РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

11 марта 2020 г. № Р-1211/2020

О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2019 году

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., рассмотрев в судебном заседании вопрос о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2019 году,

руководствуясь статьями 22 и 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 74, 79, 84, 161–163 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», РЕШИЛ:

1. Принять Послание Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2019 году» (прилагается).

2. Опубликовать Послание Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2019 году» в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного
Суда Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

 

Президенту

Республики Беларусь

 

Палате представителей

Национального собрания

Республики Беларусь

 

Совету Республики

Национального собрания

Республики Беларусь

ПОСЛАНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О СОСТОЯНИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2019 ГОДУ

Конституция – это воплощение общественного договора об устройстве общества и системы государственной власти, это правовой фундамент, на котором основываются жизнеспособность страны, единство народа, политическая и социально-экономическая стабильность.

Конституция как выражение суверенной воли народа обладает абсолютной приоритетностью, воплощает суверенитет Республики Беларусь как независимого государства.

Народ Беларуси, являясь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета, осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

На прошедших выборах Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, являющегося представительным и законодательным органом, граждане выразили свое свободное волеизъявление, реализовав избирательные конституционные права.

На основе Конституции, в форме конституционной демократии избранный состав Парламента получил легитимность, то есть признание и доверие народа на выполнение депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики представительных и законодательных функций.

Легитимация в принимаемых законах воли народа обусловливает необходимость гармоничного соединения социальной справедливости и индивидуальной свободы, недопущения разрыва между правом и социальной реальностью, объективного учета национальных социокультурных традиций и вызовов современности.

В современных социально-политических процессах обеспечение баланса интересов личности, общества и государства является основополагающим в консолидации общества и его безопасном устойчивом развитии.

Справедливый баланс интересов на основе конституционных ценностей достигается должным принятием государственными органами и должностными лицами мер для осуществления и защиты прав и свобод личности, с другой стороны, неукоснительным выполнением гражданами конституционных обязанностей, проявлением ими конструктивной гражданской активности на благо общества при реализации конституционных прав и свобод.

На современном этапе неотъемлемым фактором развития Республики Беларусь демократическим правовым государством является конституционное правосудие.

Своей деятельностью Конституционный Суд утверждает верховенство Конституции и ее прямое действие, раскрывает и развивает регулятивный потенциал конституционных принципов и норм для правовой системы страны.

Решения Конституционного Суда направлены на конституционализацию общественных отношений, защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, утверждение конституционной законности в нормотворчестве и правоприменении.

I

Реализуя на основании статьи 116 Конституции, статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статей 98–106 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» полномочие по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, до подписания их Президентом Республики Беларусь, Конституционный Суд в 2019 году проверил конституционность 41 закона.

1. В решениях Конституционного Суда сформулированы правовые позиции, констатирующие реализацию и развитие в законах конституционных принципов и норм, создание необходимых правовых механизмов для гарантирования незыблемости основ конституционного строя, обеспечения справедливого баланса интересов гражданина, общества и государства.

1.1. В решении по изменениям законов, регулирующих вопросы эффективного функционирования военной организации государства, отмечено, что при предоставлении отсрочки от призыва на срочную военную службу, службу в резерве для продолжения образования законодатель исходил из необходимости достижения разумного и справедливого баланса между целями, с одной стороны, подготовки высококвалифицированных кадров для потребностей общества и государства, а с другой – обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, укомплектования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований личным составом, необходимым для эффективного решения задач по защите Отечества.

Устанавливаемая законом система отсрочек от призыва на военную службу в зависимости от получения образования разного вида и уровня является законодательно закрепляемой гарантией как конституционного права на образование (статья 49 Конституции), так и порядка реализации конституционного долга по защите Республики Беларусь определенными категориями граждан (статья 57 Конституции) (решение от 10 июля 2019 г. по Закону Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства»).

