ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
6 сентября 2016 г. № 702
Вопросы Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Изменения и дополнения:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2017 г. № 867 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.11.2017, 5/44439) <C21700867>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2017 г. № 993 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.12.2017, 5/44605) <C21700993>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2018 г. № 222 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.03.2018, 5/44963) <C21800222>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 июня 2018 г. № 471 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.06.2018, 5/45311) <C21800471>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2018 г. № 959 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.12.2018, 5/45988) <C21800959>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2019 г. № 217 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.04.2019, 5/46320) <C21900217>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. № 363 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.06.2021, 5/49190) <C22100363>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2022 г. № 326 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.05.2022, 5/50283) <C22200326>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 июля 2023 г. № 457 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.07.2023, 5/51908) <C22300457>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 мая 2024 г. № 371 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.05.2024, 5/53494) <C22400371>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 2024 г. № 489 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.07.2024, 5/53672) <C22400489>
В целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 3 июня 2016 г. № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» и на основании абзацев третьего и четвертого статьи 25 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (прилагается).
2. Считать необходимым иметь в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь коллегию в количестве 12 человек.
3. Внести в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967 «Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 130, 5/22734; 2007 г., № 56, 5/24794; 2008 г., № 66, 5/27291; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.06.2013, 5/37437; 27.03.2014, 5/38597; 07.11.2014, 5/39663; 11.02.2015, 5/40098) следующие изменения:
3.1. в пункте 1:
абзац пятый исключить;
абзац шестой считать абзацем пятым;
3.2. в Положении о Министерстве экономики Республики Беларусь, утвержденном этим постановлением:
из части первой пункта 1 слова «, противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, деятельности субъектов естественных монополий, государственного регулирования цен (тарифов) и государственного контроля ценообразования» исключить;
в пункте 4:
подпункты 4.3.1 и 4.6 исключить;
подпункт 4.5.1 после слов «денежно-кредитной,» дополнить словами «ценовой, антимонопольной,»;
в пункте 5:
подпункт 5.2 после слов «развития республики» дополнить словами «(в том числе определяет прогнозные параметры изменения цен)»;
из подпункта 5.27 слова «, развитию конкуренции» исключить;
подпункты 5.28, 5.29, 5.30 и 5.412 исключить;
из подпункта 5.33 слова «, ценообразованию, противодействию монополизации и недобросовестной конкуренции» исключить;
из подпункта 5.401 слова «, в том числе антимонопольного и ценового регулирования и контроля» исключить;
из подпункта 6.5 пункта 6 слова «, ценообразования, противодействия монополизации и недобросовестной конкуренции и деятельности субъектов естественных монополий» исключить.
4. Признать утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь и отдельные структурные элементы постановлений Совета Министров Республики Беларусь согласно приложению.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 8 сентября 2016 г.
Премьер-министр Республики Беларусь | А.Кобяков |
| Приложение к постановлению 06.09.2016 № 702 |
ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь
1. Положение о Департаменте ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967 «Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 130, 5/22734).
2. Подпункт 1.3 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 242 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 56, 5/24794).
3. Подпункт 2.20.4 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2007 г. № 729 «О мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 136, 5/25327).
4. Подпункт 1.8.4 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2007 г. № 1337 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 26 июля 2007 г. № 350» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 253, 5/25990).
5. Подпункт 1.20.4 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2008 г. № 347 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам организации работы с обращениями граждан и юридических лиц» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 66, 5/27291).
6. Подпункт 1.3 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2010 г. № 1777 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967 и признании утратившими силу постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 8 декабря 1995 г. № 666 и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 апреля 2001 г. № 453» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 301, 5/32966).
7. Подпункт 1.6 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 июня 2013 г. № 513 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.06.2013, 5/37437).
8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2013 г. № 527 «Вопросы Министерства торговли Республики Беларусь» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.07.2013, 5/37459).
9. Подпункт 1.25 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. № 33 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.01.2014, 5/38331).
10. Подпункт 1.6 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 408 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.05.2014, 5/38801).
11. Подпункт 1.9 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 июля 2014 г. № 660 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.07.2014, 5/39112).
12. Подпункт 1.2 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2014 г. № 1005 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.11.2014, 5/39663).
13. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 ноября 2014 г. № 1043 «О внесении дополнения и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2013 г. № 527» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.11.2014, 5/39667).
14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 1291 «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2013 г. № 527» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.01.2015, 5/39968).
15. Абзацы четвертый–одиннадцатый подпункта 1.1 и подпункт 1.2 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2015 г. № 74 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967 и от 25 июня 2013 г. № 527» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.02.2015, 5/40098).
16. Пункт 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 июня 2015 г. № 532 «О внесении дополнений и изменения в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 985 и от 25 июня 2013 г. № 527» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.06.2015, 5/40714).
17. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2015 г. № 610 «О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2013 г. № 527» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2015, 5/40816).
18. Подпункт 5.2 пункта 5 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июня 2016 г. № 486 «О некоторых вопросах лицензирования и применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности при осуществлении торговли товарами с третьими странами и при введении мер нетарифного регулирования в одностороннем порядке» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.07.2016, 5/42258).
| УТВЕРЖДЕНО Постановление 06.09.2016 № 702 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
1. Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – МАРТ) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.
2. МАРТ в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе настоящим Положением.
3. В систему МАРТ входят территориальные органы Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь в количестве согласно приложению, управления (отделы) торговли и услуг облисполкомов и Минского горисполкома, подчиненное МАРТ учреждение «Редакция журнала «Гермес» и открытое акционерное общество «Белорусская универсальная товарная биржа», принадлежащие Республике Беларусь акции которого переданы в управление МАРТ.
4. В структуру МАРТ входят главные управления, управления, отделы, секторы.
В МАРТ в целях обеспечения его деятельности и технического обслуживания создаются, как правило, иные структурные подразделения.
5. Задачами МАРТ являются:
5.1. проведение государственной политики в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, регулирование деятельности субъектов естественных монополий, ценообразования, торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, рекламы, государственных закупок товаров (работ, услуг);
5.2. принятие мер по противодействию монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, по выявлению и пресечению нарушений законодательства в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (далее – антимонопольное законодательство), содействию развитию добросовестной конкуренции;
5.3. проведение анализа состояния потребительского рынка, бытового обслуживания населения, осуществления торговли и общественного питания, в том числе на основании официальной статистической информации, данных таможенной статистики внешней торговли товарами Республики Беларусь с государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза, и статистики взаимной торговли товарами Республики Беларусь с государствами – членами Евразийского экономического союза, сведений Торгового реестра Республики Беларусь, Реестра бытовых услуг Республики Беларусь;
5.4. разработка и осуществление совместно с республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, мероприятий по формированию внутреннего потребительского рынка, улучшению качества торгового и бытового обслуживания населения и оказания услуг общественного питания, по развитию рекламной деятельности с учетом национальных интересов Республики Беларусь;
5.5. координация выставочной и ярмарочной деятельности в Республике Беларусь;
5.6. реализация государственной кадровой политики в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ценообразования, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
5.7. осуществление в пределах своей компетенции контроля, государственного контроля (надзора).
6. МАРТ в соответствии с основными задачами:
6.1. осуществляет анализ и оценку состояния конкуренции на товарных рынках, в том числе определяет проблемные вопросы функционирования товарных рынков, степень их монополизации;
6.11. направляет государственным органам, хозяйствующим субъектам предложения о принятии в пределах их компетенции мер, содействующих развитию товарных рынков и конкуренции;
6.12. разрабатывает предложения о проведении государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции;
6.13. ежегодно представляет в Совет Министров Республики Беларусь доклад о состоянии конкуренции в Республике Беларусь и мерах, принимаемых по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции;
6.2. устанавливает доминирующее, в том числе монопсоническое, положение хозяйствующих субъектов;
6.21. осуществляет анализ деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение;
6.3. формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий;
6.4. дает согласие на реорганизацию хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, в форме преобразования в акционерные общества;
6.5. осуществляет в случаях, установленных законодательными актами, контроль за экономической концентрацией;
6.6. выдает документ о соответствии проекта соглашения хозяйствующих субъектов требованиям антимонопольного законодательства;
6.7. принимает решения:
обязательные в соответствии с законодательными актами для субъектов естественных монополий;
о включении хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги, относящиеся к сфере естественных монополий, в Государственный реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;
