ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 ноября 2021 г. № 646

О снижении административной нагрузки и цифровизации административных процедур

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2022 г. № 878 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.12.2022, 5/51116) <C22200878>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2023 г. № 780 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.11.2023, 5/52373) <C22300780>

 

На основании подпункта 12.4 пункта 12 Указа Президента Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. № 240 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования» и в целях обеспечения поэтапной работы по снижению административной нагрузки на субъекты хозяйствования, совершенствованию механизмов осуществления административных процедур в отношении граждан Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Открытому акционерному обществу «Банк развития Республики Беларусь» обеспечить создание специализированного агентства «Агентство сервисизации и реинжиниринга» (далее, если не указано иное, – специализированное агентство) для подготовки предложений о снижении административной нагрузки на субъекты хозяйствования, граждан посредством сокращения и упрощения административных процедур, переводе административных процедур в электронную форму.

2. Установить, что:

2.1. специализированное агентство вносит в установленном порядке Первому заместителю Премьер-министра Республики Беларусь предложения о снижении административной нагрузки, переводе административных процедур в электронную форму, согласованные с органами-регуляторами соответствующих административных процедур, а также:

с Министерством экономики – в отношении субъектов хозяйствования;

с Министерством юстиции – в отношении граждан.

В случае одобрения предложений, требующих разработки проектов правовых актов, их согласование осуществляется с заинтересованными государственными органами, определяемыми Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь, в течение трех рабочих дней, а также с учетом особенностей, установленных законодательством для срочных проектов;

2.2. органы-регуляторы и уполномоченные органы вправе привлекать на договорной основе специализированное агентство в целях подготовки технических заданий (требований) по мероприятиям, предусматривающим использование уполномоченными органами информационных технологий в процессе осуществления административных процедур, в том числе путем их перевода в электронную форму (далее – цифровизация административных процедур);

2.3. информационные ресурсы (системы), создаваемые (модернизируемые) в соответствии с техническими заданиями (требованиями) по цифровизации административных процедур, должны обеспечивать взаимодействие с иными информационными системами (ресурсами) для предоставления электронных услуг и сервисов в проактивном формате (по факту наступления жизненной ситуации, максимально исключая необходимость личного участия граждан и (или) субъектов хозяйствования в процессе сбора и подачи сведений для их оказания).

Действие настоящего подпункта не распространяется на информационные системы (ресурсы), создаваемые (модернизируемые) по договорам, заключенным до вступления в силу настоящего постановления;

2.4. реестры метаданных и электронных сервисов, нормативно-справочной информации (далее, если не указано иное, – реестры) формируются и актуализируются в виде электронной базы данных посредством включения необходимых сведений в объеме и порядке, установленных Положением о реестрах метаданных и электронных сервисов, нормативно-справочной информации, утвержденным настоящим постановлением.

3. Утвердить:

Положение о деятельности специализированного агентства «Агентство сервисизации и реинжиниринга» (прилагается);

Положение о реестрах метаданных и электронных сервисов, нормативно-справочной информации (прилагается).

4. Для целей настоящего постановления используются термины в значениях, установленных законами Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур» и от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации», указами Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2019 г. № 460 «Об общегосударственной автоматизированной информационной системе» и от 25 июня 2021 г. № 240, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2017 г. № 637 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об основах административных процедур».

5. Финансирование расходов на создание, модернизацию и развитие государственных информационных ресурсов (систем) в целях цифровизации административных процедур осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в республиканском и местных бюджетах на содержание органов-регуляторов, являющихся владельцами (операторами) этих ресурсов (систем), а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством.

6. Открытому акционерному обществу «Банк развития Республики Беларусь» обеспечить создание специализированного агентства.

7. Специализированному агентству в трехмесячный срок по согласованию с Министерством связи и информатизации и республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг» определить форму представления информации для создания и ведения реестров.

8. Настоящее постановление вступает в силу в следующем порядке:

подпункт 2.4 пункта 2 и абзац третий пункта 3 – через три месяца после официального опубликования настоящего постановления;

иные положения настоящего постановления – через десять дней после его официального опубликования.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

Р.Головченко

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

15.11.2021 № 646

ПОЛОЖЕНИЕ
о деятельности специализированного агентства «Агентство сервисизации и реинжиниринга»

1. Специализированное агентство «Агентство сервисизации и реинжиниринга» создается в форме открытого акционерного общества в целях:

обеспечения проведения поэтапной работы по анализу, подготовке предложений о сокращении и упрощении административных процедур, реинжиниринге бизнес-процессов осуществления административных процедур*, цифровизации административных процедур;

выполнения иных задач по поручениям Совета Министров Республики Беларусь.

______________________________

* Для целей настоящего Положения под реинжинирингом бизнес-процессов осуществления административных процедур понимается изменение порядка осуществления административных процедур и определение наилучших способов их осуществления с учетом снижения финансовых, временных и трудовых затрат в целях повышения качества оказываемых услуг.

2. Специализированное агентство осуществляет деятельность в соответствии с законодательством о хозяйственных обществах, настоящим Положением, уставом и другими актами законодательства.

Задачами специализированного агентства являются:

унификация и цифровизация процессов управления проектами**;

проектирование, создание, эксплуатация, модернизация и развитие на договорных условиях информационных ресурсов (систем) и цифровых платформ, предназначенных для осуществления административных процедур;

комплексный анализ и подготовка предложений:

о снижении административной нагрузки на субъекты хозяйствования и граждан посредством сокращения и упрощения административных процедур, реинжиниринга бизнес-процессов осуществления административных процедур, сокращения сроков осуществления административных процедур, выдачи разрешительных документов;

о разработке проектов правовых актов, связанных с осуществлением административных процедур;

участие в выполнении мероприятий по цифровизации административных процедур;

создание и ведение реестров;

иные задачи, возложенные на специализированное агентство в соответствии с законодательством и поручениями Правительства Республики Беларусь.

______________________________

** Для целей настоящего Положения под процессом управления проектами понимается совокупность взаимосвязанных действий по достижению определенных результатов при планировании, организации и контроле трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта, направленных на эффективное достижение целей проекта.

3. Специализированное агентство вправе:

самостоятельно определять порядок оказания им услуг по созданию информационных ресурсов (систем), размеры платы (вознаграждения) за оказываемые услуги;

осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами-регуляторами, уполномоченными органами, в том числе посредством электронного взаимодействия в системе межведомственного электронного документооборота государственных органов с использованием электронной цифровой подписи;

с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации запрашивать и получать от государственных органов, в том числе местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;

получать в установленном законодательством порядке международную техническую помощь, в том числе предоставляемую путем передачи опыта и технологий, денежных средств для оплаты услуг финансовых и иных консультантов, реализации задач, возложенных на специализированное агентство;

совместно с открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» разрабатывать проекты правовых актов, предусматривающих упрощение административных процедур и сокращение их количества, а также цифровизацию административных процедур;

осуществлять иную деятельность, соответствующую задачам специализированного агентства и не запрещенную законодательством.

4. Специализированное агентство обеспечивает:

подготовку совместно с органами-регуляторами, уполномоченными органами и иными заинтересованными предложений по вопросам, указанным в абзацах пятом и шестом части второй пункта 2 настоящего Положения;

подготовку предложений о реинжиниринге бизнес-процессов осуществления административных процедур;

создание, ведение и поддержание в актуальном состоянии реестров.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Совета Министров

Республики Беларусь

15.11.2021 № 646

(в редакции постановления

Совета Министров

Республики Беларусь
16.11.2023 № 780)

ПОЛОЖЕНИЕ
о реестрах метаданных и электронных сервисов, нормативно-справочной информации

1. Настоящим Положением определяется порядок создания и ведения реестров метаданных и электронных сервисов, нормативно-справочной информации, а также доступа к содержащейся в них информации.

Действие настоящего Положения не распространяется на автоматизированные системы финансовых расчетов, банковские системы, системы, предназначенные для осуществления оперативно-розыскной деятельности, особого контроля в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, и ресурсы, предназначенные для этих целей, платформы, системы (ресурсы), базы и банки данных, предназначенные для решения задач национальной безопасности, содержащие первичные статистические данные, сведения, составляющие государственные секреты или служебную информацию ограниченного распространения, официальные сайты государственных органов (организаций), локальные автоматизированные системы управления технологическими процессами, системы диспетчерского управления и сбора данных, системы администрирования локальных вычислительных сетей, системы безопасности, тревожной сигнализации, системы, предназначенные для ведения кадрового, бухгалтерского учета, делопроизводства.

Для целей настоящего Положения термин «банковские системы» используется в значении, определенном в Указе Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 136 «Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации».

2. Реестр метаданных представляет собой структурированное описание данных, которые содержатся в информационных ресурсах (системах), включая описание состава, структуры и взаимосвязи данных, а также их обладателей в формате, пригодном для поиска и обработки с использованием средств автоматизации.

В реестр метаданных включаются следующие сведения:

описательные атрибуты, обеспечивающие поиск по названию метаданных, ключевым словам, общим характеристикам, наименованию информационного ресурса (системы);

структурные атрибуты, описывающие состав данных информационных ресурсов (систем) по группам (элементам классификатора);

административные атрибуты, представляющие информацию о ролях, условиях доступа к данным;

иные сведения, определяемые специализированным агентством по согласованию с Министерством связи и информатизации.

3. Реестр электронных сервисов представляет собой структурированное описание электронных сервисов, с использованием которых возможно осуществлять передачу наборов данных, содержащихся в информационных ресурсах (системах).

В реестр электронных сервисов включаются следующие сведения:

описательные атрибуты, обеспечивающие поиск по названию электронного сервиса, ключевым словам описания, общим характеристикам, наименованию владельца электронного сервиса;

структурные атрибуты, описывающие наборы передаваемых и получаемых параметров;

административные атрибуты, представляющие информацию о месте размещения и правилах использования электронного сервиса, условиях доступа к нему;

иные сведения, определяемые специализированным агентством по согласованию с Министерством связи и информатизации.

4. Реестр нормативно-справочной информации представляет собой структурированное описание классификаторов и справочников (внутренних и внешних), используемых в информационных ресурсах (системах).

В реестр нормативно-справочной информации включаются следующие сведения:

описательные атрибуты, обеспечивающие поиск по названию, ключевым словам, общим характеристикам, заголовкам информационного ресурса (системы);

структурные атрибуты, описывающие организацию содержания классификатора и справочника информационного ресурса (системы);

административные атрибуты, представляющие информацию о ролях, условиях доступа к нормативно-справочной информации;

иные сведения, определяемые специализированным агентством по согласованию с Министерством связи и информатизации.

5. Специализированное агентство осуществляет:

создание и ведение реестров с использованием автоматизированной информационной системы «Реестры» (далее – АИС «Реестры»)*;

анализ включаемой в реестры информации в целях моделирования и проектирования данных;

анализ метаданных, формирование наборов данных, в том числе для выявления часто используемых наборов, дублируемых данных в разных информационных ресурсах (системах), в целях подготовки предложений по выделению эталонных наборов данных и переходу к повторному использованию данных, интеграции данных, согласованию и сопоставлению с аналогичными или связанными данными;

комплексный анализ существующих способов отражения данных, электронных сервисов, в том числе используемых для осуществления административных процедур;

внесение предложений Первому заместителю Премьер-министра Республики Беларусь по итогам выполнения мероприятий, предусмотренных в абзацах третьем–пятом настоящего пункта, согласованных с владельцами информационных ресурсов (систем) и Министерством связи и информатизации в порядке, определяемом специализированным агентством по согласованию с Министерством связи и информатизации;

иные функции, необходимые для функционирования реестров.

6. Республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, а также подчиненные им (входящие в состав, систему) организации включают в реестры и актуализируют посредством АИС «Реестры» сведения об информационных ресурсах (системах)**, владельцами которых они являются, в объеме согласно форме представления информации для создания и ведения реестров с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации.

Форма представления информации для создания и ведения реестров определяется специализированным агентством по согласованию с Министерством связи и информатизации и республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг».

Включаемые в реестры сведения должны быть подписаны уполномоченным представителем владельца информационного ресурса (системы) электронной цифровой подписью с использованием личного ключа, сертификат открытого ключа проверки электронной цифровой подписи которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.

______________________________

* АИС «Реестры» – автоматизированная информационная система, предназначенная для описания данных, метаданных, электронных сервисов и нормативно-справочной информации, содержащихся в информационных ресурсах (системах), которая представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов информационно-технологического и методологического характера, обеспечивающих эффективное управление данными.

** За исключением сведений о правилах использования информационных систем (ресурсов) и условиях доступа к ним для органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

7. Аутентификация пользователей АИС «Реестры» осуществляется посредством Единой системы идентификации физических и юридических лиц.

Доступ к АИС «Реестры», в том числе для включения в реестры сведений, предусмотренных в части первой пункта 6 настоящего Положения, предоставляется на безвозмездной основе в соответствии с организационно-распорядительной документацией специализированного агентства, регламентирующей порядок функционирования АИС «Реестры».

8. Включение в реестры и актуализация сведений об информационных ресурсах (системах) в соответствии с частью первой пункта 6 настоящего Положения осуществляется в следующем порядке:

включение сведений о вновь созданных (доработанных, модернизированных) информационных ресурсах (системах) – в течение одного месяца со дня ввода их в постоянную эксплуатацию;

актуализация сведений о ранее включенных в реестры информационных ресурсах (системах) – ежегодно до 1 февраля.

9. Функционирование, развитие (модернизация) и техническое сопровождение АИС «Реестры» осуществляются специализированным агентством за счет собственных средств.

10. Информация, содержащаяся в реестрах, и комплексный анализ существующих способов отражения данных, электронных сервисов предоставляются Совету Министров Республики Беларусь, государственным органам, подчиненным Президенту Республики Беларусь, республиканским органам государственного управления и иным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, областным (Минскому городскому) исполкомам на безвозмездной основе.