1.2. В решении по проверке конституционности изменений законов, регулирующих трудовые отношения, отмечено, что дополнение Трудового кодекса Республики Беларусь нормами, регулирующими труд работников, выполняющих дистанционную работу, основано на положениях частей первой и второй статьи 41, части первой статьи 59 Конституции, вызвано объективной потребностью рынка труда, реализацией политики занятости населения в условиях развития информационного общества, в котором информационно-коммуникационным технологиям отводится роль необходимого инструмента социально-экономического прогресса.

При этом обращено внимание законодателя, что в условиях преобразований и развития цифровой экономики, цифровой трансформации повседневной жизни, деловой среды на законодательном уровне требуется должное правовое регулирование отношений в сфере цифровизации экономики, обеспечения единого информационного пространства (решение от 9 июля 2019 г. по Закону Республики Беларусь «Об изменении законов»).

1.3. В решении по проверке конституционности изменений Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» указано, что законодательное закрепление основных положений о создании Аудиторской палаты как единого органа самоуправления аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей и наделении ее некоторыми управленческими полномочиями развивает правовые механизмы самоуправления на основе саморегулирования в сфере аудиторской деятельности, что согласуется с нормой Конституции об осуществлении государством регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13). При этом сочетание государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности имеет целью усиление роли аудита в привлечении иностранных инвесторов, повышение его эффективности в условиях оптимизации государственного аппарата и минимизации государственного регулирования, а также обеспечение должного баланса личных, общественных и государственных интересов. Тем самым аудиторские услуги выступают неотъемлемым элементом современного регулирования экономики и развития предпринимательства (решение от 9 июля 2019 г. по Закону Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»).

2. При проверке конституционности законов, устанавливающих положения, ограничивающие либо иным способом затрагивающие права и свободы личности, Конституционный Суд указывал, что такие ограничения должны быть соразмерными и необходимыми для защиты конституционно определенных интересов, не искажать суть конституционных прав и свобод и не приводить к утрате их реального содержания.

2.1. В решении по изменениям Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» указано, что устанавливаемые Законом допустимые случаи свободного использования объектов авторского права и смежных прав без выплаты вознаграждения за такое использование в определенной мере ограничивают права авторов или иных правообладателей.

Однако, по мнению Конституционного Суда, такое правовое регулирование для достижения оптимального баланса интересов правообладателей и общества соответствует общим пределам осуществления гражданских прав, предполагающим необходимость действовать добросовестно и разумно, осуществлять права в соответствии с их назначением, не допускать злоупотребления правом и нарушения прав других лиц, отвечает требованиям справедливости, социальной оправданности и необходимо в интересах защиты прав и свобод других лиц для обеспечения доступности образования, развития культуры, научных исследований, защиты других конституционно значимых интересов, не искажает сущности исключительного права авторов и иных правообладателей, согласуется с частью первой статьи 23 Конституции и не нарушает принцип пропорциональности (решение от 5 июля 2019 г. по Закону Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»).

2.2. В решении по изменению Уголовного кодекса отмечено, что закрепляемый в Кодексе правовой запрет на применение условно-досрочного освобождения от наказания, а также замены неотбытой части наказания более мягким наказанием к лицам, осужденным за совершение коррупционных преступлений, носит социально обоснованный и юридически допустимый характер, поскольку учитывает не только негативное влияние коррупции на реализацию прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, но и особую тяжесть последствий для общественных и государственных интересов.

Принимаемые законодателем меры ограничительного характера в сфере противодействия коррупции являются соразмерными конституционно защищаемым ценностям и целям, направлены на обеспечение законности и правопорядка (часть третья статьи 1 Конституции), защиту конституционного строя от преступных посягательств, вытекающих из проявлений коррупции.

При этом Конституционный Суд обратил внимание законодателя, что при дальнейшем совершенствовании норм Уголовного кодекса необходимо установление перечня коррупционных преступлений не только для применения статей 90 и 91 Уголовного кодекса, регулирующих условно-досрочное освобождение от наказания и замену неотбытой части наказания более мягким, а в целом для целей уголовно-правовой политики в борьбе с коррупцией (решение от 31 октября 2019 г. по Закону Республики Беларусь «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь»).

