|
УТВЕРЖДАЮ Министр образования И.В.Карпенко 31.08.2017 |
СОГЛАСОВАНО Генеральный прокурор А.В.Конюк 30.08.2017 |
СОГЛАСОВАНО Заместитель Председателя И.А.Маршалов 21.08.2017 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель Следственного И.Д.Носкевич 21.08.2017 |
СОГЛАСОВАНО Министр юстиции О.Л.Слижевский 28.08.2017 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Министр внутренних дел И.В.Шуневич 21.08.2017 |
СОГЛАСОВАНО Первый заместитель Министра А.В.Лобович 31.08.2017 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Ректор Академии М.Г.Жилинский 28.08.2017 |
СОГЛАСОВАНО Председатель В.Н.Шимов 18.08.2017 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель Республиканской В.И.Чайчиц 30.08.2017 |
СОГЛАСОВАНО Председатель Белорусской Н.В.Борисенко 21.08.2017 |
КОНЦЕПЦИЯ
развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 года
Концепция развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 года (далее – Концепция) определяет основные направления совершенствования юридического образования в условиях развивающейся политической и социально-экономической системы государства и прогнозирует возможности повышения его социальной эффективности.
Нормативную правовую базу настоящей Концепции составляют: Конституция Республики Беларусь; Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2003 г. № 863; Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, одобренная на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2015 г.; Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. № 466; Кодекс Республики Беларусь об образовании; Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. № 250; Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 31; Программа совершенствования научной сферы Республики Беларусь, утвержденная постановлением Национальной академии наук Беларуси и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 24 декабря 2013 г. № 5/25.
Концепция учитывает международные обязательства Республики Беларусь, закрепленные в международных соглашениях, в частности, цели Евразийской экономической интеграции: тенденции глобализации и их воздействие на национальные системы образования, усиление взаимозависимости и сближения правовых систем, конкуренции и сотрудничества между учреждениями образования.
Реализация Концепции рассчитана на среднесрочный период с 2018 по 2025 год.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственная политика в области подготовки юридических кадров направлена на создание условий по обеспечению эффективного функционирования и устойчивого развития национальной правовой системы.
Концепция содержит оценку текущего состояния и тенденций развития юридического образования, определяет систему приоритетов, направлений и организационный механизм дальнейшего совершенствования юридического образования в республике с учетом накопленного в данной сфере потенциала.
Реализация Концепции призвана обеспечить устранение имеющихся проблем и создание научно обоснованной системы подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых к профессиональной деятельности в условиях процесса глобализации, растущей в мире конкуренции, интенсивного экономического роста, инновационности базовых отраслей и новых производств, современных системах управления.
Концепция предусматривает меры по усилению научного, кадрового, нормативного, организационного и материально-технического обеспечения юридического образования.
Основные термины, используемые для целей настоящей Концепции, и их определения:
среднее специальное юридическое образование – среднее специальное образование, обеспечивающее специальную теоретическую и практическую подготовку специалиста со средним специальным образованием, завершающееся присвоением квалификации «Юрист» либо иной квалификации, основной частью которой является квалификация «Юрист»;
высшее юридическое образование – высшее юридическое образование I либо высшее юридическое образование II ступени;
высшее юридическое образование I ступени – высшее образование, обеспечивающее подготовку специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации «Юрист» либо иной квалификации, основной частью которой является квалификация «Юрист»;
высшее юридическое образование II ступени – высшее образование, обеспечивающее углубленную подготовку специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени «Магистр юридических наук», «Магистр права» либо иной степени, частью которой является степень «Магистр права»;
послевузовское юридическое образование – послевузовское юридическое образование I либо послевузовское юридическое образования II ступени;
послевузовское юридическое образование I ступени – послевузовское образование, обеспечивающее подготовку специалистов, обладающих навыками планирования и самостоятельного проведения научных исследований, глубокими теоретическими знаниями, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата юридических наук, с присвоением научной квалификации «Исследователь» в области юридических наук;
послевузовское юридическое образование II ступени – послевузовское образование, обеспечивающее подготовку специалистов, обладающих навыками организации научно-исследовательской работы по новому направлению научных исследований или в развитие существующих актуальных направлений научных исследований, аналитического обобщения результатов научной деятельности, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени доктора юридических наук;
дополнительное юридическое образование – дополнительное образование специалистов, занятых профессиональной юридической деятельностью, обеспечивающее их профессиональное совершенствование, освоение новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности, формирование профессиональных навыков, а также присвоение квалификации «Юрист», либо иной квалификации, основной частью которой является квалификация «Юрист», на уровне высшего образования;
юридические специальности – специальности среднего специального образования, высшего образования I ступени, переподготовки, по которым присваивается квалификация «Юрист», или иная квалификация, основной частью которой является квалификация «Юрист», а также специальности высшего образования II ступени, по которым присваивается степень «Магистр юридических наук» или «Магистр права» либо иной степени, частью которой является степень «Магистр права»;
юридическое клиническое образование – это практико-ориентированное обучение, направленное на формирование у студентов профессиональных компетенций правового информирования и консультирования;
результат образования – профессиональные компетенции, сформированные у выпускника соответствующего уровня образования, позволяющие ему оперативно, эффективно и качественно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с квалификационными требованиями, установленными к занимаемой должности.
Иные термины и их определения, применяемые в настоящей Концепции, употребляются в значениях, определенных Кодексом Республики Беларусь об образовании.
