УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 ноября 2022 г. № 412

Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2023 год

1. Утвердить Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2023 год (прилагаются).

2. Национальному банку совместно с Советом Министров Республики Беларусь обеспечить выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2023 год.

3. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2023 г.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента
Республики Беларусь
28.11.2022 № 412

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2023 год

ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Деятельность Национального банка направлена на формирование условий, необходимых для устойчивого роста благосостояния и повышения качества жизни населения – основной цели социально-экономического развития Республики Беларусь.

2. Для достижения ключевой цели государственной политики Республики Беларусь Национальный банк в рамках своей компетенции принимает меры по следующим направлениям:

обеспечение макроэкономической стабильности и содействие расширению инвестиционной активности в стране;

формирование прозрачной и комфортной бизнес-среды как основы для расширения возможностей по увеличению доходов белорусских граждан;

повышение социальных стандартов и уровня защиты населения в финансовой сфере.

3. Основной вклад Национального банка в обеспечение макроэкономической стабильности состоит в поддержании ценовой и финансовой стабильности, что является необходимым условием сохранения покупательной способности доходов и сбережений, а также формирования устойчивой и предсказуемой среды для планирования долгосрочных инвестиций.

Банковская система обеспечит формирование надлежащих ресурсных источников для удовлетворения платежеспособного спроса на кредиты для финансирования инвестиционных проектов.

4. Работа Национального банка по улучшению условий ведения бизнеса направлена на:

развитие правовых основ функционирования и осуществления деятельности банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и некредитных финансовых организаций*;

совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля;

расширение форм и инструментов оказания финансовых услуг;

совершенствование условий проведения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских и иных операций, в том числе с использованием современных информационных технологий;

повышение надежности, скорости и удобства расчетов;

проведение активной коммуникационной политики.

 

______________________________

* Под некредитными финансовыми организациями понимаются лизинговые, микрофинансовые и иные некредитные финансовые организации, регулирование деятельности которых возложено на Национальный банк в соответствии с законодательством.

5. Для повышения социальных стандартов и уровня защиты населения в финансовой сфере Национальным банком реализуются мероприятия по:

совершенствованию системы защиты прав потребителей финансовых услуг;

стимулированию финансовых институтов, в том числе путем формирования соответствующих правовых условий, к проведению социально ответственной деятельности;

противодействию недобросовестным практикам и усилению кибербезопасности потребителей финансовых услуг;

повышению финансовой грамотности населения.

6. Работа Национального банка по перечисленным направлениям способствует активизации сберегательного процесса, эффективной трансформации сбережений в инвестиции и рациональному распределению денежных ресурсов в экономике.

ГЛАВА 2
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В 2023 ГОДУ

7. В январе–сентябре 2022 г. экономика Республики Беларусь функционировала под воздействием негативных внешних факторов, обусловленных нарастанием санкционного давления на фоне обострения геополитической обстановки.

Сложившаяся ситуация привела в феврале–марте 2022 г. к повышенной волатильности на валютном рынке, росту инфляционных ожиданий, оттоку банковских вкладов (депозитов) и ускорению инфляционных процессов в стране.

В условиях роста мировых цен на сырьевые, продовольственные и непродовольственные товары инфляция в Республике Беларусь в сентябре 2022 г. составила 17,4 процента в годовом выражении при 9,97 процента в декабре 2021 г.

В целях обеспечения макроэкономической сбалансированности, стабилизации ситуации на внутреннем валютном и депозитном рынках с 1 марта 2022 г. ставка рефинансирования Национального банка повышена с 9,25 до 12 процентов годовых.

В апреле–сентябре 2022 г. ситуация на валютном рынке нормализовалась. Чистый спрос на иностранную валюту, сформировавшийся в феврале–марте 2022 г. на фоне негативных ожиданий экономических агентов, сменился чистым предложением валюты, что способствовало поддержанию международных резервных активов, уровень которых на 1 октября 2022 г. составил 7,5 млрд. долларов США.

Наблюдается устойчивое поступление средств населения в банковские вклады (депозиты) в национальной валюте. С мая 2022 г. возобновился приток банковских вкладов (депозитов) физических лиц в иностранной валюте после их оттока в феврале–апреле 2022 г. Улучшению ситуации на депозитном рынке способствовало поддержание банками привлекательного уровня доходности по вкладам.

