ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

31 декабря 2013 г. № 1184

О реализации Закона Республики Беларусь «О медиации»

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2020 г. № 368 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.06.2020, 5/48158) <C22000368>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 2021 г. № 490 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.09.2021, 5/49385) <C22100490>

 

На основании пункта 2 статьи 5, части второй пункта 3 статьи 6, части второй пункта 7 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 58-З «О медиации» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

Положение о квалификационной комиссии по вопросам медиации (прилагается);

Инструкцию о порядке выдачи и прекращения действия свидетельства медиатора (прилагается);

Типовые правила деятельности организации, обеспечивающей проведение медиации (прилагаются).

11. Установить:

форму свидетельства о государственной регистрации организации, обеспечивающей проведение медиации, согласно приложению 1;

форму свидетельства о постановке на учет обособленного подразделения юридического лица, обеспечивающего проведение медиации, согласно приложению 2.

12. Медиатор составляет и представляет в Министерство юстиции отчетность о своей деятельности в порядке и объеме, установленных Министерством юстиции.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 24 января 2014 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

М.Мясникович

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

31.12.2013 № 1184

ПОЛОЖЕНИЕ
о квалификационной комиссии по вопросам медиации

1. Настоящим Положением, разработанным в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О медиации», определяются порядок образования, деятельности и полномочия квалификационной комиссии по вопросам медиации (далее – комиссия).

2. Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «О медиации».

3. Комиссия создается при Министерстве юстиции из числа представителей этого Министерства, судов, иных государственных органов, общественных объединений и других организаций, а также медиаторов, адвокатов, нотариусов.

Председателем комиссии является заместитель Министра юстиции.

4. Заседания комиссии ведет председатель комиссии (его заместитель). В случае отсутствия председателя комиссии (его заместителя) по решению Министра юстиции его обязанности исполняет один из членов комиссии.

5. Заседания комиссии считаются правомочными при наличии на них не менее двух третей от полного состава комиссии.

6. Решение комиссии оформляется заключением, которое подписывается всеми членами комиссии, присутствующими на заседании.

7. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих членов комиссии путем открытого голосования. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии.

При рассмотрении материалов член комиссии, не согласный с решением, обязан подписать заключение и вправе изложить свое особое мнение без отметки об этом в подписываемом заключении.

Особое мнение излагается в письменной форме и подписывается членом комиссии одновременно с подписанием заключения.

Особое мнение члена комиссии приобщается к заключению, но не объявляется лицам, в отношении которых принимается решение.

8. Подготовка заседаний комиссии, материалов на их рассмотрение и ведение делопроизводства возлагаются на секретаря комиссии. В случае отсутствия секретаря комиссии по решению председателя комиссии его обязанности исполняет один из членов комиссии.

9. На заседание комиссии при необходимости может быть приглашен претендент на получение свидетельства медиатора (далее – претендент).

10. Полномочиями комиссии являются:

рассмотрение заявлений о выдаче свидетельства медиатора и прилагаемых к ним документов;

проверка соответствия претендента и представленных им документов требованиям, установленным Законом Республики Беларусь «О медиации»;

истребование посредством направления письменных запросов от медиатора информации о его деятельности и соблюдении им законодательства, регулирующего деятельность медиатора;

рассмотрение материалов об осуществлении медиатором своей деятельности и соблюдении им законодательства, регулирующего деятельность медиатора;

внесение предложений Министерству юстиции по вопросам подготовки в сфере медиации;

рассмотрение и принятие соответствующих решений по иным вопросам, связанным с деятельностью медиаторов.

11. В соответствии с полномочиями комиссия принимает решения:

о приглашении претендента на заседание комиссии;

о необходимости истребования Министерством юстиции либо представления претендентом дополнительной информации и документов, подтверждающих соответствие его требованиям, предъявляемым к медиатору;

об оставлении заявления о выдаче свидетельства медиатора без рассмотрения в случае неявки приглашенного в установленном порядке претендента на заседание комиссии;

о выдаче либо об отказе в выдаче свидетельства медиатора;

о внесении изменений в свидетельство медиатора;

о вынесении предупреждения обладателю свидетельства медиатора;

о прекращении действия свидетельства медиатора.