ГЛАВА 2
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Система юридического образования представляет собой совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на формирование профессиональных юридических компетенций, а также достижение иных целей образования, определенных Кодексом Республики Беларусь об образовании.
Система юридического образования включает в себя:
профориентационную правовую подготовку в системе общего среднего образования;
систему мероприятий по повышению правовой грамотности и правовой культуры граждан;
юридическое образование, включающее подготовку юридических кадров на уровнях (ступенях) среднего специального, высшего и послевузовского образования, а также путем дополнительного образования взрослых при реализации образовательных программ переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование.
Компонентами системы юридического образования являются:
образовательные программы основного и дополнительного образования: среднего специального юридического образования, высшего юридического образования, послевузовского юридического образования, дополнительного юридического образования взрослых;
учреждения образования, реализующие образовательные программы среднего специального юридического образования, высшего юридического образования, послевузовского юридического образования, дополнительного юридического образования взрослых;
организации, реализующие образовательные программы послевузовского юридического образования;
иные организации и индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного юридического образования взрослых;
обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники организаций, реализующих образовательные программы юридического образования;
учебно-методическое объединение по гуманитарному образованию (научно-методический совет по группе специальностей «Право»);
учебно-методическое объединение по образованию в области управления;
организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики обучающимися, осваивающими образовательные программы юридического образования;
организации – заказчики юридических кадров;
государственные органы, участвующие в формировании государственного заказа на подготовку юридических кадров;
организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного юридического образования взрослых;
государственные органы и организации, обеспечивающие функционирование национальной системы юридического образования.
Функционирование национальной системы юридического образования и взаимодействие ее компонентов осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Общее среднее образование
Профориентационная правовая подготовка в системе общего среднего образования включает работу с учащимися старших классов общественно-гуманитарного профиля учреждений общего среднего образования, факультативные занятия для старшеклассников «Основы правовых знаний», встречи с заслуженными юристами, преподавателями юридических дисциплин учреждений образования, дни открытых дверей на юридических факультетах учреждений высшего образования и иные мероприятия, проводимые, как правило, при участии представителей учреждений среднего специального и высшего образования.
Среднее специальное образование
Образовательные программы среднего специального юридического образования реализуются учреждениями среднего специального образования (далее – УССО) на основе общего базового и общего среднего образования. Срок получения образования для очной формы обучения составляет 3 года (на основе общего базового образования) и 2 года (на основе общего среднего образования), а для заочной – 3 года (на основе общего среднего образования). Подготовка юридических кадров, получающих квалификацию «Юрист», осуществляется по специальности Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (далее – ОКРБ 011-2009) 2-24 01 02 «Правоведение».
Образовательные программы среднего специального юридического образования реализуются 16 УССО, из которых 9 УССО являются государственными (4 находятся в подчинении Министерства образования Республики Беларусь, 5 подчинены областным исполнительным комитетам) и 7 – частными.
Общее количество обучающихся по юридическим специальностям в 2016 году – более 3,8 тыс. человек. В государственных УССО среднее специальное юридическое образование получают 46 % учащихся, из них 40 % – в УССО, подчиненных областным исполнительным комитетам. За счет средств бюджета получают образование 27 % учащихся государственных УССО. В заочной форме образование получают 40 % учащихся, при этом в государственных УССО, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, количество учащихся, получающих образование в заочной форме, составляет 23 %, в УССО, подчиненных областным исполнительным комитетам, – 65 %, в частных УССО – 40 %. В двух УССО подготовка специалистов осуществляется преимущественно в заочной форме, а в одном УССО – исключительно в заочной форме.
В 2011 году выпуск по юридической специальности 2-24 01 02 «Правоведение» в УССО составил 1575 человек, в 2016 году – 1278 человек.
Высшее образование
Высшее юридическое образование включает две ступени подготовки юридических кадров: I ступень высшего образования и II ступень высшего образования (магистратура).
На I ступени высшего юридического образования реализуются два вида образовательных программ:
образовательная программа высшего юридического образования I ступени, обеспечивающая получение квалификации специалиста с высшим образованием;
образовательная программа высшего юридического образования I ступени, обеспечивающая получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированная с образовательными программами среднего специального юридического образования.
В настоящее время сроки обучения на I ступени составляют: 4 года – для очной формы получения образования и 5 лет – для заочной формы (для лиц, имеющих высшее образование по другой специальности, – от 3 до 3,5 года).
В 2013 году разработаны образовательные стандарты и типовые учебные планы (третьего поколения) для I ступени высшего юридического образования, в соответствии с которыми компонент учреждения высшего образования (далее – УВО) в циклах общепрофессиональных и специальных дисциплин увеличен до 40 %, что позволило обеспечить большую гибкость и вариативность учебных планов.
Получение высшего юридического образования I ступени возможно в рамках профилей образования Е «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства» (направления образования 24 «Право» и 26 «Управление») и Р «Службы безопасности» (направление образования 93 «Общественная безопасность») по следующим специальностям ОКРБ 011-2009:
1-24 01 01 «Международное право» (квалификация «Юрист-международник со знанием иностранных языков (с указанием языков общения)»);
1-24 01 02 «Правоведение» (квалификация «Юрист»);
1-24 01 03 «Экономическое право» (квалификация «Юрист со знанием экономики»);
1-26 01 02 «Государственное управление и право» (квалификация «Юрист»);
1-93 01 01 «Правовое обеспечение общественной безопасности» (квалификация «Юрист»);
1-93 01 03 «Правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности» (квалификация «Юрист»);
1-93 01 05 «Правовое обеспечение уголовно-исполнительной деятельности» (квалификация «Юрист»).
Образовательные программы I ступени высшего юридического образования реализуются 18 УВО, из которых 13 являются государственными (9 УВО находятся в подчинении Министерства образования Республики Беларусь, 2 УВО – Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 1 УВО – Администрации Президента Республики Беларусь, 1 УВО – Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь) и 5 – частными. Подготовку по специальностям 1-24 01 01 «Международное право», 1-24 01 02 «Правоведение» и 1-24 01 03 «Экономическое право» осуществляют государственные и частные УВО, а по специальностям 1-26 01 02 «Государственное управление и право», 1-93 01 01 «Правовое обеспечение общественной безопасности», 1-93 01 03 «Правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности», 1-93 01 04 «Правовое обеспечение экономической безопасности» и 1-93 01 05 «Правовое обеспечение уголовно-исполнительной деятельности» – только государственные УВО.
Подготовка юридических кадров осуществляется в рамках целевой подготовки для государственных органов на основании заключенных с ними договоров о взаимодействии на основании контрольных цифр приема, по государственному заказу в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, а также на платной основе.
Общее количество обучающихся по юридическим специальностям в 2016 году уменьшилось по сравнению с 2011 годом на 14,9 % и составило 27,15 тыс. человек. Из них более 91,5 % (24,84 тыс. человек) составляют студенты, получающие высшее образование по направлению образования 24 «Право». По направлению образования 26 «Управление» юридическое образование получают 1,85 тыс. человек (6,8 %) и по направлению образования 93 «Общественная безопасность» – 0,45 тыс. человек (1,7 %). Более 54,7 % студентов обучаются в заочной форме. При этом по направлению образования 24 «Право» в заочной форме получают образование 53,8 % студентов, по направлению образования 26 «Управление» – 75,6 %. В 5 УВО численность лиц, получающих высшее юридическое образование заочно, превышает 70 % от общего количества обучающихся. Всего же 12 УВО осуществляют подготовку юридических кадров преимущественно в заочной форме.
В 2011 году выпуск по указанным специальностям составил 6,88 тыс. человек, в 2016 году – 6,25 тыс. человек.
На II ступени высшего юридического образования (магистратуре) срок обучения составляет от 1 года до 2 лет. Подготовка магистров осуществляется в рамках профиля образования Е «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства» (направления образования 24 «Право» и 26 «Управление») ОКРБ 011-2009 по двум видам образовательных программ:
образовательная программа высшего юридического образования II ступени, формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающая получение степени «Магистр юридических наук» (специальности 1-24 80 01 «Юриспруденция» и 1-95 80 09 «Военное право»);
образовательная программа высшего юридического образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающая получение степени «Магистр права» (специальности 1-24 81 01 «Правовое обеспечение хозяйственной деятельности», 1-24 81 02 «Правовое обеспечение публичной власти», 1-24 81 03 «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности», 1-24 81 04 «Прокурорско-следственная деятельность», 1-24 81 05 «Правовое обеспечение альтернативных способов урегулирования конфликтов и споров») или степени «Магистр управления и права» (специальности 1-26 81 08 «Правовое регулирование управленческой деятельности в социальных и экономических системах» и 1-26 81 13 «Государственное управление в сфере правоохранительной деятельности»).
Образовательные программы магистратуры реализуются 13 УВО, из которых 10 являются государственными (7 УВО находятся в подчинении Министерства образования Республики Беларусь, 1 УВО – Администрации Президента Республики Беларусь, 1 УВО – Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 1 УВО – Министерства обороны Республики Беларусь) и 3 – частными.
Подготовку по специальностям 1-24 80 01 «Юриспруденция» и 1-26 81 08 «Правовое регулирование управленческой деятельности в социальных и экономических системах» осуществляют государственные и частные УВО, а по специальностям 1-24 81 01 «Правовое обеспечение хозяйственной деятельности», 1-24 81 02 «Правовое обеспечение публичной власти», 1-24 81 03 «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности», 1-24 81 04 «Прокурорско-следственная деятельность», 1-24 81 05 «Правовое обеспечение альтернативных способов урегулирования конфликтов и споров» и 1-26 81 13 «Государственное управление в сфере правоохранительной деятельности» – только государственные УВО.
Общее количество обучающихся в магистратуре по юридическим специальностям в 2016 году увеличилось по сравнению с 2011 годом на 273,8 % и составило 887 человек. Из них 63,5 % составляют магистранты, получающие образование по специальности 1-24 80 01 «Юриспруденция».
В заочной форме получают образование более 79 % магистрантов. В 6 УВО обучение в магистратуре осуществляется исключительно в заочной форме и в 1 УВО – в очной.
Подготовку по юридическим специальностям в УВО обеспечивают 36 докторов юридических наук и 366 кандидатов юридических наук, из которых 24 доктора юридических наук (66,7 %) и 69 кандидатов юридических наук (18,8 %) старше 60 лет.
23 доктора юридических наук (63,9 %) и 317 кандидатов юридических наук (86,6 %) работают в государственных УВО.