Средняя широкая денежная масса в сентябре 2022 г. в годовом выражении возросла на 8,8 процента против 6,6 процента в декабре 2021 г. Рублевая денежная база на 1 октября 2022 г. в годовом выражении увеличилась на 28,8 процента.

Удовлетворялся платежеспособный спрос на кредитные ресурсы со стороны субъектов хозяйствования и населения. В условиях санкций для снижения рисков организации Республики Беларусь сокращали задолженность в иностранной валюте. Как следствие, прирост требований банков к экономике на 1 октября 2022 г. в годовом выражении составил 0,2 процента. При этом наблюдается существенный профицит ликвидности в банковской системе.

Финансовый сектор страны сохранял устойчивость по отношению к наиболее значимым внешним и внутренним шокам. Доля необслуживаемых активов на 1 октября 2022 г. составила 5,1 процента, снизившись на 0,2 процентного пункта по сравнению с началом года.

Участники платежного рынка страны обеспечивали гарантированное и безопасное осуществление расчетов и платежей, проводили работу по выстраиванию системы расчетов в условиях действия санкционных ограничений. Коэффициент доступности автоматизированной системы участника платежной системы Республики Беларусь на 1 октября 2022 г. сложился на уровне 99,96 процента.

8. В 2023 году экономика Республики Беларусь продолжит функционировать в сложных внешнеэкономических условиях. Ожидается сохранение санкционных ограничений, повышенного внешнего инфляционного фона, а также замедление роста мировой экономики. В целях минимизации негативного влияния внешних факторов государственная экономическая политика будет направлена на переориентацию экспортных потоков и построение новых транспортно-логистических маршрутов, развитие производственной кооперации в рамках Союзного государства и Евразийского экономического союза, реализацию программ по импортозамещению, перестройку системы расчетов.

В качестве целевых параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2023 год определен рост валового внутреннего продукта в сопоставимых ценах на уровне 103,8 процента, реальных располагаемых денежных доходов населения – 104,1 процента, инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах – 122,3 процента, экспорта товаров и услуг на уровне 105,5 процента.

В условиях запланированных переоснащения действующих и создания новых производств ожидается увеличение потребности в импортных инвестиционных товарах, что будет оказывать влияние на состояние внешней торговли и платежного баланса в целом. В 2023 году сальдо внешней торговли товарами и услугами прогнозируется положительным в размере 1,6 млрд. долларов США. Предусмотренное поступление внешних финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов будет способствовать поддержанию сбалансированности платежного баланса.

ГЛАВА 3
ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И СОДЕЙСТВИЕ РАСШИРЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

9. В 2023 году денежно-кредитная политика будет ориентирована на замедление инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 7–8 процентов (декабрь 2023 г. к декабрю 2022 г.).

В рамках политики контроля за денежным предложением прогнозируется увеличение средней широкой денежной массы на 12–16 процентов (декабрь 2023 г. к декабрю 2022 г.), рублевой денежной базы на 10–12 процентов.

Реализация Национальным банком курсовой и процентной политики будет подчинена задаче эффективного управления денежным предложением.

Проведение курсовой политики по-прежнему будет осуществляться в режиме плавающего курса, который позволяет смягчать влияние внешних факторов на экономику и способствует ее эффективной адаптации к изменяющимся условиям. Валютный курс продолжит определяться спросом и предложением на валютном рынке. При этом допускается проведение валютных интервенций для сглаживания резких колебаний курса белорусского рубля, а также в целях пополнения золотовалютных резервов.

Сохранится направленность процентной политики Национального банка на поддержание процентных ставок в экономике на положительном уровне в реальном выражении, что является необходимым условием для обеспечения привлекательности сбережений в национальной валюте и формирования источников для кредитования экономики. Ставка рефинансирования Национального банка оценивается на уровне 10–11 процентов годовых в среднем за 2023 год.

10. Продолжится совместная работа Национального банка и Правительства Республики Беларусь по поддержанию уровня международных резервных активов Республики Беларусь, что будет способствовать обеспечению макроэкономической стабильности. Международные резервные активы Республики Беларусь прогнозируются в размере не менее 6 млрд. долларов США на конец 2023 года.

11. Для сохранения финансовой стабильности в 2023 году будут проводиться мероприятия по ограничению системных рисков, обеспечению устойчивой работы банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» (далее – ОАО «Банк развития Республики Беларусь»), некредитных финансовых организаций.

Политика Национального банка будет направлена на противодействие системным угрозам финансовой стабильности и повышение возможностей банков по кредитной поддержке экономики в условиях ее структурной трансформации и адаптации организаций к новым условиям функционирования.

В целях недопущения чрезмерного роста долговой нагрузки в секторе домашних хозяйств сохранятся подходы к макропруденциальному регулированию на основе показателя долговой нагрузки и показателя обеспеченности кредита.

Качество кредитного портфеля, как и ранее, будет обеспечиваться за счет соблюдения банками пруденциальных требований и поддержания доли необслуживаемых активов банков в активах, подверженных кредитному риску (в целом по действующим банкам), на уровне не выше 10 процентов.

Продолжится развитие системы мониторинга финансовой стабильности, в том числе посредством улучшения системы раннего предупреждения и выявления рисков, а также их источников. Для мониторинга системных рисков планируется более активное использование данных платежной системы и Кредитного регистра.

12. В целях укрепления ресурсного потенциала банковской системы, позволяющего сформировать устойчивую базу для кредитной поддержки экономики, действия Национального банка в первую очередь будут направлены на формирование условий для развития долгосрочного сегмента депозитного рынка, способствующего сбалансированности структуры активов и пассивов банков, а также для увеличения доли рублевой составляющей в структуре банковских вкладов (депозитов).

Банки по-прежнему будут ориентированы на разработку и внедрение новых банковских продуктов, соответствующих современным требованиям, улучшение качества банковских услуг, развитие комплексного банковского обслуживания физических и юридических лиц.

13. Национальным банком совместно с иными государственными органами будет осуществляться дальнейшая работа по стимулированию деятельности банков в части расширения ими ресурсной поддержки экономической и инвестиционной активности в стране. Приоритет будет отдаваться эффективным финансово реализуемым инвестиционным проектам, а также стимулированию экспорта и импортозамещения. Прирост требований банков к экономике в 2023 году оценивается на уровне 17–21 процента.

В случае формирования дефицита ликвидности Национальным банком будет оказываться необходимая поддержка банкам, в том числе посредством снижения нормативов обязательных резервов.

14. Продолжится деятельность Национального банка по обеспечению устойчивого функционирования банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» исходя из риск-ориентированного подхода с учетом новых вызовов в экономической и финансовой сферах, а также влияния внешних факторов.

Особое внимание, в том числе при проведении проверок, будет направлено на оценку:

устойчивости банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» с учетом принятых Национальным банком контрциклических мер, предусматривающих расширение возможностей данных организаций по оказанию финансовой поддержки реальному сектору экономики;

эффективности функционирования в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» системы корпоративного управления, в том числе в части проведения данными организациями анализа системы вознаграждений и компенсаций на предмет ее соответствия масштабам и результатам деятельности банка, а также принимаемых работником и (или) банком рисков;

организации информационной безопасности банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» в части сохранности персональных данных и сведений, составляющих банковскую тайну.

15. Будет осуществляться действенный дистанционный контроль за соблюдением установленных для некредитных финансовых организаций финансовых нормативов и требований, полнотой, достоверностью и своевременностью представления данными организациями отчетности, а также за полнотой сведений, представляемых ими в Кредитный регистр. 

Кроме того, будет проводиться работа, направленная на предупреждение, выявление и устранение нарушений в деятельности некредитных финансовых организаций, в том числе посредством мониторинга информации, размещаемой данными организациями на своих сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, а также представляемой в реестры некредитных финансовых организаций.

16. Совершенствование регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций будет осуществляться посредством:

постоянной и системной работы по совершенствованию банковского законодательства, направленной на повышение эффективности банковского сектора, а также по приведению деятельности банков в единые и однозначные рамки;

подготовки предложений по изменению пруденциального регулирования в целях дальнейшей имплементации принципов пропорционального регулирования* банковской деятельности;

гармонизации с Российской Федерацией норм регулирования в сфере безопасного функционирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций**.

 

______________________________

* Принцип пропорционального регулирования предполагает дифференцированный объем требований в зависимости от системной значимости, риск-профиля банка, характера и объемов осуществляемых им банковских операций и иной деятельности.

** В соответствии с Союзной программой по гармонизации норм регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, а также финансового рынка в целом, включая обеспечение создания единых принципов страхования вкладов, утвержденной Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 4 ноября 2021 г. № 6.

17. В части совершенствования системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию террористической деятельности и финансированию распространения оружия массового поражения будет осуществляться выработка методологических подходов к организации деятельности поставщиков платежных услуг, направленных на реализацию международных стандартов Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и гармонизацию требований к регулированию финансового сектора в рамках Союзного государства. Продолжится внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за деятельностью некредитных финансовых организаций в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения путем применения эффективных мер реагирования к данным участникам финансового рынка, попавшим в зону высокого риска.

18. В платежной сфере в 2023 году предусматриваются совершенствование правовой базы, развитие программно-технической инфраструктуры, внедрение международных стандартов, совершенствование оверсайта платежных систем и контроля деятельности в области платежных систем и платежных услуг, проведение мероприятий по управлению платежными рисками в целях обеспечения надежного, безопасного и эффективного функционирования платежного рынка Республики Беларусь. Коэффициент доступности платежных услуг, оказываемых поставщиками платежных услуг, будет находиться на уровне не ниже 99,8 процента.

ГЛАВА 4
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЗРАЧНОЙ И КОМФОРТНОЙ БИЗНЕС-СРЕДЫ

19. В 2023 году Национальный банк продолжит работу по совершенствованию банковских операций и условий их осуществления. Предусматривается проведение мероприятий, направленных на:

совершенствование правового механизма, обеспечивающего регулирование отношений, возникающих в области кредитования и микрофинансирования физических лиц;

развитие сферы использования субъектами хозяйствования в расчетах банковских инструментов торгового финансирования (аккредитив, банковская гарантия, банковское платежное обязательство), в том числе в виде электронного документа;

подготовку предложений по изменению законодательства, регулирующего доверительное управление денежными средствами;

урегулирование проблемных вопросов закрытия невостребованных счетов*;

создание благоприятных условий для осуществления экологического финансирования**;

обеспечение исполнения денежных обязательств при осуществлении безналичных расчетов с использованием информационных систем и банковских технологий;

подготовку предложений по обеспечению расчетного обслуживания клиентов с использованием банковских технологий сопровождения контрактов и открытием текущих (расчетных) банковских счетов со специальным режимом функционирования.

В числе приоритетных направлений совершенствования условий осуществления банковских операций останется ограничение мер ответственности кредитополучателей за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по кредитным договорам для недопущения чрезмерной долговой нагрузки путем законодательного закрепления предельных размеров штрафных санкций, а также обеспечение полноты раскрытия информации и прозрачности условий при осуществлении кредитования физических лиц.

 

______________________________

* Под невостребованным счетом понимается текущий (расчетный) банковский счет, благотворительный счет, временный счет, счет по учету вкладов (депозитов) физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя), на котором отсутствуют денежные средства и (или) операции по нему в течение длительного времени.

** Под экологическим финансированием понимается финансирование проектов, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду и повышение эффективности использования природного капитала.

20. В целях устойчивого развития небанковского сегмента финансового рынка и ограничения рисков его участников Национальным банком будут проводиться мероприятия, направленные на:

комплексное регулирование отношений в сфере лизинговой деятельности с учетом практики применения (в частности, наделение Национального банка правом устанавливать для лизинговых организаций финансовые нормативы и их размеры, требования к организации и функционированию системы управления рисками лизинговой организации) посредством закрепления соответствующих положений в разрабатываемом проекте Закона Республики Беларусь «О лизинговой деятельности»;

совершенствование законодательства в части создания условий для развития микрофинансирования;

развитие рейтинговой деятельности в Республике Беларусь путем расширения сферы использования кредитных и некредитных рейтингов, присваиваемых национальным рейтинговым агентством, на различных сегментах финансового рынка;

совершенствование инфраструктуры финансового рынка, включая формирование его горизонтально интегрированной инфраструктуры в рамках гармонизации законодательства Республики Беларусь с законодательствами государств – членов Евразийского экономического союза.

