УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
17 ноября 2020 г. № 415
О повышении оперативности и качества нормотворческой деятельности
Изменения и дополнения:
Указ Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2023 г. № 348 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.11.2023, 1/21091) <P32300348>;
Указ Президента Республики Беларусь от 14 марта 2024 г. № 96 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.03.2024, 1/21275) <P32400096>
Качество и стабильность законодательства являются важнейшими факторами обеспечения жизнедеятельности населения, функционирования экономики, основой для поступательного развития страны и повышения благосостояния граждан. Эти параметры достигаются за счет прогнозно-аналитической, экспертной и научной проработки нормотворческих инициатив, планирования законопроектной деятельности, публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов.
Вместе с тем опыт реагирования на мировые и внутригосударственные вызовы требует незамедлительного принятия важнейших нормотворческих решений без ущерба качеству и стабильности правового регулирования. Выполнение данной задачи должно достигаться в первую очередь посредством конструктивного взаимодействия государственных органов (организаций) при подготовке и принятии (издании) нормативных правовых актов.
В целях повышения эффективности работы государственных органов (организаций) в нормотворческом процессе, а также дальнейшего совершенствования нормотворческой деятельности постановляю:
1. Максимально широко использовать в нормотворческой деятельности инструменты планирования. Для этого:
1.1. законодательные акты и постановления Совета Министров Республики Беларусь (далее, если не установлено иное, – нормативные правовые акты), впервые устанавливающие регулирование общественных отношений, системно изменяющие существующую правовую регламентацию, предусматривающие новые обязанности либо влекущие дополнительные финансовые расходы граждан и субъектов хозяйствования, разрабатываются, как правило, на основе планов;
1.2. при осуществлении нормотворческой деятельности и ее планировании корректировка нормативных правовых актов допускается не чаще одного раза в два года, за исключением случаев, когда внесение изменений необходимо для оперативного регулирования наиболее важных вопросов, а также на основании требований нормативных правовых актов большей юридической силы;
1.3. включение предложений о подготовке проектов нормативных правовых актов (далее, если не установлено иное, – проект) в план, как правило, осуществляется по результатам проведенного правового мониторинга;
1.4. планы подготовки проектов:
законодательных актов разрабатываются Национальным центром законодательства и правовой информации в установленном законом и Президентом Республики Беларусь порядке;
постановлений Совета Министров Республики Беларусь разрабатываются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
1.5. утвержденные планы подготовки проектов размещаются в открытом доступе на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь;
1.6. к разработке плановых и иных проектов нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь может привлекаться Национальный центр законодательства и правовой информации по поручению Главы государства, Главы Администрации Президента Республики Беларусь или Заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь, координирующего деятельность названного Центра.
2. Обеспечивать подготовку в кратчайшие сроки проектов наиболее важных нормативных правовых актов по вопросам, требующим оперативного регулирования. В этих целях:
2.1. решение о подготовке срочных проектов принимается Президентом Республики Беларусь, а также Главой Администрации Президента Республики Беларусь, Премьер-министром Республики Беларусь или их первыми заместителями;
2.2. подготовка срочных проектов осуществляется в ускоренном порядке (в том числе в формате совещаний) в соответствии с требованиями настоящего Указа;
2.3. общий срок подготовки срочных проектов, включая их согласование с заинтересованными и проведение обязательной юридической и иных экспертиз, не может превышать 10 рабочих дней.
3. Повысить эффективность нормотворческой деятельности государственных органов (организаций) и ответственность их руководителей за регулирование общественных отношений. Для этого:
3.1. Совет Министров Республики Беларусь вправе принимать нормативные правовые акты, необходимые для реализации задач и функций, возложенных на него законодательными актами, без специального закрепления полномочий на принятие конкретного акта. При этом такие акты не должны противоречить Конституции Республики Беларусь, решениям Президента Республики Беларусь и законам;
3.2. государственный орган (организация) – разработчик проекта:
обеспечивает в установленном законодательством порядке принятие всех мер по подготовке проекта, включая его планирование, разработку, экспертное и научное сопровождение, осуществление прогнозирования последствий его принятия, проведение публичного обсуждения, согласование;
принимает меры по выработке согласованной позиции по поступившим по проекту замечаниям и предложениям, после чего дает оценку замечаниям и предложениям, оставшимся неучтенными, с мотивированным обоснованием своей позиции по каждому из них;
3.3. руководители государственных органов (организаций), участвовавших в работе над проектом, несут персональную ответственность за принятые в ходе его подготовки, согласования, проведения обязательной юридической и иных экспертиз решения, в том числе за соблюдение установленных порядка и сроков принятия таких решений.
