УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 декабря 2010 г. № 711

О некоторых вопросах осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов

Изменения и дополнения:

Указ Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 106 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 26, 1/13354) <P31200106>;

Указ Президента Республики Беларусь от 23 августа 2016 г. № 316 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.08.2016, 1/16602) <P31600316>;

Указ Президента Республики Беларусь от 10 июля 2019 г. № 265 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.07.2019, 1/18462) <P31900265>

 

В целях повышения эффективности нормотворческой деятельности государственных органов и организаций, создания оптимальных условий для реализации гражданами их прав и законных интересов:

1. Установить, что:

1.1. критериями оценки нормативных правовых актов Национального банка, Комитета государственного контроля, Управления делами Президента Республики Беларусь, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня (далее, если не установлено иное, – нормотворческие органы) при проведении обязательной юридической экспертизы (далее – юридическая экспертиза) Министерством юстиции, главными управлениями юстиции облисполкомов (далее – управления юстиции) являются:

соответствие Конституции Республики Беларусь;

соответствие нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь, иным нормативным правовым актам большей юридической силы по отношению к оцениваемому нормативному правовому акту, в том числе устанавливающим требования нормотворческой техники.

При проведении юридической экспертизы Министерством юстиции, управлениями юстиции не осуществляется оценка:

установленных в нормативных правовых актах финансовых показателей, индексов, коэффициентов, нормативов, лимитов и иных показателей, а также формул их расчета, за исключением оценки их соответствия показателям, установленным нормативными правовыми актами большей юридической силы;

соответствия нормативных правовых актов техническим нормативным правовым актам;

необходимости, приоритетности и полноты правового регулирования нормативными правовыми актами соответствующих общественных отношений, за исключением оценки полноты правового регулирования в части соответствия нормативным правовым актам большей юридической силы;

1.2. по результатам проведения юридической экспертизы нормативного правового акта Министерством юстиции, управлениями юстиции выносится одно из следующих заключений:

заключение, содержащее обоснованный вывод о соответствии нормативного правового акта критериям оценки, указанным в части первой подпункта 1.1 настоящего пункта, и допустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

заключение, содержащее обоснованный вывод о несоответствии нормативного правового акта критериям оценки, указанным в части первой подпункта 1.1 настоящего пункта, и недопустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (далее – отрицательное заключение);

1.3. в случае вынесения отрицательных заключений по результатам проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов соответствующие отрицательные заключения направляются Министерством юстиции, управлениями юстиции в нормотворческие органы для устранения выявленных в ходе юридической экспертизы несоответствий нормативных правовых актов критериям оценки, указанным в части первой подпункта 1.1 настоящего пункта (далее – критерии оценки).

Нормотворческие органы в течение 40 рабочих дней с даты получения отрицательного заключения обязаны устранить в полном объеме несоответствия нормативных правовых актов критериям оценки и повторно представить нормативные правовые акты для проведения юридической экспертизы, за исключением случая, указанного в части четвертой настоящего подпункта.

Нормативные правовые акты, по результатам проведения юридической экспертизы которых вынесены отрицательные заключения, не вступают в юридическую силу и подлежат отмене с даты их принятия (издания) нормотворческими органами в следующих случаях:

если по истечении срока, указанного в части второй настоящего подпункта, нормативные правовые акты повторно не представлены для проведения юридической экспертизы;

если по результатам юридической экспертизы нормативных правовых актов, повторно представленных для проведения юридической экспертизы после вынесения отрицательного заключения, вынесено отрицательное заключение.

Нормотворческий орган вправе отменить нормативный правовой акт, по результатам проведения юридической экспертизы которого вынесено отрицательное заключение, с даты его принятия (издания) до истечения срока, указанного в части второй настоящего подпункта, в том числе в случае, когда несоответствия нормативного правового акта критериям оценки устранить невозможно.