На 01.10.2016 в штатном расписании 10 УВО отсутствуют доктора юридических наук, в 7 УВО количество кандидатов юридических наук менее 5 человек:
Наименование УВО |
Количество д. ю. н. |
Количество к. ю. н. |
Государственные УВО |
||
Академия МВД Республики Беларусь |
1 |
106 |
Академия управления при Президенте Республики Беларусь |
– |
21 |
Барановичский государственный университет |
– |
2 |
Белорусская государственная сельскохозяйственная академия |
– |
1 |
Белорусский государственный университет |
16 |
93 |
Белорусский государственный экономический университет |
3 |
29 |
Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина |
– |
8 |
Витебский государственный университет имени П.М.Машерова |
1 |
8 |
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины |
– |
8 |
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы |
2 |
21 |
Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова |
– |
3 |
Могилевский институт МВД Республики Беларусь |
– |
6 |
Полоцкий государственный университет |
– |
8 |
Частные УВО |
||
БИП – Институт правоведения |
3 |
29 |
Международный гуманитарно-экономический институт |
– |
1 |
Международный университет «МИТСО» |
8 |
15 |
Минский инновационный университет |
1 |
3 |
Частный институт управления и предпринимательства |
1 |
4 |
За период с 2011 по 2016 год в Республике Беларусь были успешно защищены 6 диссертаций на соискание ученой степени доктора юридических наук и более 100 диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
Послевузовское образование
Послевузовское юридическое образование включает две ступени. На I ступени реализуется образовательная программа аспирантуры (адъюнктуры), обеспечивающая получение научной квалификации «Исследователь», а на II – образовательная программа докторантуры.
Образовательные программы аспирантуры (адъюнктуры) реализуются в 9 организациях, из которых 5 являются государственными УВО (3 УВО находятся в подчинении Министерства образования Республики Беларусь, 1 УВО – Администрации Президента Республики Беларусь, 1 УВО – Министерства внутренних дел Республики Беларусь), 3 – частными УВО и 1 – научно-практическим учреждением, находящимся в подчинении Администрации Президента Республики Беларусь. Подготовка исследователей осуществляется по 14 специальностям Номенклатуры специальностей научных работников Республики Беларусь (постановление Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 8 июня 2009 г. № 4). Срок получения образования составляет до 3 лет для дневной формы, до 4 лет – для заочной формы и до 5 лет – для обучения в форме соискательства.
Образовательные программы докторантуры реализуются в 3 организациях, из которых 2 являются УВО (1 УВО находится в подчинении Министерства образования Республики Беларусь, 1 УВО – Министерства внутренних дел Республики Беларусь) и 1 – научно-практическим учреждением, находящимся в подчинении Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. Подготовка научных работников высшей квалификации осуществляется по 14 специальностям Номенклатуры специальностей научных работников Республики Беларусь. Срок получения образования составляет до 3 лет для дневной формы и до 5 лет – для обучения в форме соискательства.
Дополнительное образование взрослых
В Республике Беларусь реализуются следующие образовательные программы дополнительного образования взрослых:
переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, по юридическим специальностям;
повышение квалификации руководящих работников и специалистов по направлению образования 24 «Право» ОКРБ 011-2009;
стажировка руководящих работников и специалистов, занятых профессиональной юридической деятельностью;
специальная подготовка, необходимая для занятия отдельных должностей;
обучающие курсы в определенной сфере профессиональной юридической деятельности.
Переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, осуществляется по четырем специальностям ОКРБ 011-2009:
1-24 01 71 «Правоведение» (квалификация «Юрист»);
1-24 01 72 «Экономическое право» (квалификация «Юрист со знанием экономики»);
1-24 01 73 «Спортивное право» (квалификация «Юрист со знанием спортивного права»);
1-24 01 74 «Международное право» (квалификация «Юрист-международник»).
Переподготовка может осуществляться как в дневной, так и в заочной форме на базе имеющегося у слушателей высшего образования. Сроки обучения при этом составляют от 9 до 10 месяцев в очной (дневной) форме получения образования, от 18 до 21 месяца – в заочной.
Срок обучения по специальность 1-24 01 73 «Спортивное право» в заочной форме составляет 10 месяцев в связи с тем, что переподготовку по данной специальности могут проходить только лица, имеющие высшее образование по специальностям направления образования «Право».
Ведущим учреждением дополнительного образования взрослых в сфере образования по профилю образования Е «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства» и направлению образования 24 «Право» ОКРБ 011-2009 является учреждение образования «Институт переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета».
Основными проблемами юридического образования являются:
отсутствие эффективной системы прогнозирования потребности в юридических кадрах и планирования подготовки специалистов;
недостаточное обеспечение образовательного процесса высококвалифицированными преподавателями в отдельных учреждениях образования, старение кадрового состава преподавателей с учеными степенями и званиями;
низкая эффективность учебных и производственных практик;
формальный подход к формированию компетентностной модели подготовки специалиста-юриста;
отсутствие системности в определении структуры специальностей и квалификаций юридического образования на уровнях среднего специального, высшего и послевузовского образования;
несбалансированность распределения обучающихся по формам получения высшего юридического образования, преобладание заочной формы получения юридического образования в отдельных учреждениях образования;
наличие образовательных стандартов, учебных планов и программ подготовки, не ориентированных в полной мере на подготовку специалистов по вопросам новейших тенденций правового регулирования общественных отношений, информатизации правовой системы государства и использования государственных информационно-правовых ресурсов в юридической деятельности;
недостаточный уровень сотрудничества учреждений образования с заказчиками юридических кадров при формировании профессиональных компетенций выпускников, в том числе поступающих на службу в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы, суд;
осуществление подготовки юридических кадров на уровнях среднего специального и высшего образования в непрофильных учреждениях образования;
недостаточное обеспечение конкурентоспособности национальной системы юридического образования на различных уровнях;
отставание темпов содержательной эволюции юридического образования от общемировых требований и тенденций развития;
недостаточное финансирование приоритетных направлений развития юридической науки, в том числе за счет средств, полученных от внебюджетной деятельности, и другие.