12. Решение об отказе в выдаче свидетельства медиатора принимается комиссией в случаях:

несоответствия представленных документов требованиям Инструкции о порядке выдачи и прекращения действия свидетельства медиатора, утвержденной постановлением, утвердившим настоящее Положение;

несоответствия претендента требованиям, установленным Законом Республики Беларусь «О медиации»;

обращения претендента в течение года после принятия решения о прекращении действия свидетельства медиатора по основаниям, указанным в абзацах пятом–восьмом пункта 13 настоящего Положения.

13. Решение о прекращении действия свидетельства медиатора принимается комиссией в случаях:

смерти, признания недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим, объявления умершим;

неполучения свидетельства медиатора в течение шести месяцев со дня принятия решения о его выдаче;

неосуществления медиатором своей деятельности в течение года и непредставления в Министерство юстиции документа о прохождении повышения квалификации в организации, осуществляющей подготовку в сфере медиации, без уважительных причин;

выдачи свидетельства медиатора на основании недостоверных сведений, представленных претендентом;

вынесения двух и более предупреждений в течение 12 месяцев подряд обладателю свидетельства медиатора за нарушение законодательства, регулирующего осуществление деятельности медиатора;

повторного в течение 12 месяцев подряд нарушения обладателем свидетельства медиатора Правил этики медиатора, утверждаемых Министерством юстиции;

несоответствия обладателя свидетельства медиатора требованиям, установленным Законом Республики Беларусь «О медиации».

14. Решение комиссии о прекращении действия свидетельства медиатора вносится на рассмотрение коллегии Министерства юстиции для принятия окончательного решения.

15. Дата, время и место проведения заседания комиссии определяются председателем комиссии, о которых члены комиссии извещаются секретарем комиссии.

Информация о проведении заседания комиссии и списки претендентов, заявления которых будут рассматриваться на данном заседании, размещаются на официальном сайте Министерства юстиции в глобальной компьютерной сети Интернет в разделе «Медиация».

Претенденты, приглашаемые на заседание комиссии, о дате, времени и месте проведения заседания комиссии извещаются по номеру телефона, указанному ими в заявлении о выдаче свидетельства медиатора.

16. О принятом комиссией решении претенденту и обладателю свидетельства медиатора сообщается в письменной форме в трехдневный срок со дня принятия решения.

17. Претендент имеет право ознакомиться с решением комиссии по своему делу.

18. В случае несогласия претендента, обладателя свидетельства медиатора с решением комиссии об отказе в выдаче свидетельства медиатора либо о прекращении действия свидетельства медиатора соответственно Министр юстиции вправе повторно внести вопрос на рассмотрение комиссии.

19. Решения комиссии об отказе в выдаче свидетельства медиатора и о прекращении действия свидетельства медиатора могут быть обжалованы в суд в установленном законодательством порядке.

20. Материально-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется Министерством юстиции.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

31.12.2013 № 1184

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке выдачи и прекращения действия свидетельства медиатора

1. Настоящей Инструкцией, разработанной в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О медиации», определяется порядок выдачи свидетельства медиатора (далее – свидетельство) и его дубликата, а также порядок внесения изменений в свидетельство и прекращения его действия.

2. Министерство юстиции выдает свидетельство на основании решения квалификационной комиссии по вопросам медиации (далее – комиссия).

3. Свидетельство выдается физическому лицу, имеющему высшее юридическое или иное высшее образование, прошедшему подготовку в сфере медиации в порядке, установленном Министерством юстиции, либо имеющему опыт работы в качестве примирителя в соответствии с процессуальным законодательством.

4. Для получения свидетельства претендент на получение свидетельства (далее – претендент) представляет в Министерство юстиции:

заявление о выдаче свидетельства согласно приложению 1 с указанием фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), гражданства, данных паспорта гражданина Республики Беларусь, вида на жительство в Республике Беларусь (серия, номер, дата выдачи, наименование государственного органа, выдавшего документ), биометрического документа, удостоверяющего личность (вид документа, его номер и дата выдачи, наименование (код) государственного органа, выдавшего документ) (далее, если не указано иное, – документ, удостоверяющий личность), контактного телефона, сведений о последнем месте работы, об отсутствии ограничений для получения свидетельства;

копию диплома (его дубликата) о высшем юридическом или ином высшем образовании, заверенную на последнем месте работы в установленном законодательством порядке. В случае отсутствия у претендента места работы он представляет нотариально засвидетельствованную копию диплома (его дубликата) либо его копию с предъявлением оригинала (его дубликата);

копию трудовой книжки (ее дубликата), заверенную на последнем месте работы в установленном законодательством порядке. В случае отсутствия у претендента места работы он представляет нотариально засвидетельствованную копию трудовой книжки (ее дубликата) либо ее копию с предъявлением оригинала (ее дубликата);

копию документа, подтверждающего прохождение подготовки в сфере медиации в порядке, установленном Министерством юстиции, с предъявлением оригинала (его дубликата);

копии документов, подтверждающих наличие опыта работы в качестве примирителя в соответствии с процессуальным законодательством, заверенные в установленном законодательством порядке (копию приказа суда о назначении в качестве примирителя);

фотографию размером 3 x 4 см;

иные документы по желанию претендента, подтверждающие его соответствие требованиям, установленным Законом Республики Беларусь «О медиации».

В случаях указания в заявлении о выдаче свидетельства не всех сведений, перечисленных в абзаце втором части первой настоящего пункта, представления не всех документов либо не оформленных в установленном настоящей Инструкцией порядке Министерство юстиции возвращает представленные документы претенденту для надлежащего оформления.

5. Претендент допускается на заседание комиссии при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В случае отсутствия у претендента по уважительным причинам документа, удостоверяющего личность, – документа, позволяющего идентифицировать его владельца.

6. Посторонним лицам и наблюдателям присутствовать на заседании комиссии не разрешается.

7. Свидетельство оформляется по форме согласно приложению 2 и выдается в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня принятия решения о его выдаче.

8. Свидетельство действует на всей территории Республики Беларусь.

9. Свидетельство подписывается заместителем Министра юстиции и заверяется гербовой печатью Министерства юстиции.

10. Бланки свидетельств являются документами с определенной степенью защиты, регистрация и хранение которых осуществляются в установленном законодательством порядке.

11. Министерство юстиции вносит сведения о выдаче свидетельства в реестр медиаторов, порядок ведения которого определяется данным Министерством.

12. Обладатель свидетельства, утративший его, обязан подать в Министерство юстиции:

заявление о выдаче дубликата свидетельства;

копию объявления об утрате свидетельства, размещенного в одном из печатных средств массовой информации.

Дубликат свидетельства выдается Министерством юстиции в 10-дневный срок со дня представления документов, указанных в части первой настоящего пункта.

13. В случае смены фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) обладатель свидетельства обязан в месячный срок обратиться в Министерство юстиции для внесения соответствующих изменений в свидетельство.

Месячный срок для обращения с заявлением о внесении изменений в свидетельство исчисляется со дня выдачи документа об изменении фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) физического лица.

14. Для внесения изменений в свидетельство его обладатель представляет заявление с приложением документов, подтверждающих необходимость их внесения.

15. При внесении изменений обладателю свидетельства выдается свидетельство, оформленное на новом бланке, а ранее выданное свидетельство (его дубликат) он обязан сдать в Министерство юстиции.

16. В случае установления Министерством юстиции либо иным компетентным органом нарушения обладателем свидетельства законодательства, регулирующего деятельность медиатора, комиссия выносит ему предупреждение.

17. Действие свидетельства прекращается по решению Министерства юстиции в случаях:

подачи медиатором заявления о прекращении действия свидетельства;

принятия комиссией решения о прекращении действия свидетельства в порядке, установленном в Положении о квалификационной комиссии по вопросам медиации, утвержденном постановлением, утвердившим настоящую Инструкцию.

18. При прекращении действия свидетельства его обладатель в 10-дневный срок должен возвратить свидетельство (его дубликат) в Министерство юстиции.

 


 

 

Приложение 1

к Инструкции
о порядке выдачи и
прекращения действия
свидетельства медиатора

 

 

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

_______________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество

_______________________________________

(если таковое имеется)

_______________________________________

(почтовый индекс, адрес места жительства)

_______________________________________

(телефон: рабочий/домашний/мобильный)

ЗАЯВЛЕНИЕ
о выдаче свидетельства

Прошу выдать мне свидетельство медиатора.

О себе сообщаю следующие сведения:

гражданство __________________________________________________________________

год и место рождения __________________________________________________________

образование __________________________________________________________________

(наименование учебного заведения, год окончания, специальность)

_____________________________________________________________________________

(данные документа, удостоверяющего личность (вид документа, его серия (при наличии)

_____________________________________________________________________________

и номер, дата выдачи документа, наименование (код)

_____________________________________________________________________________

государственного органа, выдавшего документ)

_____________________________________________________________________________

Подготовку в сфере медиации проходил в ________________________________________

(наименование организации)

_____________________________________________________________________________

Опыт работы в качестве примирителя в соответствии с процессуальным законодательством ____________________________________________________________

(имеется, не имеется)

Последнее место работы: _______________________________________________________

(наименование организации, фамилия, собственное

_____________________________________________________________________________

имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, дата приема на работу)

Требованиям, предъявляемым к медиатору, соответствую.

Ограничения для получения свидетельства медиатора отсутствуют.

Подтверждаю достоверность сведений, указанных в настоящем заявлении и прилагаемых к нему документах.

 

Приложение: _________________________________________________________________

(перечень документов, прилагаемых к заявлению)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

_________________

______________________

(подпись)

(фамилия, инициалы)

___ ____________ 20__ г.

 

 

 

Приложение 2

к Инструкции
о порядке выдачи и
прекращения действия свидетельства медиатора

 

Форма

 

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО МЕДИАТОРА № _________

Выдано ______________________________________________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)

на основании решения квалификационной комиссии по вопросам медиации

от ___ ______________ 20__ г. № ______.

 

Заместитель Министра юстиции _________________

______________________

(подпись)

М.П.

(фамилия, инициалы)

 

 


 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

31.12.2013 № 1184

Типовые правила деятельности организации, обеспечивающей проведение медиации

1. Настоящими Типовыми правилами, разработанными в соответствии с частью второй пункта 3 статьи 6 Закона Республики Беларусь «О медиации», определяется порядок деятельности организации, обеспечивающей проведение медиации (далее – организация).

2. Организация создается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О медиации» в качестве некоммерческой организации в форме учреждения либо в качестве обособленного подразделения юридического лица*.

______________________________

* Для целей настоящих Типовых правил под обособленным подразделением юридического лица понимаются филиал, представительство, иное структурное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения либо по месту его нахождения, имеющие отдельный баланс, которым юридическим лицом открыт текущий (расчетный) банковский счет для совершения операций и должностным лицам которых предоставлено право распоряжаться денежными средствами на счете на основании доверенности.

3. Одним из направлений деятельности организации является обеспечение материальных, организационно-правовых и иных условий осуществления деятельности медиаторов, состоящих в списке медиаторов организации.

