ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
10 июля 2012 г. № 390-З
Об органах государственной безопасности Республики Беларусь
Принят Палатой представителей 14 июня 2012 года
Одобрен Советом Республики 22 июня 2012 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 307-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2015, 2/2305) <H11500307>;
Закон Республики Беларусь от 19 июля 2016 г. № 408-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2016, 2/2406) <H11600408>;
Закон Республики Беларусь от 9 января 2019 г. № 169-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2019, 2/2607) <H11900169>;
Закон Республики Беларусь от 17 мая 2021 г. № 106-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.05.2021, 2/2826) <H12100106>;
Закон Республики Беларусь от 6 октября 2022 г. № 207-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.10.2022, 2/2927) <H12200207>;
Закон Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 292-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2023, 2/3012) <H12300292>;
Закон Республики Беларусь от 3 января 2024 г. № 337-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.01.2024, 2/3057) <H12400337>
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы деятельности органов государственной безопасности Республики Беларусь (далее – органы государственной безопасности), устанавливает обязанности и права органов государственной безопасности и их сотрудников, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов государственной безопасности и членов их семей.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Органы государственной безопасности и их назначение
Органы государственной безопасности – государственные органы и иные государственные организации, обеспечивающие в пределах предоставленных им полномочий безопасность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Органы государственной безопасности подчиняются Президенту Республики Беларусь и являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.
Статья 2. Основные задачи органов государственной безопасности
Основными задачами органов государственной безопасности являются:
защита независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь в политической, экономической, военной, научно-технологической, информационной, социальной, демографической и экологической сферах;
оценка текущего состояния национальной безопасности Республики Беларусь, прогнозирование его развития, а также разработка и осуществление комплекса мер по предупреждению и выявлению угроз национальной безопасности Республики Беларусь, внесение в соответствии с законодательством предложений Президенту Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности Республики Беларусь;
информирование Президента Республики Беларусь и по его поручению соответствующих государственных органов и иных организаций по вопросам состояния национальной безопасности Республики Беларусь;
разработка и проведение мероприятий по оказанию содействия государственным органам и иным организациям в осуществлении мер в области политического, социально-экономического развития и научно-технического прогресса Республики Беларусь;
организация и осуществление в пределах своей компетенции контрразведывательной деятельности и внешней разведки;
предупреждение, выявление и пресечение террористической и иной экстремистской деятельности, организованной преступности и коррупции, незаконной миграции, незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, оружия, боеприпасов, ядерных материалов и их компонентов, а также иных объектов экспортного контроля, контрабанды, других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым законодательными актами отнесены к ведению органов государственной безопасности;
осуществление предусмотренных законодательством полномочий в сфере государственных секретов;
обеспечение государственных органов и иных организаций правительственной и оперативной связью, организация и обеспечение в пределах своей компетенции криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной и других видов специальной связи в Республике Беларусь и организациях Республики Беларусь, находящихся за ее пределами, и осуществление государственного контроля за этой деятельностью.
На органы государственной безопасности законодательными актами могут быть возложены иные задачи.
Привлечение органов государственной безопасности для решения задач, не предусмотренных законодательными актами, запрещается.
Статья 3. Правовая основа деятельности органов государственной безопасности
Правовой основой деятельности органов государственной безопасности являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь.
Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров Республики Беларусь.
Статья 4. Принципы деятельности органов государственной безопасности
Деятельность органов государственной безопасности осуществляется на принципах:
законности;
уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее, если иное не установлено настоящим Законом, – граждане);
гуманизма;
единства системы органов государственной безопасности и централизации управления ими;
сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности;
независимости от деятельности других государственных органов, политических партий и иных общественных объединений.
Статья 5. Деятельность органов государственной безопасности и права граждан и организаций
Государство гарантирует уважение и соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан при осуществлении органами государственной безопасности своей деятельности.
Ограничение граждан в их правах и свободах органами государственной безопасности (их сотрудниками) допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами.
Граждане и организации, полагающие, что их права и законные интересы ущемлены решениями, действиями (бездействием) сотрудников органов государственной безопасности, вправе обжаловать эти решения, действия (бездействие) в вышестоящий орган государственной безопасности либо вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.
Деятельность органов государственной безопасности, применяемые ими методы и средства не должны причинять вред личности, имуществу граждан и организаций, а также наносить вред окружающей среде.
Органы государственной безопасности не имеют права распространять сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, разглашать его персональные данные, сведения о его частной жизни, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными законодательными актами.
В случае нарушения сотрудниками органов государственной безопасности прав и свобод граждан руководитель соответствующего органа государственной безопасности обязан принять меры по защите и восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного вреда и привлечению виновных к ответственности, установленной законодательными актами.
Статья 6. Взаимодействие органов государственной безопасности с другими государственными органами, иными организациями и гражданами
Органы государственной безопасности осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными, и гражданами.
Органы государственной безопасности в пределах своей компетенции могут использовать в случаях, предусмотренных законодательными актами, силы и средства Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск Министерства внутренних дел, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, других государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность Республики Беларусь.
Государственные органы и иные организации, а также их должностные лица обязаны оказывать в пределах своей компетенции содействие органам государственной безопасности в исполнении возложенных на них обязанностей, определенных настоящим Законом и иными законодательными актами. За разглашение сведений в области контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, внешней разведки, а также иных сведений в сфере национальной безопасности Республики Беларусь должностные лица государственных органов и иных организаций несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги почтовой связи, электросвязи с использованием единой сети электросвязи (за исключением сетей, не имеющих выхода на сеть электросвязи общего пользования), обязаны по письменному требованию органов государственной безопасности включать в состав аппаратных средств сертифицированное дополнительное оборудование и программные средства, а также обеспечивать в порядке, установленном законодательными актами, доступ к указанному оборудованию и создавать условия, необходимые для проведения органами государственной безопасности оперативно-розыскных мероприятий.
