ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 января 2021 г. № 56

О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 годы

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 798 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.01.2022, 5/49822) <C22100798>

 

В целях обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Государственную программу «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 годы (далее – Государственная программа) (прилагается).

2. Возложить персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Государственной программы на Министра экономики, председателей облисполкомов и Минского горисполкома.

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

Р.Головченко

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
29.01.2021 № 56

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
«Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 годы

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственная программа разработана в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными в концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2035 года, и направлена на создание благоприятной деловой среды для развития предпринимательства, стимулирование инициативности и предприимчивости граждан.

При разработке Государственной программы обеспечена преемственность целей и направлений развития и поддержки малого и среднего предпринимательства предыдущего пятилетия.

Реализация Государственной программы будет способствовать достижению Целей устойчивого развития, объявленных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, в том числе Цели 9 «Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям», а также выполнению основного этапа Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2018 г. № 743. Данным этапом предусматривается:

создание конкурентоспособного и адаптивного предпринимательского сектора национальной экономики, обеспечивающего быстрое технологическое обновление производства, стабильную занятость и рост качества жизни населения;

устойчивая динамика качественного развития малого и среднего предпринимательства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, усиление технического, технологического и кадрового потенциала его субъектов;

выход белорусских субъектов малого и среднего предпринимательства на зарубежные рынки.

Приоритетами Государственной программы являются:

стимулирование деловой инициативы граждан;

улучшение деловой среды для роста предпринимательской активности;

стимулирование субъектов малого и среднего предпринимательства к созданию высокопроизводительных, экспортоориентированных и инновационных организаций.

В 2016–2019 годах сектор малого и среднего предпринимательства развивался под влиянием основных тенденций социально-экономического развития республики. В данный период приостановлен процесс сокращения количества субъектов малого и среднего предпринимательства и сформирована положительная динамика их роста.

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) за четыре года возросло более чем на 19,5 тыс. единиц (или на 5,6 процента) и составило 367,8 тыс. единиц, численность занятых в секторе малого и среднего предпринимательства увеличилась почти на 82 тыс. человек (или на 6,3 процента) и составила 1391 тыс. человек. Благодаря данному сектору более 30 процентов занятых в экономике обеспечены рабочими местами.

Аналогичные тенденции наблюдались и по другим показателям, характеризующим вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики. Наблюдалось повышение удельного веса данного сектора в основных социально-экономических показателях. Доля валовой добавленной стоимости субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме валовой добавленной стоимости в Республике Беларусь увеличилась на 3 процентных пункта, выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг – на 3,6 процентного пункта, объеме промышленного производства – на 2,7 процентного пункта, инвестициях в основной капитал – на 2,3 процентного пункта, внешнеторговом обороте товарами – на 3,7 процентного пункта.

За период реализации Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 149, реализована значительная часть мероприятий по совершенствованию делового климата и упрощению условий осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 сентября 2019 г. № 326 «О совершенствовании лицензирования» сокращено количество лицензируемых видов деятельности, работ и услуг, их составляющих, упрощены требования и условия осуществления лицензируемых видов деятельности. Установлен порядок прекращения действия лицензий. Предусмотрено прекращение действия лицензии только в случае систематического нарушения лицензионных требований, исключены отдельные лицензионные требования. С 1 июля 2020 г. начал функционировать Единый реестр лицензий, предоставляющий возможность подтвердить наличие лицензии через сеть Интернет.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2019 г. № 54 «О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов» внедрено обязательное проведение оценки регулирующего воздействия и определен порядок осуществления прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов.

С изданием Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) проведена активная работа по совершенствованию законодательства в сфере регулирования предпринимательской деятельности.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2018 г. № 143 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов экономической деятельности» в республике внедрен инновационный для регуляторной среды уведомительный принцип начала осуществления 19 наиболее распространенных видов деятельности.

В 10 раз сокращен минимально достаточный перечень обязательных противопожарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, природоохранных и других требований.

В соответствии с Декретом № 7 отменены излишние административные барьеры в сферах производства продукции, строительной и транспортной деятельности, торговли, общественного питания, рекламы.

Оптимизирована контрольная (надзорная) деятельность, снижено воздействие со стороны контролирующих (надзорных) органов на субъекты предпринимательской деятельности.

За четыре года реализации Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей (далее – БФФПП), облисполкомами, Минским горисполкомом, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее – Банк развития) оказана финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 513,2 млн. рублей. В 2019 году БФФПП запустил пилотный проект по предоставлению поручительств по кредитам, выдаваемым субъектам малого и среднего предпринимательства.

В 2016–2019 годах наблюдался рост количества субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – инфраструктура). Количество центров поддержки предпринимательства на начало 2016 года составляло 88 единиц, в 2019 году их количество достигло 105, количество инкубаторов малого предпринимательства возросло соответственно с 19 до 24.

Обновлен формат взаимодействия бизнеса и власти, направленный на оперативное реагирование органов государственного управления на предложения делового сообщества по созданию условий для роста предпринимательской активности. Принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 сентября 2019 г. № 604 «Об утверждении Типового положения об областном (районном) совете по развитию предпринимательства» позволило оптимизировать деятельность общественно-консультативных (экспертных) советов по развитию предпринимательства.

Начинающие и действующие предприниматели сталкиваются с вызовами и барьерами, препятствующими их развитию:

1) в части бизнес-среды:

значительное количество оснований для привлечения к уголовной и административной ответственности;

вмешательство должностных лиц в экономическую деятельность субъектов хозяйствования;

недостаточная прозрачность судебной практики;

нарушение принципа равенства субъектов хозяйствования всех форм собственности, совмещение функций регулятора отрасли и собственника государственных предприятий в структуре одного государственного органа;

2) в части навыков предпринимателей, их доступа к информации, знаниям, компетенциям – ограниченность компетенций, управленческих и организационных навыков топ-менеджеров субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) в части доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к рынкам сбыта:

недостаток информации и знаний о потенциальных рынках сбыта, способах выхода на рынки сбыта;

сложные и дорогостоящие процедуры оформления разрешительных документов для продвижения товаров на внешние рынки;

4) в части доступа к финансированию:

отсутствие обеспечения для получения кредитов банков, особенно у субъектов малого и среднего предпринимательства, находящихся на ранней стадии жизненного цикла;

незначительные количество и объемы доступных альтернативных источников финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (институтов микрофинансирования, венчурных и инвестиционных фондов, прямых инвесторов, других).

ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Целью Государственной программы является формирование благоприятной среды для развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом их потребностей.

Принцип формирования задач Государственной программы основан на необходимости снятия выявленных барьеров, а также на реализации основного этапа Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года.

В задачах Государственной программы определены состав и хронология реализации мероприятий, сформированных по направлениям, а также сведения о сводных целевых показателях, характеризующих цель Государственной программы, целевых показателях, характеризующих ее задачи, и их значениях согласно приложению 1.

Сводные целевые и целевые показатели Государственной программы сформированы на основе следующих принципов:

максимальная информативность при минимальном количестве показателей;

неизменность методологии расчета значений показателей в течение всего срока реализации Государственной программы;

регулярность формирования отчетных данных (один раз в год);

применение общепринятых определений, методик расчета и единиц измерения;

использование объективных источников информации;

получение отчетных данных с минимально возможными затратами.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

укрепление институциональной базы;

упрощение регуляторных условий и администрирования бизнес-процессов;

укрепление потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства;

стимулирование деловой инициативы, обучение навыкам предпринимательства и популяризация предпринимательской деятельности.

Для повышения эффективности использования инструментов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и достижения значимого социально-экономического эффекта Государственной программы определяются приоритетные направления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства:

основанные на использовании интеграции информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий (компании, бизнес-модель которых построена на создании цифрового производства, так называемые цифровые фабрики (смарт-фабрики);

ориентированные на создание и продвижение технологических инноваций (субъекты малого и среднего предпринимательства, бизнес-модель которых предусматривает непрерывную разработку и вывод на рынок новых товаров и услуг, созданных в том числе на основе объектов интеллектуальной собственности);

имеющие потенциал к выходу на внешние рынки (компании, планирующие экспорт и имеющие опыт экспорта товаров и услуг собственного производства);

организованные в корпоративных формах.

Одновременно с реализацией приоритетных направлений государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства будет обеспечен широкий доступ граждан, желающих осуществлять предпринимательскую деятельность, и субъектов малого и среднего предпринимательства к базовым услугам поддержки малого и среднего предпринимательства (консультационные, информационные, образовательные, организационные и иные) и финансированию независимо от типа субъекта малого и среднего предпринимательства, вида экономической деятельности и иных критериев классификации малого и среднего предпринимательства.

В Государственной программе предусматривается выполнение комплекса мероприятий по ее реализации согласно приложению 2.

Объемы и источники финансирования мероприятий Государственной программы отражены согласно приложению 3.

Сведения о сопоставимости сводных целевых показателей, целевых показателей Государственной программы с индикаторами достижения Целей устойчивого развития приведены согласно приложению 4.

Сведения о методике расчета целевого показателя Государственной программы приведены согласно приложению 5.

Осуществление мер правового регулирования в сфере реализации Государственной программы предусматривается согласно приложению 6.

Организационно-технические меры, необходимые для реализации Государственной программы, приведены согласно приложению 7.

Мероприятия, направленные на реализацию задач Государственной программы, финансируемые в рамках иных государственных программ, приведены согласно приложению 8.

Ответственным заказчиком Государственной программы является Министерство экономики.

Заказчиками Государственной программы являются Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство по налогам и сборам, Министерство промышленности, Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство юстиции, Государственный комитет по имуществу, Государственный комитет по науке и технологиям, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности «Беллегпром», Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности «Беллесбумпром», Национальный банк, БФФПП, Банк развития, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком.

ГЛАВА 3
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Финансирование мероприятий Государственной программы будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, Банка развития, БФФПП, открытого акционерного общества «АСБ Беларусбанк» (далее – ОАО «АСБ Беларусбанк»), открытого акционерного общества «Белагропромбанк» (далее – ОАО «Белагропромбанк»), открытого акционерного общества «Белинвестбанк» (далее – ОАО «Белинвестбанк»), иных источников (средств международной технической помощи).

Планируемый объем расходов по финансовому обеспечению реализации Государственной программы согласно приложению 3 составляет 31 406 413 550,9 рубля, в том числе:

в 2021 году – 6 079 820 997 рублей;

в 2022 году – 6 186 239 641 рубль;

в 2023 году – 6 279 329 370,2 рубля;

в 2024 году – 6 380 109 657,1 рубля;

в 2025 году – 6 480 913 885,6 рубля.

ГЛАВА 4
ОСНОВНЫЕ РИСКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Достижение поставленной в Государственной программе цели может быть осложнено рисками, что обусловливает необходимость их прогнозирования и своевременного принятия мер по их минимизации.

К основным рискам, которые могут возникнуть при реализации Государственной программы, относятся:

макроэкономические риски, связанные с ухудшением (неопределенностью) внутренней и внешней экономической конъюнктуры, неблагоприятной эпидемиологической обстановкой (пандемией), экономическим кризисом, неравномерностью выхода из него различных стран (субъектов хозяйствования), разрывом экспортно-импортных отношений, снижением спроса на внутреннем и внешнем рынках.

Минимизация макроэкономических рисков возможна путем перераспределения средств, предусмотренных на финансирование Государственной программы, предоставления мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, являющимся наиболее устойчивыми к рискам неблагоприятной макроэкономической ситуации;

правовые риски, связанные с изменением законодательства, длительностью периода формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Государственной программы.

Для минимизации воздействия данной группы рисков на этапе разработки проектов нормативных правовых актов планируется привлекать к их обсуждению заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании, проводить мониторинг планируемых изменений в законодательстве, регламентирующем социально-трудовую сферу;

финансовые риски, которые могут быть вызваны недостаточностью объемов финансирования, сокращением средств, предусмотренных на социальную сферу. Преодоление таких рисков возможно путем ежегодного уточнения объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию Государственной программы, определения приоритетов в предоставлении финансирования субъектам малого и среднего предпринимательства и субъектам инфраструктуры;

организационные риски, связанные с неэффективным управлением реализацией Государственной программы, недостаточным уровнем межведомственного взаимодействия, дефицитом квалифицированных кадров, которые могут повлечь невыполнение задач Государственной программы, снижение эффективности и качества выполнения мероприятий Государственной программы.

Основными способами минимизации организационных рисков являются формирование эффективной системы управления реализацией Государственной программы, повышение уровня межведомственного взаимодействия, оперативное реагирование на выявленные недостатки, своевременная корректировка мероприятий Государственной программы;

риск несоответствия предполагаемых стимулов и механизмов поддержки, предусмотренных Государственной программой для укрепления потенциала субъектов инфраструктуры (действующих и потенциальных), фактическим потребностям действующих и потенциальных субъектов инфраструктуры в рамках реализации мероприятий Государственной программы. В целях минимизации данного риска в рамках выработки необходимых мер и механизмов поддержки субъектов инфраструктуры будет предусмотрено проведение предварительного анализа в целях идентификации потенциальных новых субъектов инфраструктуры и мер поддержки, необходимых для их вовлечения в реализацию мероприятий Государственной программы;

риск несоответствия планируемых Государственной программой мер поддержки малого и среднего предпринимательства и услуг, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, быстро изменяющимся потребностям малого и среднего предпринимательства в услугах и поддержке. С целью минимизации данного риска будет предусмотрено привлечение субъектов инфраструктуры к анализу и корректировке мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку данные субъекты инфраструктуры обладают наибольшей полнотой информации об актуальных потребностях субъектов малого и среднего предпринимательства;

риск оказания услуг низкого качества субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Мерой по снижению данного риска является оказание поддержки субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, нацеленной на усиление их кадрового потенциала, развитие конкуренции между субъектами инфраструктуры поддержки.

ГЛАВА 5
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Оценка эффективности реализации Государственной программы включает в себя оценку достижения сводных целевых и целевых показателей Государственной программы, оценку реализации мероприятий Государственной программы, объемы финансирования и осуществляется в следующем порядке.

Основным источником получения сведений о выполнении сводных целевых и целевых показателей Государственной программы является государственная статистическая отчетность.

Эффективность реализации мероприятий Государственной программы в отчетном периоде рассчитывается по формуле

 

 

где    SR – эффективность реализации мероприятий Государственной программы;

SM – оценка выполнения мероприятий Государственной программы;

SF – степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы плановому объему финансирования в отчетном периоде.

Если значение SR больше 1, то при расчете эффективности реализации Государственной программы оно принимается равным 1.

Оценка выполнения мероприятий Государственной программы в отчетном периоде рассчитывается по формуле

 

 

где    SM – оценка выполнения мероприятий Государственной программы;

M – степень реализации мероприятия Государственной программы;

n – общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном периоде.

Подходы к оценке степени реализации мероприятий Государственной программы утверждаются Министерством экономики.

Степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы плановому объему финансирования в отчетном периоде рассчитывается по формуле

 

 

где    SF – степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы плановому объему финансирования в отчетном периоде;

Ff – фактический объем финансирования Государственной программы в отчетном периоде;

Fp – плановый объем финансирования Государственной программы в отчетном периоде.

Степень достижения планового значения сводного целевого показателя Государственной программы рассчитывается по формуле

 

 

где    SDp – степень достижения планового значения сводного целевого показателя;

Pf – значение сводного целевого показателя, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

Pp – плановое значение сводного целевого показателя.

Если значение SDp больше 1, то при расчете степени достижения цели программы оно принимается равным 1.

Степень достижения планового значения целевого показателя программы (ее подпрограммы) рассчитывается по формуле

 

 

где    SDc – степень достижения планового значения целевого показателя;

Pf – значение целевого показателя, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

Pp – плановое значение целевого показателя.

Если значение SDc больше 1, то при расчете степени выполнения задач подпрограммы оно принимается равным 1.

При проведении оценки эффективности реализации Государственной программы нарастающим итогом:

для оценки достижения показателей, указанных в пунктах 1–8 приложения 1, сопоставляются фактическое и плановое значения показателя за последний год анализируемого периода;

для оценки выполнения мероприятий, указанных в пунктах 2–5, 8, 12, 19–22, 25–37 приложения 2, рассчитывается среднее арифметическое значение степеней выполнения мероприятия каждого года;

оценка выполнения мероприятий, указанных в пунктах 1, 6, 7, 9–11, 13–18, 23, 24 и 38 приложения 2, в анализируемом периоде осуществляется по последнему году срока реализации;

при оценке степени соответствия фактического объема финансирования Государственной программы запланированному сопоставляются суммарные значения фактического и планового объемов финансирования Государственной программы каждого года анализируемого периода соответственно.

Степень выполнения задачи Государственной программы рассчитывается по формуле

 

 

где    SZ – степень выполнения задачи программы;

SDc – степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего выполнение задачи Государственной программы;

n – количество целевых показателей Государственной программы, характеризующих выполнение ее задачи.

Эффективность реализации Государственной программы в отчетном периоде рассчитывается по формуле

 

 

где    E – эффективность реализации Государственной программы в отчетном периоде;

SG – степень достижения цели Государственной программы;

SR – эффективность реализации мероприятий Государственной программы;

SZ – степень выполнения задач Государственной программы;

m – количество задач Государственной программы.

Государственная программа признается:

высокоэффективной, если значение Е больше 0,95 и плановые значения сводных целевых и целевых показателей, установленных в разбивке по регионам, выполнены всеми регионами;

среднеэффективной, если значение Е находится в интервале от 0,8 до 0,95 включительно;

низкоэффективной, если значение Е находится в интервале от 0,7 до 0,8 включительно.

 


 

 

Приложение 1

к Государственной программе
«Малое и среднее предпринимательство»
на 2021–2025 годы

СВЕДЕНИЯ
о сводных целевых показателях, характеризующих цель Государственной программы, целевых показателях, характеризующих ее задачи, и их значениях

Наименование показателя

Заказчики

Единица измерения

Значения показателей по годам

2021

2022

2023

2024

2025

Сводные целевые показатели

1. Удельный вес валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валовой добавленной стоимости:

 

процентов

 

 

 

 

 

Республики Беларусь

Минэкономики

 

29,0

30,5

31,3

32,3

33,0

Брестской области

Брестский облисполком

 

24,5

24,6

24,7

24,8

25,1

Витебской области

Витебский облисполком

 

18,9

19,0

19,2

19,3

19,5

Гомельской области

Гомельский облисполком

 

16,2

16,3

16,4

16,5

16,6

Гродненской области

Гродненский облисполком

 

19,1

19,4

19,7

19,9

20,1

Минской области

Минский облисполком

 

33,3

33,5

33,8

34,1

34,4

Могилевской области

Могилевский облисполком

 

23,8

24,0

24,2

24,4

24,7

г. Минска

Минский горисполком

 

40,1

40,5

41,0

41,5

42,0

2. Удельный вес экспорта товаров субъектов малого и среднего предпринимательства (по методологии статистики внешней торговли товарами) в общем объеме экспорта товаров (без учета нефти, нефтепродуктов, калийных удобрений):

 

процентов

 

 

 

 

 

Республики Беларусь

Минэкономики

 

31,0

32,0

33,0

34,0

35,0

Брестской области

Брестский облисполком

 

24,0

24,1

24,8

25,9

27,3

Витебской области

Витебский облисполком

 

27,5

28,0

28,5

29,0

30,0

Гомельской области

Гомельский облисполком

 

17,4

18,1

18,8

20,9

22,2

Гродненской области

Гродненский облисполком

 

16,7

16,9

17,2

17,5

17,7

Минской области

Минский облисполком

 

33,8

34,2

34,9

35,0

35,5

Могилевской области

Могилевский облисполком

 

34,8

35,0

35,2

35,4

35,6

г. Минска

Минский горисполком

 

52,0

52,5

53,0

54,0

55,0

3. Удельный вес экспорта услуг субъектов малого и среднего предпринимательства (по методологии статистики внешней торговли услугами) в общем объеме экспорта услуг:

 

процентов

 

 

 

 

 

Республики Беларусь

Минэкономики

 

41,0

42,0

43,0

44,0

45,0

Брестской области

Брестский облисполком

 

51,1

52,5

53,0

54,0

56,0

Витебской области

Витебский облисполком

 

73,1

73,5

74,3

74,8

75,5

Гомельской области

Гомельский облисполком

 

21,7

22,5

23,4

24,0

25,0

Гродненской области

Гродненский облисполком

 

62,7

63,0

63,5

64,0

64,5

Минской области

Минский облисполком

 

31,8

33,0

34,4

35,0

35,5

Могилевской области

Могилевский облисполком

 

55,6

55,6

55,6

55,8

56,0

г. Минска

Минский горисполком

 

49,8

50,5

51,4

52,5

53,0

Целевые показатели

Задача 1. Укрепление институциональной базы

4. Количество юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. занятых в экономике:

 

единиц

 

 

 

 

 

Республики Беларусь

Минэкономики

 

24,9

25,3

25,6

25,9

26,3

Брестской области

Брестский облисполком

 

15,6

16,0

16,4

16,8

17,2

Витебской области

Витебский облисполком

 

18,7

18,9

19,1

19,3

19,5

Гомельской области

Гомельский облисполком

 

16,9

17,0

17,1

17,2

17,2

Гродненской области

Гродненский облисполком

 

17,8

18,0

18,1

18,2

18,4

Минской области

Минский облисполком

 

29,6

29,9

30,3

30,5

30,6

Могилевской области

Могилевский облисполком

 

17,4

17,6

17,8

18,0

18,2

г. Минска

Минский горисполком

 

40,1

40,7

41,3

41,9

42,5

Задача 2. Упрощение регуляторных условий и администрирования бизнес-процессов

5. Коэффициент активности субъектов малого и среднего предпринимательства:

 

единиц

 

 

 

 

 

Республики Беларусь

Минэкономики

 

0,30

0,35

0,40

0,45

0,50

Брестской области

Брестский облисполком

 

0,30

0,33

0,39

0,40

0,42

Витебской области

Витебский облисполком

 

0,33

0,34

0,35

0,36

0,37

Гомельской области

Гомельский облисполком

 

0,28

0,30

0,32

0,34

0,35

Гродненской области

Гродненский облисполком

 

0,26

0,27

0,27

0,27

0,28

Минской области

Минский облисполком

 

0,30

0,35

0,40

0,45

0,50

Могилевской области

Могилевский облисполком

 

0,28

0,29

0,30

0,32

0,34

г. Минска

Минский горисполком

 

0,30

0,35

0,40

0,45

0,50

Задача 3. Укрепление потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства

6. Удельный вес выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки:

 

процентов

 

 

 

 

 

в Республике Беларусь

Минэкономики

 

43,3

44,0

45,1

47,5

49,0

в Брестской области

Брестский облисполком

 

39,1

39,2

39,3

39,4

39,5

в Витебской области

Витебский облисполком

 

26,8

27,0

27,3

27,6

27,9

в Гомельской области

Гомельский облисполком

 

19,7

19,9

20,1

20,3

20,5

в Гродненской области

Гродненский облисполком

 

27,8

27,9

28,0

28,1

28,2

в Минской области

Минский облисполком

 

45,2

45,4

45,6

45,8

46,0

в Могилевской области

Могилевский облисполком

 

35,6

35,8

36,0

36,2

36,5

в г. Минске

Минский горисполком

 

57,5

57,6

57,8

58,0

59,0

7. Удельный вес инвестиций субъектов малого и среднего предпринимательства в основной капитал в общем объеме инвестиций в основной капитал:

 

процентов

 

 

 

 

 

в Республике Беларусь

Минэкономики

 

38,5

39,1

39,4

39,7

40,1

в Брестской области

Брестский облисполком

 

39,1

39,3

39,4

39,5

39,6

в Витебской области

Витебский облисполком

 

33,5

33,7

33,9

34,3

34,5

в Гомельской области

Гомельский облисполком

 

18,5

18,8

19,0

19,1

19,2

в Гродненской области

Гродненский облисполком

 

22,3

22,5

22,6

22,7

22,9

в Минской области

Минский облисполком

 

46,4

47,0

47,4

47,8

48,3

в Могилевской области

Могилевский облисполком

 

44,5

44,7

45,0

45,2

45,5

в г. Минске

Минский горисполком

 

51,4

52,6

53,9

55,3

56,9

Задача 4. Стимулирование деловой инициативы, обучение навыкам предпринимательства и популяризация предпринимательской деятельности

8. Количество созданных юридических лиц субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. действующих юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства:

 

единиц

 

 

 

 

 

в Республике Беларусь

Минэкономики

 

78,7

80,2

80,9

81,9

82,8

в Брестской области

Брестский облисполком

 

45,0

50,0

55,0

58,0

60,0

в Витебской области

Витебский облисполком

 

72,4

72,6

72,8

73,0

73,2

в Гомельской области

Гомельский облисполком

 

68,0

68,0

68,0

68,0

68,0

в Гродненской области

Гродненский облисполком

 

56,0

57,0

58,0

59,0

60,0

в Минской области

Минский облисполком

 

72,4

72,7

73,0

73,3

73,5

в Могилевской области

Могилевский облисполком

 

70,5

70,5

70,5

70,5

70,5

в г. Минске

Минский горисполком

 

98,1

99,3

100,5

101,8

103,2

 

 

Приложение 2

к Государственной программе
«Малое и среднее предпринимательство»
на 2021–2025 годы

КОМПЛЕКС
мероприятий по реализации Государственной программы

Название мероприятия

Срок реализации, годы

Заказчики

Источники финансирования

Задача 1. Укрепление институциональной базы

1. Создание специализированной организации*

2022

Минэкономики, БФФПП, Банк развития

2. Разработка и нормативное закрепление стимулирующих мер для организаций, оказывающих услуги бизнесу, в целях расширения ими линейки услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличения количества обслуживаемых субъектов малого и среднего предпринимательства и роста объема услуг, в том числе оказываемых с использованием современных цифровых технологий*

2022–2023

Минэкономики, республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком

3. Совершенствование механизмов и условий предоставления государственной финансовой и нефинансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, организациям, оказывающим услуги бизнесу, а также определение единых подходов по оценке эффективности использования государственной финансовой и нефинансовой поддержки*

2022–2023

Минэкономики, Минфин, облисполкомы, Минский горисполком

4. Оказание содействия субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в реализации ими задач по поддержке малого и среднего предпринимательства в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»

2021–2025

облисполкомы, Минский горисполком

местные бюджеты

5. Информационное обеспечение субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства путем предоставления и актуализации государственных информационно-правовых ресурсов

2021–2025

»

»

6. Создание института омбудсмена по защите прав предпринимателей

2023

Минэкономики

7. Уточнение критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства с учетом передового международного опыта*

2022

Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком

Задача 2. Упрощение регуляторных условий и администрирования бизнес-процессов

8. Либерализация уголовной ответственности за экономические преступления*

2021–2022

Минюст, Минэкономики, республиканские органы государственного управления

9. Определение юридической силы письменных разъяснений республиканских органов государственного управления по вопросам применения нормативных правовых актов*

2022

Минюст, Минэкономики

10. Расширение использования механизмов удаленных проверок в отношении деятельности малого и среднего предпринимательства

2024

МНС

11. Разработка и введение индекса административной нагрузки на бизнес

2022

Минэкономики

12. Сокращение административной нагрузки на бизнес на 10 процентов ежегодно с года его введения*

2023–2025

»

13. Внедрение института саморегулирования и сорегулирования по отдельным видам экономической деятельности*

2023

Минэкономики, Минюст, республиканские органы государственного управления

14. Совершенствование (упрощение) оснований подачи заявления о банкротстве должником и кредитором, а также повышение открытости и прозрачности процедур банкротства*

2021

Минэкономики

15. Совершенствование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства и упрощения налогового администрирования*

2023

Минфин, Минэкономики, МНС, республиканские органы государственного управления

16. Совершенствование арендных отношений*

2021

Госкомимущество, Минэкономики

17. Выработка подходов по внесению изменений в законодательство по уточнению требований к объекту, в котором осуществляется продажа ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней

2021

Минфин, МАРТ, МВД

18. Включение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в перечень товаров длительного пользования, на период устранения недостатков или замены которых потребителю безвозмездно не предоставляется аналогичный товар, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778*

2021

МАРТ, Минфин

Задача 3. Укрепление потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства

19. Оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»

2021–2025

Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком, БФФПП

республиканский бюджет (в том числе средства, выделяемые БФФПП), местные бюджеты, собственные средства БФФПП

20. Реализация собственных программ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства (в том числе за счет привлечения денежных средств международных организаций)

2021–2025

Банк развития

средства Банка развития, в том числе привлеченные

 

 

ОАО «АСБ Беларусбанк»**

кредиты ОАО «АСБ Беларусбанк», в том числе за счет привлеченных средств (за исключением средств Банка развития)

 

 

ОАО «Белагропромбанк»**

кредиты ОАО «Белагропромбанк», в том числе за счет привлеченных средств (за исключением средств Банка развития)

 

 

ОАО «Белинвестбанк»**

кредиты ОАО «Белинвестбанк», в том числе за счет привлеченных средств (за исключением средств Банка развития)

21. Создание организационно-правовых основ для развития гарантийного механизма поддержки, оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства*

2021–2022

Минэкономики, Банк развития

22. Предоставление поручительств (гарантий), обеспечивающих исполнение субъектами малого и среднего предпринимательства обязательств по кредитным договорам, договорам финансовой аренды (лизинга), заключаемым банками с данными субъектами

2021–2025

БФФПП

23. Поддержка малого и среднего предпринимательства в малых и средних городах Республики Беларусь, в том числе создание мобильной и десктопной версии информационного интерактивного ресурса «Карта инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь»

2021–2023

Минэкономики

иные источники (средства международной технической помощи)

24. Создание организационно-правовых основ для развития венчурного финансирования*

2021

Минэкономики, Банк развития

25. Устранение пробелов в правовом регулировании деятельности сервисов онлайн-заимствования*

2021–2022

Национальный банк, Минэкономики

26. Проведение бирж субконтрактов в промышленности

2021–2025

Минэкономики

республиканский бюджет

27. Вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в кооперационные цепочки при производстве товаров (узлов, комплектующих) крупными предприятиями машиностроения, деревообработки, легкой промышленности, строительства и другими

2021–2025

Минпром, Минэкономики, Минстройархитектуры, концерны «Беллесбумпром», «Беллегпром», облисполкомы, Минский горисполком

28. Создание правовых условий для оказания государственной поддержки кластерных проектов*

2021–2022

Минэкономики, ГКНТ, облисполкомы, Минский горисполком

Задача 4. Стимулирование деловой инициативы, обучение навыкам предпринимательства и популяризация предпринимательской деятельности

29. Проведение национального конкурса «Предприниматель года», содействие в проведении мероприятий Белорусской недели предпринимательства и Всемирной недели предпринимательства

2021–2025

Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком

республиканский бюджет, местные бюджеты

30. Организация и проведение детского конкурса «Бизнес глазами детей»

2021–2025

Гродненский облисполком

местный бюджет

31. Проведение ярмарок инновационных идей, бизнес-форумов, круглых столов с участием представителей общественных объединений предпринимателей по вопросам развития предпринимательства, семинаров по правовым и финансовым основам предпринимательской деятельности

2021–2025

облисполкомы, Минский горисполком

местные бюджеты

32. Обслуживание и продвижение интернет-сайта Могилевским облисполкомом по вопросам содействия развитию и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

2021–2025

Могилевский облисполком

местный бюджет

33. Освещение в печатных и электронных средствах массовой информации, радио- и телепередачах информации по актуальным вопросам развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организация и проведение тематических прямых, «горячих» телефонных линий и иных мероприятий с участием прессы

2021–2025

облисполкомы, Минский горисполком

местные бюджеты

34. Подготовка и распространение методических пособий, каталогов, справочных изданий, иной полиграфической (электронной) продукции, видеоматериалов по организации и осуществлению предпринимательской деятельности

2021–2025

»

»

35. Развитие и продвижение интернет-сайтов субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также продвижение услуг, оказываемых субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в местных средствах массовой информации, а также социальных сетях

2021–2025

»

»

36. Организационно-информационная поддержка стартап-движения в Республике Беларусь

2021–2025

Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком

»

37. Организация ярмарок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, торгующих белорусскими товарами, с предоставлением площадок на землях общего пользования

2021–2025

облисполкомы

38. Разработка интенсивных обучающих программ о налогообложении в Республике Беларусь для субъектов малого и среднего предпринимательства

2022

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

 

______________________________

* Выполнение мероприятия связано с реализацией мер правового регулирования, предусмотренных в приложении 6.

** Ответственные за реализацию соответствующего мероприятия не являются заказчиками Государственной программы.

 

 

Приложение 3

к Государственной программе
«Малое и среднее предпринимательство»
на 2021–2025 годы
(в редакции постановления
Совета Министров
Республики Беларусь
31.12.2021 № 798)

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ
финансирования мероприятий Государственной программы

Источники финансирования

Заказчик

Объемы финансирования (в текущих ценах, белорусских рублей)

всего

в том числе по годам

2021

2022

2023

2024

2025

Задача 1. Укрепление институциональной базы

Всего

 

11 177 326,5

2 071 948,5

2 261 950,0

2 272 616,0

2 283 347,0

2 287 465,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

местные бюджеты, всего

 

11 177 326,5

2 071 948,5

2 261 950,0

2 272 616,0

2 283 347,0

2 287 465,0

 

Брестский облисполком

270 000,0

115 000,0

40 000,0

40 000,0

40 000,0

35 000,0

 

Витебский облисполком

9 050 315,0

1 850 000,0

1 800 135,0

1 800 000,0

1 800 000,0

1 800 180,0

 

Гомельский облисполком

284 550,0

44 550,0

50 000,0

55 000,0

65 000,0

70 000,0

 

Гродненский облисполком

320 000,0

80 000,0

80 000,0

80 000,0

80 000,0

 

Минский облисполком

432 998,5

32 998,5

100 000,0

100 000,0

100 000,0

100 000,0

 

Могилевский облисполком

628 000,0

157 000,0

157 000,0

157 000,0

157 000,0

 

Минский горисполком

191 463,0

29 400,0

34 815,0

40 616,0

41 347,0

45 285,0

Задача 2. Упрощение регуляторных условий и администрирования бизнес-процессов

Задача 3. Укрепление потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства

Всего

 

31 393 558 451,4

6 077 493 791,1

6 183 638 574,9

6 276 704 533,7

6 377 464 918,9

6 478 256 632,8

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

республиканский бюджет, всего

 

16 635 922,9

3 059 074,6

3 173 106,9

3 316 336,7

3 465 576,9

3 621 827,8

 

Минэкономики

22 568,3

720,0

5 106,9

5 336,7

5 576,9

5 827,8

 

БФФПП

16 613 354,6

3 058 354,6

3 168 000,0

3 311 000,0

3 460 000,0

3 616 000,0

местные бюджеты, всего

 

58 159 378,5

7 377 466,5

11 878 568,0

12 394 197,0

12 960 342,0

13 548 805,0

 

Брестский облисполком

17 666 537,0

3 163 290,0

3 386 110,0

3 540 152,0

3 701 617,0

3 875 368,0

 

Витебский облисполком

1 500 635,0

139 000,0

245 815,0

307 250,0

371 600,0

436 970,0

 

Гомельский облисполком

4 696 150,0

872 400,0

906 950,0

931 050,0

970 600,0

1 015 150,0

 

Гродненский облисполком

6 416 020,0

797 375,0

1 306 658,0

1 369 825,0

1 436 325,0

1 505 837,0

 

Минский облисполком

6 997 701,5

1 453 951,5

1 386 950,0

1 386 050,0

1 385 600,0

1 385 150,0

 

Могилевский облисполком

16 016 200,0

46 450,0

3 715 950,0

3 895 050,0

4 084 600,0

4 274 150,0

 

Минский горисполком

4 866 135,0

905 000,0

930 135,0

964 820,0

1 010 000,0

1 056 180,0

собственные средства БФФПП

БФФПП

5 570 000,0

1 500 000,0

951 000,0

994 000,0

1 039 000,0

1 086 000,0

средства Банка развития, в том числе привлеченные

Банк развития

800 000 000,0

160 000 000,0

160 000 000,0

160 000 000,0

160 000 000,0

160 000 000,0

кредиты ОАО «АСБ Беларусбанк», в том числе за счет привлеченных средств (за исключением средств Банка развития)

ОАО «АСБ Беларусбанк»*

12 000 000 000,0

2 200 000 000,0

2 300 000 000,0

2 400 000 000,0

2 500 000 000,0

2 600 000 000,0

кредиты ОАО «Белагропромбанк», в том числе за счет привлеченных средств (за исключением средств Банка развития)

ОАО «Белагропромбанк»*

7 500 000 000,0

1 500 000 000,0

1 500 000 000,0

1 500 000 000,0

1 500 000 000,0

1 500 000 000,0

кредиты ОАО «Белинвестбанк», в том числе за счет привлеченных средств (за исключением средств Банка развития)

ОАО «Белинвестбанк»*

11 000 000 000,0

2 200 000 000,0

2 200 000 000,0

2 200 000 000,0

2 200 000 000,0

2 200 000 000,0

иные источники (средства международной технической помощи)

Минэкономики

13 193 150,0

5 557 250,0

7 635 900,0

Задача 4. Стимулирование деловой инициативы, обучение навыкам предпринимательства и популяризация предпринимательской деятельности

Всего

 

1 677 773,0

255 257,4

339 116,1

352 220,5

361 391,2

369 787,8

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

республиканский бюджет, всего

Минэкономики

535 948,0

79 182,4

106 766,1

111 570,5

116 591,2

121 837,8

местные бюджеты, всего

 

1 141 825,0

176 075,0

232 350,0

240 650,0

244 800,0

247 950,0

 

Брестский облисполком

88 850,0

16 600,0

17 050,0

17 950,0

18 400,0

18 850,0

 

Витебский облисполком

135 850,0

23 600,0

27 050,0

27 950,0

28 400,0

28 850,0

 

Гомельский облисполком

69 300,0

13 050,0

13 050,0

13 950,0

14 400,0

14 850,0

 

Гродненский облисполком

172 875,0

20 625,0

37 050,0

37 950,0

38 400,0

38 850,0

 

Минский облисполком

69 300,0

13 050,0

13 050,0

13 950,0

14 400,0

14 850,0

Могилевский облисполком

255 800,0

23 550,0

57 050,0

57 950,0

58 400,0

58 850,0

Минский горисполком

349 850,0

65 600,0

68 050,0

70 950,0

72 400,0

72 850,0

Всего по Государственной программе

31 406 413 550,9

6 079 820 997,0

6 186 239 641,0

6 279 329 370,2

6 380 109 657,1

6 480 913 885,6

в том числе:

 

 

 

 

 

 

республиканский бюджет, всего

 

17 171 870,9

3 138 257,0

3 279 873,0

3 427 907,2

3 582 168,1

3 743 665,6

 

Минэкономики

558 516,3

79 902,4

111 873,0

116 907,2

122 168,1

127 665,6

 

БФФПП

16 613 354,6

3 058 354,6

3 168 000,0

3 311 000,0

3 460 000,0

3 616 000,0

местные бюджеты, всего

 

70 478 530,0

9 625 490,0

14 372 868,0

14 907 463,0

15 488 489,0

16 084 220,0

 

Брестский облисполком

18 025 387,0

3 294 890,0

3 443 160,0

3 598 102,0

3 760 017,0

3 929 218,0

 

Витебский облисполком

10 686 800,0

2 012 600,0

2 073 000,0

2 135 200,0

2 200 000,0

2 266 000,0

 

Гомельский облисполком

5 050 000,0

930 000,0

970 000,0

1 000 000,0

1 050 000,0

1 100 000,0

 

Гродненский облисполком

6 908 895,0

818 000,0

1 423 708,0

1 487 775,0

1 554 725,0

1 624 687,0

 

Минский облисполком

7 500 000,0

1 500 000,0

1 500 000,0

1 500 000,0

1 500 000,0

1 500 000,0

 

Могилевский облисполком

16 900 000,0

70 000,0

3 930 000,0

4 110 000,0

4 300 000,0

4 490 000,0

 

Минский горисполком

5 407 448,0

1 000 000,0

1 033 000,0

1 076 386,0

1 123 747,0

1 174 315,0

собственные средства БФФПП

БФФПП

5 570 000,0

1 500 000,0

951 000,0

994 000,0

1 039 000,0

1 086 000,0

средства Банка развития, в том числе привлеченные

Банк развития

800 000 000,0

160 000 000,0

160 000 000,0

160 000 000,0

160 000 000,0

160 000 000,0

кредиты ОАО «АСБ Беларусбанк», в том числе за счет привлеченных средств (за исключением средств Банка развития)

ОАО «АСБ Беларусбанк»*

12 000 000 000,0

2 200 000 000,0

2 300 000 000,0

2 400 000 000,0

2 500 000 000,0

2 600 000 000,0

кредиты ОАО «Белагропромбанк», в том числе за счет привлеченных средств (за исключением средств Банка развития)

ОАО «Белагропромбанк»*

7 500 000 000,0

1 500 000 000,0

1 500 000 000,0

1 500 000 000,0

1 500 000 000,0

1 500 000 000,0

кредиты ОАО «Белинвестбанк», в том числе за счет привлеченных средств (за исключением средств Банка развития)

ОАО «Белинвестбанк»*

11 000 000 000,0

2 200 000 000,0

2 200 000 000,0

2 200 000 000,0

2 200 000 000,0

2 200 000 000,0

иные источники (средства международной технической помощи)

Минэкономики

13 193 150,0

5 557 250,0

7 635 900,0

 

______________________________

* Ответственные за реализацию соответствующего мероприятия не являются заказчиками Государственной программы.

 

 

Приложение 4

к Государственной программе
«Малое и среднее предпринимательство»
на 2021–2025 годы

СВЕДЕНИЯ
о сопоставимости сводных целевых показателей, целевых показателей Государственной программы с индикаторами достижения Целей устойчивого развития

Наименование Цели устойчивого развития

Задача

Индикаторы

Соответствующая задача Государственной программы

Сопоставимые показатели Государственной программы

Цель 9. Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям

задача 9.3. Расширить доступ мелких промышленных и прочих предприятий, особенно в развивающихся странах, к финансовым услугам, в том числе к недорогим кредитам, и усилить их интеграцию в производственно-сбытовые цепочки и рынки

9.3.1. Доля мелких предприятий в совокупном объеме чистой продукции промышленности

9.3.2. Доля мелких предприятий, имеющих кредит или кредитную линию

укрепление институциональной базы

упрощение регуляторных условий и администрирования бизнес-процессов
укрепление потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства

количество юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. занятых в экономике

коэффициент активности субъектов малого и среднего предпринимательства

удельный вес выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки

удельный вес инвестиций субъектов малого и среднего предпринимательства в основной капитал в общем объеме инвестиций в основной капитал

 

 

Приложение 5

к Государственной программе
«Малое и среднее предпринимательство»
на 2021–2025 годы

СВЕДЕНИЯ
о методике расчета целевого показателя Государственной программы

Наименование показателя

Единица измерения

Определение показателя

Временные характеристики показателя

Алгоритм формирования (формула) и методологические пояснения к показателю

Показатели, используемые в формуле

Метод сбора информации, формы отчетности

Ответственный за сбор данных по показателю

Коэффициент активности субъектов малого и среднего предпринимательства

единиц

характеризует вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в основные экономические показатели

годовая

Дввп – доля субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте

Дк – доля количества субъектов малого и среднего предпринимательства в общем количестве субъектов хозяйствования

Дн – доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений

Дз – доля занятых в микроорганизациях, малых и средних организациях, а также индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике

n – количество показателей, используемых для расчетов

1-мп «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности малой организации»

1-мп (микро) «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности микроорганизации»

1-сх (КФХ) «Анкета о деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства»

иные государственные статистические наблюдения по статистике финансов, труда

государственные статистические наблюдения по статистике труда

административные данные МНС

Белстат, МНС

 

 

Приложение 6

к Государственной программе
«Малое и среднее предпринимательство»
на 2021–2025 годы

МЕРЫ
правового регулирования в сфере реализации Государственной программы

Вид и тематика нормативного правового акта

Цель разработки

Срок внесения проекта правого акта, годы

Ответственный

1. Проект Указа Президента Республики Беларусь о мерах по совершенствованию работы по привлечению инвестиций и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

создание специализированной организации

2021

Минэкономики

2. Проекты нормативных правовых актов о совершенствовании механизмов и условий предоставления государственной финансовой и нефинансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, организациям, оказывающим услуги бизнесу

совершенствование механизмов и условий оказания государственной финансовой и нефинансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, организациям, оказывающим услуги бизнесу, определение единых подходов по оценке эффективности использования государственной финансовой и нефинансовой поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства, субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, организациями, оказывающими услуги бизнесу

2022–2023

Минэкономики, Минфин, облисполкомы, Минский горисполком

3. Проект Закона Республики Беларусь об изменении Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства»

изменение подходов к определению субъектного состава сектора малого и среднего предпринимательства (уточнение критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства с учетом передового международного опыта)

2022

Минэкономики

4. Проекты законов Республики Беларусь об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

внесение изменений в части:

сокращения оснований для привлечения к уголовной и административной ответственности за правонарушения в экономической сфере

обеспечения соразмерности наказания совершенному правонарушению

исключения оценочных категорий

ограничения на этапе предварительного расследования и судебного производства по экономическим преступлениям избрания в отношении подозреваемых или обвиняемых меры пресечения в виде содержания под стражей в пользу расширения применения меры пресечения в виде домашнего ареста или залога

2021–2022

Минюст, Минэкономики, республиканские органы государственного управления

5. Проект Закона Республики Беларусь об изменении Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах»

определение юридической силы письменных разъяснений республиканских органов государственного управления

2022

Минюст, Минэкономики

6. Проекты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы осуществления предпринимательской деятельности

внесение изменений в целях сокращения административной нагрузки на бизнес

2023–2025

Минэкономики в координации с малым и средним предпринимательством, республиканские органы государственного управления

7. Проекты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы внедрения института саморегулирования и сорегулирования в отношении отдельных видов экономической деятельности

практическая реализация передачи части административных функций регуляторов соответствующих отраслей созданным организациям саморегулирования и (или) сорегулирования

2022

Минэкономики, Минюст, республиканские органы государственного управления

8. Проект Закона Республики Беларусь «О разрешении неплатежеспособности»

совершенствование (упрощение) оснований подачи заявления о банкротстве должником и кредитором, а также повышение открытости и прозрачности процедур банкротства

2021

Минэкономики

9. Проект Закона Республики Беларусь об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь, проекты иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы налогообложения

внесение изменений, предусматривающих оптимизацию налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства и упрощение налогового администрирования в целях стимулирования предпринимательской активности и деловой инициативы (с учетом результатов проработки вопроса о снижении налоговой нагрузки)

2023

Минфин, Минэкономики, МНС, республиканские органы государственного управления

10. Проект Указа Президента Республики Беларусь об изменении Указа Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом»

внесение изменений в части совершенствования арендных отношений в целях:

снижения нижней границы коэффициента спроса на недвижимое имущество, технического состояния недвижимого имущества и коммерческой выгоды от сдачи в аренду и (или) от использования арендуемого имущества, применяемого при расчете ставки арендной платы к базовой ставке

приостановления уплаты арендной платы на период проведения капитального ремонта недвижимого имущества, его реконструкции, модернизации, а также в иных случаях, когда по не зависимым от арендатора (ссудополучателя) причинам он не может пользоваться арендованным (полученным в безвозмездное пользование) недвижимым имуществом

2021

Госкомимущество, Минэкономики

11. Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»

включение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в перечень товаров длительного пользования, на период устранения недостатков или замены которых потребителю безвозмездно не предоставляется аналогичный товар, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778

2021

МАРТ, Минфин

12. Проект Указа Президента Республики Беларусь об изменении Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь»

уточнение задачи по оказанию поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства

2021–2022

Банк развития

13. Проект Указа Президента Республики Беларусь о развитии венчурного финансирования

создание организационно-правовых основ для развития венчурного финансирования

2021

Минэкономики, Банк развития

14. Проект Указа Президента Республики Беларусь «О сервисах онлайн-заимствования»

создание благоприятной регуляторной среды для коллективного финансирования

2021–2022

Национальный банк, Минэкономики

15. Нормативные правовые акты, регулирующие порядок формирования кластеров и предусматривающие государственную поддержку кластерных проектов

определение порядка формирования кластеров и условий государственной поддержки кластерных проектов

2021–2022

Минэкономики, ГКНТ, облисполкомы, Минский горисполком

 

 

Приложение 7

к Государственной программе
«Малое и среднее предпринимательство»
на 2021–2025 годы

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ,
необходимые для реализации Государственной программы

Название мероприятия

Срок реализации, годы

Ответственные

1. Проведение анализа потенциала существующих субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, иных организаций, оказывающих услуги бизнесу

2021–2022

Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком, Ассоциация инфраструктуры поддержки предпринимательства

2. Рассмотрение вопроса о необходимости внесения изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств» и иные нормативные правовые акты, направленные на стимулирование передачи инновационных разработок, технологий, разработанных за счет бюджетных средств, субъектам малого и среднего предпринимательства

2021

ГКНТ, Минэкономики

3. Проведение секторального анализа и подготовка по его результатам отчета с выбором пилотных видов деятельности для реализации секторальных и региональных инициатив по развитию малого и среднего предпринимательства

2023

Минэкономики, облисполкомы и Минский горисполком, Ассоциация инфраструктуры поддержки предпринимательства

4. Мониторинг вовлеченности субъектов малого и среднего предпринимательства в государственные закупки и выработка предложений об увеличении их доли в общем объеме государственных закупок

2022–2025

МАРТ, Минэкономики

5. Привлечение международной технической помощи для развития стартап-движения и малого инновационного предпринимательства

2021–2025

Минэкономики, ГКНТ

6. Определение приоритетных видов деятельности для формирования кластеров с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, в том числе на основании имеющихся успешных кейсов

2022–2023

Минэкономики, ГКНТ, облисполкомы и Минский горисполком

7. Подготовка и реализация не менее трех проектов по формированию инновационно-промышленных кластеров в социально значимых сферах жизнедеятельности

2023

»

8. Проведение мероприятий по продвижению разработанных типовых проектов с привлечением/приглашением потенциально заинтересованных в кооперации и формировании кластеров субъектов малого и среднего предпринимательства

2024–2025

»

9. Анализ уровня цифровизации субъектов малого и среднего предпринимательства с подготовкой отчета, содержащего предложения по приоритетным направлениям поддержки ускорения цифровой трансформации субъектов малого и среднего предпринимательства

2022

Минэкономики, Минсвязи

10. Проведение мероприятий по повышению потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства по применению цифровых решений для оптимизации бизнес-процессов и повышения конкурентоспособности на местном и международных рынках

2022–2025

Минэкономики, МНС, Минсвязи

11. Проведение правового мониторинга Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 394 «О предоставлении и привлечении займов» и подготовка проекта Указа Президента Республики Беларусь об изменении Указа Президента Республики Беларусь «О предоставлении и привлечении займов» (при необходимости)

2022

Национальный банк, Минэкономики

12. Функционирование и дальнейшее развитие нефинансовых сервисов для бизнеса

2021–2025

банки

13. Укрепление потенциала центра поддержки и развития женского предпринимательства

2021–2025

ОАО «Белинвестбанк»

14. Разработка и внедрение экосистемы (платформа онлайн-обучения)

2021–2025

ОАО «Белинвестбанк», ОАО «БПС-Сбербанк»

15. Развитие собственной экосистемы, включающей сеть из центров притяжения «Igrow»

2021–2025

ОАО «Белагропромбанк»

16. Проведение бесплатных семинаров и тренингов по улучшению профессиональных навыков собственников малого и среднего бизнеса (Академия бизнеса), предоставление бизнес-клиентам ОАО «Альфа-банк» пространства для встреч с партнерами, нетворкинга, обучения сотрудников, проведения презентаций (Альфа-Бизнес Хаб)

2021–2025

ЗАО «Альфа-Банк»

17. Обеспечение доступа представителей бизнеса к образовательным ресурсам, сервисам и мероприятиям, способствующим росту и развитию бизнеса (сервис-бизнес в стиле FLEX)

2021–2025

ЗАО «МТБанк»

18. Выпуск серий передач в рамках интерактивно-образовательного шоу для бизнес-аудитории

2021

ЗАО «МТБанк», ОАО «БПС-Сбербанк»

19. Разработка интернет-ресурса «МТБлог» (в целях повышения финансовой грамотности бизнес-сообщества)

2021

ЗАО «МТБанк»

20. Разработка и внедрение BelVEB Business HUB (онлайн-платформа продаж и сервиса для бизнеса)

2021–2025

ОАО «Белвнешэкономбанк»

21. Привлечение средств международных кредитно-финансовых организаций (в том числе Европейского инвестиционного банка, Евразийского банка развития) для целей развития малого и среднего предпринимательства

2021–2025

ОАО «АСБ Беларусбанк»

22. Организация и проведение обучающих мероприятий (совещаний, семинаров, вебинаров) для субъектов малого и среднего предпринимательства

2021–2025

»

 

 

Приложение 8

к Государственной программе
«Малое и среднее предпринимательство»
на 2021–2025 годы

МЕРОПРИЯТИЯ,
направленные на реализацию задач Государственной программы, финансируемые в рамках иных государственных программ

Наименование мероприятия

Срок реализации, годы

Ответственные

1. Создание национальной торгово-кооперационной платформы для предприятий Республики Беларусь

2021–2025

Минсвязи (РУП «Белпочта»), Минэкономики, БФФПП

2. Создание электронной платформы оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности

2022

Минэкономики, республиканские органы государственного управления

3. Создание и актуализация общедоступного электронного банка судебных решений

2021–2025

НЦПИ, Верховный Суд

4. Техническая поддержка и сопровождение государственного информационного ресурса «Реестр административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

2021–2025

Минэкономики

5. Техническая поддержка, сопровождение и модернизация Единого реестра лицензий

2021–2025

Минэкономики, Минсвязи

6. Развитие Единой площадки информирования о неиспользуемом и неэффективно используемом имуществе и земельных участках

2021–2023

Госкомимущество

7. Содействие безработным в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма: оказание консультативной, методической и правовой помощи, обучение правовым и финансовым основам предпринимательской деятельности, предоставление финансовой поддержки в виде субсидий

2021–2025

облисполкомы, Минский горисполком

8. Проведение информационно-просветительской кампании о возможностях субъектов малого и среднего предпринимательства в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, обучающих семинаров по вопросам внедрения и сертификации систем управления окружающей средой

2021–2025

Минприроды

9. Проведение обучающих семинаров для малого и среднего предпринимательства по вопросам трансфера технологий, интеллектуальной собственности

2021–2025

Республиканский центр трансфера технологий, Академия управления при Президенте Республики Беларусь

10. Организация повышения квалификации руководителей, заместителей руководителей комитетов, управлений (отделов) экономики облисполкомов и Минского горисполкома, горисполкомов, райисполкомов, курирующих вопросы предпринимательской деятельности, и лиц, включенных в резерв на эти должности

2021–2025

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

11. Проведение Республиканской олимпиады по финансовой грамотности среди учащихся учреждений общего среднего образования

2021–2025 ежегодно

Национальный банк, Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком

12. Развитие проекта «Университет 3.0» в учреждениях высшего образования

2021–2025

Минобразование

13. Проведение конкурса научных работ по теории предпринимательства

2021–2025

Академия управления при Президенте Республики Беларусь