Для разрешения отмеченных выше проблем развитие юридического образования должно осуществляться на основе научно обоснованной системы подготовки конкурентоспособных специалистов в сфере права, соответствующей современным государственным и международным стандартам, готовых на высоком профессиональном уровне решать задачи государственной правовой политики, осуществлять защиту прав и законных интересов граждан и организаций, общественных и государственных интересов.
ГЛАВА 3
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целью Концепции является создание условий для повышения качества и эффективности подготовки юридических кадров, способных к профессиональной деятельности в условиях процесса глобализации и интенсивного экономического роста, для удовлетворения потребности в них органов государственной власти и управления, судов, органов прокуратуры и иных правоохранительных органов; максимальной эффективности использования на различных уровнях образования как научного и педагогического потенциала отечественной юридической школы, так и высокопрофессиональных специалистов, представителей заказчиков кадров.
Качество юридического образования понимается как мера соответствия результатов образования на конкретном уровне государственному и социальному заказу, учитывающему современные требования политических, экономических и иных общественных отношений. Эффективность юридического образования как показатель достижения конкретного результата в ходе образовательного процесса представляет собой зависимость между полученным результатом и затраченными на достижение данного результата усилиями.
Принципы государственной политики в сфере подготовки юридических кадров согласуются с принципами государственной политики в сфере образования, закрепленными в Кодексе Республики Беларусь об образовании. Дополнительно государственная политика в сфере подготовки юридических кадров базируется на принципах:
соблюдения баланса интересов личности, общества и государства, их взаимной ответственности;
комплексного подхода к решению задач подготовки юридических кадров;
разграничения полномочий государственных органов в решении задач подготовки юридических кадров;
осуществления государственного регулирования системы юридического образования с учетом потребностей общества и государства в профессиональных юридических знаниях;
единства и взаимосвязи уровней подготовки юридических кадров, их последовательности, системности и комплексного определения необходимых квалификационных требований к уровню подготовки в УВО юридических кадров для поступления на службу в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы, суд;
сочетания теоретических знаний и практических навыков в профессиональной подготовке юридических кадров, в том числе для органов прокуратуры, иных правоохранительных органов, суда;
оперативности и своевременности принятия мер по совершенствованию подготовки юридических кадров;
использования в подготовке юридических кадров полной, достоверной и актуальной правовой информации;
интеграции в мировое юридическое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций национальной системы юридического образования.
Современными тенденциями развития юридического образования в Республике Беларусь являются:
многоуровневость и ступенчатость образования;
специализация и фундаментализация содержания образовательных программ;
переход к междисциплинарному обучению;
гибкость и вариативность учебно-программной документации образовательных программ;
информатизация юридического образования и усиление роли информационно-коммуникационных технологий в обеспечении процесса образования;
индивидуализация форм и методов обучения;
увеличение объема самостоятельной работы обучающихся;
усиление практической направленности;
интернационализация образования.
Для достижения цели Концепции необходимо решение следующих задач:
определение основных направлений дальнейшего развития системы юридического образования в соответствии с современными мировыми тенденциями в сфере образовательных услуг на основе анализа и оценки состояния юридического образования в Республике Беларусь;
разработка комплекса мероприятий по нормативному правовому, кадровому, учебно-методическому и научному обеспечению необходимых преобразований в системе юридического образования;
активизация взаимодействия УВО с организациями – заказчиками юридических кадров, в том числе судом, органами прокуратуры, и формирование долгосрочных взаимовыгодных отношений;
повышение правовой грамотности и правовой культуры граждан;
совершенствование подходов к организации образовательного процесса при подготовке юридических кадров с участием организаций – заказчиков юридических кадров;
повышение уровня информатизации процессов юридического образования, соответствующего современному состоянию и тенденциям развития информатизации государства и правовой системы, на основе использования государственных информационно-правовых ресурсов;
формирование профессиональных компетенций специалистов, наиболее полно соответствующих интересам государства и потребностям рынка труда, их способности и готовности к решению задач высокой степени сложности и ответственности, постоянному самообразованию и профессиональному росту;
проведение регулярных мониторингов качества образовательного процесса при подготовке юридических кадров, в том числе с привлечением к этой деятельности организаций – заказчиков юридических кадров;
формирование высокого социально-нравственного профессионального облика юриста, обладающего гражданской зрелостью, правовой и политической культурой;
воспитание у обучающихся патриотизма, уважения к общечеловеческим фундаментальным ценностям и этическим нормам.
ГЛАВА 4
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В целях решения обозначенных в настоящей Концепции задач система юридического образования в Республике Беларусь будет развиваться по следующим основным направлениям.
4.1. Улучшение системы подготовки юридических кадров, ориентированной на рынок труда:
разработка образовательных стандартов по юридическим специальностям поколения 3+, обеспечение их преемственности, в том числе учебных планов и учебных программ с ориентацией на усиление практической подготовки юридических кадров;
совершенствование системы прогнозирования и планирования подготовки юридических кадров: обеспечение сбалансированности распределения обучающихся по направлениям образования, специальностям и формам получения образования;
оптимизация с учетом потребности в квалифицированных юридических кадрах количества учреждений образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, и контрольных цифр приема (цифр приема) на юридические специальности;
обеспечение соответствия уровня профессионального юридического образования требованиям, предъявляемым нормативными правовыми актами, к судьям, прокурорским работникам, сотрудникам иных правоохранительных органов с учетом особенностей их профессиональной деятельности;
усиление практической направленности знаний, получаемых в процессе подготовки юридических кадров;
обеспечение прохождения производственной практики обучающимися на договорной основе, в том числе в суде, органах прокуратуры, других правоохранительных органах;
развитие сотрудничества с зарубежными учреждениями образования, осуществляющими подготовку юридических кадров;
содействие в организации и проведении регулярных научно-практических конференций и иных мероприятий (круглые столы, семинары, рабочие встречи) по актуальным проблемам правоприменения, совершенствования законодательства;
организация более углубленного (факультативного) изучения обучающимися в УВО, желающими поступить на службу в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы, суд профильных дисциплин и дисциплин, знакомящих со спецификой деятельности указанных органов;
сокращение подготовки юридических кадров на уровне среднего специального и высшего образования в непрофильных учреждениях образования;
обеспечение системности в определении структуры специальностей и квалификаций на уровнях среднего специального, высшего и послевузовского образования;
совершенствование системы целевой подготовки юридических кадров, а также по государственному заказу;
дальнейшее развитие системы непрерывного юридического образования путем совершенствования профориентационной работы в системе общего среднего образования, обеспечения единства уровней основного юридического образования и дополнительного юридического образования взрослых;
создание широких возможностей для научно ориентированного юридического образования и дополнительного образования взрослых в сфере права;
своевременное обновление квалификационных требований к должностям служащих и содержанию специальностей с учетом дифференциации профессиональных компетенций, формируемых на различных уровнях и ступенях юридического образования, в том числе определение перечня должностей, для замещения которых необходимо иметь магистерскую степень по юридическим специальностям;
разработка на основе потребностей заказчиков образовательной программы магистратуры по юридическим специальностям со сроком обучения 1 год в рамках непрерывной профессиональной подготовки юридических кадров для освоения смежных областей права;
оптимизация соотношения количества обучающихся в очной и заочной формах получения образования в УССО и УВО, в том числе частной формы собственности;
обеспечение анализа и мониторинга качества подготовки юридических кадров, в том числе с участием организаций – заказчиков юридических кадров;
совершенствование нормативного регулирования деятельности юридических клиник с учетом национального и зарубежного опыта;
наличие юридических клиник на юридических факультетах учреждений высшего образования обеспечивает комплексный практико-ориентированный подход при подготовке юридических кадров. В традиционно сложившуюся систему юридического образования привносятся инновационные элементы, способствующие повышению качества подготовки грамотных и социально ориентированных юридических кадров. Юридические клиники призваны содействовать повышению правовой культуры и правового сознания населения, обеспечивать доступ к правовой помощи малообеспеченным и социально незащищенным слоям населения;
подготовка предложений по включению новых специальностей в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации».
4.2. Изменение подходов к стандартизации юридического образования на различных уровнях и ступенях образования:
согласованная разработка образовательных стандартов и учебно-программной документации образовательных программ на различных уровнях и ступенях юридического образования в целях обеспечения единства образовательного процесса и непрерывности юридического образования;
содержательное обновление образовательных стандартов и учебно-программной документации образовательных программ по юридическим специальностям с учетом новейших тенденций правового регулирования общественных отношений (работа с государственными информационно-правовыми ресурсами, интеграционные процессы и рост трансграничных взаимодействий, экологизация, развитие альтернативных способов разрешения и урегулирования социальных и правовых конфликтов, использование современных информационных технологий, развитие новых комплексных отраслей права и междисциплинарных направлений правовой теории и практики и др.);
разработка и широкое применение интегрированных программ подготовки специалистов при кооперации учреждений образования (научных организаций), осуществляющих подготовку юридических кадров.
4.3. Улучшение кадрового обеспечения учреждений образования, осуществляющих подготовку юридических кадров:
выполнение требований по укомплектованности кафедр учреждений образования, осуществляющих подготовку кадров по юридическим специальностям, соответствующим профессорско-преподавательским составом;
совершенствование системы стимулирования участия преподавателей в разработке и внедрении в образовательный процесс компетентностно-ориентированных учебно-методических комплексов, инновационных образовательных технологий, адекватных компетентностному подходу;
совершенствование системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и прохождения обязательных практических стажировок в государственных органах, в том числе суде, органах прокураты, и иных организациях страны и за рубежом;
совершенствование системы нормирования и тарификации нагрузки профессорско-преподавательского состава;
привлечение к преподавательской работе и учебе в аспирантуре (адъюнктуре) талантливой молодежи, выпускников, лауреатов и стипендиатов специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, победителей международных и республиканских олимпиад и конкурсов по юридическим дисциплинам;
привлечение сотрудников государственных органов и организаций к участию в образовательном процессе учреждений образования по вопросам формирования практических навыков осуществления юридической деятельности, использования информационных технологий и государственных информационно-правовых ресурсов в юридической деятельности, руководству учебной и производственной практикой, курсовыми и дипломными работами;
привлечение к образовательному процессу при подготовке юридических кадров опытных юристов-практиков, в том числе Верховного Суда, Генеральной прокуратуры и других.