Взаимодействие органов государственной безопасности со специальными службами, органами безопасности, правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств, международными и иными организациями осуществляется на основе настоящего Закона и международных договоров Республики Беларусь.
ГЛАВА 2
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере деятельности органов государственной безопасности
Президент Республики Беларусь в сфере деятельности органов государственной безопасности:
осуществляет общее руководство органами государственной безопасности;
утверждает положения о Комитете государственной безопасности, его департаментах, устав Академии национальной безопасности Республики Беларусь;
устанавливает численность органов государственной безопасности, воинских частей и других организаций и подразделений, находящихся в подчинении органов государственной безопасности (без учета персонала по обслуживанию зданий, а также рабочих и служащих, не содержащихся за счет бюджетного финансирования);
назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственной безопасности и его заместителей, а также других должностных лиц органов государственной безопасности в случаях, предусмотренных законодательными актами;
устанавливает порядок и нормы материально-технического обеспечения органов государственной безопасности, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
принимает решения по вопросам правовой и социальной защиты сотрудников органов государственной безопасности и членов их семей;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере деятельности органов государственной безопасности
Совет Министров Республики Беларусь в сфере деятельности органов государственной безопасности:
обеспечивает исполнение решений Президента Республики Беларусь и реализацию положений настоящего Закона по вопросам правовой и социальной защиты сотрудников органов государственной безопасности и членов их семей;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 9. Контрразведывательная деятельность
Контрразведывательная деятельность – деятельность органов государственной безопасности в пределах своих полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб иностранных государств, иностранных, международных и иных организаций, а также отдельных лиц, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.
Основными задачами контрразведывательной деятельности являются:
добывание информации о разведывательной и иной деятельности специальных служб иностранных государств, иностранных, международных и иных организаций, а также отдельных лиц, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь;
противодействие разведывательной и иной деятельности специальных служб иностранных государств, иностранных, международных и иных организаций, а также отдельных лиц, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.
Основаниями для осуществления органами государственной безопасности контрразведывательной деятельности являются:
необходимость получения информации о событиях или деяниях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь;
наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб иностранных государств, иностранных, международных и иных организаций, а также отдельных лиц, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь;
необходимость обеспечения защиты государственных секретов;
необходимость обеспечения информационной безопасности, безопасности финансово-кредитной системы, объектов оборонного комплекса, энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также приоритетных научных разработок;
необходимость изучения личности граждан (проверки граждан), оказывающих (оказывавших) содействие органам государственной безопасности на конфиденциальной основе;
обеспечение надлежащих условий для деятельности органов государственной безопасности и их сотрудников;
запросы специальных служб, органов безопасности, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных и иных организаций в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
В процессе контрразведывательной деятельности проводятся гласные и негласные мероприятия в порядке, установленном законодательством.
Статья 10. Внешняя разведка
Органы государственной безопасности в пределах своей компетенции осуществляют внешнюю разведку в политической, экономической, военной, научно-технологической, информационной, социальной, демографической и экологической сферах в соответствии с законодательством о внешней разведке.
При осуществлении внешней разведки проводятся гласные и негласные мероприятия в порядке, установленном законодательством.
Статья 11. Борьба с преступностью
Органы государственной безопасности в соответствии с законодательством осуществляют предупреждение, выявление и пресечение террористической и иной экстремистской деятельности, организованной преступности и коррупции, незаконной миграции, незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, оружия, боеприпасов, ядерных материалов и их компонентов, а также иных объектов экспортного контроля, контрабанды, других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым законодательными актами отнесены к ведению органов государственной безопасности.
Статья 12. Организация правительственной и оперативной связи
Правительственная и оперативная связь являются сетями электросвязи специального назначения и обеспечивают секретность передаваемой по ним информации. Органы государственной безопасности организуют правительственную связь в интересах государственных органов, оперативную связь – в интересах правоохранительных органов.
Органы государственной безопасности обеспечивают государственные органы и иные организации, высших должностных лиц государств – участников Содружества Независимых Государств при их временном пребывании на территории Республики Беларусь правительственной и оперативной связью, а также организуют деятельность республиканских органов государственного управления и иных организаций по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной и других видов специальной связи в Республике Беларусь и организациях Республики Беларусь, находящихся за ее пределами, и осуществляют государственный контроль за этой деятельностью.
ГЛАВА 4
СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 13. Система органов государственной безопасности
Систему органов государственной безопасности образуют:
Комитет государственной безопасности;
территориальные органы государственной безопасности – управление Комитета государственной безопасности по г. Минску и Минской области, управления Комитета государственной безопасности по областям, управление военной контрразведки Комитета государственной безопасности;
Академия национальной безопасности Республики Беларусь.
Органы государственной безопасности имеют в своем подчинении учреждения образования, организации здравоохранения, воинские части, другие организации и подразделения. Учреждения образования, организации здравоохранения, воинские части и другие организации создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению Президента Республики Беларусь. Подразделения органов государственной безопасности создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению Председателя Комитета государственной безопасности, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
Органы государственной безопасности, подчиненные им воинские части и другие организации являются юридическими лицами, имеют печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь.
В органах государственной безопасности, подчиненных им воинских частях, других организациях и подразделениях запрещаются создание и деятельность организационных структур политических партий.
