ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

25 мая 2020 г. № 3

Об иностранной безвозмездной помощи

Изменения и дополнения:

Декрет Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2021 г. № 7 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.11.2021, 1/19997) <Pd2100007>

 

В целях совершенствования порядка регистрации, налогообложения, использования иностранной безвозмездной помощи и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь:

1. Установить, что иностранная безвозмездная помощь* (далее – помощь), полученная юридическими лицами Республики Беларусь, индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь, может использоваться для:

оказания медицинской помощи, в том числе медико-социальной и паллиативной медицинской помощи, а также для приобретения лекарственных средств и медицинских изделий, расходных материалов для их обслуживания, оплаты медицинских услуг, санаторно-курортного лечения и оздоровления населения;

оказания социальной помощи и социальных услуг малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, лицам без определенного места жительства, а также лицам (семьям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе в связи с вынужденной миграцией;

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

укрепления материально-технической базы государственных учреждений (включая государственные органы);

строительства, ремонта (реконструкции) объектов социального назначения;

создания и развития библиотек, формирования и обработки библиотечных фондов;

создания и развития музеев, комплектования музейных фондов;

обучения и повышения квалификации работников государственных учреждений (включая государственные органы);

обеспечения организаций физической культуры и спорта, учреждений образования, научных организаций, организаций здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, спортивной одеждой и обувью, спортивным оборудованием, инвентарем, снаряжением, расходными материалами для их обслуживания, а также призами, медалями, дипломами, цветами, сувенирной продукцией и наградной атрибутикой, фармакологическими и восстановительными средствами, витаминными белково-глюкозными препаратами;

подготовки и участия национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, спортивного резерва в спортивных мероприятиях на территории Республики Беларусь и (или) за ее пределами;

установки очистных сооружений, создания объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения отходов, внедрения альтернативных источников энергии;

проведения государственными учреждениями (включая государственные органы) международных и республиканских мероприятий (соревнований, конференций, семинаров, конгрессов);

оплаты общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, индивидуального предпринимателя и обеспечением их деятельности, согласно перечню, определяемому Управлением делами Президента Республики Беларусь;

иных целей при условии согласования данных целей использования помощи Межведомственной комиссией по вопросам иностранной безвозмездной помощи (далее – Межведомственная комиссия).

Получателями – физическими лицами помощь может использоваться для личных целей, а также для целей, указанных в абзацах втором–тринадцатом, пятнадцатом части первой настоящего пункта.

______________________________

* Для целей настоящего Декрета термины используются в значениях, определенных в приложении.

2. Запрещается получение и (или) использование помощи для следующих целей (в связи со следующим):

осуществление террористической и иной экстремистской деятельности, других деяний, запрещенных законодательством, а равно причиняющих вред национальной безопасности, государственным и (или) общественным интересам или создающих угрозу причинения такого вреда;

финансирование политических партий, союзов (ассоциаций) политических партий;

подготовка или проведение выборов, референдумов, отзыв депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местного Совета депутатов, организация либо проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовление или распространение агитационных материалов;

организация мероприятий, направленных на проведение политической и агитационно-массовой работы среди населения.

3. Не допускается предоставление в качестве помощи:

запрещенных к ввозу товаров;

пищевых продуктов со сроком годности менее 4 месяцев с даты ввоза в Республику Беларусь;

транспортных средств, с года выпуска которых прошло более 15 лет.

4. Помощь подлежит регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее – Департамент), если получателями являются:

юридические лица и индивидуальные предприниматели;

физические лица и данные лица ходатайствуют об освобождении от подоходного налога с физических лиц.

5. Регистрация помощи осуществляется в Департаменте по заявлениям получателей.

Документом, подтверждающим регистрацию помощи, является удостоверение, выдаваемое Департаментом.

Формы документов, представляемых в Департамент для регистрации помощи, отчета о ее использовании и удостоверения устанавливаются Управлением делами Президента Республики Беларусь.

Порядок поступления в Республику Беларусь помощи, ее регистрации (в том числе основания для отказа в рассмотрении заявления о регистрации помощи), взимания платы за ее регистрацию, учета помощи и ее использования определяется постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Управления делами Президента Республики Беларусь.

6. За регистрацию помощи с получателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в размере 0,5 процента от суммы (стоимости) полученной помощи, не освобожденной от налогов, сборов (пошлин).