Обеспечение верховенства Конституции в законотворческой деятельности означает, что при установлении в законах ограничений прав и свобод личности пределы дискреционных полномочий законодателя определяются конституционными принципами и нормами; при этом должны обеспечиваться баланс и соразмерность охраняемых Конституцией ценностей и интересов.

3. Конституционный Суд в ряде решений указывал на необходимость обеспечения гармонизации и взаимодействия национального, международного и наднационального права в законодательном регулировании общественных отношений в различных сферах, а также при правоприменении.

3.1. В решении об изменении законодательства о пожарной безопасности указано, что согласно изменениям, вносимым в Закон Республики Беларусь «О пожарной безопасности», отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются, наряду с актами законодательства Республики Беларусь, также международными договорами Республики Беларусь, техническими регламентами Таможенного союза, а также техническими регламентами ЕАЭС и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь. При этом применение и исполнение технических регламентов ЕАЭС в государствах-членах без изъятий является одним из принципов технического регулирования, закрепленных в Договоре о Евразийском экономическом союзе.

Конституционным Судом сделан вывод, что законодательное регулирование учитывает нормы международно-правовых актов в области обеспечения пожарной безопасности, участницей которых является Республика Беларусь, международные обязательства Республики Беларусь в рамках ЕАЭС и согласуется с положениями Конституции (решение от 1 ноября 2019 г. по Закону Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О пожарной безопасности»).

3.2. В решении по проверке конституционности Закона Республики Беларусь «О радиационной безопасности» обращено внимание на положения, согласно которым нормы и правила по обеспечению ядерной и радиационной безопасности разрабатываются с учетом наилучших доступных технических методов, международных договоров Республики Беларусь, технических регламентов Таможенного союза, технических регламентов ЕАЭС и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь, что свидетельствует об осуществлении правового регулирования в области обеспечения радиационной безопасности на основе как внутригосударственного законодательства, так и международных договоров, а также актов органов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь (решение от 10 июня 2019 г. по Закону Республики Беларусь «О радиационной безопасности»).

Таким образом, при регулировании общественных отношений, наряду с нормативными правовыми актами внутригосударственного законодательства, необходимо учитывать положения международных договоров Республики Беларусь и актов наднационального права с целью создания необходимых правовых механизмов для эффективного регулирования экономической и иной деятельности в интересах человека и общества.

4. В решениях Конституционного Суда указывалось на обязательность соблюдения в законотворческом процессе конституционного принципа верховенства права и вытекающего из него принципа правовой определенности, означающего обеспечение системной взаимосвязи нормативных правовых актов, их согласованности, ясности, точности и непротиворечивости правовых норм, в связи с чем обращалось внимание законодателя на необходимость устранения выявленных в нормах законов пробелов и правовой неопределенности, имеющих конституционно-правовое значение.

4.1. В решении по изменениям законодательства об аудиторской деятельности отмечено, что наделение Министерства финансов правом устанавливать перечень включаемых в аудиторский реестр сведений об аудиторе, аудиторе – индивидуальном предпринимателе, аудиторской организации, не являющихся открытыми и общедоступными, не согласуется с положениями Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» в части определения такого перечня на уровне подзаконного акта, что может повлечь нарушение конституционных гарантий прав и свобод граждан (часть третья статьи 21 Конституции).

Конституционный Суд обратил внимание законодателя на необходимость при совершенствовании правового регулирования аудиторской деятельности с целью реализации принципа правовой определенности устранить несогласованность нормативных правовых актов, установив в Законе Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» перечень включаемых в аудиторский реестр сведений об аудиторе, аудиторе – индивидуальном предпринимателе, аудиторской организации, не являющихся открытыми и общедоступными, а также определив правовой режим таких сведений (решение от 9 июля 2019 г. по Закону Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»).