Решения об отмене нормативных правовых актов в случаях, указанных в абзацах втором и третьем части третьей настоящего подпункта, принимаются областными, Минским городским Советами депутатов, местными Советами депутатов базового территориального уровня на ближайшей сессии, иными нормотворческими органами – в течение 10 рабочих дней с даты истечения срока, указанного в части второй настоящего подпункта, или поступления в нормотворческий орган заключения, указанного в абзаце третьем части третьей настоящего подпункта.

Информация об отмене нормативных правовых актов, указанных в частях третьей и четвертой настоящего подпункта, должна быть представлена нормотворческими органами в Министерство юстиции, управления юстиции в течение 5 рабочих дней с даты принятия нормотворческими органами решений об отмене нормативных правовых актов.

Отрицательные заключения, вынесенные Министерством юстиции, управлением юстиции по результатам проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов, направляются Министерством юстиции, управлением юстиции не позднее рабочего дня, следующего за днем их вынесения, в Национальный центр правовой информации;

1.31 в случае несогласия нормотворческого органа с отрицательным заключением, вынесенным Министерством юстиции, управлением юстиции по результатам проведения юридической экспертизы нормативного правового акта, нормотворческий орган вправе инициировать рассмотрение возникших разногласий в Совете Министров Республики Беларусь. Порядок рассмотрения таких разногласий определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Юридическая экспертиза нормативного правового акта, указанного в части первой настоящего подпункта, проводится Министерством юстиции, управлением юстиции с учетом результатов рассмотрения разногласий;

1.32. проекты нормативных правовых актов, принимаемых нормотворческими органами, за исключением проектов технических нормативных правовых актов и локальных правовых актов, подлежат согласованию с Министерством иностранных дел в случае наличия обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам Республики Беларусь и иным международно-правовым актам, содержащим обязательства Республики Беларусь, непосредственно относящихся к предмету правового регулирования проектов нормативных правовых актов.

В сопроводительных письмах или обоснованиях необходимости принятия (издания) нормативных правовых актов к проектам нормативных правовых актов, указанным в части первой настоящего подпункта и направляемым нормотворческими органами на согласование в Министерство иностранных дел, должен содержаться перечень международных договоров Республики Беларусь и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь (с указанием конкретных структурных элементов), содержащих обязательства, непосредственно относящиеся к предмету правового регулирования проектов нормативных правовых актов;

1.33. внесение изменений в тексты нормативных правовых актов после их принятия (издания) нормотворческими органами и до направления указанных нормативных правовых актов Министерством юстиции, управлениями юстиции в Национальный центр правовой информации для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь осуществляется в случаях, установленных в части второй подпункта 1.3 пункта 1 настоящего Указа, а также определенных Советом Министров Республики Беларусь, с соблюдением следующих условий:

согласование нормативных правовых актов, содержащих вносимые в них изменения, с заинтересованными государственными органами (организациями);

одобрение нормативных правовых актов, содержащих вносимые в них изменения, нормотворческими органами (их органами управления, коллегиями);

проведение криминологической экспертизы нормативных правовых актов Национального банка, Комитета государственного контроля, Управления делами Президента Республики Беларусь, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, содержащих вносимые в них изменения, если ее проведение предусмотрено Положением о порядке проведения криминологической экспертизы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244;

1.4. под локальным правовым актом, не подлежащим юридической экспертизе в соответствии с законодательными актами, понимается официальный документ, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом), устанавливающий обязательные правила поведения в целях регулирования вопросов организации внутренней деятельности данного нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций.

К локальным правовым актам, указанным в части первой настоящего подпункта, относятся:

акты, действие которых ограничивается нормотворческим органом (его территориальными органами), подчиненными ему (входящими в его состав, систему) организациями, в том числе в случаях, когда территориальные органы, подчиненные ему (входящие в его состав, систему) организации не определены непосредственно в текстах таких актов;

акты, распространяющие свое действие исключительно на работников нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций, а также на лиц, проходящих службу (воинскую службу) в этих органах и организациях, в том числе в случаях, когда эти работники и лица индивидуально не определены в текстах таких актов;

акты, предусматривающие создание и (или) определяющие порядок деятельности структурных подразделений, комиссий и иных формирований нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций;

акты, обладающие признаками, указанными в абзацах втором–четвертом настоящей части, однако подлежащие в соответствии с законодательством совместному принятию либо согласованию с государственным органом, реализующим государственную политику в определенной сфере общественных отношений;

иные акты, обладающие признаками, указанными в части первой настоящего подпункта.

