ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

25 июля 2022 г. № 490

О Национальном плане действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2022–2026 годы

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2022–2026 годы (далее – Национальный план) (прилагается).

2. Министерству образования:

осуществлять координацию и контроль за ходом реализации Национального плана;

обеспечивать рассмотрение хода реализации мероприятий Национального плана на заседаниях Национальной комиссии по правам ребенка;

ежегодно до 20 марта года, следующего за отчетным, представлять информацию о ходе выполнения Национального плана в Совет Министров Республики Беларусь.

3. Ответственным исполнителям Национального плана ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, представлять в Министерство образования информацию о ходе его выполнения.

4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

Р.Головченко

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

25.07.2022 № 490

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН
действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2022–2026 годы

Национальный план является программным документом, направленным на реализацию Республикой Беларусь положений Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, создание условий для защиты прав и законных интересов детей, условий для свободного и эффективного участия детей и молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии государства и общества.

Охрана прав детей в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Уголовным кодексом Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Жилищным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», от 9 ноября 1999 г. № 305-З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь», от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 21 декабря 2005 г. № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 29 декабря 2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», иными актами законодательства.

Подписав Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 года и иные международные договоры в сфере обеспечения прав детей, Республика Беларусь подтвердила приверженность участию в деятельности по созданию для детей безопасных, обеспечивающих их полноценное развитие условий и, руководствуясь международными стандартами, предпринимает необходимые для этого меры.

Комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения положения детей и защиты их прав реализуется также в рамках инициативы Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) «Город, дружественный детям» в 30 городах Республики Беларусь.

Мероприятия Национального плана согласно приложению направлены на совершенствование межведомственного взаимодействия республиканских органов государственного управления в вопросах профилактики семейного неблагополучия и насилия в отношении несовершеннолетних, противоправного поведения детей и подростков, минимизации негативных проявлений в подростковой и молодежной среде, развития детских и молодежных инициатив, совершенствования механизмов оказания психологической помощи детям, повышения правовой грамотности и компетенций педагогических работников, работников организаций здравоохранения, органов внутренних дел, родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних.

Реализация мероприятий Национального плана будет осуществляться республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами с привлечением общественных объединений, финансового и технического потенциала международных организаций.

Осуществление мероприятий Национального плана к 2026 году позволит:

повысить нетерпимость общества к проявлениям семейного насилия, сократить случаи жестокого обращения с детьми;

оказать помощь детям и их родителям (иным законным представителям) по созданию условий безопасного пребывания детей в глобальной компьютерной сети Интернет, сократить число преступлений и иных правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей;

внедрить инновационные формы профориентационной работы с несовершеннолетними, повысить эффективность психологической и педагогической помощи при осуществлении профессионального выбора;

сократить трудовую и внешнюю миграцию молодежи;

повысить уровень психологических знаний, умений и навыков саморазвития личности учащихся, сформировать их психологическую культуру;

повысить эффективность реализации принципа инклюзии в образовании, обеспечивающего равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося (одаренного, талантливого; обучающегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами);

сохранить и укрепить здоровье детей, формировать у них навыки здорового образа жизни;

внедрить алгоритмы межведомственного взаимодействия, расширить сотрудничество с общественными объединениями в сфере оказания помощи несовершеннолетним;

повысить роль семейных ценностей и престиж многодетной семьи в обществе, укрепить институт семьи;

совершенствовать качество ранней профилактики семейного неблагополучия, суицидального риска среди несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения с детьми;

создать благоприятные условия для развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствовать семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и поддержку таких форм устройства.

Финансирование мероприятий Национального плана будет осуществляться в пределах средств, предусматриваемых в установленном порядке органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, из республиканского и соответствующих местных бюджетов, а также из иных источников, не запрещенных законодательством.

 

 

Приложение

к Национальному плану действий
по улучшению положения детей
и охране их прав на 2022–2026 годы

МЕРОПРИЯТИЯ
Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2022–2026 годы

Наименование мероприятий

Срок реализации, годы

Ожидаемые результаты

Исполнители

Укрепление правовой защиты детства и формирование правовой культуры общества

1. Подготовка и выпуск тематического сборника правовых актов «Права ребенка»

2024–2026

повышение уровня практических навыков педагогических работников и правовой грамотности детей и молодежи

НЦПИ, Минюст, Минобразование

2. Информирование населения по актуальным вопросам национального законодательства по правам ребенка, противодействию жестокому обращению с детьми, а также разъяснение ответственности несовершеннолетних за совершение правонарушений

2022–2026

устранение факторов, способствующих совершению несовершеннолетними либо в отношении несовершеннолетних общественно опасных деяний повышение нетерпимости общества к проявлениям семейного насилия, сокращение случаев жестокого обращения с детьми

Мининформ, Белтелерадиокомпания, Минобразование, МВД, НЦПИ, другие республиканские органы государственного управления, международные организации, общественные объединения

3. Размещение в эфире теле- и радиоканалов различных материалов гражданско-патриотической тематики, посвященных достижениям Республики Беларусь, выдающимся людям и значимым событиям в новейшей истории страны, сохранению культуры и исторического наследия белорусского народа

2022–2026

воспитание у несовершеннолетних гражданского патриотизма, укрепление нравственных ценностей

Белтелерадиокомпания, Мининформ

4. Проведение межведомственных тематических мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности и правовой культуры детей и подростков

2022–2026

совершенствование механизмов правового просвещения несовершеннолетних

Минобразование, МВД, НЦПИ, облисполкомы, Минский горисполком

5. Разработка и реализация межведомственных программ педагогического просвещения родителей по вопросам подготовки обучающихся к семейной жизни с участием центров, дружественных подросткам

2022–2026

повышение уровня знаний, умений и навыков родительской общественности в вопросах формирования у детей семейных ценностей и ответственности за брак и семью

