Правовое обеспечение публичной власти», 1-24 81 03 «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности», 1-24 81 04 «Прокурорско-следственная деятельность», 1-24 81 05 «Правовое обеспечение альтернативных способов урегулирования конфликтов и споров» и 1-26 81 13 «Государственное управление в сфере правоохранительной деятельности» – только государственные УВО.

Общее количество обучающихся в магистратуре по юридическим специальностям в 2016 году увеличилось по сравнению с 2011 годом на 273,8 % и составило 887 человек. Из них 63,5 % составляют магистранты, получающие образование по специальности 1-24 80 01 «Юриспруденция».

В заочной форме получают образование более 79 % магистрантов. В 6 УВО обучение в магистратуре осуществляется исключительно в заочной форме и в 1 УВО – в очной.

Подготовку по юридическим специальностям в УВО обеспечивают 36 докторов юридических наук и 366 кандидатов юридических наук, из которых 24 доктора юридических наук (66,7 %) и 69 кандидатов юридических наук (18,8 %) старше 60 лет.

23 доктора юридических наук (63,9 %) и 317 кандидатов юридических наук (86,6 %) работают в государственных УВО.

На 01.10.2016 в штатном расписании 10 УВО отсутствуют доктора юридических наук, в 7 УВО количество кандидатов юридических наук менее 5 человек:

 

Наименование УВО

Количество д. ю. н.

Количество к. ю. н.

Государственные УВО

Академия МВД Республики Беларусь

1

106

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

21

Барановичский государственный университет

2

Белорусская государственная сельскохозяйственная академия

1

Белорусский государственный университет

16

93

Белорусский государственный экономический университет

3

29

Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина

8

Витебский государственный университет имени П.М.Машерова

1

8

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

8

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

2

21

Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова

3

Могилевский институт МВД Республики Беларусь

6

Полоцкий государственный университет

8

Частные УВО

БИП – Институт правоведения

3

29

Международный гуманитарно-экономический институт

1

Международный университет «МИТСО»

8

15

Минский инновационный университет

1

3

Частный институт управления и предпринимательства

1

4

 

За период с 2011 по 2016 год в Республике Беларусь были успешно защищены 6 диссертаций на соискание ученой степени доктора юридических наук и более 100 диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

Послевузовское образование

Послевузовское юридическое образование включает две ступени. На I ступени реализуется образовательная программа аспирантуры (адъюнктуры), обеспечивающая получение научной квалификации «Исследователь», а на II – образовательная программа докторантуры.

Образовательные программы аспирантуры (адъюнктуры) реализуются в 9 организациях, из которых 5 являются государственными УВО (3 УВО находятся в подчинении Министерства образования Республики Беларусь, 1 УВО – Администрации Президента Республики Беларусь, 1 УВО – Министерства внутренних дел Республики Беларусь), 3 – частными УВО и 1 – научно-практическим учреждением, находящимся в подчинении Администрации Президента Республики Беларусь. Подготовка исследователей осуществляется по 14 специальностям Номенклатуры специальностей научных работников Республики Беларусь (постановление Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 8 июня 2009 г. № 4). Срок получения образования составляет до 3 лет для дневной формы, до 4 лет – для заочной формы и до 5 лет – для обучения в форме соискательства.

Образовательные программы докторантуры реализуются в 3 организациях, из которых 2 являются УВО (1 УВО находится в подчинении Министерства образования Республики Беларусь, 1 УВО – Министерства внутренних дел Республики Беларусь) и 1 – научно-практическим учреждением, находящимся в подчинении Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. Подготовка научных работников высшей квалификации осуществляется по 14 специальностям Номенклатуры специальностей научных работников Республики Беларусь. Срок получения образования составляет до 3 лет для дневной формы и до 5 лет – для обучения в форме соискательства.