4.4. Повышение качества образовательного процесса:
повышение качества подготовки специалистов на основе компетентностного подхода, обеспечение оптимального сочетания теоретических знаний и практической направленности подготовки юридических кадров (углубление связей учреждений образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, с органами государственной власти и управления, министерствами и ведомствами, судами, органами прокуратуры, иными правоохранительными органами, их научно-исследовательскими и научно-практическими центрами с целью овладения обучающимися навыками будущей профессии);
расширение использования современных технологий образовательного процесса, форм и методов учебной, научно-исследовательской, идеологической и воспитательной работы с обучающимися по юридическим специальностям (внедрение и развитие дистанционных форм обучения на различных уровнях и ступенях юридического образования; дальнейшее развитие и совершенствование системы юридического клинического образования и олимпиадного движения);
развитие сетевой и кооперативной форм взаимодействия учреждений образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, в целях обеспечения территориальной доступности образовательных услуг при одновременном соблюдении стандартов высокого качества юридического образования (активизация сотрудничества между факультетами и кафедрами юридического профиля путем подготовки и проведения совместных учебно-методических мероприятий; создание научно-методических объединений «родственных» кафедр);
формирование комплексной оценки результатов обучения, совмещающей оценку базовых знаний в определенной области, способности к анализу, применению знаний на практике, генерированию новых идей;
совершенствование систем и средств оценивания уровня компетенций обучающегося (диагностирование);
усиление фундаментальности и практической значимости научных исследований в области права (с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь);
создание условий (материально-технических, финансовых и пр.) для повышения эффективности учебной, учебно-методической, научно-методической, научно-исследовательской, идеологической и воспитательной работы профессорско-преподавательского состава;
применение практики проведения независимой оценки качества подготовки юридических кадров в учреждениях среднего специального и высшего образования республики (контрольных срезов, аттестации едиными комиссиями, создаваемыми Министерством образования из числа ведущих практиков-юристов, заказчиков кадров, представителей профессорско-преподавательского состава ведущих УВО, и др.);
разработка для соответствующего уровня юридического образования перечня и объема обязательных учебных дисциплин, охватывающих все основные отрасли права Республики Беларусь, с участием организаций – заказчиков юридических кадров, в том числе обеспечивающих системное рассмотрение вопросов информатизации правовой системы и формирование навыков использования государственных информационно-правовых ресурсов в различных видах юридической деятельности;
развитие новых образовательных технологий, основанных на информационной трансформации образовательной среды, создание отрытых образовательных ресурсов, применение облачных технологий, применение инновационных форм и методов обучения (Skype-лекции; партнерские занятия с привлечением ведущих практических работников; off-line и on-line занятия);
ежегодное проведение в учреждениях, осуществляющих подготовку кадров по юридическим специальностям, научно-методических мероприятий по совершенствованию качества юридического образования с привлечением представителей заказчиков юридических кадров;
разработка предложений по содержанию учебных планов, примерным тематикам курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций с привлечением представителей заказчиков юридических кадров для обеспечения прикладного характера студенческих научно-исследовательских работ;
внедрение форм аттестации, позволяющих на основании результатов обучения оценивать сформированность профессиональных компетенций обучающихся;
развитие системы подготовки кадров по юридическим специальностям на иностранных языках при реализации образовательной программы магистратуры, образовательной программы аспирантуры;
организация в учреждениях образования, осуществляющих подготовку кадров по юридическим специальностям, поддерживающих курсов иностранного языка (профессиональная лексика) для преподавательского состава;
постоянное взаимодействие с заинтересованными государственными органами, заказчиками кадров по отбору студентов для последующей работы в их структуре после распределения и направления на работу;
расширение целевой подготовки юридических кадров для государственных органов на основании заключенных с ними договоров о взаимодействии, а также по государственному заказу;
разработка приоритетных направлений научных исследований в области права до 2025 года и обеспечение их финансирования;
внедрение и расширение практики подготовки юристов для юридических лиц на основе договоров о взаимодействии по подготовке специалистов на платной основе.
4.5. Интеграция системы юридического образования в международное образовательное пространство:
разработка образовательных программ по юридическим специальностям на основе модульного принципа в целях обеспечения участия Республики Беларусь в интеграционных процессах, в том числе совместно с учреждениями образования из стран-партнеров, и повышения конкурентоспособности национальной системы юридического образования на различных уровнях;
разработка и реализация совместных образовательных программ высшего образования по юридическим специальностям с зарубежными партнерами;
развитие мобильности обучающихся, преподавателей, исследователей и административных работников учреждений образования с целью повышения своей профессиональной квалификации, проведения исследований, стажировок как важнейшей составляющей обеспечения высокого качества образовательного процесса;
внедрение новых механизмов и критериев обеспечения качества юридического образования (общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ по юридическим специальностям) в тесном взаимодействии и сотрудничестве учреждений образования и заказчиков юридических кадров;
разработка отраслевой рамки квалификаций в сфере юриспруденции, соответствующей Национальной системе квалификаций, профессионального стандарта юриста.