За регистрацию помощи, освобожденной от налогов, сборов (пошлин) в полном объеме, плата не взимается.

Денежные средства, поступающие в качестве платы за регистрацию помощи на текущий (расчетный) банковский счет Департамента:

не облагаются налогами, сборами (пошлинами);

направляются на оплату труда работников Департамента, осуществляющих работу с заявлениями о регистрации помощи*, и на иные цели, предусмотренные в соответствующей смете доходов и расходов внебюджетных средств Департамента, утвержденной Управляющим делами Президента Республики Беларусь.

______________________________

* За исключением государственных служащих и работников, обеспечивающих деятельность и техническое обслуживание Управления делами Президента Республики Беларусь.

7. Использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помощи, подлежащей регистрации, запрещается до получения удостоверения, а в отношении имущества – также до осуществления в территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на данное имущество.

8. Помощь, подлежащая регистрации, может быть освобождена от налогов, сборов (пошлин) в порядке и на условиях, установленных настоящим Декретом.

Помощь, направляемая на оплату общехозяйственных расходов, не освобождается от налогов, сборов (пошлин).

Налогообложение помощи, не подлежащей регистрации, производится в порядке и на условиях, установленных законодательством.

9. Решение об освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин) принимается:

Управлением делами Президента Республики Беларусь – при направлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помощи на цели, предусмотренные в абзацах втором–тринадцатом части первой пункта 1 настоящего Декрета;

Межведомственной комиссией – в иных случаях.

10. Решения об освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин) принимаются Управлением делами Президента Республики Беларусь, Межведомственной комиссией при наличии заключения компетентного органа о целесообразности такого освобождения*.

______________________________

* Заключение не требуется в отношении помощи, получаемой республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Уполномоченным по делам религий и национальностей, государственными органами и организациями, подчиненными (подотчетными) Президенту Республики Беларусь, Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь, Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, Конституционным Судом Республики Беларусь, Верховным Судом Республики Беларусь, Генеральной прокуратурой, областными (Минским городским) исполнительными комитетами.

11. Помощь может освобождаться:

от налога на добавленную стоимость в части оборотов по дальнейшей безвозмездной передаче получателем (вторичным (последующим) получателем):

помощи в виде товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь и освобождаемых от налога на добавленную стоимость в соответствии с абзацем девятым настоящего пункта;

товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) за счет денежных средств, подлежащих регистрации в качестве помощи и освобождаемых от налогов, сборов (пошлин). При этом положения пункта 15 статьи 133 Налогового кодекса Республики Беларусь получателем (вторичным (последующим) получателем) не применяются;

от подоходного налога с физических лиц в части доходов физических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере полученной помощи, а также доходов в размере стоимости товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) в порядке согласно плану целевого использования помощи (далее – план) за счет денежных средств, подлежащих регистрации в качестве помощи*;

от налога на прибыль, налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, обязанность по уплате которых возникает:

у получателей, – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве помощи**;

у вторичных (последующих) получателей, – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве помощи, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, оплаченных получателями в порядке согласно плану за счет зарегистрированных в качестве помощи денежных средств отправителей;

от таможенных сборов за совершение таможенных операций, таможенных пошлин (кроме подакцизных товаров), налога на добавленную стоимость – при ввозе на территорию Республики Беларусь юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями товаров, получаемых (полученных) в качестве помощи.

______________________________

* За исключением доходов в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), выплачиваемых физическим лицам из средств помощи.

** За исключением помощи в виде беспроцентных займов, товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование.

12. Для целей исчисления подоходного налога с физических лиц с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, налога на прибыль, налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции помощь, подлежащая регистрации, не освобожденная от налогообложения и признаваемая внереализационными доходами в соответствии с налоговым законодательством, включается в состав внереализационных доходов:

получателями в причитающемся им размере – на дату выдачи удостоверения;

вторичными (последующими) получателями в причитающемся им размере – на дату фактического получения таких доходов.

13. Получатели (вторичные (последующие) получатели) направляют и используют помощь на указанные в плане цели, для реализации которых зарегистрирована помощь, представляют отчет о ее использовании. В плане также отражаются виды и размер расходов, перечень вторичных (последующих) получателей.

14. По заявлениям получателей цели использования помощи, виды и размер расходов, перечень вторичных (последующих) получателей могут быть изменены в порядке, установленном для регистрации помощи.

При рассмотрении вопроса об изменении целей использования помощи Межведомственная комиссия вправе принять решение об отказе в освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин). В данном случае, а также при направлении помощи, освобожденной от налогообложения, на цель, предусмотренную в абзаце четырнадцатом части первой пункта 1 настоящего Декрета, датой включения получателем суммы указанной помощи в состав внереализационных доходов для целей налогообложения является дата согласования Департаментом изменения плана.

15. Денежные средства, поступающие в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве помощи, зачисляются на благотворительные счета этих лиц в течение 3 банковских дней со дня получения данных средств или их ввоза в Республику Беларусь.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации (далее – банки) отказывают юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в перечислении (выдаче) денежных средств с благотворительных счетов в случаях непредставления получателями (вторичными (последующими) получателями) документов, предусмотренных законодательством, а также отсутствия (несоответствия) в платежных инструкциях на перечисление денежных средств, заявлениях на акцепт, заявлениях на получение наличных денежных средств номера и даты удостоверения, целей использования помощи, видов и размера расходов.

16. Обращение взыскания по исполнительным и иным документам, являющимся основанием для списания денежных средств со счетов в бесспорном порядке, на денежные средства, зарегистрированные в качестве помощи, находящиеся на благотворительном счете, не производится, арест на указанные денежные средства не налагается, приостановление операций по благотворительным счетам в отношении данных денежных средств не осуществляется. Указанные требования не распространяются на случаи:

когда обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на благотворительном счете, производится на основании исполнительного или иного документа, вид взыскания по которому соответствует целевому назначению средств, находящихся на данном благотворительном счете;

предусмотренные законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

17. Банками ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, на безвозмездной основе представляется в Департамент информация:

о поступлении из-за рубежа денежных средств на благотворительные счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

о поступлении денежных средств из-за рубежа на счета в банках, за исключением благотворительных счетов, в адрес некоммерческих организаций;

о перечислении, выдаче, возврате денежных средств с благотворительного счета, в том числе вторичными (последующими) получателями, с указанием целей использования помощи, видов и размера расходов, предусмотренных в платежных инструкциях, заявлениях на акцепт, заявлениях на получение наличных денежных средств;

о получении физическими лицами денежных средств, поступивших из-за рубежа посредством систем денежных переводов, международных банковских переводов;

о возврате отправителям денежных средств, по которым получен отказ в регистрации помощи, согласовании изменения плана, в том числе в связи с принятием Межведомственной комиссией данного решения.

Порядок и форма представления банками информации, предусмотренной в части первой настоящего пункта, определяются Национальным банком.

18. Обмен информацией между Департаментом и Министерством связи и информатизации, Государственным таможенным комитетом, иными государственными органами и организациями по вопросам получения и использования помощи осуществляется в соответствии с договорами об информационном взаимодействии, в том числе с использованием государственных информационных систем (ресурсов), в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь и Управлением делами Президента Республики Беларусь. В случае, если такая информация содержит персональные данные граждан, ее предоставление осуществляется без письменного согласия этих лиц.

19. Компетентные органы в порядке, предусмотренном постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Управления делами Президента Республики Беларусь, проводят анализ достижения ожидаемой экономической или социальной эффективности использования помощи.

20. Контроль за получением и целевым использованием помощи осуществляется в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.

21. Областные (Минский городской), районные (городские) исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах, на территории которых используется помощь, вправе принимать меры, направленные на предупреждение и минимизацию негативных последствий нецелевого использования помощи, в порядке, предусмотренном постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Управления делами Президента Республики Беларусь.

22. В случаях нарушения требований, определенных в пунктах 2 и 7 настоящего Декрета, или нецелевого использования помощи получатели (вторичные (последующие) получатели) несут ответственность, предусмотренную законодательными актами, и уплачивают налоги, сборы (пошлины) в соответствии с законодательством.

Таможенные платежи, пени и (или) проценты уплачивают получатели, в адрес которых осуществлен ввоз в Республику Беларусь товаров. Обращение взыскания на товары, полученные в качестве помощи, допускается в случае, если за счет этих товаров взыскиваются неуплаченные таможенные платежи, пени и (или) проценты, начисленные в связи с нецелевым использованием таких товаров.

23. Нарушение требования, предусмотренного в пункте 2 настоящего Декрета, нецелевое использование помощи профессиональными союзами и другими общественными объединениями, фондами, иными некоммерческими организациями, получение помощи политическими партиями, их организационными структурами, в том числе однократное совершение таких нарушений, являются основанием для ликвидации (прекращения деятельности) указанных получателей.

24. Предоставление представительствами иностранных организаций, международных неправительственных организаций на территории Республики Беларусь помощи на цели, указанные в пункте 2 настоящего Декрета, в том числе однократное совершение такого нарушения, является основанием для прекращения деятельности этих представительств.

25. В состав Межведомственной комиссии включаются Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля и Управляющий делами Президента Республики Беларусь.

Порядок работы Межведомственной комиссии определяется распоряжением Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и Управляющего делами Президента Республики Беларусь.

26. Действие пункта 4 настоящего Декрета не распространяется на помощь, полученную юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в виде:

товаров для использования в производственно-хозяйственной деятельности получателя стоимостью до 500 базовых величин на дату их поступления;

рекламной продукции;

образцов товаров, предназначенных для проведения испытаний (сертификации), изучения их технических характеристик и потребительских свойств.

27. Действие настоящего Декрета не распространяется на:

международную техническую помощь;

помощь, получаемую дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь по договорам с иностранными организациями, иностранными физическими лицами и направляемую на укрепление материально-технической базы, проведение протокольных, представительских, торгово-экономических, культурных и иных мероприятий, соответствующих функциям дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь:

по согласованию с Министерством иностранных дел – в отношении помощи в размере (стоимостью), превышающем 500 базовых величин на дату ее поступления;

без согласования с Министерством иностранных дел – в отношении помощи в размере (стоимостью), не превышающем 500 базовых величин на дату ее поступления;

помощь, получаемую банками, Национальным банком, ОАО «Банк развития Республики Беларусь»;

помощь, получаемую Национальным олимпийским комитетом Республики Беларусь в рамках программ Международного олимпийского комитета, Олимпийской солидарности Международного олимпийского комитета, Европейских олимпийских комитетов и других международных организаций олимпийского движения и направляемую на обеспечение подготовки и участия спортсменов (команд спортсменов) в Олимпийских играх и иных международных спортивных мероприятиях, проводимых под эгидой Международного олимпийского комитета, Европейских олимпийских комитетов и Ассоциации национальных олимпийских комитетов, а также на развитие олимпийского движения в Республике Беларусь и укрепление ее престижа на международной арене.

28. Признать утратившим силу Декрет Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи».

29. До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом они применяются в части, не противоречащей этому Декрету.

Заявления о регистрации иностранной безвозмездной помощи, поданные до вступления в силу настоящего Декрета, по которым не приняты решения, рассматриваются в соответствии с настоящим Декретом.

Представление до 1 января 2021 г. в Департамент информации, предусмотренной в пункте 17 настоящего Декрета, осуществляется банками в порядке и по форме, определенным Национальным банком и действовавшим до вступления в силу настоящего Декрета.

30. Предоставить Управлению делами Президента Республики Беларусь право разъяснять вопросы применения настоящего Декрета.

31. Совету Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком и Управлением делами Президента Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом и принять иные меры по его реализации.

Управлению делами Президента Республики Беларусь ежеквартально информировать Президента Республики Беларусь об объемах поступившей помощи, а также о принятых Межведомственной комиссией и Управлением делами Президента Республики Беларусь решениях.

32. Настоящий Декрет вступает в силу в следующем порядке:

пункт 17 – с 1 января 2021 г.;

часть третья пункта 29, часть первая пункта 31 и настоящий пункт – после официального опубликования этого Декрета;

иные положения настоящего Декрета – через три месяца после его официального опубликования.

33. Настоящий Декрет является временным и согласно части третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

Приложение

к Декрету Президента
Республики Беларусь
25.05.2020 № 3

ПЕРЕЧЕНЬ
используемых терминов и их определений

1. Благотворительный счет – благотворительный счет, открытый получателю (вторичному (последующему) получателю) в порядке, установленном банковским законодательством, а также текущий (расчетный) банковский счет республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, бюджетных организаций, предназначенный для учета прочих государственных средств, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством.