4.2. В решении по проверке конституционности изменений, вносимых в Хозяйственный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы, указано на необходимость комплексного правового регулирования отношений, связанных с временным ограничением гражданина или индивидуального предпринимателя, являющихся должниками, в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх, в связи с чем законодателю предложено при дальнейшем совершенствовании правового регулирования отношений в данной сфере устранить несогласованность нормативных правовых актов посредством закрепления в Законе Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» в качестве меры по обеспечению исполнения исполнительного документа временного ограничения гражданина или индивидуального предпринимателя, являющихся должниками, в посещении виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх (решение от 8 июля 2019 г. по Закону Республики Беларусь «Об изменении кодексов»).

Таким образом, при проверке конституционности законов Конституционный Суд обращал внимание законодателя на необходимость дальнейшего развития фундаментальных конституционных положений, обеспечения конституционного уровня защиты прав и свобод граждан в условиях взаимодействия национального, международного и наднационального права, реализации в законотворческом процессе конституционного принципа верховенства права как обязательного условия эффективного правового регулирования общественных отношений.

II

Реализуя на основании статьи 116 Конституции, статьи 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей полномочие принимать решения об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности, Конституционный Суд исходит из необходимости своевременного устранения из правового регулирования законодательных пробелов, правовой неопределенности, которые, как правило, нарушают системность и согласованность правовых норм, затрудняют правоприменение.

Наличие в законодательных актах пробелов и правовой неопределенности не позволяет обеспечивать в полной мере конституционный принцип верховенства права, создает возможность такого понимания и применения правовых норм, которое может приводить к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.

1. В решении «О правовом регулировании производства по уголовным делам по вновь открывшимся обстоятельствам» (принято 23 апреля 2019 г.) Конституционный Суд указал, что отсутствие в уголовно-процессуальном законе норм, предусматривающих возможность обжалования в судебном порядке постановления прокурора о прекращении возбужденного им по уголовному делу производства по вновь открывшимся обстоятельствам гражданами, права и законные интересы которых затрагиваются таким постановлением, не позволяет обеспечивать конституционно гарантированную каждому судебную защиту, что свидетельствует о наличии в правовом регулировании пробела, имеющего конституционно-правовое значение.

Основываясь на положениях Конституции, в целях обеспечения и защиты конституционных прав граждан в уголовном процессе, реализации конституционного принципа верховенства права Конституционный Суд признал необходимым устранить пробел конституционно-правового регулирования в части установления права заинтересованных лиц на обжалование в суд постановления прокурора о прекращении возбужденного им производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам путем внесения соответствующих изменений в Уголовно-процессуальный кодекс.

2. В решении «О правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов» (принято 3 октября 2019 г.) Конституционный Суд указал, что Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», предоставляя уполномоченным государственным органам (организациям) право при необходимости подготавливать письменные разъяснения применения нормативных правовых актов, не предусматривает положений о юридической силе и характере таких письменных разъяснений, что свидетельствует о наличии в указанном Законе правовой неопределенности. Такой дефект правового регулирования порождает возможность неоднозначного понимания норм права и их неединообразного применения и тем самым может повлечь нарушение конституционных гарантий реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц.

В целях обеспечения конституционного принципа верховенства права Конституционный Суд признал необходимым исключить правовую неопределенность в правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными государственными органами (организациями), путем внесения соответствующих изменений в Закон «О нормативных правовых актах».

Конституционный Суд в принятых решениях, наряду с признанием необходимости устранения в нормативных правовых актах пробелов, исключения в них правовой неопределенности, выявленных правоприменительной практикой, ориентировал законодателя и иные нормотворческие органы на недопущение снижения уровня гарантированности конституционных прав и свобод человека, прав и законных интересов юридических лиц при установлении правового регулирования в различных сферах жизнедеятельности.

III

Конституционный Суд согласно статье 116 Конституции по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания, Верховного Суда, Совета Министров в порядке осуществления последующего конституционного контроля дает заключения о конституционности нормативных правовых актов всех уровней.

В 2019 году уполномоченные органы с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов в Конституционный Суд не обращались, что свидетельствует о достижении на конституционной основе конструктивного взаимодействия государственных органов, участвующих в законотворческом процессе, недопущении ими явных и очевидных нарушений конституционных принципов и норм.

Право граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций на обращение к уполномоченным органам с инициативой о внесении в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности нормативного правового акта, примененного в конкретных решении государственного органа или постановлении суда общей юрисдикции, предусмотренное положениями части четвертой статьи 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, является конституционным правом на доступ к правосудию в опосредованной форме с целью защиты конституционных прав и свобод.

В 2019 году к уполномоченным органам поступили 91 инициативное обращение граждан и 5 инициативных обращений организаций. При этом большинство обращений связано с проверкой конституционности нормативных правовых актов, примененных в решениях государственных органов или постановлениях судов общей юрисдикции, в результате чего, по мнению заявителей, были нарушены их права, свободы и законные интересы.

Инициативные обращения рассмотрены уполномоченными органами в порядке, установленном статьей 28 Закона «О конституционном судопроизводстве». В Конституционный Суд поступила информация о результатах рассмотрения в прошедшем году инициативных обращений, в том числе Президиумом Совета Министров, постоянными комиссиями Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания, Президиумом Верховного Суда. Оснований для внесения соответствующих предложений в Конституционный Суд уполномоченные органы не усмотрели.

Конституционный Суд отмечает, что при реализации приведенной формы косвенного доступа граждан к конституционному правосудию проверка поступивших к уполномоченным органам инициативных обращений должна включать не только предварительный анализ соответствия нормативного правового акта Конституции, но и установление наличия обоснованных сомнений в его конституционности. При этом следует учитывать, что единственный государственный орган – Конституционный Суд – правомочен решать, соответствуют ли Конституции нормативный правовой акт или его отдельные нормы.

Конституционный Суд полагает, что в целях обеспечения верховенства Конституции, защиты конституционных прав и свобод граждан уполномоченным органам при разрешении инициативных обращений следует иметь в виду исключительную компетенцию Конституционного Суда по контролю конституционности нормативных правовых актов в государстве.

IV

Своевременное и полное исполнение решений Конституционного Суда является одним из важнейших показателей состояния конституционной законности в государстве, способствует поддержанию высокого уровня доверия граждан к правосудию и деятельности органов государственной власти, свидетельствует о реализации конституционных гарантий защиты прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.

Конституционный Суд отмечает в целом принятие государственными органами и должностными лицами необходимых мер по исполнению решений Конституционного Суда и реализации изложенных в них правовых позиций в практике нормотворчества.

В 2019 году исполнены 5 решений Конституционного Суда и реализованы 3 правовые позиции в законотворческом процессе.

1. В ряде решений Конституционный Суд признал необходимым устранить имеющие конституционно-правовое значение дефекты в сфере законодательного регулирования трудовых правоотношений.

1.1. В решении Конституционного Суда «О правовом регулировании размера оплаты времени вынужденного прогула работнику, восстановленному на прежней работе» (принято 10 июля 2014 г.) отмечено, что отсутствие в законодательстве о труде норм, регулирующих определение размера оплаты времени вынужденного прогула работнику, восстановленному на прежней работе, в части зачета выплат, полученных им при увольнении, повлекло правовую неопределенность, которую предложено исключить путем внесения изменений в Трудовой кодекс.

Решение исполнено Законом Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. «Об изменении законов», которым статья 244 Трудового кодекса изложена в новой редакции, определяющей виды выплат (сумм), полученных работником при увольнении и подлежащих зачету при взыскании в пользу работника среднего заработка в случае восстановления работника на прежней работе.