Статья 14. Комитет государственной безопасности
Комитет государственной безопасности – государственный орган, возглавляющий систему органов государственной безопасности, в пределах своей компетенции проводящий государственную политику в сфере обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, осуществляющий регулирование и управление в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства, координирующий деятельность в этой сфере других государственных органов и иных государственных организаций, а также непосредственно реализующий основные направления деятельности и задачи органов государственной безопасности.
В структуру Комитета государственной безопасности входят департаменты, главные управления, управления, отделы, секторы (группы) и иные подразделения.
ГЛАВА 5
ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИХ СОТРУДНИКОВ
Статья 15. Обязанности органов государственной безопасности
Органы государственной безопасности в целях выполнения возложенных на них задач в пределах своей компетенции обязаны:
обеспечивать информационную безопасность, безопасность финансово-кредитной системы, объектов оборонного комплекса, энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также приоритетных научных разработок;
проводить контрразведывательные и иные мероприятия по обеспечению безопасности в определенных Президентом Республики Беларусь государственных органах и иных организациях;
обеспечивать безопасность государственных органов, проводить мероприятия по обеспечению безопасности организаций и граждан Республики Беларусь, оказывать содействие органу государственной охраны по вопросам, относящимся к его компетенции;
обеспечивать безопасность организаций Республики Беларусь, находящихся за пределами Республики Беларусь, сотрудников этих организаций и членов их семей в стране пребывания, а также командированных за пределы Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, имеющих по роду своей деятельности допуск к государственным секретам, и находящихся с ними членов их семей;
разрабатывать и реализовывать профилактические, режимные, организационные и иные меры предупреждения, выявления и пресечения террористической и иной экстремистской деятельности, создавать, совершенствовать и поддерживать в готовности ведомственную систему реагирования на акты терроризма и другие экстремистские действия;
осуществлять деятельность в области профилактики правонарушений в порядке, установленном законодательством;
осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, которые законодательными актами отнесены к ведению органов государственной безопасности;
вести административный процесс в соответствии с законодательными актами;
осуществлять розыск лиц, совершивших преступления, дознание и предварительное следствие по которым законодательными актами отнесены к ведению органов государственной безопасности, или подозреваемых в их совершении;
вести регистрацию преступлений, дознание и предварительное следствие по которым законодательными актами отнесены к ведению органов государственной безопасности, регистрацию административных правонарушений, по которым органы государственной безопасности наделены правом вести административный процесс, а также регистрацию и учет граждан, проверяемых по подозрению в совершении правонарушений, в порядке, установленном законодательством;
организовывать криптографическую и инженерно-техническую безопасность шифрованной и других видов специальной связи в Республике Беларусь и организациях Республики Беларусь, находящихся за ее пределами, выполнять функции центрального органа шифровальной службы Республики Беларусь;
осуществлять государственный контроль за состоянием криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной и других видов специальной связи в государственных органах и иных организациях, шифровальной работы в организациях Республики Беларусь, находящихся за ее пределами;
осуществлять контроль за использованием на территории Республики Беларусь излучающих радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств любого назначения, запрещать использование излучающих радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, работающих с нарушением установленных правил обращения с информацией, содержащей государственные секреты, а также создающих радиопомехи радиоэлектронным средствам правительственной и оперативной связи;
выявлять на территории Республики Беларусь излучения радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, а также излучения, используемые в противоправных целях, осуществлять учет характеристик сигналов излучающих радиоэлектронных средств;
принимать правовые, организационные, технические и иные меры по предотвращению несанкционированного распространения сведений, составляющих государственные секреты;
осуществлять контроль за защитой государственных секретов, в том числе контроль при использовании криптографических средств защиты государственных секретов;
проводить проверочные мероприятия в случаях, предусмотренных законодательными актами;
согласовывать создание, реорганизацию и ликвидацию государственными органами и иными организациями подразделений по защите государственных секретов, а также назначение на должности и освобождение от должностей руководителей этих подразделений;
подтверждать соответствие средств шифрованной и других видов специальной связи, а также криптографических средств защиты государственных секретов требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и выдавать сертификаты соответствия;
оказывать содействие органам пограничной службы и Вооруженным Силам Республики Беларусь в деятельности по обеспечению пограничной безопасности Республики Беларусь;
участвовать совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Республики Беларусь массовых мероприятий;
участвовать в решении вопросов, касающихся выезда за пределы Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, въезда на территорию Республики Беларусь и выезда за пределы Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, режима их пребывания на территории Республики Беларусь, предоставления им статуса беженца, дополнительной и временной защиты, убежища в Республике Беларусь;
участвовать в обеспечении режимов чрезвычайного положения и военного положения;
осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, включая защиту сил и средств органов государственной безопасности, а также пресечение противоправных деяний специальных служб иностранных государств, иностранных, международных и иных организаций, преступных организаций, организованных групп и отдельных лиц, предотвращение их несанкционированного доступа к сведениям, защищаемым органами государственной безопасности;
осуществлять хранение оперативных, следственных и иных материалов, относящихся к деятельности органов государственной безопасности, определять порядок их учета, хранения и использования;
проводить мероприятия по совершенствованию и поддержанию состояния боевой и мобилизационной готовности органов государственной безопасности, организовывать подготовку сил и средств органов государственной безопасности к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь или сопредельных с ней государствах в мирное время;
осуществлять кадровое обеспечение, в том числе организовывать подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
осуществлять информационно-аналитическое обеспечение своей деятельности;
проводить обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию граждан Республики Беларусь, проходящих военную службу в органах государственной безопасности, военнообязанных, состоящих в запасе органов государственной безопасности;
исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 16. Обязанности сотрудников органов государственной безопасности
Сотрудники органов государственной безопасности исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами, в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью.
Сотрудники органов государственной безопасности в случаях ограничения прав и свобод граждан обязаны разъяснять им основания для таких ограничений, а также возникающие в связи с этим их права и обязанности.
Статья 17. Права органов государственной безопасности
Органы государственной безопасности при выполнении возложенных на них задач в пределах своей компетенции вправе:
осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
осуществлять внешнюю разведку в сфере шифрованной и других видов специальной связи с территории Республики Беларусь путем использования радиоэлектронных и иных средств и методов;
устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с гражданами, давшими на то согласие;
осуществлять проникновение в специальные службы иностранных государств, иностранные, международные и иные организации, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, а также в преступные организации и организованные группы;
принимать решения по организации контртеррористических операций, обязательные для субъектов, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом;
создавать специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, а также по пресечению актов терроризма и иных общественно опасных посягательств;
принимать самостоятельно или совместно с другими государственными органами правовые акты, в том числе в сфере государственных секретов, а также по вопросам организации и обеспечения функционирования и безопасности правительственной и оперативной связи;
вносить в государственные органы и иные организации обязательные для исполнения представления об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым законодательными актами отнесены к ведению органов государственной безопасности, административных правонарушений, по которым органы государственной безопасности наделены правом вести административный процесс, а также выносить государственным органам и иным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства, которые носят явный характер и могут причинить вред национальной безопасности Республики Беларусь;
выносить официальные предупреждения гражданам о недопустимости противоправного поведения при осуществлении деятельности по профилактике преступлений, дознание и предварительное следствие по которым законодательными актами отнесены к ведению органов государственной безопасности, а также по профилактике административных правонарушений, по которым органы государственной безопасности наделены правом вести административный процесс;
вносить предложения в государственные органы и иные организации, осуществляющие деятельность с использованием государственных секретов, о временном ограничении права граждан, осведомленных о государственной тайне, на выезд из Республики Беларусь;
временно ограничивать граждан, состоящих на профилактическом учете в органах государственной безопасности, в праве на выезд из Республики Беларусь;
запрашивать и получать безвозмездно от государственных органов, иных организаций и граждан информацию и (или) необходимые материалы в порядке, установленном законодательством;
иметь доступ к информационным системам, базам и банкам данных государственных органов, иных организаций и граждан в порядке, установленном законодательством;
получать полосы радиочастот, радиочастотные каналы или радиочастоты для исключительного использования их радиоэлектронными средствами и высокочастотными устройствами, применяемыми для нужд национальной безопасности Республики Беларусь и правительственной связи, в порядке, установленном законодательством;
осуществлять меры по зашифровке сотрудников органов государственной безопасности и их деятельности с использованием в этих целях свидетельств принадлежности к другим государственным органам и иным организациям, изготавливать и использовать в целях легендирования личности сотрудника, деятельности и принадлежности подразделений органов государственной безопасности, их помещений и транспортных средств, проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий документы других государственных органов и иных организаций, а также осуществлять в этих целях иные меры зашифровки;
привлекать по согласованию с органами внутренних дел, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям сотрудников (работников) этих органов и подразделений для зашифровки проводимых специальных мероприятий или обеспечения выполнения задач органов государственной безопасности;
иметь следственные изоляторы, а также помещения, предназначенные для содержания лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, и использовать их в случаях, предусмотренных законодательными актами;
проводить научные исследования, опытно-конструкторские, проектные, экспертные, строительные и производственные работы самостоятельно и по договорам с государственными органами и иными организациями, привлекать для этих целей экспертов и специалистов;
проводить исследования по материалам контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, внешней разведки, а также экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, вести криминалистические учеты;
заключать с государственными органами и иными организациями договоры на поставку (ремонт, модернизацию) специальной техники, средств связи, вооружения, транспортных средств, военной техники, комплектующих узлов и деталей к ним, военно-технического имущества и других материальных средств, а также договоры с гражданами и организациями для обеспечения и осуществления деятельности органов государственной безопасности;
приобретать необходимые для осуществления деятельности органов государственной безопасности помещения (здания, сооружения) и другое имущество, а также пользоваться услугами электросвязи на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством;
иметь печатное средство массовой информации, изготавливать и издавать специальную литературу, учебные и учебно-наглядные пособия;
направлять официальных представителей Комитета государственной безопасности в международные организации, иностранные государства по согласованию со специальными службами, органами безопасности, правоохранительными органами этих государств в порядке, установленном законодательством;
обмениваться со специальными службами, органами безопасности, правоохранительными органами иностранных государств, иностранными, международными и иными организациями информацией, полученной в результате осуществления контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и внешней разведки, специальными и иными средствами в порядке, установленном законодательством.
