УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

16 октября 2018 г. № 410

Об утверждении Концепции обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь на 2018–2022 годы

1. Утвердить прилагаемую Концепцию обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь на 2018–2022 годы.

2. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок утвердить комплекс мер по реализации Концепции обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь на 2018–2022 годы.

3. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента
Республики Беларусь

16.10.2018 № 410

КОНЦЕПЦИЯ
обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь на 2018–2022 годы

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. В настоящей Концепции закрепляются совокупность официальных взглядов на современное состояние пограничной безопасности Республики Беларусь (далее – пограничная безопасность), а также приоритетные направления государственной деятельности по укреплению пограничной безопасности и дальнейшему развитию органов пограничной службы.

2. Настоящая Концепция призвана повысить состояние защищенности национальных интересов в пограничном пространстве Республики Беларусь (далее – пограничное пространство) от внешних и внутренних угроз, обеспечить единство подходов к формированию и реализации государственной пограничной политики.

3. Разработка настоящей Концепции обусловлена активизацией негативных факторов и формированием условий, в совокупности способных привести к возникновению угроз национальной безопасности в пограничном пространстве, а также необходимостью совершенствования механизмов противодействия современным опасностям трансграничного характера с учетом:

оценки уязвимости охраны Государственной границы Республики Беларусь (далее – Государственная граница), своевременности устранения причин и условий, приводящих к снижению ее эффективности;

определения приоритетных направлений развития органов пограничной службы и способов их реализации;

рационального распределения и использования ресурсов, предназначенных для решения задач обеспечения пограничной безопасности, исходя из обстановки и возможностей государства;

совершенствования форм и способов взаимодействия государственных органов, наделенных полномочиями в области государственной пограничной политики, а также работы с населением на приграничной территории в интересах охраны Государственной границы;

поиска (разработки) и использования новых источников (программ, проектов) финансирования мероприятий по обеспечению пограничной безопасности.

4. В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

пограничная безопасность – составная часть национальной безопасности, представляющая собой состояние защищенности национальных интересов от внешних и внутренних угроз в пограничном пространстве;

система обеспечения пограничной безопасности – совокупность взаимодействующих субъектов и средств, используемых ими для осуществления деятельности по защите и реализации национальных интересов в пограничном пространстве;

опасность национальным интересам в пограничном пространстве (пограничная опасность) – состояние внешних и внутренних условий обстановки, создающих потенциальную или реальную возможность нанесения ущерба национальным интересам в пограничном пространстве;

источник опасности национальным интересам в пограничном пространстве (источник пограничной опасности) – фактор или совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению и нарастанию пограничной опасности;

носитель опасности национальным интересам в пограничном пространстве (носитель пограничной опасности) – лицо или группа лиц, умышленно или неумышленно осуществляющие действия (бездействие) по нанесению ущерба национальным интересам в пограничном пространстве, а также явления (процессы) природного, техногенного и иного характера, способные привести к такому ущербу;

риск пограничной безопасности (пограничный риск) – начальный уровень нарастания пограничной опасности в стадии зарождения, характеризующий ее потенциальное (возможное) состояние и не предполагающий нанесения ущерба национальным интересам в пограничном пространстве;

вызов пограничной безопасности (пограничный вызов) – промежуточный уровень нарастания пограничной опасности в стадии насыщения, характеризующий ее переход от потенциального к реальному состоянию, предполагающий повышение вероятности нанесения ущерба или нанесение незначительного ущерба национальным интересам в пограничном пространстве;

угроза пограничной безопасности (пограничная угроза) – конечный уровень нарастания пограничной опасности на завершающей стадии формирования, характеризующий ее реальное состояние и предполагающий нанесение ощутимого ущерба национальным интересам в пограничном пространстве;

ущерб национальным интересам в пограничном пространстве – материальный или нематериальный вред, нанесенный пограничной безопасности действиями (процессами) трансграничного, а также информационного и иного характера, в результате которых снижается степень защищенности национальных интересов и требуется принятие мер адекватного реагирования, предполагающих затраты дополнительных ресурсов на устранение негативных последствий.

ГЛАВА 2
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБСТАНОВКИ В ПОГРАНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, ОСНОВНЫЕ ПОГРАНИЧНЫЕ ОПАСНОСТИ

5. Современные тенденции развития обстановки в пограничном пространстве свидетельствуют о повышении активности процессов, формирующих трансграничные опасности для национальных интересов. В первую очередь это обусловлено сохранением напряженности в кризисных регионах мира, геополитическим положением Республики Беларусь, а также особенностями ценообразования и социально-экономической обстановки как в Республике Беларусь, так и в сопредельных государствах.

Военные, политические, экономические и социальные факторы в совокупности продолжают оказывать влияние на динамику транзитных, в том числе транспортных, товарных и миграционных потоков, проходящих через Республику Беларусь. Тенденция роста трансграничных опасностей отмечается на всей территории Евразии, их спектр и острота постоянно изменяются.

Пограничные опасности непосредственно связаны с нарушением законодательства о Государственной границе, создают условия для совершения этих правонарушений, а также препятствуют деятельности по ее охране. По степени нарастания пограничная опасность проявляется в формах риска, вызова и угрозы, которые в зависимости от направления воздействия могут быть внешними и внутренними.

6. Для Республики Беларусь опасные трансграничные процессы на современном этапе оцениваются на уровне рисков и вызовов пограничной безопасности.

7. Основными внешними пограничными опасностями на уровне рисков и вызовов являются:

затягивание или прекращение сопредельными государствами процедур международно-правового оформления Государственной границы;

милитаризация приграничных территорий сопредельных государств;

рост криминальной активности на приграничной территории сопредельных государств;

использование территории Республики Беларусь для транзитного следования лиц, причастных к террористической и другой экстремистской деятельности, незаконным вооруженным формированиям, международным преступным группам, а также незаконного перемещения средств совершения актов терроризма и иной противоправной деятельности;

усиление миграционных потоков и увеличение количества каналов незаконной миграции через территорию Республики Беларусь;

нарушение функционирования пунктов пропуска сопредельных государств на государственной границе с Республикой Беларусь;

распространение информации (взглядов, мнений), ставящей под сомнение законность (правильность) прохождения Государственной границы и дискредитирующей деятельность по ее охране;

увеличение количества попыток незаконного ввоза в Республику Беларусь наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, оружия и боеприпасов (их компонентов), а также партий товаров;

незаконное перемещение через территорию Республики Беларусь радиоактивных, химических, биологических и других опасных веществ и материалов;

снижение оперативно-служебных возможностей пограничных органов сопредельных государств и эффективности охраны государственной границы с Республикой Беларусь;

снижение возможностей доноров международной технической помощи;

возникновение на территории сопредельных государств вблизи Государственной границы массовых беспорядков, очагов вооруженных конфликтов, а также чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера.

8. Основными внутренними пограничными опасностями на уровне рисков и вызовов являются:

рост нарушений законодательства о Государственной границе гражданами Республики Беларусь и коррупционных проявлений в деятельности уполномоченных государственных органов (должностных лиц), направленной на обеспечение пограничной безопасности;

проявление социально-политического, религиозного и этнического экстремизма, национальной, расовой и конфессиональной нетерпимости (вражды), следствием которых могут стать нарушения законодательства о Государственной границе, а также создание условий для таких нарушений;

нарушение функционирования пунктов пропуска через Государственную границу;

распространение недостоверной информации о состоянии пограничной безопасности, деятельности по охране Государственной границы, а также пропуску через Государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров;

возникновение вблизи Государственной границы чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, создающих условия для ее умышленного и неумышленного пересечения.

