ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
5 мая 1998 г. № 157-З

О государственном прогнозировании и государственном планировании

Принят Палатой представителей 9 апреля 1998 года
Одобрен Советом Республики 17 апреля 1998 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 12 июля 2023 г. № 279-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.07.2023, 2/2999) – новая редакция <H12300279>

 

—————————————————————————

Изменения, внесенные Законом Республики Беларусь от 12 июля 2023 г. № 279-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» в соответствии со статьей 4 указанного Закона вступают в силу в следующем порядке:

статьи 1–5, части первая и вторая пункта 1, пункты 2–8 статьи 6 Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и государственном планировании» (в редакции указанного Закона) – через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона;

части третья и четвертая пункта 1 статьи 6 Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и государственном планировании» (в редакции указанного Закона) – со дня формирования Всебелорусского народного собрания.

__________________________________________________

 

Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы государственного прогнозирования и государственного планирования, определяет систему и общий порядок разработки документов государственного прогнозирования и государственного планирования.

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

государственное планирование – деятельность по определению целей, приоритетов, задач, показателей и параметров социально-экономического развития Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц и отраслей экономики (видов экономической деятельности) на определенный временной период, а также комплекса механизмов, способов, инструментов и необходимых ресурсов, обеспечивающих достижение поставленных целей;

государственное прогнозирование – деятельность по формированию системы представлений о целях, приоритетах, направлениях, ожидаемых результатах и прогнозных параметрах социально-экономического развития Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц и отраслей экономики (видов экономической деятельности) с учетом вероятностного воздействия внешних и внутренних условий и иных факторов;

долгосрочный период – период продолжительностью более пяти лет;

задачи социально-экономического развития – вопросы, решение которых в определенный временной период должно обеспечить достижение целей социально-экономического развития;

концепция – документ, содержащий комплексное изложение основных целей, приоритетов, задач и направлений социально-экономического развития на определенный временной период, общие подходы к достижению поставленных целей и являющийся основой для разработки документов государственного прогнозирования, государственного планирования;

краткосрочный период – период продолжительностью до трех лет включительно;

параметр – количественная характеристика показателя, позволяющая определить его состояние и изменение;

показатель – качественная характеристика результатов социальных и экономических процессов;

приоритет социально-экономического развития – направление, на котором концентрируются материальные, трудовые, финансовые и иные ресурсы для достижения целей социально-экономического развития;

прогноз социально-экономического развития – документ государственного прогнозирования, отражающий систему представлений о внешних и внутренних условиях, целях, приоритетах, направлениях, ожидаемых результатах и прогнозных параметрах социально-экономического развития;

программа, план – документы государственного планирования, определяющие цели, приоритеты, задачи, показатели и параметры социально-экономического развития на определенный временной период и содержащие комплекс механизмов, способов, инструментов и необходимых ресурсов, обеспечивающих достижение поставленных целей;

среднесрочный период – период продолжительностью от трех до пяти лет включительно;

стратегия – документ государственного прогнозирования, определяющий цели, приоритеты социально-экономического развития на долгосрочный временной период и основные направления эффективного достижения поставленных целей;

цель социально-экономического развития – желаемое состояние экономики и социальной сферы Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц и отраслей экономики (видов экономической деятельности), определяемое в документах государственного прогнозирования, государственного планирования в качестве ориентира развития.

Статья 2. Основные принципы государственного прогнозирования, государственного планирования

Государственное прогнозирование, государственное планирование основываются на принципах:

научной обоснованности – определения целей и задач социально-экономического развития, способов достижения поставленных целей и решения поставленных задач на основании результатов научных исследований;

системности – соподчиненности и согласованности документов государственного прогнозирования, государственного планирования по целям, приоритетам, задачам, мероприятиям, ресурсам, показателям и срокам реализации;

открытости – вынесения проектов документов государственного прогнозирования, государственного планирования на публичное профессиональное обсуждение, официального опубликования этих документов после утверждения (одобрения) (за исключением документов или их отдельных положений, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами);

преемственности и непрерывности – разработки документов государственного прогнозирования, государственного планирования с учетом результатов реализации аналогичных документов в предшествующем временном периоде;

реалистичности – возможности практического достижения целей и своевременного решения задач социально-экономического развития с учетом предполагаемых источников и объемов материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов;

сценарности (вариантности) прогнозов – разработки нескольких вариантов прогноза социально-экономического развития в целях возможности выбора наилучшего варианта по заданным критериям с учетом вероятностного воздействия внешних и внутренних условий и иных факторов;

измеримости поставленных целей и задач – использования качественных и количественных критериев оценки достижения целей и решения задач социально-экономического развития;

гибкости – учета в процессе государственного прогнозирования, государственного планирования возможных изменений условий социально-экономического развития, внесения при изменении этих условий в процессе реализации документов государственного прогнозирования, государственного планирования необходимых корректировок;

эффективности – достижения максимальной результативности с наименьшими затратами ресурсов.

Статья 3. Документы государственного прогнозирования, государственного планирования

1. К документам государственного прогнозирования относятся:

на долгосрочный период:

комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь;

национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь;

стратегии развития отраслей экономики (видов экономической деятельности);

на среднесрочный период – прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь;

на краткосрочный период – годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

2. К документам государственного планирования относятся:

на среднесрочный период:

программа социально-экономического развития Республики Беларусь;

государственные программы;

государственные программы научных исследований, научно-технические программы;

программы развития отраслей экономики (видов экономической деятельности);

программы социально-экономического развития административно-территориальных единиц областного и базового территориальных уровней;

на краткосрочный период:

план социально-экономического развития Республики Беларусь;

планы развития отраслей экономики (видов экономической деятельности);

планы развития административно-территориальных единиц областного и базового территориальных уровней.

Статья 4. Разработка документов государственного прогнозирования, государственного планирования

1. Разработку документов государственного прогнозирования, государственного планирования на республиканском уровне обеспечивает Совет Министров Республики Беларусь во взаимодействии с Национальным банком и Национальной академией наук Беларуси в соответствии с их компетенцией.

2. Разработка документов государственного планирования по отраслям экономики (видам экономической деятельности), административно-территориальным единицам областного и базового территориальных уровней осуществляется соответствующими республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами.

3. Документы государственного прогнозирования:

разрабатываются исходя из комплексного анализа экономической, демографической, социальной, экологической ситуации, научно-технологического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий и перспектив изменения указанных факторов;

разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внешних и внутренних условий и иных факторов, в том числе потенциальных угроз для социально-экономического развития;

включают прогнозные параметры и показатели макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки.

4. При разработке документов государственного прогнозирования, государственного планирования обеспечивается согласованность документов республиканского, отраслевого и регионального уровней.

5. Разработке комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь, национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, программы социально-экономического развития Республики Беларусь должна предшествовать разработка концепции соответствующего документа.

6. Основные этапы разработки документов государственного прогнозирования, государственного планирования, состав участников, порядок их взаимодействия определяются Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами.

7. К разработке документов государственного прогнозирования, государственного планирования могут привлекаться общественные объединения, научные и иные организации.

Статья 5. Особенности разработки документов государственного прогнозирования

1. Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь разрабатывается на двадцать лет за два с половиной года до начала прогнозируемого периода.

Положения комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь служат основой для определения приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности, учитываются при разработке национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь и стратегий развития отраслей экономики (видов экономической деятельности).

2. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь разрабатывается на пятнадцать лет за два года до начала прогнозируемого периода.

В национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь определяются цели, приоритеты, основные прогнозные параметры развития Республики Беларусь и направления эффективного использования демографического, социального, природного, научно-технологического и производственного потенциалов страны.

Положения национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь учитываются при разработке стратегий развития отраслей экономики (видов экономической деятельности) и документов государственного планирования.

3. Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь и национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь одобряются Советом Министров Республики Беларусь.

4. Стратегии развития отраслей экономики (видов экономической деятельности) разрабатываются на десять и более лет и утверждаются соответствующими республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь.

5. Разработка документов государственного прогнозирования на долгосрочный период осуществляется каждые пять лет и предполагает изменение действующего документа с продлением прогнозируемого периода на пятилетний срок.

6. Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочный период разрабатывается на пять лет за год до начала прогнозируемого периода и используется при разработке программы социально-экономического развития Республики Беларусь и иных документов государственного планирования на этот период.

7. Годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь (в том числе основные параметры экономического развития на очередной финансовый год и плановый период) разрабатывается ежегодно в сроки, согласованные со сроками разработки проекта республиканского бюджета.

Годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь используется при разработке документов государственного планирования на краткосрочный период.

8. Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочный период и годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь одобряются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 6. Особенности разработки документов государственного планирования

1. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь разрабатывается на пять лет за год до начала срока ее реализации.

Положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь являются основой для разработки документов государственного планирования, а также программы деятельности Правительства Республики Беларусь.

Концепция программы социально-экономического развития Республики Беларусь одобряется Президентом Республики Беларусь.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь утверждается решением Всебелорусского народного собрания.

2. Государственные программы разрабатываются для достижения целей и решения задач социально-экономического развития, определенных в программе социально-экономического развития Республики Беларусь и требующих межотраслевого и (или) межрегионального взаимодействия государственных органов и иных организаций, а также для достижения иных целей и решения иных задач, определенных законодательными актами.

Требования к разработке и реализации государственных программ определяются Президентом Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами.

3. Государственные программы научных исследований, научно-технические программы разрабатываются в соответствии с законодательством о научной и научно-технической деятельности.

4. Программы развития отраслей экономики (видов экономической деятельности) разрабатываются при отсутствии соответствующих государственных программ и утверждаются республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь.

5. Программы социально-экономического развития административно-территориальных единиц областного и базового территориальных уровней утверждаются соответствующими местными Советами депутатов.

6. Документы государственного планирования на краткосрочный период разрабатываются ежегодно.

7. Важнейшие показатели и параметры социально-экономического развития на очередной год утверждаются Президентом Республики Беларусь.

План социально-экономического развития Республики Беларусь утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

8. План социально-экономического развития Республики Беларусь является основой для разработки планов развития отраслей экономики (видов экономической деятельности), административно-территориальных единиц областного и базового территориальных уровней.

Планы развития отраслей экономики (видов экономической деятельности), административно-территориальных единиц областного и базового территориальных уровней утверждаются соответствующими республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами.

 

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко