ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

18 января 2021 г. № 21

О Государственной программе «Массовая информация и книгоиздание» на 2021–2025 годы

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2022 г. № 31 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.01.2022, 5/49870) <C22200031>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2022 г. № 894 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.12.2022, 5/51143) <C22200894>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2023 г. № 796 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.11.2023, 5/52393) <C22300796>

 

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Государственную программу «Массовая информация и книгоиздание» на 2021–2025 годы (далее, если не указано иное, – Государственная программа) (прилагается).

2. Определить:

ответственным заказчиком Государственной программы Министерство информации (далее – Мининформ);

заказчиками Государственной программы Мининформ, Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство обороны, облисполкомы, Минский горисполком, Национальную государственную телерадиокомпанию (далее – Белтелерадиокомпания).

3. Возложить персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Государственной программы на Министра информации, председателей облисполкомов и Минского горисполкома, а также руководителей государственных органов и иных государственных организаций, являющихся заказчиками Государственной программы.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

Р.Головченко

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
18.01.2021 № 21

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
«Массовая информация и книгоиздание» на 2021–2025 годы

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственная программа подготовлена в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь в целях комплексного подхода к поддержке и развитию функционально взаимосвязанных отраслей телевизионных, радиовещательных и печатных средств массовой информации, сетевых изданий и книгоиздания.

Государственная программа направлена на достижение приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы, решение задач государственной политики в сфере массовой информации, издательской деятельности.

Масштаб влияния медиаотрасли на государство и общество значителен. Средства массовой информации (далее, если не указано иное, – СМИ) информируют о происходящем, распространяют знание, опыт, формируют общественное мнение, осуществляют социальный контроль, сохраняют язык и культуру.

Информационная, образовательная и культурно-духовная деятельность СМИ и организаций, осуществляющих издательскую деятельность, является одним из важнейших условий, способствующих решению ключевых задач государственной политики, а также развитию гражданского общества. Поддержка создания качественного информационного и издательского продукта и его гарантированное доведение до населения являются одними из основных задач государства.

Уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику страны. От этого уровня в значительной степени зависят поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность.

ГЛАВА 2
ПЕЧАТНЫЕ СМИ

Печатные СМИ являются значительным сегментом информационного поля страны.

На 1 ноября 2020 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 1628 печатных СМИ (722 газеты, 865 журналов, 31 бюллетень, 8 каталогов, 2 альманаха), из них государственных – 438 (214 газет, 213 журналов, 11 бюллетеней), негосударственных – 1190 (508 газет, 652 журнала, 20 бюллетеней, 8 каталогов, 2 альманаха). В числе данных СМИ – 136 государственных региональных печатных СМИ, учредителями которых выступают областные, городские и районные исполнительные комитеты (118 – районных, 9 – областных, 9 – городских).

Негосударственные СМИ по общему количеству значительно превышают государственные.

Вместе с тем в сегменте массово-политических СМИ доминирует государственная пресса: общий разовый тираж ведущих республиканских массово-политических газет составил 263,7 тыс. экземпляров, государственной региональной прессы – 636,5 тыс. экземпляров (в том числе районные газеты – 482 тыс. экземпляров, областные газеты – 154,5 тыс. экземпляров).

На территории Республики Беларусь распространяется около 3 тыс. иностранных печатных СМИ, более 80 процентов из которых российские.

Рынок печатных СМИ в Республике Беларусь характеризуется высокой насыщенностью и конкурентностью.

На фоне серьезной конкуренции с альтернативными видами медиа печатные СМИ нуждаются в соответствующей их природе модификации. Газетный контент, который предлагается потребителю, должен стать уникальным рыночным предложением, качественно отличающимся от условно бесплатных медиапродуктов (интернет-ресурсов, «соцпакетных» телепрограмм, радиопрограмм).

В сфере печатных СМИ доминирует общемировая тенденция падения тиражей. Сегодня уже полностью очевидно, что газетам и журналам, чтобы сохранить свои печатные версии, надо активнее работать в интернет-пространстве. Причем не только посредством развития собственных веб-ресурсов (порталов, сайтов), но и на площадках социальных медиа (соцсетей) и мессенджеров, где сегодня сконцентрированы рекламные средства и сосредоточена огромная аудитория, включая молодежь.

Государственные СМИ за последние годы стали заметной частью белорусского сегмента сети Интернет.

Реализация государственной информационной политики предусматривает адаптацию государственных юридических лиц, на которые возложены функции редакций печатных СМИ, их коллективов к новой производственной практике в условиях цифровой трансформации национальной медиасферы. Стратегическими векторами этой адаптации являются:

активизация аналитического и образно-публицистического компонента в наполнении принт-платформы;

постепенная и оптимальная диверсификация медиапродукции в рамках одного СМИ, регулярное создание качественного мультимедийного контента для цифровых форматов.

Освоение предложенных векторов будет содействовать как усилению позиций традиционных медиапродуктов, так и увеличению совокупной аудитории редакционного бренда через новые медиаформаты.

Таким образом, приоритетным для отечественных СМИ является сохранение качества медиапродукта. На фоне возникающих «фейковых» новостей и информационных «вбросов» у аудитории возникает запрос на качественную, профессиональную и объективную журналистику. Государственным СМИ необходимо добиться прироста аудитории, в том числе за счет освоения цифровых медиаплатформ, укрепить позиции отечественной журналистики, повысить свой авторитет и уровень доверия населения к ним. 