Органам государственной безопасности предоставляются также иные права в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 18. Права сотрудников органов государственной безопасности
Сотрудники органов государственной безопасности в целях выполнения задач, возложенных на органы государственной безопасности, в пределах своей компетенции имеют право:
проверять у должностных лиц и иных граждан документы, удостоверяющие личность, и иные документы, если имеются основания подозревать их в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым законодательными актами отнесены к ведению органов государственной безопасности, административных правонарушений, по которым органы государственной безопасности наделены правом вести административный процесс, а также осуществлять задержание таких лиц;
проводить на основании и в порядке, предусмотренных законодательными актами, личный обыск задержанных лиц, осмотр вещей, изъятие документов и вещей, которые могут являться вещественными доказательствами совершения правонарушения;
вызывать должностных лиц и иных граждан, получать от них объяснения по делам и материалам, находящимся в производстве органов государственной безопасности;
проводить досмотр транспортных средств при проведении операции по задержанию лиц, совершивших преступление или побег из-под стражи, на участках местности, где вероятно их появление;
требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на охраняемых объектах органов государственной безопасности;
проводить при проходе (проезде) на охраняемые объекты органов государственной безопасности и при выходе (выезде) с таких объектов личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, документов, транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением специальных технических средств, принимать меры по поиску и задержанию на территории охраняемых объектов лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты;
входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств и других предметов, в любое время суток в жилые помещения и иные законные владения граждан, в помещения и иные объекты государственных органов и иных организаций и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому законодательными актами отнесены к ведению органов государственной безопасности, или находится лицо, скрывшееся от органов, ведущих уголовный процесс, с последующим сообщением об этом прокурору в течение двадцати четырех часов;
изымать имущество и предметы, запрещенные к обороту на территории Республики Беларусь, документы, имеющие признаки подделки, информационную продукцию, содержащую призывы к экстремистской деятельности либо пропагандирующую такую деятельность, и принимать по ним решения в соответствии с законодательством;
принимать в случаях, предусмотренных законодательными актами, меры по недопущению граждан и транспортных средств, в том числе дипломатических представительств и консульских учреждений, на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;
использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие организациям и гражданам, для предотвращения преступлений, преследования, задержания и перевозки лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, при принятии надлежащих мер по обеспечению безопасности водителя и пассажиров транспортного средства, доставки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в организации здравоохранения и для проезда к месту происшествия, а также использовать в случае необходимости в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным органам, иным организациям и гражданам. По требованию собственников (владельцев) транспортных средств, а также средств связи органы государственной безопасности возмещают им расходы и (или) причиненный вред в порядке, установленном законодательством;
хранить и носить оружие и боеприпасы к нему, специальные средства, применять физическую силу, специальные средства, боевую и специальную технику, применять и использовать оружие в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами.
Сотрудникам органов государственной безопасности предоставляются также иные права в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.
ГЛАВА 6
ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ, БОЕВОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, ПРИМЕНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 19. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применения и использования оружия
Сотрудники органов государственной безопасности при выполнении возложенных на органы государственной безопасности задач имеют право применять физическую силу, специальные средства, боевую и специальную технику, применять и использовать оружие с учетом складывающейся обстановки, характера преступления, административного правонарушения и личности правонарушителя, руководствуясь требованиями настоящего Закона.
Применению физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, оружия должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они могут быть применены, предупреждение о намерении их применить с предоставлением достаточного времени для выполнения законных требований, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни сотрудника органов государственной безопасности или иных граждан либо может повлечь иные тяжкие последствия.
Во всех случаях применения физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применения и использования оружия сотрудник органов государственной безопасности должен действовать, стремясь причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести и достоинству граждан, имуществу граждан и организаций, государственному имуществу, а также обязан принять меры по немедленному оказанию пострадавшим медицинской и иной необходимой помощи.
Сотрудник органов государственной безопасности, применивший физическую силу, специальные средства, боевую или специальную технику, применивший или использовавший оружие, незамедлительно докладывает об этом своему непосредственному начальнику.
О ранении или смерти лица вследствие применения сотрудником органов государственной безопасности физической силы, специальных средств, боевой или специальной техники, применения или использования им оружия незамедлительно уведомляется соответствующий прокурор.
Сотрудник органов государственной безопасности не несет ответственности за вред, причиненный в результате применения физической силы, специальных средств, боевой или специальной техники, применения или использования оружия, если применение физической силы, специальных средств, боевой или специальной техники, применение или использование оружия осуществлялись в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Применение физической силы, специальных средств, боевой или специальной техники, применение или использование оружия с нарушением требований законодательства влекут ответственность, установленную законодательными актами.
Статья 20. Применение физической силы
Сотрудники органов государственной безопасности применяют физическую силу (в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства) для пресечения преступлений и иных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, самообороны, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников органов государственной безопасности, если ненасильственные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них служебных обязанностей.
Статья 21. Применение специальных средств
Сотрудники органов государственной безопасности применяют наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, устройства для принудительной остановки транспортных средств и другие специальные средства, в том числе служебных животных, в случае:
отражения нападения на сотрудников органов государственной безопасности или иных граждан;
освобождения заложников;
отражения нападения на здания (помещения, сооружения) и (или) транспортные средства независимо от их принадлежности либо освобождения захваченных объектов;
пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям сотрудников органов государственной безопасности или иных граждан, исполняющих служебные обязанности или гражданский долг по охране правопорядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;
задержания и доставления в органы государственной безопасности или органы внутренних дел подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, лиц, в отношении которых ведется административный процесс, если они оказывают неповиновение или сопротивление, а также конвоирования и содержания граждан, подвергнутых депортации или высылке, лиц, задержанных по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, лиц, заключенных под стражу, если они оказывают неповиновение или сопротивление либо имеются основания полагать, что они могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;
пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка либо действий, направленных на повреждение и (или) уничтожение имущества;
остановки транспортного средства, если водитель не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям сотрудника органов государственной безопасности об остановке транспортного средства либо если имеются достоверные данные о том, что транспортным средством управляет гражданин, совершивший тяжкое или особо тяжкое преступление;
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Вид специального средства и интенсивность его применения определяются сотрудником органов государственной безопасности самостоятельно с учетом складывающейся обстановки, характера преступления, административного правонарушения и личности правонарушителя.