4.6. Совершенствование финансирования юридического образования:
обеспечение финансирования приоритетных направлений развития юридической науки;
обеспечение финансирования разработки и издания новых учебных изданий;
совершенствование оплаты научного руководства подготовки кандидатских и докторских работ за счет средств, поступивших от платных образовательных услуг;
обеспечение учреждениями образования целевого использования бюджетного финансирования юридического образования, а также средств, полученных от платных образовательных услуг при подготовке по специальностям юридического профиля, других платных услуг в области правового регулирования, на оплату труда лиц, работающих на этих факультетах, научных исследований в области права, развитие материально-технической, учебно-методической базы структурных подразделений, ведущих подготовку специалистов по юридическим специальностям, и академической мобильности профессорско-преподавательского состава.
ГЛАВА 5
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ
Реализация настоящей Концепции возлагается на Министерство образования Республики Беларусь, иные заинтересованные государственные органы и организации, учреждения образования, осуществляющие подготовку юридических кадров в рамках установленных полномочий.
5.1. Механизм реализации Концепции
В качестве механизма реализации Концепции предлагаются План мероприятий по реализации Концепции развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 года, программы взаимодействия заинтересованных по внедрению основных направлений Концепции, которые ежегодно будут уточняться.
Учитывая, что подходы к совершенствованию юридического образования должны коррелировать с подходами по совершенствованию всей системы образования, прорабатываемыми в настоящее время в рамках работы над проектом закона Республики Беларусь, предусматривающим внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании, после принятия названного закона, в случае необходимости, будет осуществлена соответствующая корректировка Концепции.
5.2. Планируемые результаты реализации Концепции
5.2.1. Обновление целей и содержания непрерывного юридического образования с учетом социально и экономически обусловленных требований к профессиональной компетентности юристов.
Планируемые результаты:
цель юридического образования – формирование современного юриста, обладающего актуальными новыми компетенциями;
профессиональный стандарт юриста, включающий социально обусловленные новые компетенции и определяющий образовательные стандарты и компетентностные модели на всех уровнях непрерывного юридического образования;
новые образовательные стандарты юридического образования и обновленная учебно-программная документация;
новое научно-методическое обеспечение образовательных стандартов.
5.2.2. Модернизация форм, методов, технологий образовательного процесса на основе стратегий проблемно-исследовательского, активного, практико-ориентированного обучения.
Планируемые результаты:
реализация стратегий проблемно-исследовательского, активного, практико-ориентированного обучения;
внедрение кредитно-модульной системы организации учебного процесса;
увеличение доли самостоятельной работы, исследовательской и инновационной деятельности студентов с использованием интерактивных форм;
практико-ориентированный характер юридической практики, включение студентов в клиническую деятельность;
развитая сеть филиалов кафедр, экспериментальных и инновационных площадок;
открытое образовательное пространство на основе информационно-коммуникационных технологий.
5.2.3. Совершенствование подготовки научных работников высшей квалификации с учетом проблем современной юриспруденции, принципов непрерывности и преемственности.
Планируемые результаты:
обеспечение непрерывного цикла подготовки научных работников: среднее специальное образование – высшее образование I ступени – магистратура – аспирантура – докторантура;
увеличение приема в магистратуру и аспирантуру лучших выпускников;
развитие научных школ по различным направлениям юридической науки;
разработка проблемного поля и приоритетной тематики исследований в области права;
увеличение количества защит кандидатских и докторских диссертаций в срок обучения;
расширение спектра научных лабораторий, экспериментальных и инновационных площадок.
5.2.4. Совершенствование ресурсного обеспечения системы непрерывного юридического образования в условиях информационного общества.
Планируемые результаты:
научно- и учебно-методическое обеспечение реализации образовательных стандартов, базирующихся на профессиональном стандарте юриста;
информационное обеспечение непрерывного профессионального юридического образования с ориентацией на развитие телекоммуникационных систем в образовательном процессе;
наличие сети инновационных и экспериментальных площадок на базе практик, создающих среду опережающего профессионально-личностного развития;
развитая материально-техническая и учебно-лабораторная база учреждений непрерывного юридического образования;
наличие многоканальных механизмов привлечения внебюджетных средств.
5.3. Показатели социально-экономической эффективности Концепции
5.3.1. Оптимальная инфраструктура системы непрерывного юридического образования.
5.3.2. Профессиональный стандарт юриста и образовательные стандарты нового поколения, обеспечивающие качественно новый уровень профессионализма юриста.
5.3.3. Система инновационных образовательных технологий, обеспечивающая информационно-образовательную среду опережающего профессионального развития юриста.
5.3.4. Удовлетворенность работодателей и общественности уровнем компетентности специалистов в области права.
5.3.5. Высокий международный рейтинг национальной системы непрерывного юридического образования.
5.3.6. Высокий рейтинг учреждений высшего образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, в международных базах научного цитирования.
5.3.7. Высокое качество кадрового состава национальной системы непрерывного юридического образования, увеличение докторов наук.
5.3.8. Расширение перечня взаимовыгодных научно-образовательных связей с зарубежными партнерами.
5.3.9. Сокращение времени профессиональной адаптации выпускников на рабочем месте.
5.3.10. Более совершенная система карьерного роста юристов.
5.3.11. Конкурентоспособная научно-образовательная продукция, ориентированная на коммерческий эффект.
Реализация Концепции привлечения дополнительных средств республиканского бюджета не предусматривает.