1.2. В решении «О понятии «одинокая мать» в трудовых правоотношениях» (принято 18 сентября 2014 г.) Конституционный Суд признал необходимым исключение в Трудовом кодексе правовой неопределенности, вызванной отсутствием ясного и точного определения круга лиц, на которых распространяются предусматриваемые в нем гарантии при заключении и прекращении трудового договора для одиноких матерей.

Решение исполнено Законом от 18 июля 2019 г. об изменениях законодательства, регулирующего трудовые отношения, которым в Трудовом кодексе закреплено определение термина «одинокий родитель», а также установлено, что гарантии при заключении и прекращении трудового договора для беременных женщин, женщин, имеющих детей, и иные гарантии, связанные с воспитанием детей, распространяются также на одиноких родителей.

2. Исполнены решения об устранении в Кодексе об образовании, Гражданском процессуальном и Хозяйственном процессуальном кодексах пробелов, имеющих конституционно-правовое значение, принятые Конституционным Судом в целях обеспечения и защиты конституционных прав граждан, прав и законных интересов юридических лиц.

2.1. В решении «О возмещении средств, затраченных государством на подготовку выпускников учреждений высшего и иного образования, при их добровольном поступлении на военную службу» (принято 14 ноября 2012 г.) Конституционный Суд признал необходимым в целях обеспечения конституционных принципов верховенства права, равенства и социальной справедливости при реализации гражданами конституционной обязанности и священного долга по защите Республики Беларусь устранить конституционно-правовой пробел в законодательном регулировании, закрепив право выпускников учреждений высшего и иного образования на освобождение от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, при добровольном поступлении на военную службу по контракту.

Решение исполнено Законом Республики Беларусь от 23 июля 2019 г. «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства», которым пункт 4 статьи 88 Кодекса об образовании дополнен нормой, устанавливающей, что выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), добровольно поступившие на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь и прослужившие не менее срока обязательной работы, освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку.

2.2. В решении «О праве на судебную защиту заинтересованных лиц в приказном производстве» (принято 10 апреля 2018 г.) Конституционный Суд, основываясь на взаимосвязанных положениях статей 60 и 115 Конституции, признал необходимым устранить пробел конституционно-правового регулирования в части обеспечения права на судебную защиту заинтересованных лиц в приказном производстве, права и законные интересы которых затрагиваются определением о судебном приказе, путем внесения соответствующих изменений в Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы.

Решение исполнено Законом Республики Беларусь от 17 июля 2019 г. «Об изменении кодексов», которым статья 398 Гражданского процессуального кодекса дополнена нормой, предусматривающей, что иное лицо, права и (или) законные интересы которого затрагиваются определением о судебном приказе, в установленный данным Кодексом срок вправе подать в суд мотивированное заявление об отмене определения о судебном приказе с использованием любых средств связи.

Аналогичные изменения внесены в статью 226 Хозяйственного процессуального кодекса.

3. Законодателем реализованы правовые позиции, изложенные Конституционным Судом в решениях по результатам осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов.

3.1. В решении по проверке конституционности Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (принято 10 июля 2008 г.) Конституционный Суд обратил внимание на неоправданное возложение проведения государственной политики в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, выполнения иных функций в этой сфере только на Министерство торговли (в настоящее время – Министерство антимонопольного регулирования и торговли), поскольку указанная деятельность осуществляется и Министерством жилищно-коммунального хозяйства.

Данная правовая позиция реализована Законом Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. «Об изменении Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», положениями которого предусмотрено, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и Министерство антимонопольного регулирования и торговли реализуют государственную политику в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в пределах своей компетенции; на Министерство жилищно-коммунального хозяйства возложена координация деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

3.2. В решении по изменениям законодательства, регулирующего вопросы выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь (принято 17 ноября 2011 г.), было указано на наличие в положениях закона правовой неопределенности, обусловленной использованием термина «гражданский иск». В связи с этим Конституционный Суд отметил, что термин «гражданский иск» при осуществлении правоприменительной деятельности в сфере реализации физическими лицами права на выезд из Республики Беларусь и въезд в Республику Беларусь необходимо понимать как иск, подаваемый в порядке гражданского, хозяйственного и уголовного судопроизводства, что позволит обеспечить права участников не только уголовного, но также гражданского и хозяйственного процессов.