Дополнительное образование взрослых

В Республике Беларусь реализуются следующие образовательные программы дополнительного образования взрослых:

переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, по юридическим специальностям;

повышение квалификации руководящих работников и специалистов по направлению образования 24 «Право» ОКРБ 011-2009;

стажировка руководящих работников и специалистов, занятых профессиональной юридической деятельностью;

специальная подготовка, необходимая для занятия отдельных должностей;

обучающие курсы в определенной сфере профессиональной юридической деятельности.

Переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, осуществляется по четырем специальностям ОКРБ 011-2009:

1-24 01 71 «Правоведение» (квалификация «Юрист»);

1-24 01 72 «Экономическое право» (квалификация «Юрист со знанием экономики»);

1-24 01 73 «Спортивное право» (квалификация «Юрист со знанием спортивного права»);

1-24 01 74 «Международное право» (квалификация «Юрист-международник»).

Переподготовка может осуществляться как в дневной, так и в заочной форме на базе имеющегося у слушателей высшего образования. Сроки обучения при этом составляют от 9 до 10 месяцев в очной (дневной) форме получения образования, от 18 до 21 месяца – в заочной.

Срок обучения по специальность 1-24 01 73 «Спортивное право» в заочной форме составляет 10 месяцев в связи с тем, что переподготовку по данной специальности могут проходить только лица, имеющие высшее образование по специальностям направления образования «Право».

Ведущим учреждением дополнительного образования взрослых в сфере образования по профилю образования Е «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства» и направлению образования 24 «Право» ОКРБ 011-2009 является учреждение образования «Институт переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета».

Основными проблемами юридического образования являются:

отсутствие эффективной системы прогнозирования потребности в юридических кадрах и планирования подготовки специалистов;

недостаточное обеспечение образовательного процесса высококвалифицированными преподавателями в отдельных учреждениях образования, старение кадрового состава преподавателей с учеными степенями и званиями;

низкая эффективность учебных и производственных практик;

формальный подход к формированию компетентностной модели подготовки специалиста-юриста;

отсутствие системности в определении структуры специальностей и квалификаций юридического образования на уровнях среднего специального, высшего и послевузовского образования;

несбалансированность распределения обучающихся по формам получения высшего юридического образования, преобладание заочной формы получения юридического образования в отдельных учреждениях образования;

наличие образовательных стандартов, учебных планов и программ подготовки, не ориентированных в полной мере на подготовку специалистов по вопросам новейших тенденций правового регулирования общественных отношений, информатизации правовой системы государства и использования государственных информационно-правовых ресурсов в юридической деятельности;

недостаточный уровень сотрудничества учреждений образования с заказчиками юридических кадров при формировании профессиональных компетенций выпускников, в том числе поступающих на службу в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы, суд;

осуществление подготовки юридических кадров на уровнях среднего специального и высшего образования в непрофильных учреждениях образования;

недостаточное обеспечение конкурентоспособности национальной системы юридического образования на различных уровнях;

отставание темпов содержательной эволюции юридического образования от общемировых требований и тенденций развития;

недостаточное финансирование приоритетных направлений развития юридической науки, в том числе за счет средств, полученных от внебюджетной деятельности, и другие.

Для разрешения отмеченных выше проблем развитие юридического образования должно осуществляться на основе научно обоснованной системы подготовки конкурентоспособных специалистов в сфере права, соответствующей современным государственным и международным стандартам, готовых на высоком профессиональном уровне решать задачи государственной правовой политики, осуществлять защиту прав и законных интересов граждан и организаций, общественных и государственных интересов.

ГЛАВА 3
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Целью Концепции является создание условий для повышения качества и эффективности подготовки юридических кадров, способных к профессиональной деятельности в условиях процесса глобализации и интенсивного экономического роста, для удовлетворения потребности в них органов государственной власти и управления, судов, органов прокуратуры и иных правоохранительных органов; максимальной эффективности использования на различных уровнях образования как научного и педагогического потенциала отечественной юридической школы, так и высокопрофессиональных специалистов, представителей заказчиков кадров.

Качество юридического образования понимается как мера соответствия результатов образования на конкретном уровне государственному и социальному заказу, учитывающему современные требования политических, экономических и иных общественных отношений. Эффективность юридического образования как показатель достижения конкретного результата в ходе образовательного процесса представляет собой зависимость между полученным результатом и затраченными на достижение данного результата усилиями.

Принципы государственной политики в сфере подготовки юридических кадров согласуются с принципами государственной политики в сфере образования, закрепленными в Кодексе Республики Беларусь об образовании. Дополнительно государственная политика в сфере подготовки юридических кадров базируется на принципах:

соблюдения баланса интересов личности, общества и государства, их взаимной ответственности;

комплексного подхода к решению задач подготовки юридических кадров;

разграничения полномочий государственных органов в решении задач подготовки юридических кадров;

осуществления государственного регулирования системы юридического образования с учетом потребностей общества и государства в профессиональных юридических знаниях;

единства и взаимосвязи уровней подготовки юридических кадров, их последовательности, системности и комплексного определения необходимых квалификационных требований к уровню подготовки в УВО юридических кадров для поступления на службу в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы, суд;

сочетания теоретических знаний и практических навыков в профессиональной подготовке юридических кадров, в том числе для органов прокуратуры, иных правоохранительных органов, суда;

оперативности и своевременности принятия мер по совершенствованию подготовки юридических кадров;

использования в подготовке юридических кадров полной, достоверной и актуальной правовой информации;

интеграции в мировое юридическое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций национальной системы юридического образования.

Современными тенденциями развития юридического образования в Республике Беларусь являются:

многоуровневость и ступенчатость образования;

специализация и фундаментализация содержания образовательных программ;

переход к междисциплинарному обучению;

гибкость и вариативность учебно-программной документации образовательных программ;

информатизация юридического образования и усиление роли информационно-коммуникационных технологий в обеспечении процесса образования;

индивидуализация форм и методов обучения;

увеличение объема самостоятельной работы обучающихся;

усиление практической направленности;

интернационализация образования.

Для достижения цели Концепции необходимо решение следующих задач:

определение основных направлений дальнейшего развития системы юридического образования в соответствии с современными мировыми тенденциями в сфере образовательных услуг на основе анализа и оценки состояния юридического образования в Республике Беларусь;

разработка комплекса мероприятий по нормативному правовому, кадровому, учебно-методическому и научному обеспечению необходимых преобразований в системе юридического образования;

активизация взаимодействия УВО с организациями – заказчиками юридических кадров, в том числе судом, органами прокуратуры, и формирование долгосрочных взаимовыгодных отношений;

повышение правовой грамотности и правовой культуры граждан;

совершенствование подходов к организации образовательного процесса при подготовке юридических кадров с участием организаций – заказчиков юридических кадров;

повышение уровня информатизации процессов юридического образования, соответствующего современному состоянию и тенденциям развития информатизации государства и правовой системы, на основе использования государственных информационно-правовых ресурсов;

формирование профессиональных компетенций специалистов, наиболее полно соответствующих интересам государства и потребностям рынка труда, их способности и готовности к решению задач высокой степени сложности и ответственности, постоянному самообразованию и профессиональному росту;

проведение регулярных мониторингов качества образовательного процесса при подготовке юридических кадров, в том числе с привлечением к этой деятельности организаций – заказчиков юридических кадров;

формирование высокого социально-нравственного профессионального облика юриста, обладающего гражданской зрелостью, правовой и политической культурой;

воспитание у обучающихся патриотизма, уважения к общечеловеческим фундаментальным ценностям и этическим нормам.

ГЛАВА 4
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В целях решения обозначенных в настоящей Концепции задач система юридического образования в Республике Беларусь будет развиваться по следующим основным направлениям.