Минобразование, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком

6. Создание на национальном образовательном портале https://adu.by раздела «Правовая культура участников образовательного процесса» по следующим направлениям: правовая грамотность участников образовательного процесса, профилактика жестокого обращения с детьми, профилактика буллинга

2022–2026

формирование позитивного правового сознания, правовых убеждений и правового поведения учащихся, их законных представителей, учителей развитие умений использовать правовые знания и убеждения при исполнении обязанностей, отстаивании своих прав в случае их нарушения активизация работы по укреплению законности и правопорядка в обществе

Минобразование, Национальный институт образования

7. Ведение и предоставление учреждениям образования тематических банков данных правовой информации «Образование» и «Права несовершеннолетних» в составе информационно-поисковых систем «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

2022–2026

повышение уровня правовой культуры участников образовательного процесса, обеспечение доступа к правовой информации

облисполкомы, Минский горисполком, НЦПИ, Минобразование

8. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников учреждений образования по вопросам правовой и информационной культуры посредством оснащения учреждений образования печатными изданиями правовой тематики

2022–2026

повышение профессиональной компетентности педагогических работников

Минобразование, Минкультуры, НЦПИ

9. Проведение Международной научно-практической конференции «Социальная и психолого-педагогическая поддержка родительства: опыт, проблемы, перспективы»

2023, 2025

повышение уровня знаний педагогических работников по работе с законными представителями детей, обсуждение и внедрение лучшего опыта взаимодействия школы и семьи

Минобразование, УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (далее – БГПУ)

10. Разработка проекта нормативного правового акта, которым дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при вселении в закрепленные за ними жилые помещения освобождаются от уплаты задолженности за коммунальные услуги, образовавшейся в период их отсутствия в этих жилых помещениях

сентябрь 2022

совершенствование механизма социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

МЖКХ, Минобразование, Минтруда и соцзащиты

11. Проведение республиканского конкурса творческих работ «Право на детство»

2023

создание условий для творческой самореализации детей, развития познавательного интереса к теме защиты прав ребенка

Минюст, облисполкомы, Минский горисполком

12. Проведение республиканского праздника, посвященного Международному дню защиты детей

ежегодно

формирование в обществе правильного понимания важности безопасного и радостного детства для становления будущих патриотов

Минобразование, республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком

13. Формирование учреждениями образования, культуры, организациями физической культуры и спорта детских, молодежных интернет-сообществ, блогов и каналов по интересам с элементами гражданского и патриотического воспитания

2022–2023

организованное объединение детей и молодежи в интернет-среде по интересам, в том числе в целях их гражданского и патриотического воспитания, создание для детей и молодежи альтернативы деструктивным интернет-сообществам

Минобразование, Минкультуры, Минспорт, облисполкомы, Минский горисполком

14. Создание и обновление на постоянной основе страниц, разделов, виртуальных экскурсий с информацией об историко-культурном, духовном наследии белорусского народа и достижениях Республики Беларусь на официальных сайтах учреждений образования

2022–2026

расширение кругозора, повышение информированности детей, формирование гражданско-патриотических взглядов несовершеннолетних

Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения

15. Развитие служб медиации в учреждениях образования

2022–2026

поддержание безопасной среды в учреждениях образования

»

Реализация права детей на развитие в раннем возрасте. Охрана материнства и детства. Развитие системы ранней комплексной помощи детям раннего возраста с нарушениями развития, особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) и инвалидностью

16. Реализация комплекса мер, направленных на повышение качества предоставляемых детям раннего возраста услуг раннего вмешательства в учреждениях интернатного типа

2022–2026

обеспечение детей раннего возраста качественными услугами раннего вмешательства в учреждениях интернатного типа

Минздрав, Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения

17. Проведение информационно-образовательных мероприятий по вопросам продвижения ответственного родительства и важности раннего развития для ребенка

2022–2026

повышение осведомленности родителей о здоровье, питании, развитии, обучении и воспитании детей раннего и дошкольного возраста в целях формирования у них позитивного и ответственного отношения к роли родителя

Минобразование, Минздрав, Минтруда и соцзащиты, ЮНИСЕФ, облисполкомы, Минский горисполком

18. Развитие инициативы «Больница доброжелательного отношения к ребенку»

2022–2025

повышение качества предоставления медицинской помощи матерям и детям по вопросам продвижения и поддержки грудного вскармливания

Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ

19. Обеспечение повышения квалификации специалистов, работающих в центрах раннего вмешательства системы здравоохранения (далее – ЦРВ)

2022–2026

успешное использование работниками ЦРВ новых знаний и современных методов в работе с детьми раннего возраста

Минздрав, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения

20. Обеспечение повышения квалификации врачей-педиатров и врачей общей практики, медсестер в целях использования новых знаний при домашнем визитировании детей раннего возраста

2022–2026

использование патронажными медицинскими работниками новых знаний при посещении детей на дому

»

21. Организация консультационных и обучающих онлайн-сервисов для родителей по теме «Осознанное родительство» с привлечением к их проведению детей и подростков

2023–2025

совершенствование механизмов коррекции детско-родительских отношений, повышение уровня ответственности родителей за воспитание детей

Минобразование, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, общественные объединения

22. Разработка и внедрение в систему последипломного образования и образования взрослых подготовки междисциплинарных команд по организации и предоставлению помощи раннего вмешательства

2022–2023

подготовка междисциплинарных команд раннего вмешательства ЦРВ

Минздрав, Минобразование, ЮНИСЕФ

23. Проведение серии вебинаров по вопросам организации помощи раннего вмешательства и мониторинга качества предоставления помощи в соответствии с утвержденными стандартами и критериями качества раннего вмешательства

2022–2023

углубление специалистами сети ЦРВ знаний и практических навыков в организации и мониторинге помощи раннего вмешательства

Минздрав, ЮНИСЕФ

24. Внедрение консультативной помощи по вопросам питания и кормления детей с инвалидностью и нарушениями развития в рамках предоставления помощи раннего вмешательства и медицинской реабилитации

2022–2024

углубление специалистами сети ЦРВ знаний и практических навыков в организации и предоставлении консультативной помощи по вопросам питания и кормления

»

Реализация права детей на качественное образование. Образование как основа для получения конкурентоустойчивых профессий

25. Разработка содержания и научно-методического обеспечения процесса непрерывного воспитания и социально-педагогического и психологического сопровождения становления личности обучающегося на основе компетентностного подхода в учреждениях образования

2023–2025

подготовка проекта Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2026–2030 годы

Минобразование, Национальный институт образования

26. Организация профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования (далее – УОСО), специального образования совместно с учреждениями профессионально-технического образования (далее – УПТО), учреждениями среднего специального образования (далее – УССО) и высшего образования, ознакомление обучающихся с современными профессиями и специальностями, условиями обучения путем организации: мастер-классов и профессиональных проб, ознакомительных экскурсий, выступлений агитационных бригад, профессиональных суббот и другого работы консультационных центров по профессиям, консультаций на основе диагностики профессиональных интересов, склонностей, способностей и другого допрофессиональной и профессиональной подготовки школьников на базе УПТО

2022–2026

внедрение инновационных форм профориентационной работы, повышение эффективности психологической и педагогической помощи при осуществлении профессионального выбора

Минобразование, другие республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком

27. Реализация программ финансовой грамотности и выведение на качественно новый уровень экономического образования детей и подростков

2022–2026

рост уровня финансовой грамотности подростков

Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ

28. Совершенствование механизма поддержки талантливой и одаренной молодежи в части, касающейся профориентационной работы с ней во взаимодействии с нанимателями

2022

сокращение образовательной и трудовой внешней миграции молодежи

Минобразование, Минкультуры, облисполкомы, Минский горисполком

29. Содействие трудоустройству и временной занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время

2022–2026

обеспечение трудоустройства обучающихся, в том числе с использованием средств бюджета внебюджетного Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты увеличение числа несовершеннолетних, охваченных временной трудовой занятостью в летний период, снижение числа правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Минобразование, Минтруда и соцзащиты, другие республиканские органы государственного управления, ОО «БРСМ», облисполкомы, Минский горисполком

30. Реализация республиканского проекта «Школа волонтера ЦУР»

2022–2025

повышение уровня осведомленности молодежи о Целях устойчивого развития и инструментах их достижения через включение в ОУР-практики

БГПУ, Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком

31. Организация занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время путем вовлечения их в деятельность студенческих отрядов

2022–2026

привлечение несовершеннолетних к труду, содействие приобретению ими профессиональных и управленческих навыков

Минобразование, другие республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения

32. Расширение возможностей получения образования детьми с ОПФР, в том числе детьми-инвалидами, посредством использования различных форм организации образовательного процесса

2022–2026

доступ к образованию с учетом образовательных потребностей детей с ОПФР

Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком

33. Проведение акции «Наши дети» с участием представителей республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, общественных объединений

2022–2026

привлечение внимания общественности к проблемам детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Минобразование, другие республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения

34. Организация и проведение благотворительных акций для оказания детям помощи и поддержки

2022–2026

улучшение материального положения детей, условий их жизни и воспитания

»

35. Осуществление мер по защите детей, проживающих в районах, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и анализ их реализации

2022–2026

обеспечение государственной поддержки и социальной защиты детей, проживающих в районах, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС

Минобразование, МЧС, другие республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения

36. Обеспечение межведомственного взаимодействия по вопросам организации комплексной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, детей с ОПФР

2022–2026

повышение качества оказываемой помощи детям-инвалидам, детям с ОПФР

Минздрав, Минтруда и соцзащиты, Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком

37. Привлечение законных представителей детей с ОПФР, обучающихся в условиях инклюзивного образования, к работе по обеспечению успешного освоения детьми образовательных программ

2022–2026

повышение активности законных представителей детей с ОПФР в данной работе

Минобразование, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения

38. Внедрение новых технологий социальной работы в домах-интернатах для детей-инвалидов с ОПФР

2022–2026

повышение уровня социализации воспитанников домов-интернатов для детей-инвалидов с ОПФР

Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком, БОО «Мир без границ»

39. Разработка в рамках научной темы программы и организация факультатива для учащихся V–VIII классов «Основы психологии» в УОСО 

2022–2026

повышение уровня психологических знаний, умений и навыков саморазвития личности учащихся, формирование их психологической культуры

Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком

40. Разработка учебных модулей образовательных программ повышения квалификации педагогических работников учреждений образования по вопросу эффективного родительства как условия формирования инклюзивной культуры учреждения образования

2022–2026

повышение профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах формирования родительского опыта, психолого-педагогической культуры родителей обучающихся в условиях образовательной инклюзии

Минобразование, БГПУ, облисполкомы, Минский горисполком

41. Внедрение в учреждениях образования новых форм профориентационной работы, направленных на информирование подростков об особенностях работы в различных отраслях, на различных должностях, через привлечение молодых специалистов к проведению профориентационных мероприятий, расширение возможностей для трудовой занятости детей и подростков в свободное от учебы время

2022–2026

формирование у обучающихся осознанного выбора профессионального будущего и успешной социализации в обществе

Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком

42. Внедрение в УОСО программ факультативных занятий, направленных на формирование стрессоустойчивости у подрастающего поколения, профилактику и коррекцию негативных явлений в подростковой среде

2023–2026

формирование у обучающихся психологического благополучия, умений и навыков помощи сверстникам в кризисных ситуациях

Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, общественные объединения

43. Расширение деятельности интеллектуальных клубов и КВН-движения в учреждениях образования

2022–2026

совершенствование механизмов и форм занятости детей и подростков в свободное от учебы время

»

44. Реализация проекта «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка»

2022–2025

повышение эффективности реализации принципа инклюзии в образовании, обеспечивающего равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося (одаренного, талантливого; обучающегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами)

Минобразование, БГПУ, ЮНИСЕФ

45. Реализация проекта «Создание продуктивной модели комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра»

2023–2025

обеспечение национальным законодательством создания условий для комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и их семей создание и апробация продуктивной модели комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и специалистов учреждений дошкольного и общего среднего образования, осуществляющих комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра

Минобразование, ЮНИСЕФ

Обеспечение охраны здоровья детей, безопасности жизнедеятельности, содействие их здоровому образу жизни

46. Проведение спортивных, спортивно-массовых мероприятий, в том числе по пропаганде здорового образа жизни, профилактике никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости у детей и молодежи

2022–2026

сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи, формирование у них навыков здорового образа жизни

Минспорт, Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения

47. Проведение культурных и спортивно-массовых мероприятий с участием детей с ограниченными возможностями, в том числе воспитанников домов-интернатов для детей-инвалидов

2022–2026

интеграция детей с ограниченными возможностями в общественно-культурную деятельность и спортивно-массовые мероприятия

Минкультуры, Минспорт, Минобразование, Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком

48. Проведение мероприятий, направленных на развитие творчества, физической культуры воспитанников домов-интернатов для детей-инвалидов

2022–2026

совершенствование социальной реабилитации воспитанников домов-интернатов для детей-инвалидов

облисполкомы, Минский горисполком

49. Проведение в г. Минске пилотного проекта «Консультативный прием педагогов-психологов учреждений образования на базе центров, дружественных подросткам»

2022

сохранение и укрепление психического здоровья детей и подростков, правовое воспитание, сокращение числа правонарушений с их стороны

Минздрав, Минобразование, Минский горисполком

50. Проведение на базе учреждений образования г. Гомеля и Витебской области пилотного проекта «Консультативный прием психологов центров, дружественных подросткам, на базе территориальных учреждений образования»

2022–2023

»

Минздрав, Минобразование, облисполкомы

51. Проведение межведомственных тематических акций «Сделай правильный выбор» в целях пропаганды психического здоровья, нравственно-правового воспитания молодежи

2022–2026

»

Минобразование, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком

52. Укрепление методического и практического потенциала республиканской сети кризисных психологов по вопросам оказания психологической помощи несовершеннолетним с высоким суицидальным риском, а также их законным представителям через организацию и проведение супервизорских встреч

2022–2026

повышение эффективности и своевременности оказания психологической помощи несовершеннолетним и их законным представителям

Минобразование, БГПУ, облисполкомы, Минский горисполком

53. Проведение информационно-методических, практических мероприятий для участников образовательного процесса УОСО о причинах возникновения кризисных и стрессовых состояний, а также о способах их преодоления

2022–2026

повышение уровня знаний, развитие навыков оказания психологической помощи в кризисных ситуациях

»

54. Развитие доступных инновационных форм и методов оказания помощи несовершеннолетним, в том числе попавшим в кризисную ситуацию, по вопросам психологического благополучия, включая консультирование в режиме онлайн, равное консультирование

2022–2026

тестирование и оказание равного консультирования и психологической помощи подросткам через онлайн-платформу психологического здоровья

Минобразование, ЮНИСЕФ, БГПУ

55. Проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в шестой школьный день с привлечением клубов по игровым видам спорта и специализированных учебно-спортивных учреждений

2022–2026

повышение эффективности физического воспитания детей и подростков

Минспорт, Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком

56. Популяризация и внедрение в практику работы учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования детей и молодежи службы медиации (примирения), обучение педагогов, обучающихся и их законных представителей методам урегулирования межличностных конфликтов

2022–2024

повышение коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса

Минобразование, другие республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения

57. Освещение в теле- и радиопередачах вопросов профилактики употребления несовершеннолетними алкоголя, наркотических веществ, табакокурения, информационная поддержка спортивных и иных мероприятий по популяризации здорового образа жизни

2022–2026

формирование установок на ведение здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, повышение информированности несовершеннолетних о факторах риска и негативных последствиях употребления психоактивных веществ

Мининформ, Белтелерадиокомпания, Минздрав, Мин-образование, другие республиканские органы государственного управления, международные организации, общественные объединения

58. Обеспечение эффективности межведомственного взаимодействия при оказании помощи несовершеннолетним, употребляющим психоактивные вещества

2022–2026

внедрение алгоритмов межведомственного взаимодействия, расширение сотрудничества с общественными объединениями в сфере оказания помощи несовершеннолетним

Минобразование, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения

59. Реализация экспериментального проекта «Адаптация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования» и разработка системы онлайн-сопровождения его мероприятий

2022–2026

создание в УОСО дружественной и поддерживающей среды, направленной на предупреждение буллинга и насилия в отношении детей

Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, БГПУ, ЮНИСЕФ

60. Разработка и реализация республиканского социально-образовательного проекта «Я благополучный» для учащихся и студентов

2022–2023

сохранение и укрепление физического и психического здоровья, стабилизация субъективного благополучия и уровня эмоциональной устойчивости студентов и школьников посредством использования арт-терапевтического подхода

БГПУ, Минобразование

61. Проведение межведомственного семинара «Сохранение и укрепление психического здоровья несовершеннолетних: проблемы и пути их решения»

2023

повышение профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах сохранения и укрепления психического здоровья детей и подростков

Минобразование, региональные институты развития образования, Минздрав

62. Включение информации о формах и методах помощи детям с суицидальными наклонностями в программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации, размещение данной информации на Национальном образовательном портале, проведение обучающих семинаров

2022–2026

совершенствование подготовки педагогов-психологов, занятых в системе образования, психологов, работающих в системе здравоохранения, для оказания помощи детям с суицидальными наклонностями

Минобразование, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком

63. Реализация программ обучения несовершеннолетних правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения детей в противоправную деятельность

2022–2026

формирование культуры безопасного пользования глобальной компьютерной сетью Интернет, сокращение числа детей, пострадавших от противоправного интернет-содержания

Минобразование, другие республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения

64. Проведение мероприятий, направленных на обучение основам безопасности жизнедеятельности, навыкам безопасного поведения

2022–2026

снижение числа смертельных случаев, случаев травмирования детей

Минобразование, МЧС, МВД, облисполкомы, Минский горисполком

65. Проведение мероприятий по обучению навыкам безопасного поведения в интернет-пространстве и минимизации рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию учащихся

2022–2026

формирование культуры безопасного пользования глобальной компьютерной сетью Интернет

Минобразование, Мининформ, МВД, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком

66. Организация и проведение мероприятий, направленных на освоение детьми и подростками навыков безопасного и самосохранного поведения, формирование здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков

2022–2026

повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения, практическое закрепление теоретических знаний по основам безопасности жизнедеятельности

Минобразование, МЧС, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения

67. Повышение уровня информированности населения о возможности в случае трудной жизненной ситуации оставления детей в группах (местах) с круглосуточным пребыванием детей посредством максимального задействования средств массовой информации, других информационных ресурсов, размещения информации об этом на информационных стендах учреждений образования

2022–2026

снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций в домовладениях (квартирах) семей, воспитывающих детей

облисполкомы, Минский горисполком

68. Организация и проведение семинаров, семинаров-практикумов для педагогических работников, выполняющих функции классных руководителей, кураторов учебных групп и воспитателей общежитий по вопросам раннего выявления детей и подростков с тревожно-депрессивными расстройствами и суицидальным риском

2022–2026

повышение образовательного уровня педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных в вопросах профилактики суицидов

Минобразование, Республиканский центр психологической помощи, облисполкомы, Минский горисполком, региональные институты развития образования

69. Обеспечение повышения квалификации членов региональных групп реагирования на кризисные ситуации в учреждениях образования

2022–2024

совершенствование профессиональных компетенций членов региональных групп реагирования на кризисные ситуации в учреждениях образования

Минобразование, БГПУ, региональные институты развития образования

70. Разработка и внедрение обучающих интерактивных программ для разных возрастных групп детей по вопросам предупреждения жестокого обращения и насилия, профилактики буллинга и кибербуллинга

2022–2024

знание и применение правил безопасности на практике детьми разных возрастных групп

Минобразование, МВД, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, ОО «SOS – Детские деревни», другие международные организации, общественные объединения

71. Расширение практики оказания детям и подросткам психологической, юридической помощи и поддержки, в том числе через разработку специальных программно-технических средств

2022–2024

совершенствование механизмов доступности различных форм помощи детям и подросткам

Минобразование, Минюст, БГПУ, ЮНИСЕФ, Белорусская республиканская коллегия адвокатов, общественные объединения

72. Привлечение детей и подростков к обсуждению и разработке проектов спортивных и досуговых площадок

2023–2026

повышение заинтересованности детей и подростков в занятиях физической культурой и спортом, развитии творческих способностей

облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения

73. Разработка и размещение в разделе «Безопасность детей в сети» интернет-портала pomogut.by практического информационного контента для родителей (обучающих видеороликов, интерактивных мастер-классов, консультаций, семинаров, ссылок на программное обеспечение и другого)

2022–2026

уменьшение числа преступлений и правонарушений, совершаемых с использованием сети Интернет в отношении детей

МВД, Минобразование облисполкомы, Минский горисполком

74. Проведение в рамках проекта «Родительский университет» практических мероприятий для родителей по обеспечению информационной безопасности детей, в том числе по контролю за их поведением в сети Интернет. Разработка и распространение среди родителей соответствующих рекомендаций

2022–2026

»

Минобразование, облисполкомы и Минский горисполком

Реализация права детей на проживание и воспитание в семейном окружении (поддержка семьи и профилактика социального сиротства)

75. Дальнейшее развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей раннего возраста и детей с ОПФР

2022–2026

увеличение доли детей, находящихся на воспитании в опекунских, приемных семьях, детских домах семейного типа, от общего числа детей, нуждающихся в устройстве в семью

Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, РОО «Белорусский детский фонд»

76. Открытие и оснащение ресурсных комнат для детей раннего возраста на базе детских домов семейного типа

2022–2026

увеличение передаваемых на семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до трех лет

облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения

77. Обеспечение системной подготовки приемных родителей, родителей-воспитателей при тесном сотрудничестве институтов развития образования, социально-педагогических центров и учреждений образования, где обучаются (воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

2022–2026

повышение качества подготовки приемных родителей, родителей-воспитателей

Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком

78. Разработка критериев оценки эффективности труда приемного родителя, родителя-воспитателя

2023–2024

совершенствование труда приемных родителей, родителей-воспитателей

»

79. Проработка вопроса о включении в состав государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средств на медицинскую реабилитацию, медикаменты, оптику и медицинские аппараты либо разработки механизма возмещения затраченных на эти цели средств опекунам (попечителям), приемным родителям, родителям-воспитателям

2023–2024

улучшение материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Минобразование, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком

80. Дальнейшая оптимизация сети учреждений интернатного типа систем образования, здравоохранения и социальной защиты

2022–2026

сокращение количества учреждений интернатного типа при соблюдении интересов и прав ребенка

Минобразование, Минздрав, Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком

81. Проведение мероприятий по совершенствованию системы сопровождения опекунских, приемных семей, детских домов семейного типа

2022–2026

снижение числа случаев вторичного сиротства, повышение эффективности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, РОО «Белорусский детский фонд», ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения

82. Осуществление мер по совершенствованию оказания психологической, социально-педагогической, юридической, социальной помощи семьям, воспитывающим детей, и детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, социально-педагогическими центрами, территориальными центрами социального обслуживания населения, центрами социального обслуживания семьи и детей

2022–2026

предоставление различных видов помощи семьям (детям), сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей, снижение числа детей, признанных нуждающимися в государственной защите

Минобразование, Минтруда и соцзащиты, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения

83. Осуществление деятельности по укреплению института семьи, упрочению ее статуса и повышению роли семейных ценностей в обществе как основы благополучия детей и государства, в том числе проведение республиканских, областных, городских и районных акций, благотворительных мероприятий, праздников, посвященных семье и детям, конкурсов на лучшую семью, семейных и детских фестивалей и выставок творчества, конференций, встреч отцов

2022–2026

повышение роли семейных ценностей в обществе, укрепление института семьи, повышение престижа многодетной семьи в обществе

облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения

84. Осуществление мероприятий, направленных на совершенствование системы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2022–2026

создание эффективной системы поддержки по месту проживания выпускников учреждений интернатного типа и замещающих семей, оказание им содействия в социальной адаптации и успешной интеграции в общество

Минобразование, Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения

85. Обеспечение межведомственного механизма профилактики семейного неблагополучия и насилия в отношении детей, учета и обмена информацией о фактах насилия в отношении несовершеннолетних

2022–2026

внедрение региональных алгоритмов межведомственного взаимодействия субъектов профилактики, сокращение случаев семейного неблагополучия, профилактика насилия в отношении детей

облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения

86. Наращивание потенциала (в том числе посредством онлайн-модулей) специалистов, работающих с детьми и семьями, в области эффективных практик оказания комплексной помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

2022–2026

повышение уровня компетентности специалистов, работающих с детьми и семьями, повышение качества оказания помощи семьям

Минобразование, Минздрав, Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, ОО «SOS – Детские деревни», другие общественные объединения

87. Реализация мер, направленных на совершенствование работы по профилактике отказов от детей, в том числе при рождении ребенка с ОПФР

2022–2026

сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей, случаев лишения родительских прав, снижение числа детей, признанных нуждающимися в государственной защите

Минобразование, Минздрав, Минтруда и соцзащиты, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения

88. Проведение педагогического просвещения родителей в рамках работы родительских университетов в УОСО по вопросам реализации прав и законных интересов детей

2022–2026

укрепление детско-родительских отношений, направленное на обеспечение благоприятных условий развития личности ребенка в родной семье

Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком

89. Актуализация программы мониторинга положения детей в опекунских, приемных семьях, детских домах семейного типа

2024

обеспечение качественного изучения положения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в опекунских, приемных семьях, детских домах семейного типа

Минобразование, БГПУ

90. Создание информационного портала (телеграм-канала) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2023

повышение уровня социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Минобразование, НЦПИ, Минздрав, другие органы государственного управления, ЮНИСЕФ

91. Формирование государственного социального заказа в области социального обслуживания для привлечения негосударственных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг семьям с детьми

2022–2023

увеличение численности получателей социальных услуг из числа семей с детьми, привлечение к оказанию социальных услуг негосударственных некоммерческих организаций

облисполкомы, Минский горисполком, Минтруда и соцзащиты

92. Обобщение опыта работы детских деревень (детских городков), в том числе являющихся частными социально-педагогическими учреждениями, по формированию кадрового состава, структуры и организации работы

2023–2024

совершенствование законодательства, регулирующего деятельность социально-педагогических учреждений всех форм собственности

Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, ОО «SOS – Детские деревни»

93. Реализация проекта «Профилактика институционализации и деинституционализация детей до трех лет и детей с инвалидностью в Витебской области»

2022–2024

координация деинституционализации детей с инвалидностью в Витебской области

Витебский облисполком, ЮНИСЕФ

94. Разработка и внедрение программно-методических материалов по подготовке приемных родителей и родителей-воспитателей к приему детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

2023–2024

увеличение числа семей, готовых к приему на воспитание детей с инвалидностью

Минобразование, Минздрав, БОО «Мир без границ»

95. Продвижение социальной рекламы, нацеленной на повышение участия отцов в воспитании детей

2022–2026

создание видеороликов и их ротация на национальных и региональных каналах телевидения

Минтруда и соцзащиты, ЮНИСЕФ, облисполкомы, Минский горисполком

96. Проведение региональных смотров-конкурсов, направленных на популяризацию семейных ценностей и укрепление детско-родительских отношений

2022–2026

укрепление института семьи, профилактика семейного неблагополучия

облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения

97. Расширение практики применения подходов «Равный обучает равного»: обучение подростков, участников волонтерских отрядов навыкам общения и взаимодействия с детьми и подростками из уязвимых категорий

2022–2026

совершенствование форм профилактической работы с обучающимися

»

98. Совершенствование подбора и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями), приемными родителями, родителями-воспитателями

2022–2023

повышение качества отбора и подготовки замещающих родителей

Минобразование, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком

Реализация права детей на защиту от насилия, угрозы торговли людьми и эксплуатации

99. Осуществление мероприятий, направленных на совершенствование системы защиты детей от насилия, и межведомственного взаимодействия по предотвращению жестокого обращения с детьми

2022–2026

сокращение числа случаев жестокого обращения с детьми, повышение качества помощи жертвам насилия

МВД, Минобразование, Минтруда и соцзащиты, Минздрав, Генеральная прокуратура, Национальная комиссия по правам ребенка, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения

100. Проведение тематических пресс-мероприятий по проблеме насилия в отношении несовершеннолетних на базе подведомственного Мининформу пресс-центра РУП «Дом прессы»

2022–2026

повышение уровня осведомленности общества о проблеме насилия в отношении несовершеннолетних, привлечение средств массовой информации к анонсированию мероприятий, направленных на профилактику насилия в отношении несовершеннолетних

Мининформ, МВД, другие республиканские органы государственного управления

101. Проведение информационных кампаний и просветительских акций, направленных на противодействие жестокому обращению с детьми

2022–2026

повышение степени нетерпимости общества к насилию в отношении детей, сокращение случаев жестокого обращения с детьми

Минобразование, МВД, Мининформ, Белтелерадиокомпания, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения

102. Внедрение медиативных практик в урегулировании конфликтов, современных подходов к профилактике буллинга и насилия в УОСО

2022–2026

создание безопасной и дружественной среды в УОСО для каждого обучающегося

Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, ОО «Белорусский республиканский союз юристов», ЮНИСЕФ

103. Совершенствование знаний специалистов по формированию культуры ненасилия в обществе, реабилитации детей, пострадавших от насилия, профилактике насилия над детьми

2022–2026

повышение уровня знаний, умений и навыков специалистов по вопросам профилактики насилия над детьми, насилия в семье

Минобразование, Минздрав, Минтруда и соцзащиты, МВД, Генеральная прокуратура

104. Проведение Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы кризисной психологии»

2024, 2026

повышение уровня знаний специалистов по работе с детьми и подростками, обмен опытом и передовыми психологическими технологиями работы с детьми, оказавшимися в трудной или кризисной ситуации

Минобразование, БГПУ

105. Совершенствование деятельности служб экстренной бесплатной помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения, в том числе сети телефонов доверия, «горячих линий»

2022–2026

повышение доступности и качества экстренной бесплатной помощи

Минздрав, МВД, Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения

106. Организация и проведение областных (районных, городских) родительских конференций по вопросам оптимизации детско-родительских отношений и выявления факторов суицидального риска среди несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения с детьми, ответственности за применение насилия и форм физического воздействия по отношению к ребенку

2022–2026

повышение качества ранней профилактики семейного неблагополучия, суицидального риска среди несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения с детьми

облисполкомы, Минский горисполком

107. Организация мероприятий по доведению до общественности сведений об интернет-ресурсе pomogut.by (www.kids.pomogut.by) (возможность получения полезной информации, онлайн-консультирования, в том числе в рамках работы «горячих линий», и иной помощи по вопросам профилактики наркомании, педофилии, буллинга и противоправного поведения детей)

2022–2023

продвижение сайта www. kids.pomogut.by как источника получения профилактической информации и квалифицированной консультативной помощи

облисполкомы, Минский горисполком, МВД, Минобразование, Минздрав, Мининформ, Белтелерадиокомпания, общественные объединения

108. Внедрение в практику работы учреждений образования мероприятий по профилактике буллинга в детско-подростковой среде

2022–2023

формирование в учреждениях образования безопасной среды для участников образовательного процесса

облисполкомы, Минский горисполком

109. Проведение на постоянной основе в учреждениях образования воспитательных мероприятий, направленных на нравственно-половое воспитание несовершеннолетних

2022–2026

уменьшение числа совершаемых в отношении детей преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы

Минобразование, Минздрав, облисполкомы, Минский горисполком

110. Обеспечение качественной психологической и сексологической помощи несовершеннолетним, в том числе пострадавшим от преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы

2022–2026

»

Минздрав, Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком

Реализация права детей на доступ к справедливому правосудию, профилактика правонарушений несовершеннолетних

111. Совершенствование восстановительных практик в работе с детьми и подростками в контакте либо в конфликте с законом

2022–2026

повышение уровня профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями

Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения

112. Разработка в рамках научной темы научно-методического обеспечения социально-педагогической деятельности по профилактике цифровых девиаций в подростковой среде

2022–2026

внедрение в УОСО модели социально-педагогической деятельности по профилактике цифровых девиаций в подростковой среде снижение рисков нарушения медиабезопасности учащихся

Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком

113. Проведение Международного научно-практического семинара «Профилактика суицидального поведения современной молодежи в условиях образовательной среды»

2023, 2025

повышение уровня знаний специалистов по работе с детьми и подростками, сохранение и укрепление психического здоровья детей и подростков

Минобразование, БГПУ

114. Проведение круглого стола по проблемам профилактики употребления психоактивных веществ и девиантного поведения среди подростков

2022

сохранение и укрепление здоровья подростков, профилактика вредных привычек, формирование ответственности за противоправное поведение

»

115. Расширение практики создания военно-патриотических клубов для подростков (в том числе для тех, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа) на базе воинских частей

2022–2024

обеспечение занятости подростков во внеурочное время, сокращение числа подростков, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа

облисполкомы, Минский горисполком, МВД, Минобороны, Госпогранкомитет, Минобразование

116. Обучение педагогов-психологов работе в дружественных детям комнатах опроса, а также педагогов, привлекаемых для участия в уголовном процессе

2022–2026

повышение качества оказания необходимой психологической помощи несовершеннолетним, подвергшимся насилию или ставшим свидетелями насилия, минимизация их участия в уголовном процессе, снижение степени их травматизации

Минобразование, Следственный комитет, облисполкомы, Минский горисполком, международные организации, общественные объединения

117. Обучение структурированным методикам прогнозирования противоправного поведения среди несовершеннолетних, а также принципам кейс-менеджмента и смарт-планирования специалистов социально-педагогических центров, УОСО, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательного учреждений образования закрытого типа

2022–2024

овладение специалистами учреждений образования инновационными методиками работы совершенствование механизма реализации прав детей на социальную защиту и инклюзию, образование

облисполкомы, Минский горисполком, Минобразование, БОО «Мир без границ»

118. Проведение творческих мероприятий для детей в конфликте с законом, в том числе для воспитанников специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательного учреждений образования закрытого типа (акции КВН, летние интеграционные мероприятия на базе учреждений, конкурсы и фестивали)

2022–2024

формирование толерантности у несовершеннолетних, повышение осведомленности о культурном многообразии современного мира, реализация принципов поликультурного воспитания

Минобразование, БОО «Мир без границ», белорусская лига КВН

119. Внедрение программ социального сопровождения («Старший друг», «Контактное лицо» и других) для детей, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, признанных находящимися в социально опасном положении, выпускников специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательного учреждений закрытого типа и методических материалов к ним

2022–2024

повышение качества реабилитации и профилактической работы среди детей

Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, БОО «Мир без границ»

Реализация права детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы

120. Осуществление мероприятий, направленных на развитие детских и молодежных инициатив, повышение уровня участия детей и молодежи в принятии решений, затрагивающих их интересы

2022–2026

вовлечение молодежи в деятельность, направленную на совершенствование и реализацию государственной политики в области охраны детства и защиты прав детей

Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения

121. Проведение работы по привлечению детей к участию в информационно-просветительских программах, акциях, мероприятиях

2022–2026

расширение кругозора детей, а также повышение их информированности о своих правах

облисполкомы, Минский горисполком, Минобразование, Минюст, МВД, Минздрав

122. Осуществление мероприятий по созданию условий для участия несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, демонстрирующих противоправное и рискованное поведение, а также имеющих нарушения здоровья, в деятельности детских и молодежных советов (парламентов)

2022–2026

рост охвата несовершеннолетних общественно полезной работой, преодоление их социальной изоляции

облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, общественные объединения

123. Реализация мер, направленных на расширение практики привлечения детских и молодежных советов (парламентов) к разработке нормативных правовых актов в области охраны прав детей на региональном и национальном уровнях

2022–2026

рост числа детей, знакомых с порядком разработки нормативных правовых актов

облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения

124. Развитие создания городских, районных, областных и республиканских детских и молодежных советов (парламентов)

2022–2026

расширение взаимодействия молодежи с местными исполнительными и распорядительными органами

»

125. Развитие инициативы «Город, дружественный детям и подросткам»

2022–2026

увеличение количества городов, дружественных детям и подросткам, в Республике Беларусь совершенствование системы планирования и мониторинга оценка реализации прав детей и подростков в городах (раз в три года)

Минобразование, ЮНИСЕФ

126. Проведение республиканского конкурса на лучший детский и молодежный совет (парламент)

2023, 2025

распространение опыта работы лучшего детского и молодежного совета (парламента), включая его взаимодействие с местными исполнительными и распорядительными органами

Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения

127. Осуществление мероприятий, направленных на развитие детских и молодежных инициатив, повышение уровня участия детей и молодежи в принятии решений, затрагивающих их интересы

2022–2026

создание условий для реализации методологии «АПШИФТ» в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи разработка и реализация социально значимых детских и молодежных инициатив (проектов)

Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ

128. Создание и развитие на базе учреждений образования и культуры общественных пространств (досуговые и дискуссионные площадки, центры подростковых и молодежных инициатив) для подростков и молодежи

2022–2026

совершенствование форм работы с детьми и подростками по формированию их правовой культуры, умений ведения конструктивного диалога для достижения позитивного результата

облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения

Развитие навыков XXI века у детей и молодежи

129. Разработка Концепции и Национального координационного плана действий по развитию у детей и молодежи навыков XXI века на период до 2030 года

2023–2024

определение стратегии формирования навыков XXI века у детей и учащейся молодежи, разработанной с активным вовлечением подростков и молодежи

Минобразование, другие республиканские органы государственного управления, государственные организации, ЮНИСЕФ

130. Разработка организационно-методического обеспечения формирования социально-эмоциональных навыков учащихся, системы мониторинга и оценки сформированности социально-эмоциональных навыков учащихся II ступени УОСО, УПТО и УССО

2022–2024

утверждение учебно-методических материалов и методического обеспечения формирования социально-эмоциональных навыков учащихся II ступени УОСО, УПТО и УССО разработка и внедрение системы мониторинга и оценки сформированности социально-эмоциональных навыков учащихся II ступени УОСО, УПТО и УССО 

Минобразование, Национальный институт образования, Академия последипломного образования, Республиканский институт профессионального образования, ЮНИСЕФ

131. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогов по формированию социально-эмоциональных навыков у учащихся УОСО, УПТО и УССО

2022–2023

совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогов по формированию социально-эмоциональных навыков у учащихся УОСО, УПТО и УССО

Минобразование, ЮНИСЕФ

132. Расширение практики обучения подростков навыкам социального проектирования, молодежного предпринимательства, включая реализацию в учреждениях образования программы «АПШИФТ»

2022–2023

предоставление детям и подросткам инновационных возможностей для обучения, развития и получения новых навыков и качеств, в частности креативности, сотрудничества, лидерства

облисполкомы, Минский горисполком, ЮНИСЕФ, общественные объединения

Реализация международного сотрудничества в интересах прав детей

133. Содействие развитию сотрудничества республиканских органов государственного управления с международными организациями, в том числе региональными, в сфере улучшения положения детей и защиты их прав

2022–2026

внедрение в стране передового международного опыта в сфере защиты прав детей, представление национальных достижений на международной арене

МИД, Минобразование, Минтруда и соцзащиты, Минздрав, другие республиканские органы государственного управления, общественные объединения

134. Разработка и реализация проектов международной технической помощи в сфере улучшения положения детей и защиты их прав

2022–2026

внедрение инновационных форм и методов работы, направленных на улучшение положения детей и защиту их прав

Минобразование, Минздрав, МВД, другие республиканские органы государственного управления, НЦПИ, ЮНИСЕФ, другие международные организации, общественные объединения