Правовая позиция Конституционного Суда реализована Законом Республики Беларусь от 16 декабря 2019 г. «Об изменении Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», которым определено, что право иностранца на выезд из Республики Беларусь может быть временно ограничено, если ему предъявлен иск в порядке гражданского, уголовного судопроизводства или судопроизводства по экономическим делам.

Конституционный Суд считает, что для обеспечения конституционной законности в законотворчестве и правоприменении, недопущения нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина по причине длительного сохранения в нормативных правовых актах выявленных пробелов, коллизий и правовой неопределенности необходимы своевременное и полное исполнение законодателем и иными нормотворческими органами решений Конституционного Суда, в которых указано на выявленные дефекты правового регулирования.

V

На основании системного анализа правового регулирования, рассмотренных дел и материалов, обращений граждан и организаций Конституционный Суд приходит к следующим выводам и предложениям.

1. Осуществляя функцию контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, Конституционный Суд в 2019 году проверил 41 закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики Национального собрания, до их подписания Президентом Республики Беларусь. По результатам осуществления обязательного предварительного контроля проверенные законы в целом признаны соответствующими Конституции.

Конституционный Суд подтвердил соблюдение и развитие в принятых законах принципов и норм Конституции, сформулировал правовые позиции, направленные на дальнейшее обеспечение в деятельности государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан режима конституционной законности.

В некоторых законах выявлены дефекты правового регулирования, обусловленные наличием пробелов и правовой неопределенности, в связи с чем законодателю рекомендовано устранить их при дальнейшем совершенствовании законодательного регулирования общественных отношений.

В отдельных решениях в целях недопущения нарушения прав и свобод граждан в правоприменительной практике Конституционный Суд ориентировал на применение законов с учетом выявленного конституционно-правового содержания правовых норм.

2. Национальное собрание Республики Беларусь, реализуя конституционные полномочия по принятию законов, регулирующих важнейшие общественные отношения, создает правовую основу для развития всех сфер жизнедеятельности общества и государства.

Принятие законов, реализующих и развивающих положения Конституции, основывающихся на верховенстве права и демократических ценностях, – это осуществление государством целенаправленного воздействия на общественные отношения с помощью системы юридических средств.

3. В условиях динамичных экономических процессов, международной интеграции на современном этапе требуется принятие законов, обеспечивающих не только своевременное решение насущных социально-экономических задач, но и перспективное стратегическое развитие. Парламент при осуществлении законодательной деятельности волен сделать выбор, считающийся целесообразным для социально-экономического развития страны.

При этом законодатель может установить определенные ограничения прав и свобод человека и гражданина, исходя из конституционных требований, – ограничения устанавливаются только законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц, – не допуская при правовом регулировании общественных отношений произвольного усмотрения, искажения и умаления сути прав и свобод человека.

Конституционный Суд обращает внимание, что объем дискреции (усмотрения), который имеет Парламент при выработке законотворческих решений, ограничен принципами и нормами Конституции, и его деятельность должна быть направлена на защиту и развитие конституционных ценностей, достижение конституционных целей.

4. Развитие информационного общества и информационного государства создает новые условия, а также новые возможности для обеспечения и защиты гражданских, социально-экономических прав граждан, эффективной реализации государством своих функций.

Справедливый баланс социальных интересов в современных условиях глобализации и цифровизации достигается в демократическом правовом государстве путем поддержания всеми доступными юридическими и организационными средствами гармоничного взаимодействия личности, общества и государства, обеспечения равноправного партнерства на принципах конституционной демократии.