4.1. Улучшение системы подготовки юридических кадров, ориентированной на рынок труда:

разработка образовательных стандартов по юридическим специальностям поколения 3+, обеспечение их преемственности, в том числе учебных планов и учебных программ с ориентацией на усиление практической подготовки юридических кадров;

совершенствование системы прогнозирования и планирования подготовки юридических кадров: обеспечение сбалансированности распределения обучающихся по направлениям образования, специальностям и формам получения образования;

оптимизация с учетом потребности в квалифицированных юридических кадрах количества учреждений образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, и контрольных цифр приема (цифр приема) на юридические специальности;

обеспечение соответствия уровня профессионального юридического образования требованиям, предъявляемым нормативными правовыми актами, к судьям, прокурорским работникам, сотрудникам иных правоохранительных органов с учетом особенностей их профессиональной деятельности;

усиление практической направленности знаний, получаемых в процессе подготовки юридических кадров;

обеспечение прохождения производственной практики обучающимися на договорной основе, в том числе в суде, органах прокуратуры, других правоохранительных органах;

развитие сотрудничества с зарубежными учреждениями образования, осуществляющими подготовку юридических кадров;

содействие в организации и проведении регулярных научно-практических конференций и иных мероприятий (круглые столы, семинары, рабочие встречи) по актуальным проблемам правоприменения, совершенствования законодательства;

организация более углубленного (факультативного) изучения обучающимися в УВО, желающими поступить на службу в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы, суд профильных дисциплин и дисциплин, знакомящих со спецификой деятельности указанных органов;

сокращение подготовки юридических кадров на уровне среднего специального и высшего образования в непрофильных учреждениях образования;

обеспечение системности в определении структуры специальностей и квалификаций на уровнях среднего специального, высшего и послевузовского образования;

совершенствование системы целевой подготовки юридических кадров, а также по государственному заказу;

дальнейшее развитие системы непрерывного юридического образования путем совершенствования профориентационной работы в системе общего среднего образования, обеспечения единства уровней основного юридического образования и дополнительного юридического образования взрослых;

создание широких возможностей для научно ориентированного юридического образования и дополнительного образования взрослых в сфере права;

своевременное обновление квалификационных требований к должностям служащих и содержанию специальностей с учетом дифференциации профессиональных компетенций, формируемых на различных уровнях и ступенях юридического образования, в том числе определение перечня должностей, для замещения которых необходимо иметь магистерскую степень по юридическим специальностям;

разработка на основе потребностей заказчиков образовательной программы магистратуры по юридическим специальностям со сроком обучения 1 год в рамках непрерывной профессиональной подготовки юридических кадров для освоения смежных областей права;

оптимизация соотношения количества обучающихся в очной и заочной формах получения образования в УССО и УВО, в том числе частной формы собственности;

обеспечение анализа и мониторинга качества подготовки юридических кадров, в том числе с участием организаций – заказчиков юридических кадров;

совершенствование нормативного регулирования деятельности юридических клиник с учетом национального и зарубежного опыта;

наличие юридических клиник на юридических факультетах учреждений высшего образования обеспечивает комплексный практико-ориентированный подход при подготовке юридических кадров. В традиционно сложившуюся систему юридического образования привносятся инновационные элементы, способствующие повышению качества подготовки грамотных и социально ориентированных юридических кадров. Юридические клиники призваны содействовать повышению правовой культуры и правового сознания населения, обеспечивать доступ к правовой помощи малообеспеченным и социально незащищенным слоям населения;

подготовка предложений по включению новых специальностей в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации».

4.2. Изменение подходов к стандартизации юридического образования на различных уровнях и ступенях образования:

согласованная разработка образовательных стандартов и учебно-программной документации образовательных программ на различных уровнях и ступенях юридического образования в целях обеспечения единства образовательного процесса и непрерывности юридического образования;

содержательное обновление образовательных стандартов и учебно-программной документации образовательных программ по юридическим специальностям с учетом новейших тенденций правового регулирования общественных отношений (работа с государственными информационно-правовыми ресурсами, интеграционные процессы и рост трансграничных взаимодействий, экологизация, развитие альтернативных способов разрешения и урегулирования социальных и правовых конфликтов, использование современных информационных технологий, развитие новых комплексных отраслей права и междисциплинарных направлений правовой теории и практики и др.);

разработка и широкое применение интегрированных программ подготовки специалистов при кооперации учреждений образования (научных организаций), осуществляющих подготовку юридических кадров.