2. Вторичные (последующие) получатели – физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, получившие помощь от получателей (вторичных получателей) согласно плану целевого использования помощи в целях ее использования, а также для дальнейшей передачи помощи физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в целях ее использования.

3. Денежные средства – денежные средства в наличной и безналичной формах (включая поступившие получателям путем погашения электронных денег), в том числе выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений, взносы иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций, беспроцентные займы, за исключением денежных средств, вносимых иностранным учредителем юридического лица в качестве взноса (вклада) в уставный фонд, и процентов, полученных от размещения денежных средств во вклады (депозиты) в банках.

4. Имущество – недвижимое имущество, расположенное на территории Республики Беларусь, за исключением недвижимого имущества, вносимого в качестве вклада в уставный фонд юридического лица его иностранным учредителем, и перемещаемых вещей, приравненных в соответствии с гражданским законодательством к недвижимому имуществу.

5. Иностранная безвозмездная помощь:

денежные средства и товары (имущество), безвозмездно передаваемые (предоставляемые) отправителями получателям в собственность, пользование, владение и (или) распоряжение;

товары (работы, услуги), приобретенные (оплаченные, выполненные, оказанные) на территории Республики Беларусь получателями за счет денежных средств отправителей и безвозмездно переданные (выполненные, оказанные) получателям (вторичным (последующим) получателям) в порядке, предусмотренном планом целевого использования помощи.

51. Иностранные анонимные жертвователи – лица, предоставившие иностранную безвозмездную помощь, в том числе перечислившие денежные средства через банк-нерезидент, и не указавшие в платежных, иных документах сведения, позволяющие их идентифицировать (фамилия, имя, отчество (если таковое имеется), место жительства и (или) место пребывания (страна), наименование организации, банковские реквизиты), либо указавшие недостоверные сведения.

6. Компетентные органы – республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Уполномоченный по делам религий и национальностей, государственные органы и организации, подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, которые реализуют государственную политику в сфере заявленных получателем целей использования помощи или ее основной части (более 50 процентов), Верховный Суд Республики Беларусь, Генеральная прокуратура, областные (Минский городской), районные (городские) исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах, на территории которых используется помощь.

7. Некоммерческие организации – общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы), учреждения.

8. Нецелевое использование помощи – использование помощи на цели и (или) в размерах, не предусмотренных в плане целевого использования помощи, а также перечисление (выдача), передача помощи вторичным (последующим) получателям, не указанным в таком плане.

9. Объекты социального назначения – здания организаций здравоохранения (в том числе больниц, поликлиник, госпиталей, диспансеров, центров, родильных домов, санаториев, хосписов, клинических центров паллиативной медицинской помощи детям, центров медико-социальной и (или) социальной реабилитации для детей-инвалидов и (или) инвалидов), домов (баз) отдыха, пансионатов, оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерей, учреждений образования, детско-юношеских спортивных и спортивно-технических школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и спортивно-технических школ, центров олимпийского резерва, домов ребенка, детских социальных приютов, территориальных центров социального обслуживания населения, центров социального обслуживания семьи и детей (социальной помощи семье и детям), домов-интернатов для детей-инвалидов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов, центров ресоциализации и (или) социальной адаптации, домов (центров) временного пребывания лиц без определенного места жительства, библиотек, музеев, филармоний, цирков и зоопарков (в том числе передвижных), клубов, дворцов (домов, центров) культуры, физкультурно-спортивные сооружения, театры, кинотеатры, вокзалы.

10. Отправители – иностранные государства в лице их государственных органов или дипломатических представительств, межгосударственные образования, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь либо находящиеся за пределами Республики Беларусь более 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу предоставления помощи, иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, а также иностранные анонимные жертвователи.

11. Получатели – юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, получившие помощь от отправителей, а также физические лица, получившие помощь от отправителей и обратившиеся за ее регистрацией.

12. Товар – движимые вещи, иные перемещаемые вещи, приравненные в соответствии с гражданским законодательством к недвижимому имуществу, за исключением таких вещей, вносимых в качестве вклада в уставный фонд юридического лица его иностранным учредителем, а также денежных средств и ценных бумаг.

13. Физические лица – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, временно или постоянно проживающие в Республике Беларусь.