9. Исходя из характера внешних и внутренних пограничных рисков и вызовов возможными угрозами пограничной безопасности являются:

возникновение межгосударственных противоречий по вопросам прохождения Государственной границы и предъявление Республике Беларусь территориальных претензий, в том числе с намерением применить военную силу;

прекращение контактов по линии пограничных уполномоченных и взаимодействия по решению пограничных вопросов с сопредельными государствами, осуществление провокаций, в том числе вооруженных, на Государственной границе;

осуществление актов терроризма либо других экстремистских действий в Республике Беларусь лицами, причастными к экстремистским, в том числе террористическим, организациям, незаконным вооруженным формированиям, международным преступным группам, иными радикально настроенными лицами, целенаправленно прибывшими в Республику Беларусь или следующими транзитом через ее территорию;

дезорганизация системы государственного управления на приграничной территории, вызванная высоким уровнем трансграничной организованной преступности и коррупции;

формирование среди населения приграничной территории антиконституционных настроений, основанных на сепаратистских идеях, действия, направленные на практическую реализацию таких идей;

возникновение межэтнических и межконфессиональных конфликтов, а также повышение протестной активности населения на приграничной территории до крайней формы – массовых беспорядков, повлекших незаконное пересечение Государственной границы;

ограничение транзитных возможностей и привлекательности Республики Беларусь;

снижение уровня благосостояния и качества жизни населения приграничной территории;

обострение санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки на приграничной территории, вызванное трансграничными процессами;

иные процессы трансграничного характера и их последствия, способные нанести ощутимый ущерб национальным интересам в пограничном пространстве.

ГЛАВА 3
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В ПОГРАНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

10. В Республике Беларусь созданы необходимые условия для выявления, нейтрализации либо минимизации рисков, вызовов и угроз пограничной безопасности. Обеспечен бесконфликтный характер отношений с сопредельными государствами по пограничным вопросам. Государственная граница не является предметом территориальных споров и притязаний, состояние пограничной безопасности стабильное. Вместе с тем активность источников и носителей пограничной опасности по-прежнему сохраняется. В связи с этим требуется дальнейшее совершенствование инфраструктуры Государственной границы и приграничной территории, а также деятельности государственных органов, наделенных полномочиями в области государственной пограничной политики.

11. Национальные интересы в пограничном пространстве вытекают из стратегических национальных интересов, определяются государственной пограничной политикой, в той или иной степени охватывают все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, непосредственно связанные с Государственной границей.

12. Основными национальными интересами в пограничном пространстве являются:

международно-правовое оформление Государственной границы, определяющей пределы территории Республики Беларусь;

установление режима Государственной границы;

организация надежной охраны Государственной границы в целях обеспечения суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;

определение и установление элементов приграничной территории;

использование физическими лицами права на законное, беспрепятственное пересечение Государственной границы и нахождение на приграничной территории;

использование права на законный, беспрепятственный пропуск через Государственную границу товаров и транспортных средств;

соблюдение национального законодательства о Государственной границе и международных договоров по пограничным вопросам;

экономическое развитие приграничной территории, поддержание на ней политической и социальной стабильности, а также правопорядка;

поддержание добрососедских отношений с сопредельными государствами, обеспечивающих развитие взаимовыгодного сотрудничества.

ГЛАВА 4
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

13. Обеспечение пограничной безопасности представляет собой деятельность государственных органов, наделенных полномочиями в области государственной пограничной политики, по защите и реализации национальных интересов в пограничном пространстве.

14. Целью обеспечения пограничной безопасности являются достижение и поддержание максимального уровня защищенности национальных интересов в пограничном пространстве, гарантирующего безусловное выполнение физическими лицами требований законодательства о Государственной границе, а также выполнение обязательств по международным договорам Республики Беларусь, регулирующим пограничные вопросы.

15. Основными задачами по обеспечению пограничной безопасности являются:

формирование государственной пограничной политики;

создание системы обеспечения пограничной безопасности, организация ее эффективного и устойчивого функционирования;

развитие органов пограничной службы как основного субъекта обеспечения пограничной безопасности.

16. Обеспечение пограничной безопасности основывается на принципах:

нерушимости Государственной границы и приоритетности задач по ее охране;

приоритета национальных интересов в пограничном пространстве при соблюдении общепризнанных принципов международного права;

мирного разрешения пограничных вопросов;

взаимной ответственности личности, общества и государства за обеспечение охраны Государственной границы;

законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина;

комплексного подхода к решению задач обеспечения пограничной безопасности;

разграничения полномочий и ответственности государственных органов в решении задач обеспечения пограничной безопасности;

поддержания баланса барьерной (правоохранительной) и контактной (социально-экономической) функций Государственной границы;

своевременности и соразмерности реагирования на проявление опасностей национальным интересам в пограничном пространстве.

17. Субъектами обеспечения пограничной безопасности, входящими в систему обеспечения пограничной безопасности, являются государственные органы, наделенные полномочиями в области государственной пограничной политики.

18. Реализация задач по обеспечению пограничной безопасности осуществляется в рамках сфер национальной безопасности. В ходе решения задач по обеспечению пограничной безопасности учитываются политические (дипломатические), экономические, социальные, правовые, военные, информационные и иные факторы, влияющие на формирование государственной пограничной политики.

19. Основными формами обеспечения пограничной безопасности являются:

охрана Государственной границы;

оперативное обеспечение охраны Государственной границы;

пропуск через Государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров;

поддержание правопорядка на приграничной территории.

ГЛАВА 5
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

20. Приоритетные направления деятельности по укреплению пограничной безопасности определяются с учетом оценки обстановки в пограничном пространстве, прогнозов ее развития, а также основных направлений защиты от внешних угроз и нейтрализации внутренних угроз национальной безопасности.

21. Приоритетными направлениями деятельности по укреплению пограничной безопасности на краткосрочную, а также среднесрочную перспективу являются:

совершенствование национальной законодательной и международно-договорной баз, регулирующих вопросы обеспечения пограничной безопасности, в том числе координации деятельности государственных органов, наделенных полномочиями в области государственной пограничной политики;

наращивание и модернизация инфраструктуры Государственной границы и приграничной территории, дальнейшее повышение возможностей ее интегрированной системы охраны;

адаптация сил и средств пограничного контроля к работе с биометрическими документами;

содействие повышению транзитных возможностей Республики Беларусь с учетом выполнения обязательств стратегического партнерства;

разработка и внедрение концепции интегрированного управления Государственной границей;

расширение и укрепление внешних связей в рамках международного сотрудничества по пограничным вопросам в целях поддержания стабильности в пограничном пространстве, а также привлечения международной технической помощи органам пограничной службы;

проведение государственной пограничной политики, направленной на совершенствование охраны внешней границы Союзного государства, а также внешней границы государств – участников Содружества Независимых Государств с учетом национальных интересов;

развитие системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов пограничной службы в целях формирования эффективных решений в интересах пограничной безопасности;

повышение уровня автоматизации информационных процессов и их безопасности в оперативно-служебной и иной деятельности органов пограничной службы;

совершенствование возможностей оперативных подразделений органов пограничной службы, а также механизмов взаимодействия оперативных подразделений;

совершенствование системы подготовки и воспитания военнослужащих, гражданского персонала органов пограничной службы исходя из складывающейся обстановки на Государственной границе;

совершенствование системы мер по противодействию коррупции в деятельности уполномоченных государственных органов (должностных лиц), направленной на обеспечение пограничной безопасности;

оптимизация структуры органов пограничной службы, направленная на рациональное распределение и использование ведомственных ресурсов в интересах повышения эффективности охраны Государственной границы;

совершенствование боевой и мобилизационной готовности органов пограничной службы с учетом наращивания состава их сил;

своевременное решение вопросов завершения международно-правового оформления Государственной границы;

совершенствование материально-технического обеспечения органов пограничной службы;

повышение эффективности научного обеспечения деятельности органов пограничной службы.

ГЛАВА 6
ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ

22. Финансирование реализации настоящей Концепции осуществляется в пределах средств республиканского бюджета, выделяемых на содержание органов пограничной службы и иных государственных органов, наделенных полномочиями в области государственной пограничной политики, средств местных бюджетов, выделяемых на поддержание и дальнейшее развитие инфраструктуры Государственной границы и приграничной территории, других средств, выделяемых для выполнения международных программ и проектов, направленных на обеспечение пограничной безопасности, собственных средств организаций, принимающих участие в реализации настоящей Концепции, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

23. Реализация настоящей Концепции осуществляется Государственным пограничным комитетом во взаимодействии с заинтересованными государственными органами при координации Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь под руководством Президента Республики Беларусь.