21. В 2023 году Национальный банк продолжит реализацию мер, направленных на внедрение с 1 января 2025 г. Международных стандартов финансовой отчетности и их разъяснений (далее – МСФО) в качестве первоочередных и единственных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Национальном банке, банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, ОАО «Банк развития Республики Беларусь». В данной области будет проводиться работа по изменению налогового законодательства, обусловленному переходом финансово-кредитной системы на ведение бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, а также подготовка проектов нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету операций, финансовой отчетности, предусматривающих полное применение МСФО в Национальном банке, банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, ОАО «Банк развития Республики Беларусь».

22. В целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с проведением и мониторингом валютных операций, планируется принятие нормативных правовых актов, направленных на создание для резидентов благоприятных условий осуществления внешнеторговой деятельности с учетом внешних вызовов.

Сохранит актуальность реализация мероприятий по сокращению случаев использования иностранной валюты при проведении расчетов между резидентами, а также переход к номинированию цен, тарифов и других платежей на территории Республики Беларусь в белорусских рублях.

23. Одним из приоритетных направлений останется обеспечение полноценного функционирования системы валютного мониторинга и ее развитие путем:

совершенствования процедур мониторинга валютных операций и регистрации валютных договоров, в том числе за счет развития разработанных для этих целей информационных систем (автоматизированная информационная система валютного мониторинга, информационный ресурс для регистрации валютных договоров, размещенный на сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет) и обеспечения их взаимосвязанной работы;

расширения взаимодействия Национального банка с заинтересованными государственными органами и иными организациями, предоставления им доступа к информационному ресурсу для регистрации валютных договоров.

24. В 2023 году продолжится работа по совершенствованию законодательства в развитие Закона Республики Беларусь от 19 апреля 2022 г. № 164-З «О платежных системах и платежных услугах». Основными направлениями работы Национального банка в платежной сфере будут являться:

дальнейшее совершенствование рынка платежных услуг, предоставление возможности оказания новых видов платежных услуг организациями, не являющимися банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», развитие платформ электронной коммерции, расширение сфер применения онлайн-сервисов;

развитие новых видов платежных инструментов и средств платежа;

формирование эффективных механизмов и инструментов противодействия киберугрозам и мошенничеству;

внедрение стандартов открытого интерфейса программирования приложений (интерфейс прикладного программирования, API) в процессы разработки программного обеспечения для банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, ОАО «Банк развития Республики Беларусь»;

расширение международного сотрудничества и интеграционных процессов в области цифровых финансовых технологий, в том числе в рамках Евразийского экономического союза.

25. Развитие альтернативных способов платежей и снижение зависимости от систем расчетов с использованием банковских платежных карточек, в том числе международных, будут являться приоритетными направлениями развития платежного рынка.

В 2023 году запланировано дальнейшее совершенствование системы мгновенных платежей путем запуска сервиса, позволяющего проводить мгновенные платежи между физическими лицами внутри Республики Беларусь, а также трансграничные мгновенные платежи посредством взаимодействия системы мгновенных платежей Национального банка и системы быстрых платежей Центрального банка Российской Федерации.

Дополнительно планируется начать работы по расширению функционала системы мгновенных платежей в части проведения платежей физических лиц в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для оплаты товаров (работ, услуг), платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в пользу физических лиц, а также платежей физических лиц в пользу государственных органов для оплаты платежей в рамках исполнения налоговых, бюджетных и иных обязательств.

Продолжится работа по совершенствованию технологии обмена финансовой информацией при совершении валютных операций на территории Республики Беларусь.

26. Ключевой задачей коммуникационной политики станет расширение присутствия Национального банка в информационном пространстве, в том числе путем проактивного сотрудничества с ведущими республиканскими средствами массовой информации. При этом сохранится направленность на своевременное информационное сопровождение решений, принимаемых Национальным банком. Выбор каналов и средств коммуникаций для донесения информации до различных целевых аудиторий будет осуществляться на основе ситуационного подхода.

Одновременно планируется продолжить совершенствование отдельных направлений коммуникационной политики. В частности, упрощение распространяемой Национальным банком информации для улучшения ее восприятия различными целевыми аудиториями путем сопровождения аналитических материалов, публикуемых на сайте Национального банка, краткими аннотациями с отражением в них ключевых идей (выводов).

ГЛАВА 5
ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И УРОВНЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ

27. В 2023 году продолжится совершенствование системы защиты прав потребителей финансовых услуг, в том числе ее правового регулирования.

Сохранится направленность Национального банка на формирование ответственного отношения финансовых организаций* к оказанию финансовых услуг потребителям для повышения их доверия к финансовому рынку. Особое внимание будет уделено распространению добросовестных практик предоставления финансовых услуг, а также порядку рассмотрения жалоб и их урегулированию с потребителями.

В целях повышения прозрачности деятельности Национального банка в сфере защиты прав потребителей планируется вовлечение в диалог общественных объединений потребителей, а также профильных ассоциаций участников финансового рынка.

С учетом активного распространения взаимодействия потребителей и финансовых организаций путем использования информационно-коммуникационных технологий предусматривается введение постоянного анализа Национальным банком процесса оказания финансовых услуг для обеспечения защиты прав потребителей финансовых услуг, предоставляемых с использованием информационных технологий, на уровне не ниже предусмотренного при получении финансовых услуг без их использования.

В качестве перспективного направления в области защиты прав потребителей финансовых услуг предусматривается разработка концептуальных подходов к осуществлению Национальным банком анализа поведения финансовых организаций на финансовом рынке для предупреждения нарушений прав потребителей финансовых услуг.

 

______________________________

* Под финансовыми организациями понимаются организации, оказывающие услуги потребителю на основании договора, заключенного: с банком, небанковской кредитно-финансовой организацией; в рамках лизинговой деятельности с лизинговой организацией; в рамках микрофинансовой деятельности; в рамках деятельности по совершению инициируемых физическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс); с оператором сервиса онлайн-заимствования в рамках деятельности оператора сервиса онлайн-заимствования; с поставщиком платежных услуг.

28. В целях повышения доступности кредитов (микрозаймов) и защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг планируется подготовка законопроекта по совершенствованию подходов к регулированию отношений в области кредитования (микрофинансирования) физических лиц.

29. Предусматривается дальнейшее совершенствование законодательства в части противодействия мошенничеству в банковском секторе при осуществлении банковских операций. Также запланированы мероприятия, направленные на развитие взаимодействия Национального банка с банками и государственными органами по обмену информацией об инцидентах в области информационной безопасности.

30. Системная работа по повышению финансовой грамотности будет проводиться в соответствии с планом совместных действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019–2024 годы, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка от 12 апреля 2019 г. № 241/6.

В 2023 году акцент будет сделан на продолжении проведения мероприятий по включению модулей финансовой грамотности в учебный процесс. Основными направлениями данной работы станут:

разработка учебно-методических комплектов (учебные программы, дидактические материалы для учащихся и учителей) факультативного курса по финансовой грамотности для V–VII классов;

организация мероприятий, направленных на повышение компетенций педагогов в вопросах преподавания финансовой грамотности.

Одно из стратегических направлений – повышение цифровой грамотности в финансовой сфере. В 2023 году продолжится активная работа по информированию населения о рисках кибермошенничества и правилах безопасности личных финансов в цифровой сфере.

ГЛАВА 6
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

31. Реализация Национальным банком мер по обеспечению в 2023 году макроэкономической стабильности, стимулированию экономической и инвестиционной активности, формированию прозрачной и комфортной бизнес-среды и повышению уровня защиты населения в финансовой сфере будет способствовать созданию условий для устойчивого роста благосостояния и повышения качества жизни населения.

Основные показатели денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2023 год приведены в приложении.

 

 

Приложение

к Основным направлениям
денежно-кредитной политики
Республики Беларусь на 2023 год

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Наименование показателей

Оценка на 1 января 2023 г.

Прогноз на 1 января 2024 г.

Прирост потребительских цен, процентов (декабрь к декабрю предыдущего года)

15,5

7–8

Прирост средней широкой денежной массы, процентов (декабрь к декабрю предыдущего года)

8

12–16

Прирост рублевой денежной базы, процентов (к 1 января предыдущего года)

18

10–12

Международные резервные активы Республики Беларусь в соответствии с методологией Международного валютного фонда, млрд. долларов США

не менее 7

не менее 6

Ставка рефинансирования, процентов годовых (в среднем за период)

11,5

10–11

Прирост требований банков к экономике, процентов (к 1 января предыдущего года)

7

17–21

Доля необслуживаемых активов банков в активах, подверженных кредитному риску (в целом по действующим банкам), процентов

не более 10

не более 10

Коэффициент доступности платежных услуг, оказываемых поставщиками платежных услуг, процентов

не ниже 99,8

не ниже 99,8