4. Обеспечить цифровизацию нормотворческой деятельности и широкое применение информационных технологий на всех стадиях подготовки и принятия (издания) нормативных правовых актов. В этих целях:
4.1. с 1 апреля 2021 г. проекты правовых актов Главы государства, законов и постановлений Совета Министров Республики Беларусь направляются на согласование в государственные органы (организации), в том числе подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, для проведения обязательной юридической и иных экспертиз, а также вносятся в Совет Министров Республики Беларусь для их визирования или подписания посредством автоматизированной информационной системы, обеспечивающей формирование Национального реестра правовых актов Республики Беларусь (АИС НРПА). Порядок функционирования этой системы определяется Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь;
4.2. после внедрения в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы по обеспечению нормотворческого процесса (АИС «Нормотворчество») нормотворческая деятельность государственных органов (организаций) в полном объеме осуществляется посредством использования данной автоматизированной системы;
4.3. требования подпунктов 4.1 и 4.2 настоящего пункта не применяются при подготовке и принятии (издании) правовых актов, содержащих государственные секреты или служебную информацию ограниченного распространения, а также в исключительных случаях при невозможности использования соответствующих автоматизированных информационных систем по техническим причинам;
4.4. координация вопросов цифровизации нормотворческой деятельности осуществляется Национальным центром законодательства и правовой информации.
5. Утвердить Положение о порядке подготовки и внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь проектов правовых актов (прилагается).
6. Внести изменения в указы Президента Республики Беларусь (приложение 1).
7. Признать утратившими силу указы Президента Республики Беларусь (приложение 2).
8. Совету Министров Республики Беларусь:
8.1. совместно с Генеральной прокуратурой до 1 января 2021 г. представить согласованные с заинтересованными предложения по дальнейшему совершенствованию института криминологической экспертизы;
8.2. совместно с заинтересованными принять меры по реализации настоящего Указа.
9. Национальному центру правовой информации до 1 января 2022 г. внести в Администрацию Президента Республики Беларусь предложения по дальнейшему совершенствованию нормотворческой деятельности с учетом достигнутых результатов цифровизации соответствующей сферы.
10. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:
пункт 1 настоящего Указа, абзацы второй, третий, одиннадцатый–тринадцатый пункта 1, абзац седьмой пункта 2, абзацы четвертый–седьмой подпункта 5.1, абзацы второй, третий, пятнадцатый, шестнадцатый, двадцать первый – двадцать третий подпункта 5.2 пункта 5 приложения 1 к настоящему Указу – с 1 января 2021 г.;
иные положения данного Указа – после его официального опубликования.
Президент Республики Беларусь | А.Лукашенко |
| Приложение 1 к Указу Президента |
ПЕРЕЧЕНЬ
изменений, вносимых в указы Президента Республики Беларусь
1. В Указе Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь»:
абзац четвертый пункта 3 исключить;
из пункта 4 слова «и изданием сборника правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» исключить;
в Положении о Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, утвержденном Указом:
в пункте 4:
в части первой:
абзац четырнадцатый после слова «контроля,» дополнить словами «Национального банка,»;
из абзаца пятнадцатого слова «Национального банка,» исключить;
в абзаце девятнадцатом слова «являющиеся нормативными» заменить словами «носящие нормативный характер»;
из абзаца четвертого части второй слово «нормативные» исключить;
в пункте 13:
часть вторую исключить;
из части третьей слова «и в сборнике правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» исключить.
2. В Положении о Национальном центре правовой информации Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524:
в пункте 5:
абзац шестой после слов «правовой информации,» дополнить словами «текстов проектов законов, судебных постановлений,»;
после абзаца десятого дополнить пункт абзацем следующего содержания:
«обеспечение сбора и обобщения предложений по вопросам совершенствования законодательства, устранения коллизий и правовой неопределенности;»;
в пункте 6:
из абзаца пятого слова «и издание официального периодического печатного издания – сборника правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» исключить;
после абзаца десятого дополнить пункт абзацем следующего содержания:
«осуществляет сбор, обобщение предложений по вопросам совершенствования законодательства, устранения коллизий и правовой неопределенности и направление данных предложений в государственные органы и иные организации в соответствии с их компетенцией;»;
абзац тринадцатый после слов «правовой информации,» дополнить словами «текстов проектов законов, судебных постановлений,»;
из абзаца пятнадцатого слова «и утверждает положения о них» исключить;
абзац двадцатый после слова «семинары,» дополнить словом «вебинары,»;
абзац двадцать шестой после слов «правовой информации,» дополнить словами «текстам проектов законов, судебных постановлений,»;
абзац девятый пункта 7 после слова «договоры» дополнить словами «, в том числе публичные,»;
дополнить Положение пунктом 71 следующего содержания:
«71. Работы (услуги) по созданию, эксплуатации и развитию информационных систем и государственных информационно-правовых ресурсов, создаваемых (функционирующих) в рамках государственной системы правовой информации Республики Беларусь, могут выполняться без их включения в государственные программы в сфере цифрового развития.»;
в пункте 8:
часть первую после слов «в установленном законодательством порядке,» дополнить словами «доходов от размещения временно свободных денежных средств, полученных от приносящей доходы деятельности, в облигации, вклады (депозиты)»;
часть вторую исключить;
в пункте 12:
часть вторую после слова «Структура» дополнить словами «, включающая структурные подразделения первого уровня управления,»;
дополнить пункт частью следующего содержания:
«Структура, включающая структурные подразделения второго и последующего уровней управления, определяется директором НЦПИ.»;
из абзаца третьего пункта 13 слова «по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь –» исключить.
3. В Положении о Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 609:
абзац четвертый пункта 3 изложить в следующей редакции:
«своевременное обеспечение граждан, государственных органов и иных организаций полной и достоверной правовой информацией, текстами проектов законов, судебных постановлений, а также комментариями и другими правовыми аналитическими материалами, информацией о важнейших общественно-политических и правовых событиях в государстве и обществе;»;
второе предложение пункта 5 изложить в следующей редакции: «На данном портале размещаются также тексты проектов законов, судебных постановлений, научно-практическая, учебная, справочная, новостная и иная информация.»;
в пункте 6:
после абзаца второго дополнить пункт абзацем следующего содержания:
«тексты проектов законов;»;
после абзаца третьего дополнить пункт абзацем следующего содержания:
«материалы, представляемые государственными органами (организациями);».
4. В Положении о Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 13 декабря 2007 г. № 630:
в пункте 6:
в абзаце втором слово «законопроектов» заменить словами «проектов законодательных актов»;
абзац двадцать первый после слова «семинаров» дополнить словом «, вебинаров»;
в пункте 10:
после слова «Структура» дополнить пункт словами «, включающая структурные подразделения первого уровня управления,»;
дополнить пункт частью следующего содержания:
«Структура, включающая структурные подразделения второго и последующего уровней управления, определяется директором Центра.»;
в пункте 11:
в абзаце втором слова «с утвержденной структурой» заменить словами «со структурой Центра»;
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь назначает на должности и освобождает от должностей работников Центра, являющихся государственными служащими, в том числе по согласованию с Главой Администрации Президента Республики Беларусь – заместителей директора Центра и руководителей структурных подразделений Центра первого уровня управления;»;
часть вторую пункта 16 после слова «работников,» дополнить словами «получения работниками Центра образования,».
5. В Указе Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 712 «О совершенствовании государственной системы правовой информации Республики Беларусь»:
5.1. в пункте 2:
в подпункте 2.1:
слова «Национальным центром правовой информации» заменить словами «Национальным центром правовой информации (далее – НЦПИ)»;
дополнить подпункт словами «, а деятельность по распространению (предоставлению) текстов судебных постановлений, размещенных на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, в виде баз и банков данных, иных информационных ресурсов – при условии заключения с НЦПИ договора предоставления соответствующих информационных и технологических составляющих»;
в подпункте 2.2:
после слов «правовой информации,» и «правовой информации» дополнить пункт соответственно словами «судебных постановлений,» и «, судебных постановлений»;
слово «ее» исключить;
в подпункте 2.3 слова «Национальным центром правовой информации» заменить словом «НЦПИ»;
5.2. в Положении о деятельности по распространению (предоставлению) правовой информации, утвержденном Указом:
пункт 1 дополнить частью следующего содержания:
«Распространение (предоставление) текстов судебных постановлений, размещенных на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, и заключение договоров предоставления соответствующих информационных и технологических составляющих осуществляются в порядке, установленном в части второй пункта 4 и пунктах 15–17 настоящего Положения, за исключением случаев, когда распространение текстов таких документов и формирование баз и банков данных, иных информационных ресурсов осуществляются в рамках выполнения задач и функций, определенных законодательными актами.»;
абзац пятый пункта 8 после слов «правовой информации,» дополнить словами «текстов проектов законов, судебных постановлений,»;
второе предложение пункта 11 изложить в следующей редакции: «При этом допускается распространение (предоставление) правового акта с неполным изложением текста при наличии пометки «(Извлечение)».»;
пункт 12 изложить в следующей редакции:
«12. При распространении (предоставлении) правовых актов в контрольном состоянии:
в электронной форме дополнительно указывается информация о правовых актах, предусматривающих внесение в данные правовые акты изменений, приостановление либо продление действия, отмену либо признание утратившими силу, их реквизитах (вид акта, дата принятия (издания), регистрационный номер), источниках официального опубликования;
в печатной форме либо в форме электронных изданий – информация о последних изменениях в этот правовой акт (правовой акт, предусматривающий внесение в данный правовой акт изменений, приостановление либо продление действия, отмену либо признание утратившим силу, и его реквизиты (вид акта, дата принятия (издания), регистрационный номер).»;
в абзаце втором части первой пункта 20:
слова «электронные копии эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой» заменить словами «информационно-поисковую систему»;
слово «их» заменить словом «ее»;
в части первой пункта 25:
абзац первый после слов «правовой информации,» дополнить словами «текстов проектов законов, судебных постановлений,»;
абзац третий исключить;
из абзаца четвертого слово «иных» исключить;
абзац пятый изложить в следующей редакции:
«информационно-поисковых систем «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE» (прав пользования соответствующими ресурсами);»;
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
«предоставления копий правовых актов и текстов проектов законов, судебных постановлений, информации правоприменительного характера, содержащихся в государственных информационно-правовых ресурсах, по запросам физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций.»;
в пункте 26:
часть первую исключить;
в части второй слова «Сборник правовых актов, иные печатные» заменить словом «Печатные»;
в пункте 27:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«27. Информационно-поисковая система «ЭТАЛОН»* и ее обновления распространяются (предоставляются):»;
дополнить пункт частью следующего содержания:
«Государственным органам и иным организациям, указанным в абзацах втором и третьем части первой настоящего пункта, в дополнение к информационно-поисковой системе «ЭТАЛОН»* в пределах средств республиканского бюджета, выделяемых Центру, может предоставляться доступ к информационно-поисковой системе «ЭТАЛОН-ONLINE»* посредством предоставления идентификаторов данной системы с учетом количества одновременного доступа пользователей к информационно-поисковой системе «ЭТАЛОН»*, определенного в соответствии с абзацами вторым и третьим части первой настоящего пункта.»;
в пункте 29:
слова «электронные копии эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой» заменить словами «информационно-поисковую систему»;
слово «их» заменить словом «ее»;
слова «ЭТАЛОН-ONLINE» заменить словами «ЭТАЛОН-ONLINE»*»;
подстрочное примечание к пунктам 27 и 29 после слов «Международные договоры»,» дополнить словами «Правоприменительная практика», «Судебная практика», «Формы документов»,»;
в приложении 1 к этому Положению:
в названии:
слова «электронные копии эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой» заменить словами «информационно-поисковая система»;
слово «их» заменить словом «ее»;
в подстрочном примечании к нему:
слова «электронных копий эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой» заменить словами «информационно-поисковой системы»;
слова «в них правовой информации» заменить словами «в ней информации»;
в приложении 2 к этому Положению:
в названии:
слова «электронные копии эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой» заменить словами «информационно-поисковая система»;
слово «их» заменить словом «ее»;
в подстрочных примечаниях к нему:
слова «электронных копий эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой» заменить словами «информационно-поисковой системы»;
слова «в них правовой информации» заменить словами «в ней информации».
6. В абзаце девятом пункта 3 Положения о Совете по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2011 г. № 573, слово «законопроектов» заменить словами «проектов законодательных актов».
7. Пункт 18 Положения о порядке формирования, ведения и предоставления банка данных проектов законов Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 105, дополнить предложением следующего содержания: «Тексты проектов законов из банка данных предоставляются Центром в соответствии с пунктом 25 Положения о деятельности по распространению (предоставлению) правовой информации.».
| Приложение 2 к Указу Президента |
ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу указов Президента Республики Беларусь
1. Указ Президента Республики Беларусь от 23 июня 1998 г. № 327 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения Президентом Республики Беларусь проектов правовых актов».
2. Указ Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 389 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Совета Министров Республики Беларусь и Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь по подготовке проектов правовых актов».
3. Указ Президента Республики Беларусь от 14 декабря 1999 г. № 724 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Администрации Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь при подготовке проектов правовых актов».
4. Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2000 г. № 29 «О внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 23 июня 1998 г. № 327».
5. Указ Президента Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. № 49 «О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 23 июня 1998 г. № 327».
6. Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2001 г. № 263 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 23 июня 1998 г. № 327».
7. Указ Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2001 г. № 506 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь».
8. Указ Президента Республики Беларусь от 7 июля 2003 г. № 289 «О согласовании проектов нормативных правовых актов по вопросам приватизации государственного имущества и внесении дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 23 июня 1998 г. № 327».
9. Указ Президента Республики Беларусь от 10 августа 2005 г. № 364 «О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь от 23 июня 1998 г. № 327 и от 14 декабря 1999 г. № 724».
10. Пункты 4 и 8 приложения к Указу Президента Республики Беларусь от 13 декабря 2007 г. № 630 «О некоторых мерах по совершенствованию правотворческой деятельности и научных исследований в области права».
11. Подпункты 1.10 и 1.35 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28 мая 2008 г. № 286 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Беларусь».
12. Указ Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 600 «О внесении изменений в указы Президента Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых указов и отдельных положений указов Президента Республики Беларусь по вопросам нормотворческой деятельности».
13. Пункт 1 Указа Президента Республики Беларусь от 9 апреля 2009 г. № 187 «О внесении дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 23 июня 1998 г. № 327 и от 26 августа 2008 г. № 445».
14. Указ Президента Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. № 229 «О внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 23 июня 1998 г. № 327».
15. Подпункт 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 580 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь».
16. Подпункт 4.1 пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 712 «О совершенствовании государственной системы правовой информации Республики Беларусь».
17. Подпункт 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 230 «О мерах по совершенствованию криминологической экспертизы».
18. Подпункт 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 621 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам Следственного комитета Республики Беларусь».
19. Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2012 г. № 127 «О внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 23 июня 1998 г. № 327».
20. Подпункт 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2012 г. № 540 «О внесении дополнений и изменения в некоторые указы Президента Республики Беларусь».
21. Подпункты 7.3 и 7.13 пункта 7 Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь».
22. Подпункт 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 24 января 2014 г. № 49 «О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь».
23. Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2015 г. № 523 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь».
24. Пункт 4 приложения к Указу Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2018 г. № 135 «Об обязательной юридической экспертизе технических нормативных правовых актов».
25. Пункты 1 и 4 приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 10 июля 2019 г. № 265 «О совершенствовании нормотворческой деятельности».
26. Абзацы второй и третий пункта 6 Указа Президента Республики Беларусь от 15 июля 2019 г. № 269 «О Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь».
| УТВЕРЖДЕНО Указ Президента |
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке подготовки и внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь проектов правовых актов
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1. В соответствии с настоящим Положением осуществляются подготовка государственными органами (организациями) (далее, если не установлено иное, – госорган) и внесение на рассмотрение Президента Республики Беларусь проектов:
1.1. указов и распоряжений Президента Республики Беларусь;
1.2. законов, которые:
подготовлены и вносятся на рассмотрение Президента Республики Беларусь по его поручению, в том числе для принятия решения о внесении в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;
вносятся в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь другими субъектами права законодательной инициативы, если проекты законов по содержанию расходятся с декретами или указами Президента Республики Беларусь либо предусматривают признание утратившими силу декретов Президента Республики Беларусь (их структурных элементов);
подготовлены в целях реализации международных обязательств Республики Беларусь и в соответствии с законодательными актами подлежат внесению на рассмотрение Президента Республики Беларусь;
1.3. постановлений Совета Министров Республики Беларусь, которые:
регулируют вопросы деятельности госорганов, непосредственно подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь;
в соответствии с законодательными актами либо поручениями Главы государства подлежат согласованию с Президентом Республики Беларусь;
1.4. иных правовых актов, которые в соответствии с законодательными актами или поручениями Главы государства подлежат внесению на рассмотрение Президента Республики Беларусь.
2. Вопросы подготовки и внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь проектов правовых актов, указанных в пункте 1 настоящего Положения (далее, если не установлено иное, – проекты), не урегулированные данным Положением, регламентируются иными законодательными актами, поручениями Главы государства и Администрации Президента Республики Беларусь. Эти поручения являются обязательными для всех госорганов.
ГЛАВА 2
ПОДГОТОВКА ПРОЕКТОВ
3. Все вопросы, касающиеся подготовки проектов, решаются самостоятельно госорганом-разработчиком, который определяет:
формат подготовки проекта, в том числе при необходимости путем создания рабочих групп, экспертных комиссий и иных коллегиальных образований, если формат подготовки проекта заранее не определен Главой государства или вышестоящим госорганом;
перечень госорганов, должностных лиц, экспертов и иных субъектов, привлекаемых к подготовке проекта, с учетом их компетенции и сферы регулирования данного проекта, если этот перечень заранее не определен Главой государства или вышестоящим госорганом;
круг заинтересованных госорганов, с которыми проект подлежит согласованию, с учетом их компетенции и сферы регулирования данного проекта, а также в соответствии с установленным перечнем (приложение 1).
4. Проекты, подготовленные республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом, организациями, которым в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь предоставлено право самостоятельного внесения проектов в Совет Министров Республики Беларусь, направляются на согласование в уполномоченные госорганы после согласования данных проектов:
с заинтересованными республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом, областными и Минским городским Советами депутатов, организациями, которым в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь предоставлено право самостоятельного внесения проектов в Совет Министров Республики Беларусь;
с Министерством юстиции*.
Проекты, подготовленные уполномоченными госорганами, направляются на согласование с заинтересованными госорганами, в том числе с Советом Министров Республики Беларусь.
______________________________
* Для реализации функций, предусмотренных настоящим Положением, Министерство юстиции вправе привлекать работников республиканского унитарного предприятия по оказанию услуг «БелЮрОбеспечение».
5. Согласование проекта осуществляется:
не позднее семи рабочих дней со дня получения госорганом проекта, если иной срок не установлен настоящим Положением или госорганом, направившим данный проект на согласование. При необходимости установленный срок может быть продлен по согласованию с руководителем госоргана, направившего проект на согласование, или его заместителем;
письмом за подписью руководителя госоргана, а в его отсутствие – первого заместителя или лица, исполняющего обязанности руководителя госоргана, либо посредством визирования проекта данными лицами.
6. Проект считается согласованным в случае непредставления в установленный срок госорганом информации о согласовании проекта либо замечаний и предложений по его доработке.
7. Замечания и предложения госорганов по поступившему на согласование проекту высказываются исключительно в пределах их компетенции. При наличии сомнений в предусмотренных проектом подходах к регулированию, не затрагивающих компетенцию госоргана, осуществляющего согласование проекта, они могут быть изложены в приложении к письму о согласовании проекта (в качестве информации рекомендательного характера) или доведены до сведения госоргана, направившего проект на согласование, иным образом.
8. Доработанный с учетом поступивших замечаний и предложений проект подлежит повторному согласованию только с госорганами, к компетенции которых относятся внесенные корректировки.
9. По результатам согласования с заинтересованными госорганами, в том числе непосредственно подчиненными (подотчетными) Президенту Республики Беларусь, проект направляется в уполномоченный госорган.
10. Проект правового акта Президента Республики Беларусь, подготовленный республиканским органом государственного управления, иной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, организацией, которой в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь предоставлено право самостоятельного внесения проектов в Совет Министров Республики Беларусь, и направляемый в Совет Министров Республики Беларусь для последующего представления Главе государства, должен быть завизирован руководителем госоргана-разработчика и Министром юстиции, а в их отсутствие – лицами, исполняющими их обязанности. Данные лица несут персональную ответственность за:
предусмотренные проектом подходы к регулированию соответствующей сферы общественных отношений, его согласование со всеми заинтересованными, достоверность информации о таком согласовании и иных документов, прилагаемых к проекту (руководитель госоргана-разработчика);
юридическое качество подготовленного проекта, в том числе его соответствие требованиям нормотворческой техники (Министр юстиции, руководитель госоргана-разработчика);
консолидацию нормотворческих инициатив по изменению одних и тех же правовых актов либо по регулированию смежных вопросов в одном проекте (Министр юстиции).
11. Проект, согласованный Советом Министров Республики Беларусь, считается согласованным со всеми республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь. При направлении республиканским органам государственного управления и организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, проектов для согласования в пределах их компетенции Совет Министров Республики Беларусь самостоятельно определяет перечень таких органов и организаций.
ГЛАВА 3
ПОДГОТОВКА СРОЧНЫХ ПРОЕКТОВ
12. Подготовка срочных проектов, включая их согласование и проведение по ним обязательной юридической и иных экспертиз, осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней, если более сокращенный срок не установлен Президентом Республики Беларусь, а также Главой Администрации Президента Республики Беларусь, Премьер-министром Республики Беларусь или их первыми заместителями.
13. Срочные проекты, подготовленные республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом, организациями, которым в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь предоставлено право самостоятельного внесения проектов в Совет Министров Республики Беларусь, в целях оперативности могут быть направлены на согласование в госорганы, в том числе непосредственно подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, без учета требований пункта 4 настоящего Положения и приложения документов, предусмотренных законодательными актами.
14. Согласование срочного проекта осуществляется госорганами не позднее двух рабочих дней со дня его получения, если иной срок не установлен госорганом, направившим проект на согласование. Данный срок не подлежит продлению.
15. По решению руководителя уполномоченного госоргана подготовка срочного проекта может осуществляться в формате совещания. Участие в таком совещании принимают руководители госорганов или их заместители, а при необходимости по их решению совместно с ними иные лица.
16. До проведения совещания госорганом-разработчиком подготавливается срочный проект, который представляется участникам совещания.
17. Срочный проект, в том числе доработанный с учетом принятых на совещании решений, в обязательном порядке визируется участвовавшими в совещании руководителями госорганов или их заместителями (согласовывается письмом).
18. Подготовка срочных проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, не подлежащих внесению на рассмотрение Президента Республики Беларусь, осуществляется с учетом особенностей, установленных данной главой.
ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ПРОЕКТОВ НА РАССМОТРЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
19. Уполномоченные госорганы вносят подготовленные проекты на рассмотрение Главы государства через Администрацию Президента Республики Беларусь.
Республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком, организации, которым в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь предоставлено право самостоятельного внесения проектов в Совет Министров Республики Беларусь, вносят проекты в Совет Министров Республики Беларусь для их последующего направления данным госорганом на рассмотрение Президента Республики Беларусь.
Проекты законов, подготовленные депутатами, вносятся на рассмотрение Главы государства Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Положением.
Проекты, подготовленные гражданами и организациями, вносятся на рассмотрение Главы государства уполномоченными госорганами с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Положением.
Проекты, подготовленные во исполнение поручений Президента Республики Беларусь, вносятся на рассмотрение Главы государства, как правило, не позднее чем за пять рабочих дней до истечения срока их подготовки, за исключением срочных проектов, внесение которых осуществляется не позднее чем за два рабочих дня до истечения срока их подготовки.
20. Проект должен быть завизирован руководителем уполномоченного госоргана, который внес проект на рассмотрение Президента Республики Беларусь, а в отсутствие руководителя этого госоргана – лицом, исполняющим его обязанности. Перечень документов, прилагаемых к проекту, определяется законодательными актами.
21. Руководители уполномоченных госорганов несут персональную ответственность за предусмотренные проектом подходы к регулированию соответствующей сферы общественных отношений, юридическое и лингвистическое качество проекта, его согласование со всеми заинтересованными госорганами, достоверность информации о таком согласовании и иных документов, прилагаемых к проекту.
22. Проекты, внесенные на рассмотрение Президента Республики Беларусь, после их учета в Администрации Президента Республики Беларусь передаются в госорганы-докладчики в соответствии с установленным перечнем (приложение 2).
23. Проекты, внесенные на рассмотрение Президента Республики Беларусь с нарушением требований, предусмотренных настоящим Положением, иными законодательными актами, поручениями Главы государства, возвращаются госорганом-докладчиком в уполномоченный госорган для внесения проектов в установленном порядке или их доработки.