Конституционный Суд обращает внимание, что в целях достижения справедливого баланса социальных интересов законодательное регулирование, особенно при регулировании новых общественных отношений, складывающихся в информационном обществе, должно исходить из соразмерности прав и обязанностей, обеспечивать равные возможности для реализации частных, государственных и общенациональных интересов.

5. В современных условиях сущность понятия социального государства трансформируется: социальное государство выступает не только как основной фактор благополучия общества, обеспечения социальной справедливости и социальной солидарности, но и как государство, обеспечивающее социальное партнерство, социальную ответственность всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.

Конституционный Суд обращает внимание, что для повышения устойчивости социальных отношений необходимо сочетать государственное регулирование и развитие институтов корпоративного регулирования и самоуправления, а в реализации социальной политики, наряду с государственными органами, должны принимать активное участие производственные и общественно-профессиональные организации.

В этих целях требуется развитие правового регулирования в сфере социального предпринимательства, разработка соответствующих стимулирующих регуляторных механизмов.

6. Для устойчивого и эффективного социально-экономического развития необходимы оптимальное сочетание экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, учет взаимного влияния правовых и экономических факторов при принятии государственных решений в сфере экономики.

При этом следует иметь в виду, что информационное измерение современных правоотношений изменяет роль права собственности, интеллектуальных и иных прав, порядок и способы их защиты. Происходит концептуальная модернизация института собственности не только как экономической категории, но и социокультурного фактора развития общества с учетом интересов будущих поколений.

Конституционный Суд обращает внимание законодателя, что правовое регулирование института собственности должно оперативно учитывать интенсивное развитие современных экономических отношений, созидательные и стимулирующие возможности права собственности, его социокультурные аспекты, быть адаптировано к цифровым технологиям и инновациям.

В этих целях необходимы совершенствование, систематизация и кодификация законодательства в области права интеллектуальной собственности, создание должных правовых механизмов для обеспечения активного участия граждан в приватизационных процессах объектов собственности и инвестировании экономики.

7. Процессы глобализации и интеграции определяют активное развитие международного права как правовой гарантии международной безопасности и эффективного сотрудничества, важнейшего регулятора современных экономических отношений.

Конституционный Суд считает, что в условиях углубления взаимодействия международного и национального права, развития наднационального права необходима своевременная и системная правовая регламентация отношений между государствами – участниками межгосударственных образований для обеспечения стабильного и взаимовыгодного экономического сотрудничества.

При этом в целях охраны основ конституционного строя необходимо, чтобы в наднациональном законодательстве уровень защиты прав и свобод граждан был не ниже, чем предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

8. В современном взаимодействии государства, личности и общества возрастает значимость развития конструктивной активности граждан для преобразования общества и укрепления демократических основ государства.

Необходимо всемерно поддерживать и формировать осознанную, инициативную, творческую, самоорганизованную деятельность граждан в разных формах и сферах жизнедеятельности, направленную на благо общества.

В этих целях законодателю следует обеспечить дальнейшее совершенствование правового регулирования, создающего условия для конструктивного участия граждан на принципах сотрудничества в процессах управления на местном, региональном и общегосударственном уровнях.

9. Конституционная модель государственно-общественного устройства является объективным отражением современного развития общественных отношений, баланса политических сил в управлении делами государства.

Утверждение конституционализма как общественного правосознания и реальной государственно-правовой политики на конституционной основе обеспечивает устойчивость конституционного правопорядка, формирование Республики Беларусь демократическим социальным правовым государством.

В настоящее время необходимо продолжение глубокого осмысления и реализации конституционных положений с учетом меняющихся общественных отношений, сохранение и развитие конституционных принципов и ценностей белорусского общества и государства, обеспечение дальнейшего конституционного развития страны.

 

Настоящее Послание принято на заседании Конституционного Суда Республики Беларусь 11 марта 2020 г.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного
Суда Республики Беларусь

П.П.Миклашевич