по фактам нарушения законодательства о естественных монополиях;
6.8. применяет способы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, предусмотренные законодательством о естественных монополиях;
6.9. устанавливает факт наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства;
6.91. размещает на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет информацию о деятельности, в том числе о принятых решениях об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства;
6.10. заключает в установленном им порядке с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, соглашения, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих субъектов, а также пределы изменения цен (тарифов);
6.11. в предусмотренных законодательством случаях выносит (направляет) требование, предписание, предостережение, выдает предупреждение;
6.111. выносит субъектам торговли, субъектам общественного питания, должностным лицам субъектов торговли, субъектов общественного питания, администрациям торговых центров, администрациям рынков предписания об устранении установленных в ходе проведения проверок нарушений законодательства в области торговли и общественного питания;
6.112. в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, выносит:
предложения о приостановлении деятельности до устранения нарушений, послуживших основанием для вручения (направления) предложений;
предписания о приостановлении производства и (или) реализации товаров до устранения нарушений, послуживших основанием для вынесения таких предписаний;
6.12. направляет:
субъектам естественных монополий обязательные для исполнения решения о прекращении нарушений законодательства о естественных монополиях, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, внесении изменений в заключенные договоры;
республиканским органам государственного управления и иным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам обязательные для исполнения решения об отмене принятых ими актов, не соответствующих законодательству о деятельности субъектов естественных монополий, либо о внесении в эти акты изменений и (или) о прекращении нарушений законодательства о деятельности субъектов естественных монополий;
6.13. осуществляет методическое руководство ценообразованием;
6.14. осуществляет регулирование цен (тарифов) на отдельные товары (работы, услуги) в пределах своей компетенции;
6.15. исключен;
6.16. принимает обязательные к исполнению решения об устранении выявленных нарушений в области ценообразования, отменяет цены (тарифы), установленные субъектами ценообразования с нарушением законодательства о ценообразовании;
6.17. проводит анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания, оценку эффективности применения мер по их поддержке, готовит на основании анализа и оценки эффективности прогноз развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в том числе путем разработки основных направлений развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
6.18. обеспечивает реализацию основных направлений развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
6.19. исключен;
6.20. осуществляет мониторинг конъюнктуры внутреннего потребительского рынка, распространение полученной информации среди заинтересованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
6.21. осуществляет создание и ведение Торгового реестра Республики Беларусь и Реестра бытовых услуг Республики Беларусь;
6.22. разрабатывает и утверждает:
порядок включения товаров с указанием их количества и разновидностей в перечень товаров, подлежащих включению в перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте (далее – перечень товаров, подлежащих включению в обязательный перечень товаров), и порядок исключения товаров из него;
порядок оформления предварительных заказов на обслуживание покупателей в объектах общественного питания;
порядок подтверждения наличия у субъектов торговли, субъектов общественного питания документов, подтверждающих качество и безопасность товаров при их продаже (совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Министерством здравоохранения, Государственным комитетом по стандартизации);
6.23. устанавливает:
на основании предложений областных и Минского городского исполнительных комитетов перечень товаров, подлежащих включению в обязательный перечень товаров;
классификацию торговых объектов по видам и типам, классификацию форм торговли;
нормы товарных потерь;
6.24. определяет классификацию объектов общественного питания по типам;
6.25. исключен;
6.26. осуществляет совместно с государственными органами мероприятия по насыщению потребительского рынка товарами (в том числе импортозамещающими на основании перечней товаров, предлагаемых МАРТ для освоения их производства), повышению их качества и конкурентоспособности, свободному перемещению товаров между административно-территориальными единицами;
6.27. координирует в пределах своей компетенции работу по созданию стабилизационных фондов, накоплению товаров сезонного спроса, участвует в формировании государственного материального резерва;
6.28. организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляет контроль за использованием выделенных на эти цели средств, способствует внедрению научных разработок, наукоемких технологий и новой техники в организациях торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
6.281. обеспечивает в соответствии с полномочиями мобилизационную подготовку и мобилизацию;
6.29. проводит в пределах своей компетенции работу по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений прав потребителей, сотрудничает с общественными объединениями по защите прав потребителей, создает комиссию по аттестации работников общественных объединений по защите прав потребителей, рассматривает обращения граждан и иные материалы о нарушении законодательства о защите прав потребителей;
6.30. направляет:
предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности или сроком службы, а также о прекращении реализации товаров, на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, либо о прекращении выполнения работ (оказания услуг), на результаты которых должны быть установлены сроки годности, но не установлены, и о приостановлении реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах);
материалы в правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушениями законодательства о защите прав потребителей;
6.31. предупреждает факты ненадлежащей рекламы, выносит предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе, рассматривает обращения организаций или граждан и иные материалы о нарушении законодательства о рекламе, направляет материалы о нарушении законодательства о рекламе в местные исполнительные и распорядительные органы для прекращения размещения (распространения) ненадлежащей рекламы в случаях, установленных законодательными актами, в органы прокуратуры или другие правоохранительные органы;
6.32. осуществляет государственную регистрацию рекламных игр, контроль за их проведением;
6.321. осуществляет формирование и ведение государственного информационного ресурса «Реестр рекламораспространителей»;
6.33. утверждает положение о комиссии по государственным закупкам;
6.34. устанавливает порядок формирования и ведения реестра жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии по государственным закупкам и (или) ее членов, оператора электронной торговой площадки, подаваемых в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам;
6.35. устанавливает примерные формы документов по процедурам государственных закупок и форму годового плана государственных закупок;
6.351. вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию предложений и (или) их форме;
6.36. устанавливает порядок формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, принимает решение о включении в такой список либо о досрочном исключении из него, определяет случаи досрочного исключения из такого списка, а также формирует и ведет такой список;
6.37. устанавливает порядок формирования и ведения реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, осуществляет формирование и ведение этого реестра;
6.38. рассматривает жалобы на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии по государственным закупкам и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки;
6.39. устанавливает порядок и (или) способы определения предельной стоимости предмета государственной закупки;
6.391. вправе устанавливать порядок и (или) способы определения ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), ориентировочной стоимости общей потребности в однородных товарах (работах, услугах);
6.40. устанавливает порядок формирования и ведения реестра договоров государственных закупок;
6.41. устанавливает порядок изучения заказчиком (организатором) конъюнктуры рынка при осуществлении процедуры закупки из одного источника;
6.42. обеспечивает реализацию единой государственной политики в сфере государственно-частного партнерства в пределах своей компетенции, осуществляет подготовку, рассмотрение и оценку предложений о реализации проектов государственно-частного партнерства, участвует в государственно-частном партнерстве, а также осуществляет иные полномочия в указанной сфере;
6.43. осуществляет выдачу лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, прекращение или приостановление, возобновление действия лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, выдачу их дубликатов;
6.44. осуществляет выдачу разрешений на экспорт и (или) импорт товаров при введении автоматического лицензирования (наблюдения), выдачу их дубликатов;
6.45. осуществляет ведение базы данных выданных лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров;
6.46. осуществляет выдачу разрешений на реэкспорт отдельных видов товаров, происходящих с территории Республики Беларусь, другими государствами – участниками Соглашения о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт от 15 апреля 1994 года;
6.47. обобщает и анализирует практику применения антимонопольного законодательства, разрабатывает рекомендации по его применению, а также обобщает и анализирует практику применения законодательства о деятельности субъектов естественных монополий, в области цен и ценообразования, торговли, общественного питания, о бытовом обслуживании населения, защите прав потребителей, рекламе, государственных закупках товаров (работ, услуг) и в установленном порядке вносит в Совет Министров Республики Беларусь предложения о его совершенствовании, готовит аналитические материалы и обзоры по вопросам его применения;
6.48. в предусмотренных законодательством случаях дает разъяснения по вопросам применения законодательства;
6.49. принимает нормативные правовые акты в форме постановлений по вопросам, относящимся к компетенции МАРТ, дает по ним разъяснения, организовывает и контролирует их выполнение;
6.50. принимает (утверждает) технические нормативные правовые акты в соответствии с законодательством;
6.51. координирует деятельность республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ценообразования, торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, рекламы, государственных закупок товаров (работ, услуг);
6.52. взаимодействует в установленном порядке с республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами и другими организациями по вопросам, отнесенным к его компетенции;
6.53. изучает и использует зарубежный опыт, осуществляет международное сотрудничество по вопросам, отнесенным к его компетенции;
6.54. принимает участие в выработке предложений о развитии интеграционных процессов с Российской Федерацией, другими государствами – участниками Содружества Независимых Государств, в рамках Евразийского экономического союза по вопросам, связанным с ценообразованием, антимонопольным регулированием, регулированием деятельности субъектов естественных монополий;
6.55. осуществляет в порядке, определенном законодательством:
контроль за соблюдением законодательства в области торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, о рекламе;
контроль за соблюдением законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг);
государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области защиты прав потребителей;
контроль за соблюдением законодательства о ценах и ценообразовании, антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях;
контроль за осуществлением товарными биржами финансовых операций в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
6.56. ведет административный процесс по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательными актами;
6.57. проводит в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, контрольные закупки товаров, контрольное оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения законодательства в пределах своей компетенции;
6.58. исключен;
6.59. проводит работу по созданию информационных систем в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ценообразования, торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, рекламы, государственных закупок товаров (работ, услуг), осуществляет информационное взаимодействие с республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами;
6.60. организует и проводит республиканские соревнования, смотры, конкурсы, смотры-конкурсы в области торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей и рекламной деятельности, а также утверждает порядок их проведения и поощрения победителей;
6.61. осуществляет в установленном порядке закупки товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского бюджета в пределах сметы на очередной финансовый год;
6.62. участвует в реализации единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности;
6.63. осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в организациях, осуществляющих виды экономической деятельности в области торговли и общественного питания, а также принимает по согласованию с Министерством финансов нормативные правовые акты, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отчетности в этих организациях;
6.64. определяет нормы естественной убыли калийных, азотных удобрений, нефти и нефтепродуктов при поставках на внутренний рынок и экспорт;
6.65. участвует в разработке и реализации государственного регулирования логистической системы Республики Беларусь;
6.66. согласовывает положения об управлениях (отделах) торговли и услуг облисполкомов и Минского горисполкома;
6.67. реализует в соответствии с законодательством права владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в республиканской собственности;
6.68. осуществляет в соответствии с законодательством управление принадлежащими Республике Беларусь и переданными в управление МАРТ акциями открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», назначает по согласованию с Государственным комитетом по имуществу представителей государства в органы его управления и обеспечивает контроль за деятельностью таких представителей;
6.69. регулирует деятельность подчиненного МАРТ учреждения «Редакция журнала «Гермес», определяет на основании актов законодательства порядок управления государственным имуществом;
6.70. рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее – обращения);
6.71. по результатам рассмотрения обращений, авторы которых не удовлетворены результатами их рассмотрения управлениями (отделами) торговли и услуг облисполкомов и Минского горисполкома, учреждением «Редакция журнала «Гермес» и открытым акционерным обществом «Белорусская универсальная товарная биржа», при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращениях вопросов выдает указанным организациям обязательное для исполнения предписание о надлежащем решении этих вопросов;
6.72. по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения обращений управлениями (отделами) торговли и услуг облисполкомов и Минского горисполкома, учреждением «Редакция журнала «Гермес» и открытым акционерным обществом «Белорусская универсальная товарная биржа» направляет их руководителям представления о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности;
6.73. осуществляет иные функции в соответствии с законодательством.
7. МАРТ в пределах своей компетенции имеет право:
7.1. применять к лицам, виновным в нарушении законодательства, меры ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами;
7.2. обращаться в установленном порядке в суд с исками, заявлениями, а также участвовать в рассмотрении судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о деятельности субъектов естественных монополий, в области цен и ценообразования, торговли, общественного питания, о бытовом обслуживании населения, рекламе, государственных закупках товаров (работ, услуг), защите прав потребителей и (или) защите прав неопределенного круга потребителей в случаях его нарушения;
7.3. привлекать в установленном порядке республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком, Национальную академию наук Беларуси и другие научные учреждения, высшие учебные заведения и иные организации, а также специалистов и экспертов для участия в решении вопросов, находящихся в компетенции МАРТ;
7.4. запрашивать у республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, других организаций, их должностных лиц и физических лиц информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством;
7.5. заслушивать представителей республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а также руководителей государственных организаций по вопросам, относящимся к компетенции МАРТ;
7.6. привлекать на договорной основе научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, иные организации, временные научные коллективы, специалистов для разработки материалов по вопросам цен и ценообразования, подготовки аналитических обзоров и прогнозов по проблемам ценообразования, консультаций, а также для проведения проверок формирования и применения цен и тарифов;
7.7. направлять в пределах компетенции материалы о нарушениях законодательства о лицензировании в лицензирующие органы для принятия соответствующих мер;
7.8. учреждать в соответствии с законодательством:
средства массовой информации;
награды МАРТ;
7.9. создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке организации, находящиеся в подчинении МАРТ, территориальные органы МАРТ в количестве, определенном в приложении к настоящему Положению;
7.10. осуществлять иные права в соответствии с законодательством.
8. МАРТ возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.
Министр имеет заместителей, в том числе одного первого, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
9. Министр:
9.1. осуществляет руководство МАРТ на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МАРТ задач и функций;
9.2. в пределах своей компетенции издает приказы и подписывает постановления, а также ненормативные правовые и локальные правовые акты МАРТ;
9.3. распределяет обязанности между заместителями Министра;
9.4. утверждает в установленном порядке структуру и штатное расписание МАРТ и его территориальных органов в пределах установленной численности работников и расходов на его содержание, положения о структурных подразделениях МАРТ и его территориальных органах, устав подчиненного МАРТ учреждения «Редакция журнала «Гермес»;
9.5. принимает в установленном порядке на работу и увольняет с работы работников МАРТ и его территориальных органов, руководителя подчиненного МАРТ учреждения «Редакция журнала «Гермес»;
9.6. дает согласие облисполкомам и Минскому горисполкому на назначение руководителей управлений (отделов) торговли и услуг, а также может вносить предложения об освобождении указанных руководителей от должности;
9.7. применяет меры поощрения в отношении работников МАРТ и его территориальных органов, руководителя подчиненного МАРТ учреждения «Редакция журнала «Гермес» и налагает на них дисциплинарные взыскания;
9.8. вправе приостанавливать на срок до 90 дней работу торговых объектов, объектов общественного питания в случае установления по результатам проверки таких объектов фактов нарушения законодательства о ценообразовании, торговле и общественном питании;
9.9. вправе запрещать работу торговых объектов, объектов общественного питания в случае неустранения в установленный в предписании срок выявленных по результатам проверки нарушений или в случае повторного факта установления нарушений, послуживших основанием для приостановления работы таких объектов, в течение года со дня приостановления их работы;
9.10. осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
10. Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов и выработки решений по ним в МАРТ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра. В ее состав по решению Совета Министров Республики Беларусь могут входить другие работники МАРТ, а также работники местных исполнительных и распорядительных органов, других государственных органов и организаций, представители общественных объединений и иных организаций, ведущие специалисты в сферах, курируемых МАРТ.
Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются, как правило, посредством принятия (издания) постановлений, ненормативных правовых и локальных правовых актов МАРТ. В случае разногласий между Министром и членами коллегии решение принимает Министр, докладывая о нем в Совет Министров Республики Беларусь. Члены коллегии имеют право информировать Совет Министров Республики Беларусь о своей позиции.
11. Для всестороннего обсуждения проблем в области антимонопольного регулирования, законодательства о деятельности субъектов естественных монополий, в области цен и ценообразования, торговли, общественного питания, о бытовом обслуживании населения, защите прав потребителей, рекламе, государственных закупках товаров (работ, услуг) и выработки предложений, рекомендаций по их решению в МАРТ могут создаваться научно-технические (экспертные) советы, комиссии, группы.
Положения о научно-технических (экспертных) советах, комиссиях, группах и их персональный состав утверждает Министр.
12. МАРТ финансируется за счет средств республиканского бюджета.
13. МАРТ является юридическим лицом, имеет текущий (расчетный) счет и иные счета в банках, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием.
| Приложение к Положению о Министерстве |
Количество территориальных органов Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Наименование территориальных органов | Количество |
1. Главное управление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по Брестской области | 1 |
2. Главное управление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по Витебской области | 1 |
3. Главное управление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по Гомельской области | 1 |
4. Главное управление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по Гродненской области | 1 |
5. Главное управление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по Минской области | 1 |
6. Главное управление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по Могилевской области | 1 |
7. Главное управление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по г. Минску | 1 |