ГЛАВА 3
ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ СМИ

Телевизионные и радиовещательные СМИ, несмотря на развитие сети Интернет, остаются самым массовым средством коммуникации, что позволяет им активно реализовывать государственную информационную политику. В современных условиях особую роль играет расширение форматов и механизмов распространения контента, в том числе посредством IPTV и OTT-платформ. Кроме того, государственные теле-, радиовещательные СМИ активно работают в социальных сетях, YouTube и Telegram-каналах, значительно расширяя свою аудиторию и влияя на формирование общественного мнения.

Приоритетной задачей телерадиовещания в настоящее время является удовлетворение потребностей населения в получении объективной, своевременной и исчерпывающей информации в рамках реализации государственной информационной политики, рост доверия населения к СМИ.

На 1 ноября 2020 г. медийное поле Республики Беларусь представлено 261 телерадиовещательным СМИ (из них 180 – государственной и 81 – негосударственной формы собственности) различной тематической направленности.

В Беларуси осуществляют деятельность 98 национальных телевизионных СМИ, из них 44 – государственных, в том числе 10 республиканских телепрограмм:

«Беларусь 1», «Беларусь 2», «Беларусь 3», «Беларусь 5», «Беларусь 5 Интернет», «Беларусь 24» и «НТВ-Беларусь» (учредитель – Белтелерадиокомпания);

«Общенациональное телевидение» (учредитель – ЗАО «Второй национальный телеканал»);

«Столичное телевидение» и «Россия-Беларусь» (учредитель – ЗАО «Столичное телевидение»).

В систему Белтелерадиокомпании входят «Телерадиокомпания «Брест», «Телерадиокомпания «Витебск», «Телерадиокомпания «Гомель», «Телерадиокомпания «Гродно», «Телерадиокомпания «Могилев», которые являются редакциями региональных телепрограмм «Беларусь 4» Брест», «Беларусь 4» Витебск», «Беларусь 4» Гомель», «Беларусь 4» Гродно», «Беларусь 4» Могилев», которые осуществляют вещание в каждом регионе. Данные телепрограммы входят в региональный пакет интерактивного телевидения «ZALA» РУП «Белтелеком».

Все республиканские телепрограммы осуществляют вещание в формате высокой четкости HD.

Национальные телепрограммы обеспечивают широкий спектр тематических направлений: политическое, познавательное, развлекательное, спортивное и другие, охватывая при этом 100 процентов населения страны. Важной социальной гарантией реализации права гражданина на получение информации является законодательно закрепленное обязательное доведение до населения общедоступного пакета телепрограмм («Беларусь 1», «Беларусь 2», «Беларусь 3», «Беларусь 5», «Общенациональное телевидение», «Столичное телевидение», «Мир», «Россия-Беларусь», «НТВ-Беларусь») всеми операторами электросвязи и поставщиками услуг электросвязи.

Ведется активная работа по адаптации телевизионного продукта для лиц с нарушениями слуха, созданию специальных проектов, направленных на социальную интеграцию людей с ограниченными возможностями.

Национальное телевещание осуществляется посредством использования различных вещательных платформ и сред (наземное цифровое, эфирное, спутниковое, кабельное, IP- и ОТТ-телевидение, вещание посредством сотовой подвижной электросвязи).

Все телевизионные СМИ имеют сайты и представлены в различных социальных сетях, ведут YouTube и Telegram-каналы, группы в мессенджерах (Viber, WhatsApp и других). Предусмотрена возможность обратной связи.

Одним из требований, предъявляемых Законом Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 427-З «О средствах массовой информации» к редакциям телевизионных СМИ, является обеспечение в ежемесячном объеме вещания выпускаемых ими телепрограмм объема телепередач, аудиовизуальных произведений, иных сообщений и (или) материалов белорусского (национального) производства (далее, если не предусмотрено иное, – доля передач белорусского (национального) производства в объеме вещания телевизионных СМИ) не менее 30 процентов.

На 1 ноября 2020 г. в Государственном реестре средств массовой информации зарегистрировано 163 радиопрограммы. Из них государственных – 136, негосударственных – 27. Осуществляют вещание в FM-диапазоне 64 радиопрограммы.

Для распространения радиопрограмм широко используются современные и удобные для слушателей способы доставки радиопрограмм и информационные платформы. В последние годы наблюдается рост присутствия радиопрограмм в сети Интернет, социальных сетях, активно развивается онлайн-вещание. На интернет-площадках публикуются фото, собственные аудио- и текстовые материалы, анонсы событий и радиопередач.

Лидирующие позиции по количеству медиаресурсов, охвату населения собственным радиовещанием продолжают занимать радиопрограммы «Первый национальный канал Белорусского радио», «Канал Культура», «Радиостанция Радиус-FM», «Радиостанция Столица» и «Радиостанция Беларусь», редакцией которых выступает Белтелерадиокомпания.

ГЛАВА 4
ИНТЕРНЕТ

Развитие медиаиндустрии происходит в соответствии с очевидной мировой тенденцией, при которой уровень интереса к печатным СМИ, книгам снижается и уступает уровню интереса к таким способам передачи информации, как телевидение, радио, Интернет, что кардинально меняет структуру воспринимаемой потребителем информации. В последнее время ощутимо возрастает конкуренция отечественным традиционным медиа со стороны социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники и другие) и мессенджеров (Viber, WhatsApp, Telegram и другие). Социальные медиа становятся для белорусских граждан важным источником получения оперативной информации и популярным инструментом для общения.

Под влиянием грандиозных сдвигов в медиапотреблении, при увеличении количества источников различной информации, резком росте различного рода «фейков» государство вынуждено больше заботиться об информационной безопасности, о повышении уровня медиаграмотности и медиакультуры населения, о повышении уровня доверия к СМИ.

Кроме того, интернет-ресурсы, в первую очередь соцсети, а также мессенджеры являются также объединяющими платформами. Создаются группы по интересам самой различной направленности, включающие до нескольких тысяч человек. Именно государственные СМИ должны выступить в качестве главного субъекта информационного противодействия деструктивному влиянию в новых информационных средах.

Одним из решений данной проблемы становится появление новых государственных сетевых изданий, а также создание дополнительных каналов распространения информации традиционными СМИ.

ГЛАВА 5
КНИГОИЗДАНИЕ

Книгоиздание является одной из важнейших составляющих национальных интересов Республики Беларусь в информационной сфере, реализующей конституционные права и свободы граждан в области получения информации и пользования ею, обеспечения духовного обновления общества, сохранения и укрепления его нравственных ценностей, культурного и научного потенциала страны.

На 1 ноября 2020 г. в Государственном реестре издателей, изготовителей и распространителей печатных изданий в качестве издателей зарегистрировано 554 субъекта хозяйствования, в качестве распространителей – 1935 субъектов хозяйствования.

В 2019 году выпущено 9619 наименований книг и брошюр общим тиражом 26 млн. экземпляров. По сравнению с 2018 годом число выпущенных изданий сократилось на 0,5 процента, при этом совокупный тираж увеличился на 1,8 процента.

На белорусском языке в 2019 году издано 1271 наименование книг и брошюр общим тиражом 3,7 млн. экземпляров, что в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года меньше по названиям на 3,9 процента, по тиражу – на 13 процентов.

Удельный вес изданий на белорусском языке в 2019 году в общем объеме выпущенной в стране за этот период книжной продукции составил по названиям 13,2 процента, по тиражу – 14,2 процента.

Всего в стране за первое полугодие 2020 г. издано 3765 названий книг и брошюр общим тиражом 8 млн. экземпляров. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество названий сократилось на 19,4 процента, тираж изданий уменьшился на 32 процента.

На белорусском языке за этот период издано 473 названия книг и брошюр тиражом 1,3 млн. экземпляров, что в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года меньше по названиям на 21,8 процента, по тиражу – на 13,9 процента. Удельный вес изданий на белорусском языке в общем объеме выпущенной в стране за этот период книжной продукции составил по названиям 12,6 процента, по тиражу – 16,2 процента.

По данным статистического учета, государственными организациями, осуществляющими издательскую деятельность, подчиненными Мининформу (далее, если не предусмотрено иное, – государственные издательства), в первом полугодии 2020 г. выпущено 189 названий книг и брошюр тиражом 759 тыс. экземпляров. В общем объеме выпуска книг и брошюр продукция государственных издательств составила 5 процентов по названиям и 9,3 процента по тиражу.

Максимальным количеством выпуска книг в республике отмечен 2014 год – выпущено 11 613 названий книг и брошюр. К 2016 году падение в данном сегменте составило 17,5 процента. Затем до 2019 года наблюдалась стабилизация с некоторыми колебаниями роста (падения) в пределах 1 процента.

Основными тенденциями выпуска книг и брошюр в Республике Беларуси являлись:

плавное сокращение выпуска всех видов печатных изданий за последние десять лет (за 2010–2019 годы на 32,9 процента);

относительная стабилизация количественных показателей выпуска печатных книг (количество названий и тираж) за последние 4 года;

значительное доминирование в книжном потоке количества малотиражных изданий, удельный вес которых колеблется последние пять лет в пределах 60 процентов;

превалирование выпуска учебных изданий;

ежегодное увеличение выпуска переводных изданий.

В настоящее время наблюдается усиление конкурентных преимуществ электронных средств информации по отношению к печатным источникам преимущественно рекламного, справочного характера, а также постепенная интеграция цифровых технологий во все аспекты издательского дела.

Ключевая задача государственного регулирования в области книгоиздания состоит в достижении устойчивого, рентабельного его функционирования.

По ряду показателей, характеризующих книгоиздание, Республика Беларусь входит в число ведущих государств мира. Однако имеющиеся ресурсы используются недостаточно.

В рамках реализации Государственной программы имеются объективные предпосылки для организации более эффективного использования потенциала отечественного книгоиздания, удовлетворения потребности белорусского общества в литературе, способствующей развитию и укреплению культурного, духовного и интеллектуального потенциала нации.

Реализация Государственной программы направлена на поддержание и усиление экономических, культурологических, социальных функций книги, сохранение ее жанрового и тематического разнообразия, адаптацию к изменяющимся экономическим условиям.

Выполнение задачи Государственной программы будет способствовать получению экономического и социального эффекта за счет совершенствования управления системой книгоиздания, повышения устойчивости ее функционирования.

Особое значение при этом имеют создание качественного, конкурентоспособного продукта, усиление идеологических, социальных и образовательных функций книги, а также регулирование в сфере книгораспространения, что будет способствовать усилению мер по недопущению издания и распространения литературы деструктивной направленности, искажающей историю, традиции и культуру белорусского народа.

Основными задачами Мининформа являются реализация государственной политики в сфере массовой информации, издательской деятельности, деятельности по распространению печатных изданий и продукции СМИ, регулирование, управление и координация деятельности других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в этой сфере, а также формирование культуры массовой информации, укрепление правовых и профессиональных основ деятельности СМИ, организаций, осуществляющих издательскую деятельность.

В соответствии с возложенными задачами Мининформ разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на развитие СМИ, книгоиздания.

Эффективное решение проблемы обеспечения прав граждан в сфере информации, сохранения информационного пространства, расширения национального сегмента в книгоиздании и книгораспространении, укрепления морально-нравственных ценностей общества, а также развития культуры и сохранения культурного наследия требует поддержки со стороны государства.

ГЛАВА 6
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Целью Государственной программы является увеличение влияния СМИ на формирование позитивного общественного мнения, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала.

Достижение поставленной цели будет обеспечиваться посредством решения следующих задач:

повышение качества и конкурентоспособности государственных печатных СМИ и сетевых изданий на информационном рынке;

удовлетворение потребностей населения в получении объективной, своевременной и исчерпывающей информации в рамках реализации государственной информационной политики;

обеспечение устойчивого функционирования государственных юридических лиц, осуществляющих издательскую деятельность;

создание условий для реализации государственной политики в сфере массовой информации.

Сведения о сводном целевом показателе, характеризующем цель Государственной программы «Массовая информация и книгоиздание» на 2021–2025 годы, целевых показателях, характеризующих задачи, и их значениях определены согласно приложению 1.

Решение задач, предусмотренных Государственной программой «Массовая информация и книгоиздание» на 2021–2025 годы, будет обеспечено путем реализации комплекса мероприятий согласно приложению 2.

Ответственным заказчиком Государственной программы является Мининформ.

Заказчиками Государственной программы являются Мининформ, Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство обороны, облисполкомы, Минский горисполком, Белтелерадиокомпания.

ГЛАВА 7
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Финансовое обеспечение Государственной программы будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском и местных бюджетах, а также за счет собственных средств исполнителей мероприятий, иных источников, не запрещенных законодательством.

На реализацию Государственной программы потребуются средства в размере 1 185 371 223,1 рубля, из них из республиканского бюджета 759 827 767 рублей, из местных бюджетов – 89 801 165,1 рубля, собственных средств исполнителей мероприятий – 335 742 291 рубль, в том числе по годам:

2021 – 213 991 284,7 рубля, из них из республиканского бюджета – 135 333 054,2 рубля, местных бюджетов – 16 708 230,5 рубля, собственных средств исполнителей мероприятий – 61 950 000 рублей;

2022 – 218 789 789,8 рубля, из них из республиканского бюджета – 136 282 687,8 рубля, местных бюджетов – 17 583 502 рубля, собственных средств исполнителей мероприятий – 64 923 600 рублей;

2023 – 232 185 038,6 рубля, из них из республиканского бюджета – 147 683 961 рубль, местных бюджетов – 20 619 195,6 рубля, собственных средств исполнителей мероприятий – 63 881 882 рубля;

2024 – 254 391 887 рублей, из них из республиканского бюджета – 166 518 270 рублей, местных бюджетов – 16 975 421 рубль, собственных средств исполнителей мероприятий – 70 898 196 рублей;

2025 – 266 013 223 рубля, из них из республиканского бюджета – 174 009 794 рубля, местных бюджетов – 17 914 816 рублей, собственных средств исполнителей мероприятий – 74 088 613 рублей.

Источники и объемы финансирования мероприятий Государственной программы «Массовая информация и книгоиздание» на 2021–2025 годы определены согласно приложению 3.

ГЛАВА 8
ОСНОВНЫЕ РИСКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

При реализации Государственной программы в качестве рисков, которые могут негативно повлиять на достижение цели и решение задач, рассматриваются как внешние факторы, не зависящие от участников реализации Государственной программы, так и внутренние, возникшие в ходе ее выполнения. Внутренние факторы могут быть полностью или частично устранены.

В качестве внешних и внутренних факторов рассматриваются:

правовые риски, связанные с изменением законодательства, продолжительностью процесса формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Государственной программы, что может привести к увеличению сроков реализации ее мероприятий или изменению условий их выполнения;

финансовые риски, связанные с сокращением объемов финансирования, предусмотренных для выполнения мероприятий, в результате чего возможно сокращение или прекращение их выполнения;

организационные риски, связанные с неэффективным управлением реализацией комплекса мероприятий, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь нарушение планируемых сроков реализации Государственной программы, невыполнение ее цели и задач, снижение эффективности;

макроэкономические риски, связанные с ухудшением внутренней и внешней экономической конъюнктуры, ростом инфляции, что может оказать негативное влияние на возможность финансирования мероприятий Государственной программы из различных источников в запланированных объемах;

иные факторы, выявленные участниками реализации Государственной программы в ходе ее выполнения.

Управление рисками будет осуществляться на основе проведения ежегодного мониторинга и оценки результатов реализации мероприятий Государственной программы.