ГЛАВА 5
РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТОВ, ВНЕСЕННЫХ НА РАССМОТРЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24. Госорган-докладчик изучает поступивший проект не более 10 рабочих дней со дня его получения, если иной срок не установлен руководителем этого госоргана. Данный срок приостанавливается при необходимости:
получения дополнительных согласований по проекту, экспертных заключений и иной информации, требующейся для доклада проекта Президенту Республики Беларусь;
доработки проекта госорганом-докладчиком.
25. Согласование проекта, представление экспертных заключений и иной информации в соответствии с абзацем вторым пункта 24 настоящего Положения осуществляются госорганами не позднее семи рабочих дней со дня его получения, если иной срок не установлен госорганом-докладчиком.
26. После всестороннего изучения проекта и сопроводительных документов к нему, его лингвистической проработки и получения при необходимости дополнительных согласований, экспертных заключений и иной информации проект передается со всеми материалами для проведения его обязательной юридической экспертизы в главное государственно-правовое управление Администрации Президента Республики Беларусь.
27. Обязательная юридическая экспертиза проектов, в том числе содержащих сведения, составляющие государственные секреты, проводится в течение пяти рабочих дней, если иной срок не установлен законодательными актами, Главой государства или Главой Администрации Президента Республики Беларусь.
Внесение проектов на рассмотрение Президента Республики Беларусь без проведения их обязательной юридической экспертизы не допускается.
28. Госорган-докладчик по результатам изучения проекта, сопроводительных документов к нему, иных запрошенных заключений и информации, проведения обязательной юридической экспертизы:
представляет проект Президенту Республики Беларусь с приложением докладной записки (сопроводительного письма, иных материалов) о проекте;
дорабатывает проект и направляет его для визирования в уполномоченный госорган с последующим представлением проекта Президенту Республики Беларусь. При этом доработанный проект, в который вносились корректировки, обусловленные технико-юридическими требованиями к его оформлению, не подлежит перевизированию у Премьер-министра Республики Беларусь, руководителя иного уполномоченного госоргана;
возвращает без доклада Президенту Республики Беларусь проект в уполномоченный госорган для доработки с направлением замечаний и предложений по проекту, сопроводительных документов к нему.
29. Доработка проекта с учетом поступивших замечаний и предложений осуществляется уполномоченным госорганом в 30-дневный срок, если иной срок не установлен госорганом-докладчиком.
При несогласии с поступившими по проекту замечаниями и предложениями или с доработанной редакцией проекта уполномоченный госорган представляет свои мотивированные возражения.
Повторное направление госорганом-докладчиком замечаний и предложений по проекту без доклада Главе государства при поступлении мотивированных возражений от уполномоченного госоргана, как правило, не допускается.
30. Подготовленные для внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь проекты представляются Главе государства руководителем госоргана-докладчика или по согласованию с ним его заместителями, помощниками Президента Республики Беларусь либо иными лицами, определенными Главой государства. При этом данные проекты в обязательном порядке визируются Главой Администрации Президента Республики Беларусь.
ГЛАВА 6
ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
31. Подписанные Президентом Республики Беларусь указы и распоряжения направляются в Администрацию Президента Республики Беларусь для организации их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
32. Исключен.
33. Проекты законов, вносимые Президентом Республики Беларусь в порядке реализации права законодательной инициативы, направляются в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь с сопроводительным письмом, подписанным Главой государства, с указанием информации о назначении докладчика по проекту в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь.
34. Согласованные Президентом Республики Беларусь проекты законов для внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь и проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь с решениями об их согласовании или отказе в согласовании направляются госорганом-докладчиком в уполномоченный госорган.
35. Согласование проектов законов от имени Президента Республики Беларусь в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь осуществляется главным государственно-правовым управлением Администрации Президента Республики Беларусь.
36. Отклоненные Президентом Республики Беларусь проекты могут направляться госорганом-докладчиком в уполномоченный и иные госорганы на доработку в соответствии с поручениями (указаниями) Главы государства либо дорабатываться самостоятельно.
37. При окончательном отклонении Президентом Республики Беларусь представленного проекта госорган-докладчик извещает уполномоченный госорган о принятом решении.
ГЛАВА 7
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ
38. Для целей настоящего Положения применяются термины и определения в следующих значениях:
госорган-докладчик – Администрация Президента Республики Беларусь, Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь;
срочный проект – проект, направленный на решение наиболее значимых вопросов, требующих оперативного регулирования, и подготавливаемый по поручению Президента Республики Беларусь, а также Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь или их первых заместителей;
уполномоченный госорган – Всебелорусское народное собрание, Совет Министров Республики Беларусь, Палата представителей, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Центральная избирательная комиссия, Конституционный Суд Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Комитет государственного контроля, Национальный банк, Генеральная прокуратура, Следственный комитет, иные госорганы, непосредственно подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь.
| Приложение 1 к Положению о порядке подготовки |
ПЕРЕЧЕНЬ
госорганов, с которыми проекты подлежат обязательному согласованию
1. Верховный Суд Республики Беларусь, Республиканский совет судей – проекты по вопросам организации и деятельности судебной системы, иным вопросам, относящимся к их компетенции.
2. Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь – проекты по вопросам:
внутренней и внешней политики, затрагивающим интересы обороны и национальной безопасности;
обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том числе по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, а также законодательства об административных правонарушениях;
социальной защиты военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, включая уволенных с военной службы (службы), и членов их семей.
21. Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь – проекты по вопросам деятельности местных Советов депутатов и совершенствования системы органов местного самоуправления.
3. Комитет государственного контроля – проекты по вопросам исполнения республиканского бюджета, осуществления контрольной (надзорной) деятельности, иным вопросам, относящимся к его компетенции.
4. Генеральная прокуратура, Следственный комитет – проекты по вопросам совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
5. Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности – проекты по вопросам приватизации государственного имущества.
6. Национальный банк – проекты по вопросам в сфере банковского законодательства, валютного регулирования и валютного контроля, регулирования деятельности субъектов, контроль за деятельностью которых осуществляется Национальным банком, иным вопросам, относящимся к его компетенции.
7. Управление делами Президента Республики Беларусь – проекты, содержащие поручения Управлению делами Президента Республики Беларусь либо входящим в его систему организациям, а также иные проекты, относящиеся к его компетенции.
8. Министерство финансов – проекты по вопросам финансов и бюджета, за исключением представляемых Советом Министров Республики Беларусь или согласованных с ним.
9. Федерация профсоюзов Беларуси – проекты по вопросам, затрагивающим трудовые права граждан.
10. Облисполкомы, Минский горисполком – проекты по вопросам отчуждения находящихся в собственности Республики Беларусь акций открытых акционерных обществ, расположенных на территории соответствующей области, г. Минска.
11. Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь – проекты по вопросам:
охраны и использования:
диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства;
земель под дикорастущей древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями);
древесно-кустарниковой растительности, не входящей в лесной фонд, кроме древесно-кустарниковой растительности в границах населенных пунктов и включенной в Красную книгу Республики Беларусь;
охраны, защиты, воспроизводства и использования лесного фонда, рыболовства и охоты, ведения рыболовного и охотничьего хозяйства.
12. Государственный комитет судебных экспертиз – проекты по вопросам судебно-экспертной деятельности.
13. Национальный статистический комитет – проекты по вопросам государственной статистики.
14. Национальный центр законодательства и правовой информации – проекты по вопросам:
осуществления нормотворческой деятельности;
цифровизации нормотворческой деятельности;
совершенствования деятельности государственных органов и иных организаций по сбору, учету, обработке, хранению, систематизации, актуализации и распространению (предоставлению) правовой информации;
официального опубликования нормативных правовых актов;
придания техническим нормативным правовым актам статуса обязательных для соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
15. Исключен.
16. Иные госорганы – проекты по вопросам, относящимся к их компетенции.
| Приложение 2 к Положению о порядке подготовки |
ПЕРЕЧЕНЬ
проектов (сфер регулирования)
1. В Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь передаются проекты, регулирующие вопросы:
обороны, национальной безопасности и защиты государственных секретов;
деятельности (обеспечения деятельности) Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских формирований и военизированных организаций, таможенных органов (кроме вопросов таможенного регулирования и таможенного дела), органов прокуратуры, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, статуса военнослужащих и сотрудников (работников) этих государственных органов (организаций);
борьбы с преступностью и судебно-экспертной деятельности, а также иные вопросы в случаях, определяемых совместным решением Администрации Президента Республики Беларусь и Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь.
2. В Управление делами Президента Республики Беларусь передаются:
2.1. проекты правовых актов Президента Республики Беларусь и постановлений Совета Министров Республики Беларусь, регулирующие вопросы:
финансового и материально-технического обеспечения деятельности Главы государства, Администрации Президента Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Центральной избирательной комиссии, иных государственных органов (организаций), определяемых Главой государства, деятельности организаций, входящих в систему Управления делами Президента Республики Беларусь;
организации учета, хранения, оценки, реализации или иного использования имущества (за исключением денежных средств, криптовалюты, ценных бумаг, долей в уставных фондах юридических лиц), изъятого, арестованного, конфискованного по приговору (постановлению) суда либо обращенного в доход государства иным способом, имущества, на которое обращается взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, и имущества, освобожденного от ареста органом, ведущим уголовный процесс;
гуманитарной деятельности, включая оздоровление детей за рубежом, поступление и использование иностранной безвозмездной помощи;
2.2. проекты правовых актов, регулирующие вопросы материально-технического и социально-бытового обеспечения деятельности Всебелорусского народного собрания;
2.3. проекты иных правовых актов в случаях, определяемых совместным решением Управления делами Президента Республики Беларусь и Администрации Президента Республики Беларусь.
3. В Администрацию Президента Республики Беларусь передаются иные проекты правовых актов, не указанные в пунктах 1 и 2 настоящего перечня.