Специальные средства запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотрудникам органов государственной безопасности, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан.
Статья 22. Применение и использование оружия
Сотрудник органов государственной безопасности имеет право на применение оружия в отношении лица:
совершающего нападение на сотрудника органов государственной безопасности или иного гражданина, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;
совершающего нападение в составе группы или нападение, сопряженное с применением оружия либо взрывов, поджогов и иных общеопасных способов, с использованием транспортных средств, машин или механизмов, на жилые помещения или иные законные владения граждан, помещения, иные объекты организаций;
совершающего действие, непосредственно направленное на насильственное завладение находящимися у сотрудника органов государственной безопасности оружием, боеприпасами к нему, боевой и специальной техникой или специальными средствами;
совершающего захват или удержание гражданина в качестве заложника;
застигнутого при совершении действий, указанных в абзацах втором – пятом настоящей части, и пытающегося скрыться, когда в целях избежания задержания это лицо применяет (угрожает применением) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, представляющие опасность для жизни или здоровья сотрудника органов государственной безопасности или иных граждан;
совершающего побег из-под стражи, конвоя;
не подчинившегося законному требованию сотрудника органов государственной безопасности немедленно сдать (положить) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, применение которых может угрожать жизни или здоровью сотрудника органов государственной безопасности или иных граждан.
Совершение лицом действий, правомерно запрещенных ему сотрудником органов государственной безопасности и выражающихся в попытке приблизиться к сотруднику органов государственной безопасности ближе указанного расстояния, достать что-либо из одежды или ручной клади, либо иных действий, которые могут быть истолкованы сотрудником органов государственной безопасности как угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья его или иных граждан, предоставляет сотруднику органов государственной безопасности право применить оружие в соответствии с настоящим Законом.
Сотрудник органов государственной безопасности имеет право на использование оружия для:
подачи сигнала тревоги или вызова помощи;
обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни или здоровью граждан;
остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям сотрудника органов государственной безопасности об остановке транспортного средства и его действия создают реальную угрозу жизни или здоровью граждан либо если имеются достоверные данные о том, что транспортным средством управляет лицо, совершившее тяжкое или особо тяжкое преступление.
Сотрудник органов государственной безопасности имеет право на применение и использование оружия в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Сотрудник органов государственной безопасности вправе привести оружие в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке не исключена возможность его применения или использования.
Запрещается применять оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику органов государственной безопасности, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью людей.
Статья 23. Применение боевой и специальной техники
Боевая и специальная техника применяется органами государственной безопасности в случае:
защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если пресечь это нападение иным способом не представляется возможным;
освобождения заложников;
отражения вооруженного либо группового нападения, в том числе с использованием транспортных средств, на охраняемые объекты, здания (помещения, сооружения) и (или) транспортные средства независимо от их принадлежности либо освобождения захваченных объектов;
подавления сопротивления вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законные требования сотрудника органов государственной безопасности о прекращении противоправных действий и сдаче оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых веществ, взрывных устройств и боевой техники, имеющихся у этих лиц;
обеспечения режимов чрезвычайного положения и военного положения;
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
ГЛАВА 7
КОМПЛЕКТОВАНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ВОЕННАЯ СЛУЖБА В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 24. Комплектование органов государственной безопасности
Органы государственной безопасности комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом (государственными гражданскими служащими, рабочими и служащими) из числа граждан Республики Беларусь.
Лица, принимаемые на службу (работу) в органы государственной безопасности, подчиненные им воинские части и другие организации, проходят проверку на предмет пригодности к службе (работе) в органах государственной безопасности (включающую изучение достоверности сообщаемых ими сведений и выявление обстоятельств, препятствующих приему на службу (работу)) в порядке, установленном Комитетом государственной безопасности.
Статья 25. Военная служба в органах государственной безопасности
Порядок и условия исполнения обязанностей военной службы военнослужащими в органах государственной безопасности, подчиненных им воинских частях и других организациях устанавливаются общевоинскими уставами Вооруженных Сил Республики Беларусь и иными актами законодательства.
Военнослужащим органов государственной безопасности запрещается выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением обязанностей военной службы (за исключением случаев, когда это вызвано служебной необходимостью), кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики, осуществляемых во внеслужебное время на основании гражданско-правовых договоров. Такой деятельностью военнослужащий органов государственной безопасности может заниматься по согласованию с начальником органа государственной безопасности, командиром воинской части, начальником организации, подчиненных органам государственной безопасности, в которых он проходит службу, а в отношении начальника территориального органа государственной безопасности, командира воинской части, начальника организации, подчиненных органам государственной безопасности, – по согласованию с Председателем Комитета государственной безопасности.
Статья 26. Сотрудники органов государственной безопасности
Сотрудниками органов государственной безопасности являются военнослужащие, проходящие военную службу в органах государственной безопасности, подчиненных им воинских частях (за исключением военнослужащих срочной военной службы), других организациях, а также лица гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих.
Сотрудниками органов государственной безопасности могут быть граждане Республики Беларусь, способные по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию, уровню физической подготовки и состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности.
Сотруднику органов государственной безопасности в порядке, установленном законодательством, выдается служебное удостоверение, которое является официальным документом, удостоверяющим личность сотрудника органов государственной безопасности и занимаемую им должность.
Сотрудникам органов государственной безопасности, а также лицам гражданского персонала органов государственной безопасности, подчиненных им воинских частей и других организаций запрещается:
являться членами политических партий;
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через иных лиц;
получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь (за исключением случаев, когда это вызвано служебной необходимостью).
Сотрудники органов государственной безопасности и лица гражданского персонала органов государственной безопасности, подчиненных им воинских частей и других организаций обязаны соблюдать ограничения, связанные с военной (государственной гражданской) службой, а также установленные законодательными актами о борьбе с коррупцией.
ГЛАВА 8
ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 27. Правовая защита сотрудников органов государственной безопасности
Сотрудники органов государственной безопасности при исполнении служебных обязанностей являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников органов государственной безопасности, кроме государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на то законодательными актами.
Законные требования сотрудников органов государственной безопасности обязательны для выполнения должностными лицами и иными гражданами. Невыполнение законных требований сотрудников органов государственной безопасности, другие действия, препятствующие выполнению возложенных на органы государственной безопасности задач и обязанностей, посягательство либо угроза посягательства на жизнь, здоровье, честь, достоинство, имущество сотрудников органов государственной безопасности, а также совершение таких действий в отношении их близких в связи с исполнением сотрудниками органов государственной безопасности служебных обязанностей влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами.
При исполнении сотрудником органов государственной безопасности служебных обязанностей в отношении его не допускается применение мер обеспечения административного процесса, а также применение мер процессуального принуждения, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, без официального представителя органов государственной безопасности, за исключением случаев задержания его при совершении преступления или непосредственно после совершения преступления.
Статья 28. Право сотрудников органов государственной безопасности на обоснованный профессиональный риск
Сотрудники органов государственной безопасности имеют право на обоснованный профессиональный риск. Причинение ими вреда при обоснованном профессиональном риске не является правонарушением. Профессиональный риск признается обоснованным, если совершенное сотрудником органов государственной безопасности деяние объективно вытекало из сложившейся обстановки, законная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и сотрудник органов государственной безопасности, допустивший риск, принял все возможные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам.
Статья 29. Обеспечение безопасности сотрудников, лиц гражданского персонала органов государственной безопасности и их близких
Обеспечение безопасности сотрудников, лиц гражданского персонала органов государственной безопасности и их близких осуществляется в соответствии с законодательством о государственной защите.
Статья 30. Права сотрудников органов государственной безопасности при нахождении в служебных командировках
При направлении в служебные командировки сотрудники органов государственной безопасности пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах, а также правом приобретения проездных документов на все виды транспорта независимо от наличия мест.
Статья 31. Право сотрудников органов государственной безопасности на компенсацию за использование в служебных целях принадлежащих им транспортных средств
Сотрудникам органов государственной безопасности, использующим в служебных целях принадлежащие им транспортные средства, выплачивается денежная компенсация в порядке и размере, определенных Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 32. Обязательное государственное страхование сотрудников органов государственной безопасности
Сотрудники органов государственной безопасности подлежат обязательному государственному страхованию в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами.
Статья 33. Социальная защита сотрудников органов государственной безопасности, граждан, уволенных с военной службы из органов государственной безопасности, и членов их семей
Государство гарантирует сотрудникам органов государственной безопасности социальную защищенность, осуществляет меры по созданию для них надлежащих условий службы (работы) и социального обеспечения.
Сотрудники органов государственной безопасности, граждане, уволенные с военной службы из органов государственной безопасности, и члены их семей имеют право на социальную защиту на условиях, предусмотренных законодательными актами.
ГЛАВА 9
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ
Статья 34. Информационное обеспечение органов государственной безопасности
Для осуществления своей деятельности органы государственной безопасности разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, средства защиты информации, включая средства криптографической защиты, а также используют информационные системы, базы и банки данных государственных органов, иных организаций и граждан в порядке, установленном законодательством.
Порядок учета и использования информации о совершенных правонарушениях, затрагивающих вопросы национальной безопасности Республики Беларусь, а также сведений о разведывательной и иной деятельности специальных служб иностранных государств, иностранных, международных и иных организаций, а также отдельных лиц, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, устанавливается Комитетом государственной безопасности.
Статья 35. Защита сведений об органах государственной безопасности
Документы и материалы, образующиеся в процессе деятельности органов государственной безопасности, подлежат защите и хранятся в архивах органов государственной безопасности. Порядок и условия хранения таких документов и материалов, в том числе сроки их хранения и уничтожения, определяются Комитетом государственной безопасности.
Материалы архивов органов государственной безопасности, представляющие историческую и научную ценность, рассекречиваются и передаются на хранение в государственные архивы Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством.
Сведения о сотрудниках органов государственной безопасности, выполняющих (выполнявших) специальные задания в специальных службах иностранных государств, иностранных, международных и иных организациях, в преступных организациях и организованных группах, подлежат защите в соответствии с законодательством о государственных секретах и могут быть преданы гласности только с согласия этих сотрудников в письменной форме в случаях, предусмотренных законодательством.
ГЛАВА 10
ФИНАНСОВОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 36. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов государственной безопасности
Финансирование органов государственной безопасности осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством.
Размеры должностных окладов и добавочных видов денежного довольствия военнослужащих органов государственной безопасности устанавливаются Президентом Республики Беларусь.
Порядок обеспечения военнослужащих органов государственной безопасности денежным довольствием устанавливается Комитетом государственной безопасности.
Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений управления военной контрразведки Комитета государственной безопасности, в том числе обеспечение транспортными средствами, горюче-смазочными материалами, средствами связи, оружием, боеприпасами, иными материальными средствами, охраной, услугами, а также обеспечение военнослужащих и гражданского персонала этих подразделений денежным довольствием (заработной платой), продовольствием и имуществом продовольственной службы, вещевым имуществом, медицинским обслуживанием осуществляются Министерством обороны, Государственным пограничным комитетом, командованием других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством, Министерством внутренних дел в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на финансирование и материально-техническое обеспечение управления военной контрразведки Комитета государственной безопасности и выделяемых Министерством финансов на эти цели Министерству обороны, Государственному пограничному комитету, командованию других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством, Министерству внутренних дел.
Обеспечение подразделений управления военной контрразведки Комитета государственной безопасности служебными помещениями осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, за счет фонда помещений, находящихся в оперативном управлении Министерства обороны, Государственного пограничного комитета, командования других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством.
Обеспечение военнослужащих управления военной контрразведки Комитета государственной безопасности, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями государственного жилищного фонда осуществляется за счет жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Министерства обороны, Государственного пограничного комитета, командования других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством, и освобождаемых жилых помещений государственного жилищного фонда, право повторного предоставления которых имеют указанные государственные органы и организации, путем выделения таких жилых помещений управлению военной контрразведки Комитета государственной безопасности для предоставления военнослужащим подразделений управления военной контрразведки Комитета государственной безопасности, осуществляющим контрразведывательные и иные мероприятия по обеспечению безопасности соответственно подразделений Министерства обороны, Государственного пограничного комитета, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством, на период выполнения ими этих функций в порядке, установленном законодательством.
Обеспечение военнослужащих управления военной контрразведки Комитета государственной безопасности жилыми помещениями путем их строительства в составе организаций застройщиков либо путем долевого строительства осуществляется Министерством обороны, Государственным пограничным комитетом, командованием других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством, в порядке, установленном законодательством.
Органы государственной безопасности могут иметь жилищный фонд, который формируется в порядке, установленном законодательными актами.
Статья 37. Средства вооружения и оснащения органов государственной безопасности
Органы государственной безопасности разрабатывают (участвуют в разработке), создают, приобретают и используют средства вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, приобретают и используют боевое оружие, принятое на вооружение органов государственной безопасности, а также служебное и гражданское оружие и боеприпасы к нему.
Оборот оружия и боеприпасов к нему, приобретение, продажа, передача, ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы средств вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, предназначенных для использования в деятельности органов государственной безопасности, осуществляются в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
ГЛАВА 11
ГРАЖДАНЕ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ СОДЕЙСТВИЕ ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 38. Граждане, оказывающие содействие органам государственной безопасности
Органы государственной безопасности в соответствии с законодательством могут привлекать отдельных граждан с их согласия к содействию в решении задач по обеспечению национальной безопасности Республики Беларусь на гласной и конфиденциальной основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников.
Граждане, оказывающие содействие органам государственной безопасности, имеют право:
заключать контракт с органами государственной безопасности о содействии на конфиденциальной основе;
получать от сотрудников органов государственной безопасности разъяснения своих задач, обязанностей и прав;
использовать в целях конспирации по решению органов государственной безопасности документы, легендирующие личность;
получать вознаграждение;
получать компенсацию за вред, причиненный их личности либо имуществу в связи с оказанием содействия органам государственной безопасности.
Граждане, оказывающие содействие органам государственной безопасности, обязаны:
соблюдать условия заключенных с органами государственной безопасности контракта или договоренности о содействии;
не допускать умышленного представления необъективной, неполной, ложной или клеветнической информации;
не разглашать сведения, составляющие государственные секреты, и иные сведения, ставшие им известными при оказании содействия органам государственной безопасности.
Статья 39. Защита информации и обеспечение безопасности граждан, оказывающих содействие органам государственной безопасности
Сведения о гражданах, оказывающих (оказывавших) содействие органам государственной безопасности на конфиденциальной основе, подлежат защите в соответствии с законодательством о государственных секретах и могут быть преданы гласности только с согласия этих граждан в письменной форме в случаях, предусмотренных законодательными актами.
При наличии достаточных данных, свидетельствующих, что гражданам, оказывающим (оказывавшим) содействие органам государственной безопасности на конфиденциальной основе, а также их близким угрожают убийством, насилием или уничтожением имущества, органы государственной безопасности обязаны принять необходимые меры по защите их жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества, а также по установлению виновных в этом лиц.
ГЛАВА 12
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 40. Контроль за деятельностью органов государственной безопасности
Контроль за деятельностью органов государственной безопасности осуществляется Президентом Республики Беларусь.
Статья 41. Прокурорский надзор за деятельностью органов государственной безопасности
Надзор за точным и единообразным исполнением органами государственной безопасности законодательства осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в пределах своей компетенции.
ГЛАВА 13
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 42. Признание утратившими силу некоторых законов Республики Беларусь и их отдельных положений
Признать утратившими силу:
Закон Республики Беларусь от 3 декабря 1997 года «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1998 г., № 4, ст. 18);
статью 15 Закона Республики Беларусь от 24 июля 2002 года «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Беларусь в связи с реорганизацией системы республиканских органов государственного управления» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 87, 2/883);
Закон Республики Беларусь от 4 мая 2005 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 74, 2/1113);
пункт 17 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336);
статью 5 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2008 года «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам жилищных отношений» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1505);
статью 4 Закона Республики Беларусь от 21 июля 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам противодействия экстремизму» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1513);
статью 1 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2009 года «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросу документирования населения Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 173, 2/1595);
статью 1 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2010 года «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 173, 2/1716).
Статья 43. Меры по реализации положений настоящего Закона
Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:
привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
Статья 44. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Президент Республики Беларусь | А.Лукашенко |