В целях минимизации воздействия рисков при реализации Государственной программы планируются:

привлечение заинтересованных сторон к обсуждению проектов документов на этапе их разработки;

ежегодное уточнение объемов финансирования, предусмотренных на реализацию Государственной программы, оптимальное распределение бюджетных средств, а также привлечение средств из иных источников, не запрещенных законодательством, в целях выполнения мероприятий Государственной программы;

проведение систематического мониторинга результативности реализации Государственной программы;

своевременная корректировка мероприятий Государственной программы;

формирование эффективной системы управления реализацией Государственной программы, повышение межведомственного взаимодействия при ее реализации;

адаптация мероприятий Государственной программы к изменяющимся социально-экономическим условиям развития отрасли.

ГЛАВА 9
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется в четыре этапа.

На первом этапе оценивается эффективность реализации мероприятий Государственной программы по формуле

 

 

где    Эм – эффективность реализации мероприятий Государственной программы в отчетном периоде;

См – оценка выполнения мероприятий Государственной программы;

Сф – степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы плановому объему финансирования.

Оценка выполнения мероприятий Государственной программы в отчетном периоде рассчитывается по формуле

 

 

где    См – оценка выполнения мероприятий Государственной программы;

M – степень реализации мероприятий Государственной программы (указывается в приложении 2 к отчету о результатах реализации Государственной программы);

n – общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном периоде.

При расчете степени реализации мероприятия учитывается следующее.

Если мероприятие направлено на достижение качественного результата (например, улучшение дизайна и качества полиграфии, создание контента с учетом его дальнейшей адаптации для различных медиаплатформ) и выполнено в течение отчетного периода, то степень выполнения определяется в 100 процентов и при расчете степени его реализации используется значение «1». Если мероприятие не выполнено в отчетный период, при этом оно выполнено в период подготовки годового отчета о результатах реализации Государственной программы, то степень его выполнения оценивается в 90 процентов и при расчете степени его реализации используется значение «0,9». В иных случаях степень выполнения мероприятия указывается в соответствии с долей выполненных работ к запланированному объему и при расчете степени реализации такого мероприятия используется соответствующий коэффициент (числовое значение указанной степени делится на 100).

По мероприятиям, предполагающим оказание поддержки, степень их выполнения определяется в том числе с учетом необходимости оказания этой поддержки. Если поддержка не оказывалась в связи с отсутствием необходимости, то степень выполнения мероприятия также определяется в 100 процентов и при расчете степени его реализации используется значение «1».

Если реализация мероприятия измеряется числовыми показателями (например, количество проводимых мероприятий), степень реализации мероприятия рассчитывается как отношение фактически достигнутого значения показателя по мероприятию Государственной программы к плановому.

Степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы плановому объему финансирования в отчетном периоде рассчитывается по формуле

 

 

где    Сф – степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы плановому объему финансирования в отчетном периоде;

Фф – фактический объем финансирования Государственной программы;

Фп – плановый объем финансирования Государственной программы.

Если значение Эм больше 1, то при расчете эффективности реализации Государственной программы оно принимается равным 1.

На втором этапе оценивается степень выполнения задач Государственной программы по формуле

 

 

где    СВз – степень выполнения задач Государственной программы в отчетном году;

СДцп – степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего выполнение задачи;

n – количество целевых показателей Государственной программы.

Степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего выполнение задачи Государственной программы, рассчитывается по формуле

 

 

где    СДцп – степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачу Государственной программы;

ЦПф – значение целевого показателя, характеризующего задачу Государственной программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

ЦПп – плановое значение целевого показателя, характеризующего задачу Государственной программы.

Если значение СДцп больше 1, то при расчете степени решения задачи Государственной программы оно принимается равным 1.

На третьем этапе оценивается степень достижения цели Государственной программы по формуле

 

 

где    СДсцп – степень достижения цели Государственной программы в отчетном году;

СЦПф – значение сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

СЦПп – плановое значение сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы.

Если значение СДсцп больше 1, то при расчете степени достижения цели Государственной программы оно принимается равным 1.

На четвертом этапе определяется эффективность реализации Государственной программы в отчетном периоде и рассчитывается по формуле

 

 

где    ЭГП – эффективность реализации Государственной программы;

СДсцп – степень достижения цели Государственной программы в отчетном году;

Эм – эффективность реализации мероприятий Государственной программы;

СВз – степень выполнения задач Государственной программы в отчетном году.

Эффективность реализации Государственной программы признается:

высокой, если значение ЭГП не менее 0,9;

средней, если значение ЭГП не менее 0,8;

удовлетворительной, если значение ЭГП не менее 0,7.

В остальных случаях эффективность реализации Государственной программы признается неудовлетворительной.

При неудовлетворительной эффективности реализации Государственной программы, невыполнении целевых показателей, а также неэффективном использовании средств ответственный заказчик и заказчики в пределах компетенции применяют меры ответственности к исполнителям мероприятий в соответствии с законодательством.

 


 

 

Приложение 1

к Государственной программе
«Массовая информация и книгоиздание»
на 2021–2025 годы

СВЕДЕНИЯ
о сводном целевом показателе, характеризующем цель Государственной программы «Массовая информация и книгоиздание» на 2021–2025 годы, целевых показателях, характеризующих задачи, и их значениях

Наименование показателя

Заказчик

Единица измерения

Значения показателей по годам

2021

2022

2023

2024

2025

Государственная программа

1. Уровень доверия населения к государственным СМИ

Мининформ

процентов

40

41

42

42

43

Задача 1. Повышение качества и конкурентоспособности государственных печатных СМИ и сетевых изданий на информационном рынке

2. Удельный вес собственных доходов государственных юридических лиц, на которые возложены функции редакций печатных СМИ, в их расходах (окупаемость)*

Мининформ, Минский горисполком, облисполкомы

процентов

не менее 70

не менее 72

не менее 74

не менее 76

не менее 77

Задача 2. Удовлетворение потребностей населения в получении объективной, своевременной и исчерпывающей информации в рамках реализации государственной информационной политики

3. Доля телепередач белорусского (национального) производства в объеме вещания телевизионных СМИ*

Мининформ, Белтелерадиокомпания

процентов

30

31

32

33

34

Задача 3. Обеспечение устойчивого функционирования государственных юридических лиц, осуществляющих издательскую деятельность

4. Рентабельность продаж государственных издательств, подчиненных Мининформу

Мининформ

процентов

5,0

5,3

5,5

5,7

6,0

Задача 4. Создание условий для реализации государственной политики в сфере массовой информации

5. Количество мероприятий, обеспечивающих условия для реализации государственной информационной политики

Мининформ

единиц

не менее 10

не менее 11

не менее 12

не менее 12

не менее 12

 

______________________________

* Для заказчиков Государственной программы устанавливаются единые значения целевых показателей.

 

 

Приложение 2

к Государственной программе
«Массовая информация и книгоиздание»
на 2021–2025 годы

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ
Государственной программы «Массовая информация и книгоиздание» на 2021–2025 годы

Наименование мероприятия

Срок реализации

Заказчики

Источники финансирования

Задача 1. Повышение качества и конкурентоспособности государственных печатных СМИ и сетевых изданий на информационном рынке

1. Оказание поддержки государственным юридическим лицам, на которые возложены функции редакций печатных СМИ

2021–2025

Мининформ, облисполкомы, Минский горисполком, Управление делами Президента Республики Беларусь

республиканский бюджет, местные бюджеты

2. Развитие и укрепление материально-технической базы государственных юридических лиц, на которые возложены функции редакций печатных СМИ

2021–2025

»

республиканский бюджет, местные бюджеты, собственные средства исполнителей мероприятия

3. Улучшение дизайна и качества полиграфии региональных печатных СМИ (переход на цветную печать)

2021–2025

облисполкомы

собственные средства исполнителей мероприятия

4. Создание контента с учетом его дальнейшей адаптации для различных медиаплатформ

2021–2025

Мининформ, облисполкомы, Минский горисполком

»

5. Активизация деятельности по продвижению контента в сети Интернет, наращивание активности в социальных сетях и мессенджерах

2021–2025

»

»

Задача 2. Удовлетворение потребностей населения в получении объективной, своевременной и исчерпывающей информации в рамках реализации государственной информационной политики

6. Обеспечение функционирования Белтелерадиокомпании

2021–2025

Белтелерадиокомпания

республиканский бюджет

7. Проведение государственной информационной политики через телевизионные и радиовещательные СМИ

2021–2025

Мининформ, облисполкомы, Минский горисполком

республиканский бюджет, местные бюджеты

8. Повышение качества аудиовизуального продукта, расширение тематического, жанрового разнообразия теле-, радиопередач, увеличение доли телепередач белорусского (национального) производства в объеме вещания телевизионных СМИ

2021–2025

Мининформ, облисполкомы

»

9. Оказание поддержки на оплату расходов редакций по подаче и эфирной трансляции теле- и радиопрограмм

2021–2025

Мининформ, облисполкомы, Минский горисполком

»

10. Развитие и укрепление материально-технической базы редакций государственных телевизионных и радиовещательных СМИ

2021–2025

Мининформ, облисполкомы

»

Задача 3. Обеспечение устойчивого функционирования государственных юридических лиц, осуществляющих издательскую деятельность

11. Выпуск литературы, направленной на укрепление культурного, духовного и интеллектуального уровня белорусского общества

2021–2025

Мининформ

собственные средства исполнителей мероприятия

12. Осуществление мероприятий по пропаганде и рекламе белорусской книги, увеличение продаж книг государственных издательств

2021–2025

»

»

13. Развитие выпуска изданий с наличием электронных приложений

2021–2025

»

»

14. Развитие и укрепление международного сотрудничества в целях продвижения отечественного издательского продукта на книжные рынки зарубежных государств

2021–2025

»

»

15. Оказание поддержки государственным издательствам

2021–2025

»

республиканский бюджет

16. Мероприятия по комплектованию и доставке изданий, предназначенных для фондов публичных библиотек и библиотек учреждений образования

2021–2025

»

»

Задача 4. Создание условий для реализации государственной политики в сфере массовой информации

17. Обеспечение функционирования аппарата Мининформа

2021–2025

Мининформ

республиканский бюджет

18. Прикладные исследования в области СМИ (научно-техническое обеспечение деятельности)

2021–2025

»

»

19. Обеспечение функционирования ГУ «Национальная книжная палата Беларуси»

2021–2025

»

»

20. Обеспечение функционирования юридических лиц, на которые возложены функции редакций СМИ, подчиненных Министерству обороны

2021–2025

Минобороны

»

21. Мероприятия в области массовой информации (организация и проведение выставок, фестивалей, ярмарок, конкурсов, национальных праздников, научно-практических конференций и семинаров, прочих мероприятий в области СМИ)

2021–2025

Мининформ, облисполкомы

республиканский бюджет, местные бюджеты

 

 

Приложение 3

к Государственной программе
«Массовая информация и книгоиздание»
на 2021–2025 годы
(в редакции постановления
Совета Министров
Республики Беларусь
20.11.2023 № 796)

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ
финансирования комплекса мероприятий Государственной программы «Массовая информация и книгоиздание» на 2021–2025 годы

 

Источники финансирования

Заказчик

Объемы финансирования (в текущих ценах), рублей

всего

в том числе по годам

2021

2022

2023

2024

2025

Задача 1. Повышение качества и конкурентоспособности государственных печатных СМИ и сетевых изданий на информационном рынке

Всего

 

348 849 419,0

62 944 529,0

67 010 817,0

71 562 746,0

72 045 760,0

75 285 567,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

республиканский бюджет, всего

Мининформ, Управление делами Президента Республики Беларусь

8 317 527,0

1 185 708,0

1 700 752,0

1 743 302,0

1 803 308,0

1 884 457,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Мининформ

5 685 823,0

957 456,0

1 082 500,0

1 405 050,0

1 095 754,0

1 145 063,0

Управление делами Президента Республики Беларусь

2 631 704,0

228 252,0

618 252,0

338 252,0

707 554,0

739 394,0

местные бюджеты, всего

облисполкомы, Минский горисполком

44 694 676,0

7 808 821,0

8 770 465,0

10 735 562,0

8 499 794,0

8 880 034,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Брестский облисполком

147 003,0

37 192,0

54 798,0

55 013,0

Витебский облисполком

621 829,0

100 712,0

119 012,0

209 137,0

94 361,0

98 607,0

Гомельский облисполком

2 766 182,0

397 908,0

543 258,0

893 758,0

455 383,0

475 875,0

Гродненский облисполком

4 981 895,0

986 040,0

987 932,0

1 144 204,0

911 354,0

952 365,0

Минский облисполком

6 265 752,0

1 079 400,0

1 556 760,0

1 477 000,0

1 052 612,0

1 099 980,0

Могилевский облисполком

1 484 656,0

131 057,0

260 515,0

844 594,0

121 511,0

126 979,0

Минский горисполком

28 427 359,0

5 076 512,0

5 302 988,0

6 166 869,0

5 809 775,0

6 071 215,0

собственные средства (собственные средства организаций)*, всего

Мининформ, облисполкомы

295 837 216,0

53 950 000,0

56 539 600,0

59 083 882,0

61 742 658,0

64 521 076,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Мининформ

30 982 024,0

5 650 000,0

5 921 200,0

6 187 654,0

6 466 098,0

6 757 072,0

Брестский облисполком

39 207 342,0

7 150 000,0

7 493 200,0

7 830 394,0

8 182 762,0

8 550 986,0

Витебский облисполком

41 674 937,0

7 600 000,0

7 964 800,0

8 323 216,0

8 697 761,0

9 089 160,0

Гомельский облисполком

53 738 735,0

9 800 000,0

10 270 400,0

10 732 568,0

11 215 534,0

11 720 233,0

Гродненский облисполком

36 191 393,0

6 600 000,0

6 916 800,0

7 228 056,0

7 553 319,0

7 893 218,0

Минский облисполком

51 271 140,0

9 350 000,0

9 798 800,0

10 239 746,0

10 700 535,0

11 182 059,0

Могилевский облисполком

42 771 645,0

7 800 000,0

8 174 400,0

8 542 248,0

8 926 649,0

9 328 348,0

Задача 2. Удовлетворение потребностей населения в получении объективной, своевременной и исчерпывающей информации в рамках реализации государственной информационной политики

Всего

 

738 886 580,2

133 088 994,9

132 558 553,7

143 184 646,6

161 308 867,0

168 745 518,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

республиканский бюджет, всего

Мининформ, Белтелерадиокомпания

694 530 704,1

124 295 214,4

123 817 326,7

133 438 256,0

153 046 409,0

159 933 498,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Мининформ

95 038 126,4

20 597 392,0

13 117 460,4

13 117 460,0

23 572 525,0

24 633 289,0

Белтелерадиокомпания

599 492 577,7

103 697 822,4

110 699 866,3

120 320 796,0

129 473 884,0

135 300 209,0

местные бюджеты, всего

облисполкомы, Минский горисполком

44 355 876,1

8 793 780,5

8 741 227,0

9 746 390,6

8 262 458,0

8 812 020,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Брестский облисполком

2 205 626,0

398 516,0

341 561,0

471 225,0

486 222,0

508 102,0

Витебский облисполком

1 193 380,0

292 450,0

275 175,0

160 000,0

227 753,0

238 002,0

Гомельский облисполком

2 046 747,0

400 000,0

43 500,0

697 064,0

906 183,0

Гродненский облисполком

9 740 412,6

1 903 721,0

1 940 550,0

1 431 648,6

2 183 126,0

2 281 367,0

Минский облисполком

3 335 609,0

796 800,0

593 318,0

648 000,0

634 470,0

663 021,0

Могилевский облисполком

1 528 018,0

278 837,0

293 611,0

432 686,0

255 689,0

267 195,0

Минский горисполком

24 306 083,5

5 123 456,5

4 897 012,0

6 559 331,0

3 778 134,0

3 948 150,0

Задача 3. Обеспечение устойчивого функционирования государственных юридических лиц, осуществляющих издательскую деятельность

Всего

 

51 123 091,0

10 100 601,0

10 484 601,0

6 898 601,0

11 559 554,0

12 079 734,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

республиканский бюджет, всего

Мининформ

11 218 016,0

2 100 601,0

2 100 601,0

2 100 601,0

2 404 016,0

2 512 197,0

собственные средства (собственные средства организаций)**, всего

»

39 905 075,0

8 000 000,0

8 384 000,0

4 798 000,0

9 155 538,0

9 567 537,0

Задача 4. Создание условий для реализации государственной политики в сфере массовой информации

Всего

 

46 512 132,9

7 857 159,8

8 735 818,1

10 539 045,0

9 477 706,0

9 902 404,0

республиканский бюджет, всего

Мининформ, Минобороны

45 761 519,9

7 751 530,8

8 664 008,1

10 401 802,0

9 264 537,0

9 679 642,0

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

Мининформ

27 252 652,3

4 697 458,4

5 061 533,9

5 894 017,0

5 673 077,0

5 926 566,0

 

Минобороны

18 508 867,6

3 054 072,4

3 602 474,2

4 507 785,0

3 591 460,0

3 753 076,0

местные бюджеты, всего

облисполкомы

750 613,0

105 629,0

71 810,0

137 243,0

213 169,0

222 762,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Брестский облисполком

219 429,0

34 161,0

44 610,0

49 975,0

44 344,0

46 339,0

Витебский облисполком

139 589,0

24 650,0

27 200,0

31 450,0

27 525,0

28 764,0

Минский облисполком

279 723,0

46 818,0

55 818,0

86 595,0

90 492,0

Могилевский облисполком

111 872,0

54 705,0

57 167,0

Всего по программе

 

1 185 371 223,1

213 991 284,7

218 789 789,8

232 185 038,6

254 391 887,0

266 013 223,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

республиканский бюджет, всего

Мининформ, Управление делами Президента Республики Беларусь, Минобороны, Белтелерадиокомпания

759 827 767,0

135 333 054,2

136 282 687,8

147 683 961,0

166 518 270,0

174 009 794,0

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

Мининформ

139 194 617,7

28 352 907,4

21 362 095,3

22 517 128,0

32 745 372,0

34 217 115,0

 

Управление делами Президента Республики Беларусь

2 631 704,0

228 252,0

618 252,0

338 252,0

707 554,0

739 394,0

 

Минобороны

18 508 867,6

3 054 072,4

3 602 474,2

4 507 785,0

3 591 460,0

3 753 076,0

 

Белтелерадиокомпания

599 492 577,7

103 697 822,4

110 699 866,3

120 320 796,0

129 473 884,0

135 300 209,0

местные бюджеты, всего

облисполкомы, Минский горисполком

89 801 165,1

16 708 230,5

17 583 502,0

20 619 195,6

16 975 421,0

17 914 816,0

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

Брестский облисполком

2 572 058,0

469 869,0

386 171,0

521 200,0

585 364,0

609 454,0

Витебский облисполком

1 954 798,0

417 812,0

421 387,0

400 587,0

349 639,0

365 373,0

Гомельский облисполком

4 812 929,0

397 908,0

943 258,0

937 258,0

1 152 447,0

1 382 058,0

Гродненский облисполком

14 722 307,6

2 889 761,0

2 928 482,0

2 575 852,6

3 094 480,0

3 233 732,0

Минский облисполком

9 881 084,0

1 923 018,0

2 150 078,0

2 180 818,0

1 773 677,0

1 853 493,0

Могилевский облисполком

3 124 546,0

409 894,0

554 126,0

1 277 280,0

431 905,0

451 341,0

Минский горисполком

52 733 442,5

10 199 968,5

10 200 000,0

12 726 200,0

9 587 909,0

10 019 365,0

собственные средства (собственные средства организаций), всего

Мининформ, облисполкомы

335 742 291,0

61 950 000,0

64 923 600,0

63 881 882,0

70 898 196,0

74 088 613,0

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

Мининформ

70 887 099,0

13 650 000,0

14 305 200,0

10 985 654,0

15 621 636,0

16 324 609,0

Брестский облисполком

39 207 342,0

7 150 000,0

7 493 200,0

7 830 394,0

8 182 762,0

8 550 986,0

Витебский облисполком

41 674 937,0

7 600 000,0

7 964 800,0

8 323 216,0

8 697 761,0

9 089 160,0

Гомельский облисполком

53 738 735,0

9 800 000,0

10 270 400,0

10 732 568,0

11 215 534,0

11 720 233,0

Гродненский облисполком

36 191 393,0

6 600 000,0

6 916 800,0

7 228 056,0

7 553 319,0

7 893 218,0

Минский облисполком

51 271 140,0

9 350 000,0

9 798 800,0

10 239 746,0

10 700 535,0

11 182 059,0

Могилевский облисполком

42 771 645,0

7 800 000,0

8 174 400,0

8 542 248,0

8 926 649,0

9 328 348,0

 

 

______________________________

* Собственные средства юридических лиц, на которые возложены функции редакций СМИ.

** Собственные средства РУП «Издательство «Беларусь», УП «Мастацкая літаратура».