4. Организация осуществляет деятельность в порядке, установленном в правилах ее деятельности, утвержденных руководителем организации на основании настоящих Типовых правил.

5. Для индивидуализации своих услуг организация вправе разрабатывать и использовать собственный знак обслуживания в установленном законодательством порядке.

6. Организация ведет список медиаторов, деятельность которых обеспечивает (далее – список медиаторов).

7. В список медиаторов включаются медиаторы на основании их письменных заявлений либо выразившие в письменной форме согласие о включении их в список медиаторов.

8. Список медиаторов должен содержать сведения о фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) медиатора, дате выдачи свидетельства медиатора, круге вопросов, в сфере которых специализируется медиатор, а также может содержать иные сведения.

9. Список медиаторов должен размещаться в местах, доступных для обозрения, и поддерживаться в актуальном состоянии.

10. Деятельность организации является возмездной. В этих целях организация вправе заключать с медиаторами, а также физическими лицами, обладающими полной дееспособностью, и (или) юридическими лицами договор на возмездное оказание услуг по вопросам подготовки проведения процедуры медиации.

11. Организация отвечает за достоверность представляемой информации о своей деятельности и медиаторах, включенных в список медиаторов.

12. Организация имеет право получать от медиаторов, включенных в список медиаторов, информацию о результатах и количестве проведенных ими медиаций.

121. Организация рассматривает обращения граждан и юридических лиц по вопросам, связанным с деятельностью медиаторов, включенных в список медиаторов.

13. Организация представляет в Министерство юстиции информацию о выявленных ею фактах нарушения медиатором актов законодательства о медиации.

14. В случае нарушения медиатором Правил проведения медиации, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь, или Правил этики медиатора, утверждаемых Министерством юстиции, организация имеет право исключить медиатора из списка медиаторов.

Об исключении из списка медиаторов организация сообщает медиатору в письменной форме в день исключения.

15. Организация обязана исключить медиатора из списка медиаторов при прекращении действия свидетельства медиатора.

16. Организация представляет информацию о включении (исключении) медиатора в список медиаторов в Министерство юстиции и главное управление юстиции, принявшее решение о постановке ее на учет, в 3-дневный срок со дня внесения указанных изменений в список медиаторов.

 


 

 

Приложение 1

к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь
31.12.2013 № 1184
(в редакции постановления
Совета Министров
Республики Беларусь
24.06.2020 № 368)

 

Форма

 

Государственный герб

Республики Беларусь

 

Министерство юстиции Республики Беларусь

СВИДЕТЕЛЬСТВО

о государственной регистрации организации,

обеспечивающей проведение медиации,

№ _________

____________________________________________________________________________

(полное и сокращенное наименование организации, обеспечивающей проведение медиации)

зарегистрировано Министерством юстиции на основании решения от ___ ______ 20__ г. № ____ в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № ____________.

 

Заместитель Министра юстиции _________________

______________________

(подпись)

(фамилия, инициалы)

М.П.

 

 

 

 

Приложение 2

к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь
31.12.2013 № 1184
(в редакции постановления
Совета Министров
Республики Беларусь
24.06.2020 № 368)

 

Форма

 

Государственный герб

Республики Беларусь

Главное управление юстиции ___________________________________________

(наименование)

СВИДЕТЕЛЬСТВО

о постановке на учет обособленного подразделения юридического

лица, обеспечивающего проведение медиации,

№ ________

____________________________________________________________________________

(полное наименование обособленного подразделения юридического лица, включая полное

____________________________________________________________________________

наименование юридического лица)

поставлено на учет в главном управлении юстиции _________________________________

(наименование)

_________________________________________________________ на основании решения от ___ ____________ 20___ г. № _____.

 

Начальник (заместитель начальника)
главного управления юстиции _________________

______________________

(подпись)

(фамилия, инициалы)

М.П.

 

 

____ ____________ 20___ г.

(дата выдачи свидетельства)