4.3. Улучшение кадрового обеспечения учреждений образования, осуществляющих подготовку юридических кадров:

выполнение требований по укомплектованности кафедр учреждений образования, осуществляющих подготовку кадров по юридическим специальностям, соответствующим профессорско-преподавательским составом;

совершенствование системы стимулирования участия преподавателей в разработке и внедрении в образовательный процесс компетентностно-ориентированных учебно-методических комплексов, инновационных образовательных технологий, адекватных компетентностному подходу;

совершенствование системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и прохождения обязательных практических стажировок в государственных органах, в том числе суде, органах прокураты, и иных организациях страны и за рубежом;

совершенствование системы нормирования и тарификации нагрузки профессорско-преподавательского состава;

привлечение к преподавательской работе и учебе в аспирантуре (адъюнктуре) талантливой молодежи, выпускников, лауреатов и стипендиатов специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, победителей международных и республиканских олимпиад и конкурсов по юридическим дисциплинам;

привлечение сотрудников государственных органов и организаций к участию в образовательном процессе учреждений образования по вопросам формирования практических навыков осуществления юридической деятельности, использования информационных технологий и государственных информационно-правовых ресурсов в юридической деятельности, руководству учебной и производственной практикой, курсовыми и дипломными работами;

привлечение к образовательному процессу при подготовке юридических кадров опытных юристов-практиков, в том числе Верховного Суда, Генеральной прокуратуры и других.

4.4. Повышение качества образовательного процесса:

повышение качества подготовки специалистов на основе компетентностного подхода, обеспечение оптимального сочетания теоретических знаний и практической направленности подготовки юридических кадров (углубление связей учреждений образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, с органами государственной власти и управления, министерствами и ведомствами, судами, органами прокуратуры, иными правоохранительными органами, их научно-исследовательскими и научно-практическими центрами с целью овладения обучающимися навыками будущей профессии);

расширение использования современных технологий образовательного процесса, форм и методов учебной, научно-исследовательской, идеологической и воспитательной работы с обучающимися по юридическим специальностям (внедрение и развитие дистанционных форм обучения на различных уровнях и ступенях юридического образования; дальнейшее развитие и совершенствование системы юридического клинического образования и олимпиадного движения);

развитие сетевой и кооперативной форм взаимодействия учреждений образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, в целях обеспечения территориальной доступности образовательных услуг при одновременном соблюдении стандартов высокого качества юридического образования (активизация сотрудничества между факультетами и кафедрами юридического профиля путем подготовки и проведения совместных учебно-методических мероприятий; создание научно-методических объединений «родственных» кафедр);

формирование комплексной оценки результатов обучения, совмещающей оценку базовых знаний в определенной области, способности к анализу, применению знаний на практике, генерированию новых идей;

совершенствование систем и средств оценивания уровня компетенций обучающегося (диагностирование);

усиление фундаментальности и практической значимости научных исследований в области права (с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь);

создание условий (материально-технических, финансовых и пр.) для повышения эффективности учебной, учебно-методической, научно-методической, научно-исследовательской, идеологической и воспитательной работы профессорско-преподавательского состава;

применение практики проведения независимой оценки качества подготовки юридических кадров в учреждениях среднего специального и высшего образования республики (контрольных срезов, аттестации едиными комиссиями, создаваемыми Министерством образования из числа ведущих практиков-юристов, заказчиков кадров, представителей профессорско-преподавательского состава ведущих УВО, и др.);

разработка для соответствующего уровня юридического образования перечня и объема обязательных учебных дисциплин, охватывающих все основные отрасли права Республики Беларусь, с участием организаций – заказчиков юридических кадров, в том числе обеспечивающих системное рассмотрение вопросов информатизации правовой системы и формирование навыков использования государственных информационно-правовых ресурсов в различных видах юридической деятельности;

развитие новых образовательных технологий, основанных на информационной трансформации образовательной среды, создание отрытых образовательных ресурсов, применение облачных технологий, применение инновационных форм и методов обучения (Skype-лекции; партнерские занятия с привлечением ведущих практических работников; off-line и on-line занятия);

ежегодное проведение в учреждениях, осуществляющих подготовку кадров по юридическим специальностям, научно-методических мероприятий по совершенствованию качества юридического образования с привлечением представителей заказчиков юридических кадров;

разработка предложений по содержанию учебных планов, примерным тематикам курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций с привлечением представителей заказчиков юридических кадров для обеспечения прикладного характера студенческих научно-исследовательских работ;

внедрение форм аттестации, позволяющих на основании результатов обучения оценивать сформированность профессиональных компетенций обучающихся;

развитие системы подготовки кадров по юридическим специальностям на иностранных языках при реализации образовательной программы магистратуры, образовательной программы аспирантуры;

организация в учреждениях образования, осуществляющих подготовку кадров по юридическим специальностям, поддерживающих курсов иностранного языка (профессиональная лексика) для преподавательского состава;

постоянное взаимодействие с заинтересованными государственными органами, заказчиками кадров по отбору студентов для последующей работы в их структуре после распределения и направления на работу;

расширение целевой подготовки юридических кадров для государственных органов на основании заключенных с ними договоров о взаимодействии, а также по государственному заказу;

разработка приоритетных направлений научных исследований в области права до 2025 года и обеспечение их финансирования;

внедрение и расширение практики подготовки юристов для юридических лиц на основе договоров о взаимодействии по подготовке специалистов на платной основе.

4.5. Интеграция системы юридического образования в международное образовательное пространство:

разработка образовательных программ по юридическим специальностям на основе модульного принципа в целях обеспечения участия Республики Беларусь в интеграционных процессах, в том числе совместно с учреждениями образования из стран-партнеров, и повышения конкурентоспособности национальной системы юридического образования на различных уровнях;

разработка и реализация совместных образовательных программ высшего образования по юридическим специальностям с зарубежными партнерами;

развитие мобильности обучающихся, преподавателей, исследователей и административных работников учреждений образования с целью повышения своей профессиональной квалификации, проведения исследований, стажировок как важнейшей составляющей обеспечения высокого качества образовательного процесса;

внедрение новых механизмов и критериев обеспечения качества юридического образования (общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ по юридическим специальностям) в тесном взаимодействии и сотрудничестве учреждений образования и заказчиков юридических кадров;

разработка отраслевой рамки квалификаций в сфере юриспруденции, соответствующей Национальной системе квалификаций, профессионального стандарта юриста.

4.6. Совершенствование финансирования юридического образования:

обеспечение финансирования приоритетных направлений развития юридической науки;

обеспечение финансирования разработки и издания новых учебных изданий;

совершенствование оплаты научного руководства подготовки кандидатских и докторских работ за счет средств, поступивших от платных образовательных услуг;

обеспечение учреждениями образования целевого использования бюджетного финансирования юридического образования, а также средств, полученных от платных образовательных услуг при подготовке по специальностям юридического профиля, других платных услуг в области правового регулирования, на оплату труда лиц, работающих на этих факультетах, научных исследований в области права, развитие материально-технической, учебно-методической базы структурных подразделений, ведущих подготовку специалистов по юридическим специальностям, и академической мобильности профессорско-преподавательского состава.

ГЛАВА 5
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ

Реализация настоящей Концепции возлагается на Министерство образования Республики Беларусь, иные заинтересованные государственные органы и организации, учреждения образования, осуществляющие подготовку юридических кадров в рамках установленных полномочий.

5.1. Механизм реализации Концепции

В качестве механизма реализации Концепции предлагаются План мероприятий по реализации Концепции развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 года, программы взаимодействия заинтересованных по внедрению основных направлений Концепции, которые ежегодно будут уточняться.

Учитывая, что подходы к совершенствованию юридического образования должны коррелировать с подходами по совершенствованию всей системы образования, прорабатываемыми в настоящее время в рамках работы над проектом закона Республики Беларусь, предусматривающим внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании, после принятия названного закона, в случае необходимости, будет осуществлена соответствующая корректировка Концепции.

5.2. Планируемые результаты реализации Концепции

5.2.1. Обновление целей и содержания непрерывного юридического образования с учетом социально и экономически обусловленных требований к профессиональной компетентности юристов.

Планируемые результаты:

цель юридического образования – формирование современного юриста, обладающего актуальными новыми компетенциями;

профессиональный стандарт юриста, включающий социально обусловленные новые компетенции и определяющий образовательные стандарты и компетентностные модели на всех уровнях непрерывного юридического образования;

новые образовательные стандарты юридического образования и обновленная учебно-программная документация;

новое научно-методическое обеспечение образовательных стандартов.

5.2.2. Модернизация форм, методов, технологий образовательного процесса на основе стратегий проблемно-исследовательского, активного, практико-ориентированного обучения.

Планируемые результаты:

реализация стратегий проблемно-исследовательского, активного, практико-ориентированного обучения;

внедрение кредитно-модульной системы организации учебного процесса;

увеличение доли самостоятельной работы, исследовательской и инновационной деятельности студентов с использованием интерактивных форм;

практико-ориентированный характер юридической практики, включение студентов в клиническую деятельность;

развитая сеть филиалов кафедр, экспериментальных и инновационных площадок;

открытое образовательное пространство на основе информационно-коммуникационных технологий.

5.2.3. Совершенствование подготовки научных работников высшей квалификации с учетом проблем современной юриспруденции, принципов непрерывности и преемственности.

Планируемые результаты:

обеспечение непрерывного цикла подготовки научных работников: среднее специальное образование – высшее образование I ступени – магистратура – аспирантура – докторантура;

увеличение приема в магистратуру и аспирантуру лучших выпускников;

развитие научных школ по различным направлениям юридической науки;

разработка проблемного поля и приоритетной тематики исследований в области права;

увеличение количества защит кандидатских и докторских диссертаций в срок обучения;

расширение спектра научных лабораторий, экспериментальных и инновационных площадок.

5.2.4. Совершенствование ресурсного обеспечения системы непрерывного юридического образования в условиях информационного общества.

Планируемые результаты:

научно- и учебно-методическое обеспечение реализации образовательных стандартов, базирующихся на профессиональном стандарте юриста;

информационное обеспечение непрерывного профессионального юридического образования с ориентацией на развитие телекоммуникационных систем в образовательном процессе;

наличие сети инновационных и экспериментальных площадок на базе практик, создающих среду опережающего профессионально-личностного развития;

развитая материально-техническая и учебно-лабораторная база учреждений непрерывного юридического образования;

наличие многоканальных механизмов привлечения внебюджетных средств.

5.3. Показатели социально-экономической эффективности Концепции

5.3.1. Оптимальная инфраструктура системы непрерывного юридического образования.

5.3.2. Профессиональный стандарт юриста и образовательные стандарты нового поколения, обеспечивающие качественно новый уровень профессионализма юриста.

5.3.3. Система инновационных образовательных технологий, обеспечивающая информационно-образовательную среду опережающего профессионального развития юриста.

5.3.4. Удовлетворенность работодателей и общественности уровнем компетентности специалистов в области права.

5.3.5. Высокий международный рейтинг национальной системы непрерывного юридического образования.

5.3.6. Высокий рейтинг учреждений высшего образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, в международных базах научного цитирования.

5.3.7. Высокое качество кадрового состава национальной системы непрерывного юридического образования, увеличение докторов наук.

5.3.8. Расширение перечня взаимовыгодных научно-образовательных связей с зарубежными партнерами.

5.3.9. Сокращение времени профессиональной адаптации выпускников на рабочем месте.

5.3.10. Более совершенная система карьерного роста юристов.

5.3.11. Конкурентоспособная научно-образовательная продукция, ориентированная на коммерческий эффект.

Реализация Концепции привлечения дополнительных средств республиканского бюджета не предусматривает.