При этом действие локальных правовых актов не должно затрагивать права, свободы и обязанности других граждан Республики Беларусь, временно пребывающих, временно либо постоянно проживающих в Республике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, включая индивидуальных предпринимателей, а также иных юридических лиц;

1.5. проверки соблюдения в нормотворческих органах установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на юридическую экспертизу нормативных правовых актов, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших юридическую экспертизу, осуществляются Министерством юстиции, управлениями юстиции в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

2. Предоставить Министерству юстиции, управлениям юстиции право по результатам проверок, указанных в подпункте 1.5 пункта 1 настоящего Указа, вносить в соответствующие нормотворческие органы обязательные для исполнения представления об устранении допущенных нарушений.

В случае неисполнения представлений по истечении месячного срока с даты их внесения информация о выявленных нарушениях вносится:

Министерством юстиции:

в Администрацию Президента Республики Беларусь – в отношении государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь;

в Совет Министров Республики Беларусь – в отношении министерств и иных республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

в областные, Минский городской Советы депутатов – в отношении соответствующих облисполкомов, Минского горисполкома, местных Советов депутатов базового территориального уровня;

в облисполкомы – в отношении местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня;

управлениями юстиции:

в областные Советы депутатов – в отношении местных Советов депутатов базового территориального уровня;

в облисполкомы – в отношении местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня.

3. Возложить на руководителей нормотворческих органов персональную ответственность за качество нормативных правовых актов, принятых (изданных) нормотворческими органами, в том числе за:

установленные в них финансовые показатели, индексы, коэффициенты, нормативы, лимиты и иные показатели, а также формулы их расчета;

соответствие их международным договорам Республики Беларусь и иным международно-правовым актам, содержащим обязательства Республики Беларусь;

необходимость, приоритетность и полноту правового регулирования ими соответствующих общественных отношений.

31. Министерству юстиции, управлениям юстиции:

не реже одного раза в полугодие обобщать итоги проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов и информацию о них доводить до руководителей нормотворческих органов с конкретными предложениями о совершенствовании нормотворческого процесса;

в случае выявления фактов систематического несоответствия нормативных правовых актов критериям оценки информацию об этом направлять руководителям нормотворческих органов в целях решения вопроса о целесообразности привлечения должностных лиц нормотворческих органов к дисциплинарной ответственности;

в целях использования соответствующих сведений при оценке работы руководителей нормотворческих органов (в том числе в ходе аттестации, если ее проведение предусмотрено законодательством) ежегодно информировать о качестве нормотворческой деятельности:

Администрацию Президента Республики Беларусь – в отношении государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь;

Совет Министров Республики Беларусь – в отношении министерств и иных республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

областные, Минский городской Советы депутатов – в отношении соответствующих облисполкомов, Минского горисполкома, местных Советов депутатов базового территориального уровня;

облисполкомы – в отношении местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня.

4. Академии управления при Президенте Республики Беларусь в трехмесячный срок организовать по согласованию с Министерством юстиции, Национальным центром правовой информации и проводить на регулярной основе повышение квалификации работников нормотворческих органов по вопросам подготовки проектов нормативных правовых актов в рамках ежегодно утверждаемого в установленном порядке государственного заказа.

5. Совету Министров Республики Беларусь в двухмесячный срок обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.

6. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2011 г., за исключением пунктов 4, 5 и настоящего пункта, вступающих в силу со дня официального опубликования данного Указа.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко