РЕШЕНИЕ ВЫСШЕГО ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА

9 декабря 2022 г. № 17

г. Бишкек

Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2023 год

В соответствии со статьей 7 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пунктом 5 Порядка осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 99, Высший Евразийский экономический совет РЕШИЛ:

Утвердить прилагаемые Основные направления международной деятельности Евразийского экономического союза на 2023 год.

 

Члены Высшего Евразийского экономического совета:

От Республики Армения

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Кыргызской Республики

От Российской Федерации

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

Решением Высшего
Евразийского экономического совета
от 9 декабря 2022 г. № 17

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
международной деятельности Евразийского экономического союза на 2023 год

В настоящих Основных направлениях определены ключевые векторы и приоритеты международной деятельности Евразийского экономического союза (далее – Союз) на 2023 год.

Международная деятельность Союза в 2023 году будет направлена на достижение целей Союза, указанных в статье 4 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о Союзе), реализацию Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, продвижение экономических интересов Союза и государств – членов Союза (далее – государства-члены) на мировом рынке, позиционирование Союза как надежного, предсказуемого партнера на международной арене и осуществляться в пределах полномочий и в сферах, определенных Договором о Союзе и международными договорами в рамках Союза.

При осуществлении Союзом международной деятельности в 2023 году с учетом меняющейся геоэкономической ситуации в мире приоритетными будут следующие направления:

активизация взаимодействия с заинтересованными в развитии торгово-экономического сотрудничества с Союзом государствами – участниками СНГ, не являющимися членами Союза, а также другими странами ближнего зарубежья, в том числе с использованием потенциала института государства – наблюдателя при Союзе;

развитие системного диалога с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейским союзом (ЕС), странами БРИКС и другими заинтересованными государствами и объединениями в Центральной Азии и на Ближнем Востоке в целях расширения экономического сотрудничества в контексте идеи Большого Евразийского партнерства (далее – БЕП);

развитие сотрудничества с международными организациями, региональными интеграционными объединениями и третьими странами, перспективными с точки зрения формирования новых кооперационных и логистических цепочек, ускорения транзита товарных потоков, развития системы международных расчетов и решения других задач, которые будут способствовать внутренней экономической устойчивости государств-членов, в том числе путем заключения меморандумов о сотрудничестве (взаимодействии), преференциальных и непреференциальных торговых соглашений, а также интенсификации торгово-экономического взаимодействия с зарубежными партнерами, с которыми заключены такие меморандумы и торговые соглашения;

содействие реализации экспортного потенциала государств-членов, в том числе за счет выхода на новые рынки товаров и услуг и расширения использования национальных валют во взаимных расчетах;

оказание содействия государствам-членам в укреплении взаимодействия с ключевыми финансово-кредитными центрами государств – членов АСЕАН и стран Азии;

идентификация новых возможностей, открывающихся для бизнес-сообществ государств-членов, в условиях меняющейся глобальной экономики, оказание содействия в преодолении барьеров для их деятельности в связи с нарушением транспортно-логистических цепочек и ограничениями функционирования финансовых расчетов в международной торговле и на рынках капиталов в условиях трансформации глобальной экономики;

проведение системной работы по позиционированию Союза в качестве одного из ключевых региональных экономических интеграционных объединений в мире.

I. Взаимодействие с международными организациями, региональными интеграционными и межгосударственными объединениями, третьими странами в целях развития существующих механизмов сотрудничества

В 2023 году основные усилия Союза в области международной деятельности будут сосредоточены на развитии уже созданных механизмов сотрудничества, в том числе в рамках заключенных меморандумов, деклараций и торговых соглашений (актуальный перечень указанных документов размещается на официальном сайте Союза), а также на осуществлении планов и программ по реализации указанных документов:

с международными организациями:

организациями и учреждениями системы Организации Объединенных Наций (ООН), в том числе с региональными комиссиями – Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН), Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономической комиссией ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и другими организациями, в частности с:

ЕЭК ООН в целях изучения инструментария и методологической базы ЕЭК ООН при анализе торговых барьеров в международной торговле, международного опыта в сфере устранения торговых барьеров, контроля и передвижения на границах, нетарифных мер, нормативного регулирования, включая установление требований к колесным транспортным средствам, а также в сфере надзора за рынком, документооборота, цифровизации и экономического анализа посредством участия на консультативных началах в специализированных сессиях;

ЭСКАТО в целях изучения передовых международных практик, а также продвижения опыта Союза в сфере статистики (Комитет ЭСКАТО по статистике), безбумажной трансграничной торговли (Комитет ЭСКАТО по торговле и инвестициям), энергетики и энергосбережения (Комитет ЭСКАТО по энергетике), транспорта и транспортной инфраструктуры (Комитет ЭСКАТО по транспорту) посредством организации совместных международных мероприятий, а также участия в заседаниях рабочих органов ЭСКАТО;

ЭКЛАК в целях налаживания контактов в сфере предпринимательства и расширения взаимодействия, в том числе на площадках сторонних организаций, по вопросам, представляющим взаимный интерес, посредством обмена аналитическими и справочными материалами и взаимного участия в мероприятиях;

ЮНКТАД по вопросам продвижения диалога между региональными интеграционными объединениями в рамках обновленного по итогам 15-й министерской конференции мандата ЮНКТАД; использования аналитических инструментов по классификации нетарифных мер, аналитической и методологической базы ЮНКТАД по систематизации и классификации торговых барьеров в части функционирования внутренних рынков в международной торговле для выявления и устранения торговых барьеров в рамках Союза, в том числе для совершенствования сбора и классификации данных при оценке влияния препятствий на международную торговлю, а также совместного проведения на регулярной основе тематических встреч и круглых столов по вопросам, представляющим взаимный интерес; изучения опыта в области развития предпринимательства на глобальном, региональном и национальном уровнях; по вопросам в сфере конкуренции посредством участия в сессиях Межправительственной группы экспертов по конкурентной политике и праву, а также в заседаниях рабочей группы ЮНКТАД по борьбе с трансграничными картелями; по вопросам в сфере защиты прав потребителей посредством участия в сессиях Межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в сфере защиты прав потребителей и заседаниях рабочих групп ЮНКТАД по защите прав потребителей в электронной торговле и по безопасности потребительской продукции;

Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) в целях учета опыта реализации проектов и программ развития ЮНИДО с государствами-членами, реализуемых на двусторонней основе в сфере создания наукоемких, высокотехнологичных, инновационных производств, развития «зеленой» промышленности, повышения энергоэффективности, внедрения «чистых технологий», иных направлений и их дальнейшего распространения на другие государства-члены в формате многостороннего сотрудничества, а также углубления сотрудничества по вопросам развития и модернизации промышленных комплексов, формирования совместной индустриально-инновационной инфраструктуры, трансфера передовых технологий, создания совместных производственных предприятий и цифрового пространства в сфере промышленности;

Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО) в целях организации взаимодействия Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия) и ФАО по вопросам растениеводства и животноводства, обеспечения продовольственной безопасности, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, фитосанитарной и ветеринарной безопасности территорий, а также изучения опыта ФАО в агропромышленной сфере, который позволит совершенствовать законодательную базу в области селекционно-племенной работы, будет способствовать расширению информационной базы, выработке мер по устойчивому развитию агропромышленного комплекса государств-членов;

Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) в целях изучения наилучших международных практик в сфере интеллектуальной собственности и подготовки предложений по совершенствованию системы правовой охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках Союза посредством организации совместных мероприятий по проблемным вопросам в сфере интеллектуальной собственности, обмена аналитическими и справочными материалами, а также взаимного участия в мероприятиях, представляющих интерес для Комиссии и ВОИС;

Международной организацией по миграции (MOM) в целях изучения наилучших международных практик для выработки предложений по устранению барьеров на пути свободного движения рабочей силы в рамках Союза посредством обмена аналитическими и справочными материалами, проведения совместных мероприятий по вопросам трудовой миграции, в том числе экспертных консультаций по конкретным проблемным вопросам и выработке предложений по их разрешению, участия в международных конференциях и семинарах, а также в иных мероприятиях, представляющих взаимный интерес;

Международной электротехнической комиссией (МЭК) в целях обмена опытом в области установления требований к электротехнической продукции, а также проведения консультаций по проблемным вопросам технического регулирования электротехнической продукции;

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в целях развития научно-методического и экспертного потенциала по актуальным для Союза вопросам в сфере регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждения распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, выполнения международных медико-санитарных правил, недопущения обращения опасной для жизни и здоровья человека продукции и предупреждения возникновения и распространения резистентности к антимикробным препаратам на основе участия специалистов в заседаниях рабочих групп и консультативных органов сторон, обмена опытом и использования рекомендаций ВОЗ в рамках подготовки актов органов Союза;

Секретариатом Роттердамской конвенции (Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП)) по вопросам представления интересов производителей продукции хризотиловой отрасли государств-членов в части международной торговли хризотиловым асбестом;

Всемирной таможенной организацией (ВТамО) посредством участия в пределах компетенции Союза в мероприятиях, проводимых данной организацией, и заседаниях рабочих органов ВТамО в целях изучения передовых практик и продвижения опыта Союза в сфере таможенного регулирования, а также проработки с государствами-членами вопроса присоединения Союза к основополагающим правовым инструментам и средствам ВТамО и осуществления совместных с государствами-членами действий, направленных на получение Союзом статуса члена во ВТамО;

Всемирной торговой организацией (ВТО) посредством участия в деятельности рабочих органов ВТО и мероприятиях, проводимых данной организацией, в том числе рабочих групп и регулярных комитетов ВТО, в процедурах разрешения споров ВТО по мерам, относящимся к компетенции Союза;

Международным торговым центром (МТЦ) в целях содействия созданию условий для расширения международной и региональной торговли, включая вопросы электронной торговли, упрощения процедур торговли, нетарифного регулирования, поддержки развития экспорта, обеспечения доступности информации о торговле, посредством участия в проводимых данной организацией мероприятиях для изучения международного опыта по устранению торговых барьеров;

Комиссией «Кодекс Алиментариус» ФАО/ВОЗ по пищевым стандартам в целях участия (с учетом представления согласованных с государствами-членами позиций) в мероприятиях по разработке международных стандартов, методических указаний, норм и правил, способствующих обеспечению безопасности и качества пищевой продукции, а также устранению препятствий для добросовестной торговли продовольственными товарами;

Всемирной организацией по охране здоровья животных (МЭБ) по вопросам применения международных стандартов МЭБ в целях повышения уровня защиты территорий государств-членов от заноса и распространения возбудителей особо опасных болезней животных и оптимизации ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения путем имплементации международных стандартов МЭБ в акты органов Союза в сфере ветеринарно-санитарных мер;

Секретариатом Международной конвенции по карантину и защите растений (МККЗР) и ее региональными организациями в целях развития научно-методического и экспертного потенциала по актуальным для Союза вопросам в сфере обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности в рамках подготовки актов органов Союза посредством участия в совместных мероприятиях, обмена информацией и опытом, а также учета международных стандартов в сфере фитосанитарных мер МККЗР;

Международной конкурентной сетью (МКС) в целях совместной выработки документов, обмена лучшими практиками конкурентного регулирования, выстраивания диалога с международным конкурентным сообществом и сближения принципов конкурентной политики посредством участия в деятельности рабочих групп и других мероприятиях;

Международной организацией по сахару (МОС) в целях организации взаимодействия Комиссии и МОС в области развития рынка сахара и сахаросодержащей продукции, обмена опытом и передовыми практиками и технологиями, обмена информацией о новых тенденциях на рынке сахара, расширения информационной базы, выстраивания долгосрочного диалога между представителями государств-членов, Комиссии и стран – участниц МОС;

Международным советом по зерну (МСЗ) в целях организации взаимодействия Комиссии и МСЗ в области международной торговли зерном (в частности, по вопросам, касающимся мониторинга развития и прогнозирования рынка зерна, изучения передового опыта регулирования рынка зерна), обмена опытом и данными в сфере прогнозирования спроса и предложения по зерновым, бобовым, масличным культурам и рису, а также информацией об изменениях в аграрной политике государств-членов и стран – участниц МСЗ, оказывающих влияние на мировой рынок зерна;

Исламской организацией по продовольственной безопасности (ИОПБ) в целях организации взаимодействия Комиссии и ИОПБ по вопросам продовольственной безопасности и устойчивого развития сельского хозяйства, повышения конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции, а также проведения оценки и мониторинга ситуации продовольственной безопасности в государствах-членах и государствах – членах ИОПБ;

Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ), Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Международным союзом железных дорог (МСЖД), Международным координационным советом по трансъевразийским перевозкам (МКСТП), Межгосударственным авиационным комитетом (МАК), Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА) в целях изучения мирового интеграционного опыта и имплементации наилучших международных практик при реализации приоритетов и задач скоординированной (согласованной) транспортной политики, включая внедрение цифровых технологий в транспортной и логистической деятельности, переход на применение электронных документов, посредством участия в международных конференциях, форумах, круглых столах, семинарах по тематике, относящейся к компетенции указанных международных организаций;

Международной ассоциацией пенсионных и социальных фондов (МАПСФ) в целях применения наилучших международных практик в сфере социального и пенсионного обеспечения, единого рынка трудовых ресурсов, а также популяризации опыта евразийской интеграции путем участия в совместных мероприятиях, обмена информацией и опытом в указанных сферах;

Евразийской патентной организацией (ЕАПО) в целях выработки предложений по решению проблемных вопросов в сфере интеллектуальной собственности путем обмена информацией, участия в совместных мероприятиях, а также проведения совместных семинаров по вопросам интеллектуальной собственности;

Венским университетом экономики и бизнеса в рамках реализации образовательной программы «Евразийская фискальная академия» для повышения квалификации сотрудников финансовых и налоговых органов государств-членов в части косвенного налогообложения, налаживания электронного документооборота между налогоплательщиками – участниками взаимной торговли и налоговыми органами;

другими заинтересованными международными организациями;

с региональными интеграционными и межгосударственными объединениями:

Исполнительным комитетом СНГ в рамках реализации Меморандума об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств от 27 ноября 2018 года в целях развития всестороннего торгово-экономического сотрудничества между государствами-членами и государствами – участниками СНГ, не являющимися членами Союза, путем взаимного участия в мероприятиях, в том числе с привлечением представителей бизнес-сообществ государств-членов и государств – участников СНГ, проведения консультаций по вопросам устранения противоречий между проектами актов органов Союза и нормативными правовыми актами, разрабатываемыми в рамках СНГ, и совершенствования правового регулирования в рамках Союза и СНГ, а также путем обмена опытом, в том числе по вопросам разработки и реализации целевых программ и высокотехнологичных проектов, выработки общих подходов к решению возникающих проблем, устранения технических барьеров в торговле, а также с другими структурами в рамках СНГ, в частности с:

Межгосударственным статистическим комитетом СНГ в целях развития статистической системы Союза на основе современных принципов функционирования и с учетом международных стандартов в сфере статистики путем взаимного участия в мероприятиях, обмена опытом, в том числе по вопросам гармонизации официальной статистической методологии, повышения сопоставимости официальной статистической информации, расширения применения цифровых технологий для сбора и распространения официальной статистической информации;

Советом руководителей миграционных органов государств – участников СНГ (СРМО) в целях обмена опытом по вопросам, касающимся мониторинга трудовой миграции в государствах-членах, посредством участия в проводимых совместных мероприятиях и заседаниях рабочих органов СРМО;

Координационным советом руководителей налоговых служб государств – участников СНГ (КСРНС) и Международным центром по налогам и инвестициям (МЦНИ) путем обмена информацией, а также проведения совместных тематических встреч и круглых столов по вопросам, представляющим взаимный интерес, в соответствии с Договором о Союзе;

Советом руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ (СРПФР) в целях обмена опытом и информацией в области совершенствования международного законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма посредством участия в совместных мероприятиях и заседаниях рабочих органов СРПФР;

Межгосударственным координационным советом руководителей органов страхового надзора государств – участников СНГ в целях гармонизации страхового законодательства государств-членов в соответствии с Договором о Союзе и принятыми в его развитие международными договорами и актами органов Союза путем проведения совместных мероприятий, конференций, форумов и участия в заседаниях;

Советом руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств – участников СНГ в целях гармонизации законодательства в сфере рынка ценных бумаг в соответствии с Договором о Союзе и принятыми в его развитие международными договорами и актами органов Союза путем проведения совместных мероприятий, конференций, форумов и участия в заседаниях;

Координационным советом по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ путем участия в совместных мероприятиях, обмена информацией в сфере совершенствования законодательства государств-членов и государств – участников СНГ, права Союза и СНГ в области аудиторской деятельности и предоставления услуг по составлению отчетности и бухгалтерскому учету;

Координационным советом по карантину растений государств – участников СНГ (КСКР) посредством участия в совместных мероприятиях и заседаниях рабочих органов КСКР;

ШОС в целях установления более тесного практического сотрудничества, включая согласование плана мероприятий на 2023–2025 годы по реализации Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества от 17 сентября 2021 года, реализации проектов в сфере экономики, использования потенциала площадок мероприятий государств-членов, связанных с тематикой работы ШОС, с участием представителей органов государственной власти, бизнес-сообществ, а также экспертных сообществ государств-членов и государств – членов ШОС;

АСЕАН во исполнение Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии в области экономического сотрудничества от 14 ноября 2018 года и Программы сотрудничества между Евразийской экономической комиссией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии на 2021–2025 годы, подписанной 28 августа 2020 г., предусматривающих активизацию торгово-экономического сотрудничества с государствами – членами АСЕАН и создающих фундамент для углубления взаимодействия в сферах энергетики, информационных технологий, цифровой трансформации, машиностроения, химической промышленности, сельского хозяйства, производства продуктов питания, реализации климатических проектов на основе ESG-принципов, для соблюдения которых необходимо развивать сотрудничество между странами посредством обмена информацией и опытом по вопросам упрощения процедур торговли, технического регулирования, беспрепятственного функционирования внутренних рынков, развития цифровой экономики, санитарных и фитосанитарных мер, защиты прав потребителей, конкуренции и по другим аспектам взаимодействия в рамках компетенции Союза, с учетом вывода в перспективе сотрудничества Комиссии и АСЕАН на уровень отраслевого или диалогового экономического партнерства, а также в целях содействия развитию контактов между бизнес-сообществами государств-членов и государств – членов АСЕАН путем участия в деловых форумах и других совместных мероприятиях;

Африканским союзом в целях активизации системного взаимодействия в сферах инфраструктуры и сельского хозяйства, торговли, развития предпринимательства, региональной экономической интеграции путем участия в совместных мероприятиях представителей государственных органов и бизнес-сообществ государств-членов, государств – членов Африканского союза и представителей Комиссии, в том числе в рамках организуемых государствами-членами конгрессных мероприятий;

Общим рынком Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) в рамках Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Комиссией по конкуренции Общего рынка Восточной и Южной Африки в сфере конкурентной политики и правоприменения от 21 июля 2022 года;

Тихоокеанским альянсом во исполнение положений Декларации о партнерстве между Евразийской экономической комиссией и государствами – участниками Рамочного соглашения Тихоокеанского альянса от 5 июля 2019 года путем организации совместных круглых столов и бизнес-форумов с целью обмена интеграционным опытом, развития прямых контактов представителей бизнес-сообществ государств-членов и государств – участников Рамочного соглашения Тихоокеанского альянса, а также установления кооперационных связей в представляющих взаимный интерес областях экономики;

Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР) путем реализации договоренностей, достигнутых в рамках деятельности Совместного комитета по торгово-экономическому сотрудничеству, учрежденного в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве по торгово-экономическим вопросам между Евразийской экономической комиссией и Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР) от 17 декабря 2018 года с целью развития диалога по вопросам, представляющим взаимный интерес;

Генеральным секретариатом Андского сообщества в рамках Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Генеральным секретариатом Андского сообщества от 23 марта 2017 года с целью углубления сотрудничества посредством обмена опытом в сфере региональной экономической интеграции в части прослеживаемости движения товаров на внутреннем рынке, использования и взаимного признания электронной цифровой подписи, анализа лучших практик преодоления негативных тенденций развития мировой экономики путем систематического проведения совместных семинаров, а также взаимодействия в рамках реализации Программы сотрудничества Евразийской экономической комиссии и Генерального секретариата Андского сообщества по вопросам конкурентной политики и правоприменения, подписанной 25 августа 2021 г.;

Секретариатом по экономической интеграции в Центральной Америке (СИЕКА) во исполнение Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Секретариатом по экономической интеграции в Центральной Америке от 25 февраля 2021 года с целью развития взаимовыгодного экономического сотрудничества и содействия расширению и диверсификации торговли между странами – участницами Подсистемы экономической интеграции в Центральной Америке и государствами-членами путем проведения совместных мероприятий, разработки рекомендаций по развитию экономического сотрудничества между Комиссией и СИЕКА, обмена опытом и информацией;

Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в целях развития сотрудничества в сферах, указанных в Меморандуме о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Секретариатом Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии от 13 октября 2022 года;

с третьими странами:

государствами – наблюдателями при Союзе, в том числе в рамках реализации планов совместных действий, интенсификации диалога между бизнес-сообществами и расширения повестки взаимодействия совместных рабочих групп;

Аргентинской Республикой, Народной Республикой Бангладеш, Венгрией, Греческой Республикой, Иорданским Хашимитским Королевством, Республикой Индонезией, Королевством Камбоджа, Республикой Корея, Королевством Марокко, Монголией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Республикой Перу, Республикой Сингапур, Королевством Таиланд, Фарерскими островами, Республикой Эквадор, Республикой Чили, а также другими государствами, с органами государственной власти которых Комиссия заключила меморандумы с целью создания максимально благоприятных условий для углубления торгово-экономического сотрудничества с акцентом на развитие отраслевого взаимодействия, в том числе путем формирования и пролонгации планов мероприятий по реализации меморандумов (деклараций) (в случае определения необходимости), развития практики проведения заседаний совместных рабочих групп и привлечения к участию в их работе представителей органов исполнительной власти государств-членов, Делового совета Евразийского экономического союза (далее – Деловой совет) и бизнес-сообществ государств-членов;

Китайской Народной Республикой путем взаимодействия в рамках Совместной комиссии и других рабочих органов, создание которых предусмотрено Соглашением о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, от 17 мая 2018 года, в том числе посредством расширения направлений взаимодействия между государствами-членами и КНР в ключевых отраслях экономики, установленных Договором о Союзе, упрощения процедур торговли, а также создания благоприятных условий для деятельности компаний государств-членов на китайском рынке, в рамках реализации Соглашения об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Евразийского экономического союза и Китайской Народной Республики, от 6 июня 2019 года путем заключения и дальнейшей реализации протокола об обмене информацией между таможенными службами, в рамках реализации Меморандума о сотрудничестве в области применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер между Евразийской экономической комиссией и Министерством коммерции Китайской Народной Республики от 6 декабря 2012 года в целях поддержания диалога между органами, проводящими расследования, о методологических и процедурных аспектах проведения расследований и обмена мнениями по актуальным вопросам в отношении мер торговой защиты, а также сотрудничества в сфере конкуренции и антимонопольного регулирования с Государственным управлением по регулированию рынка Китайской Народной Республики в рамках Меморандума о взаимопонимании в сфере сотрудничества в области конкурентной политики и антимонопольного регулирования между Евразийской экономической комиссией и Государственным управлением по регулированию рынка Китайской Народной Республики от 16 ноября 2021 года, сотрудничества с Государственным управлением по регулированию рынка Китайской Народной Республики в сфере технического регулирования в соответствии с решениями указанной Совместной комиссии и сопряжения планов развития Союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь»;

Социалистической Республикой Вьетнам, Республикой Сербией, Республикой Сингапур и Исламской Республикой Иран в соответствии с преференциальными торговыми соглашениями (для Республики Сингапур – с даты вступления такого соглашения в силу) в целях содействия развитию торговли товарами, а также поддержки взаимного экономического и торгового сотрудничества.

Будет продолжено взаимодействие с представителями третьих стран по вопросам применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении таких стран, включая встречи и консультации, в том числе на территориях третьих стран, с представителями таких стран, региональных интеграционных объединений и международных организаций.

II. Сотрудничество с потенциальными партнерами, к развитию связей с которыми Союз стремится в приоритетном порядке

Будет продолжена работа по формированию институциональной основы для развития взаимодействия:

с международными организациями:

организациями системы ООН в рамках реализации Целей устойчивого развития ООН и других передовых глобальных инициатив, в том числе по борьбе с негативными последствиями изменения климата в соответствии с Рамочной конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата от 9 мая 1992 года и Парижским соглашением от 12 декабря 2015 года, а также посредством реализации во взаимодействии с государствами-членами мер, направленных на принятие резолюции ООН о получении Союзом статуса наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН (ГА ООН);

Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) в целях получения доступа к ее экспертному потенциалу, прежде всего по вопросам международной купли-продажи товаров, урегулирования споров, функционирования малых и средних предприятий, электронной торговли для учета в процессе определения параметров регулирования вопросов международной торговли в праве Союза;

Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) посредством участия в работе глобальных форумов ОЭСР и других мероприятиях, проводимых ОЭСР, в том числе в сфере конкуренции;

Международной ассоциацией страховых надзоров (МАСН) и Международной организацией комиссий по ценным бумагам (ИОСКО) в связи с осуществлением гармонизации законодательства государств-членов в сфере финансовых рынков с учетом наилучших международных практик и принципов ИОСКО и МАСН в соответствии с Протоколом по финансовым услугам (приложение № 17 к Договору о Союзе) и планом мероприятий по гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка, утвержденным распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 27, в целях сближения норм и требований, предусмотренных законодательством государств-членов в финансовой сфере;

Всемирной федерацией бирж (ВФБ) в целях обеспечения равных прав для всех акционеров и координации структур рынков ценных бумаг государств-членов, регулирования торговли ценными бумагами, развития техники и технологии биржевого дела, а также формирования политики воздействия на фондовый рынок путем взаимодействия с международными организаторами торговли ценными бумагами и производными инструментами, а также проведения совместных мероприятий, конференций и форумов;

Всемирным банком (ВБ) и Международным валютным фондом (МВФ) для развития международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере посредством проведения консультаций и взаимодействия по вопросам стабилизации валют, координации валютной политики и регулирования финансовых рынков, а также участия в многосторонней системе расчетов между государствами-членами для устранения валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;

Координационным электроэнергетическим советом Центральной Азии (КЭС ЦА) в целях учета опыта взаимодействия с государствами, энергосистемы которых работают в рамках Объединенной электроэнергетической системы Центральной Азии, при разработке нормативных правовых актов органов Союза в сфере электроэнергетики;

Международным комитетом по учету животных (ICAR) для получения доступа к его экспертному потенциалу в целях внедрения государствами-членами наилучших практик в сфере учета продуктивности, оценки экстерьера племенных животных, организации и проведения лабораторного анализа качественных показателей молока, а также создания в государствах-членах контроль-ассистентской и эксперт-бонитерской служб для повышения эффективности организации племенного дела;

с региональными интеграционными и межгосударственными объединениями:

БРИКС в целях изучения возможности развития взаимодействия в установленных Договором о Союзе сферах, представляющих взаимный интерес, в том числе посредством участия представителей государств-членов и Комиссии в мероприятиях в рамках повестки БРИКС;

Форумом «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) путем наращивания взаимодействия в сфере региональной экономической интеграции и заключения соглашений о свободной торговле (региональных торговых соглашений), участия в совместных проектах и инициативах представителей государственных органов и бизнес-сообществ стран – участниц АТЭС и представителей Комиссии;

Всеобъемлющим региональным экономическим партнерством (ВРЭП), Латиноамериканской ассоциацией интеграции (ЛАИ), Карибским сообществом (КАРИКОМ), Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), субрегиональными объединениями Африки и другими региональными интеграционными объединениями в целях налаживания и развития сотрудничества в установленных Договором о Союзе сферах, представляющих взаимный интерес;

ЕС в целях установления диалога между Комиссией и Европейской комиссией, специализированными органами ЕС в сфере санитарных и ветеринарных мер, по некоторым аспектам торговой политики, изучения опыта устранения препятствий для обеспечения реализации «четырех свобод» с применением таких инструментов, как СОЛВИТ (SOLVIT), «Ваша Европа» (Your Europe), «Табло единого рынка» (Single Market Scoreboard), и пр., а также по другим направлениям деятельности Союза посредством проведения международных конференций и иных мероприятий с участием представителей государств-членов, Комиссии, Европейской комиссии и государств – членов ЕС с учетом обеспечения эффективной защиты экономических интересов Союза;

с третьими странами:

заинтересованными государствами – участниками СНГ, не являющимися членами Союза, сотрудничество с которыми представляет взаимный экономический интерес, путем формализации отношений с ними;

Арабской Республикой Египет, Государством Израиль, Республикой Индией, Республикой Индонезией и Исламской Республикой Иран в рамках совместных с государствами-членами переговоров о заключении соглашений о свободной торговле, а также с Объединенными Арабскими Эмиратами и Монголией (в случае принятия Высшим Евразийским экономическим советом решений об инициировании соответствующих переговоров), при этом реализация внешнеторговой политики Союза будет обеспечена в соответствии с подходами к развитию торгово-экономического сотрудничества с основными партнерами Союза на среднесрочную перспективу. Усиление этого направления особенно актуально в контексте наращивания применения странами – партнерами Союза ограничительных торговых и иных мер, что вызвано как экономическими эффектами пандемии, так и активизацией санкционной политики в отношении отдельных государств-членов;

Алжирской Народной Демократической Республикой, Королевством Бахрейн, Государством Бруней-Даруссалам, Боливарианской Республикой Венесуэла, Республикой Ирак, Государством Катар, Государством Кувейт, Лаосской Народно-Демократической Республикой, Малайзией, Республикой Союз Мьянма, Республикой Судан, Султанатом Оман, Республикой Филиппины, Республикой Никарагуа, Королевством Саудовской Аравии, Сирийской Арабской Республикой, Южно-Африканской Республикой и другими странами, сотрудничество с которыми представляет взаимный экономический интерес, с учетом их инициатив и предложений об установлении диалога с Союзом;

с государствами – членами ЕС, с правительствами которых подписаны меморандумы и заключены соглашения, и с государствами – членами ЕС, которые проявляют заинтересованность в развитии взаимодействия с Комиссией, с учетом обеспечения эффективной защиты экономических интересов Союза.

В рамках развития торгово-экономического сотрудничества с внешними партнерами в контексте инициативы формирования БЕП в 2023 году Комиссия будет уделять внимание следующим направлениям:

содействие развитию транспортной инфраструктуры на территориях государств-членов в направлениях «Восток – Запад» и «Север – Юг», в том числе в рамках сопряжения планов развития Союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь»;

активизация процесса переговоров с партнерами Союза о заключении соглашений о свободной торговле;

поиск новых перспективных торговых партнеров, представляющих интерес для наращивания экспорта товаров, произведенных в государствах-членах;

рассмотрение инициатив деловых сообществ государств-членов по формированию сети контактов с зарубежными партнерами по линии бизнес-ассоциаций;

развитие торгово-экономического взаимодействия Союза с ключевыми интеграционными и межгосударственными объединениями, а также ведущими мировыми экономиками в Азии, на Ближнем и Среднем Востоке;

содействие диалогу руководства исполнительных органов и экспертов Союза, СНГ, АСЕАН, ШОС и представителей других заинтересованных структур и форматов межгосударственного взаимодействия в Азии, на Ближнем и Среднем Востоке в целях формирования в перспективе площадки (с участием международных партнеров Союза) для обсуждения актуальных вопросов развития торгово-экономического взаимодействия;

активизация в рамках своей компетенции работы по информационному сопровождению евразийской экономической интеграции в контексте формирования БЕП;

участие в публичных тематических сессиях ключевых международных экономических форумов по актуальным вопросам трансформации мировой экономики в контексте идеи БЕП.

Комиссией совместно с государствами-членами будет продолжена работа по сопряжению интеграционных процессов на евразийском пространстве в части экономического взаимодействия и по позиционированию Союза как одного из центров формирования интеграционного контура БЕП.

При этом экономическое сотрудничество Союза с региональными интеграционными объединениями и странами должно осуществляться с учетом их интеграционных инициатив и партнерств, принимая во внимание важность укрепления контактов между ключевыми объединениями и международными организациями, в том числе на площадках структур ООН.

В рамках сопряжения планов развития Союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь» будет продолжен мониторинг хода реализации перечня имеющих интеграционную направленность и отвечающих задачам укрепления Союза приоритетных проектов отраслевого сотрудничества (банка данных интеграционных проектов), согласованного Евразийской частью Совместной комиссии по реализации Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, от 17 мая 2018 года.

В условиях санкционных мер, применяемых по отношению к отдельным государствам-членам, необходимо сохранять открытыми каналы коммуникации с предпринимателями и объединениями деловых кругов европейских стран. Приоритетами, на которых Комиссии следует сосредоточиться, являются недопущение введения дополнительной нагрузки на бизнес, обеспечение стабильности экономического регулирования.

Комиссия совместно с государствами-членами планирует завершить работу по определению ключевых стран-партнеров и групп товаров и запустить процесс переговоров по обсуждению проектов международных договоров об устранении технических барьеров в торговле в порядке и на условиях, которые определены международным договором в рамках Союза.

Комиссия совместно с государствами-членами подготовит предложения по проведению переговоров с третьими странами по вопросу взаимного признания документов, подтверждающих соответствие производственной площадки (производственных площадок) лекарственного препарата требованиям надлежащей производственной практики Союза (сертификат GMP).

Комиссия продолжит тесную работу с Деловым советом и диалог с бизнес-сообществами государств-членов, в том числе в части определения перспективных рынков сбыта, путем проработки с государствами-членами предложений деловых кругов при реализации международной деятельности Союза по вопросам, затрагивающим интересы бизнес-сообщества.

Эффективному решению задач Союза на международной арене будет способствовать положительно зарекомендовавшая себя практика информирования Делового совета и представителей бизнес-сообществ государств-членов о международных мероприятиях в целях обеспечения участия в них соответствующих бизнес-делегаций.

Представляется важным и в дальнейшем оперативно реагировать на поступающие от бизнес-сообществ государств-членов предложения в части активизации сотрудничества Союза с третьими странами, заинтересованными в развитии экономического диалога с Союзом.

Комиссия будет последовательно развивать взаимодействие с международным деловым и экспертным сообществами, в том числе с торгово-промышленными палатами, советами делового сотрудничества, региональными банками развития, ключевыми международными дискуссионными площадками и др.

Основные усилия в рамках сотрудничества с институтами развития, в том числе с Евразийским банком развития (ЕАБР) и Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР), будут направлены на продвижение программ и проектов в рамках мандатов указанных институтов.

Представляется важным продолжить практику приглашения на заседания Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета лидеров третьих стран.

Комиссия при содействии государств-членов продолжит предпринимать усилия по продвижению международной повестки Союза на площадках Астанинского экономического форума, Восточного экономического форума, Евразийского экономического форума, Петербургского международного экономического форума, а также в рамках других мероприятий международного уровня, проводимых на территориях государств-членов.

При реализации международной деятельности Союза могут учитываться предложения и рекомендации Консультативного комитета по международной деятельности при Коллегии Комиссии, поддержанные всеми его членами.

Члены Коллегии и должностные лица Комиссии при осуществлении командировок в третьи страны по линии международных организаций или для участия в зарубежных мероприятиях (симпозиумах, форумах, конференциях и др.) будут устанавливать и углублять контакты с представителями профильных ведомств, экспертных и деловых кругов, средств массовой информации принимающего государства, а также организовывать совместные брифинги для сотрудников дипломатических представительств государств-членов по курируемому ими кругу вопросов.

Будет продолжен курс на повышение информативности направляемых в министерства иностранных дел государств-членов отчетов о результатах зарубежных командировок представителей Комиссии.

Реализация целей и задач международной повестки Союза будет осуществляться во взаимодействии с уполномоченными органами государств-членов в соответствии с Порядком осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 99.