ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

19 июля 2005 г. № 45-З

Об электросвязи

Принят Палатой представителей 21 июня 2005 года
Одобрен Советом Республики 30 июня 2005 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 6 августа 2007 г. № 277-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 196, 2/1374) <H10700277>;

Закон Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 326-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 1, 2/1878) <H11100326> – Закон Республики Беларусь вступает в силу 5 апреля 2012 г.;

Закон Республики Беларусь от 1 июля 2014 г. № 172-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.07.2014, 2/2170) <H11400172>

 

Приостановление действия:

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 331-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 5, 2/1883) <H11100331>

 

Настоящий Закон определяет правовые, организационные и экономические основы деятельности в области электросвязи и направлен на обеспечение создания, устойчивого и эффективного функционирования и развития сетей электросвязи, централизованного управления радиочастотным спектром и нумерацией, на создание условий для удовлетворения нужд в услугах электросвязи физических и юридических лиц, государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

абонент – пользователь услуг электросвязи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;

выделение полосы радиочастот, радиочастотного канала или радиочастоты – разрешение на использование полосы радиочастот, радиочастотного канала или радиочастоты, в том числе для разработки (модернизации), производства, эксплуатации в Республике Беларусь радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, а также для эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, ввозимых на территорию Республики Беларусь с определенными техническими характеристиками;

высокочастотные устройства – оборудование или приборы, предназначенные для генерирования и использования радиочастотной энергии в любых целях, за исключением применения в области электросвязи;

единая республиканская сеть передачи данных (далее – ЕРСПД) – мультисервисная сеть электросвязи, являющаяся частью сети электросвязи общего пользования и представляющая собой комплекс взаимодействующих между собой сетей передачи данных республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и других государственных организаций, хозяйственных обществ, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), могут определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, а также других юридических лиц негосударственной формы собственности и индивидуальных предпринимателей, присоединяющих существующие сети к ЕРСПД в добровольном порядке, за исключением сетей передачи данных, предназначенных для обеспечения национальной безопасности, обороны и охраны правопорядка;

использование радиочастотного спектра – деятельность, связанная с эксплуатацией радиоэлектронных средств, в том числе при их разработке (модернизации), производстве, проектировании, строительстве (установке), а также с эксплуатацией высокочастотных устройств, в том числе при их разработке (модернизации), производстве;

конверсия радиочастотного спектра – совокупность экономических, организационных и технических мероприятий, направленных на расширение использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами гражданского назначения;

линии электросвязи – линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения электросвязи;

линейно-кабельные сооружения электросвязи – специально созданные или приспособленные сооружения электросвязи для размещения кабелей электросвязи;

нумерация – цифровые, буквенные, символьные обозначения или их комбинации, включая коды, предназначенные для определения (идентификации) сети электросвязи и (или) ее элементов;

обеспечение эксплуатационной готовности радиочастотного спектра – организационно-технологический процесс по оперативному управлению использованием радиочастотного спектра и обеспечению электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств на присвоенных (назначенных) радиочастотах или радиочастотных каналах;

объекты электросвязи – комплексы средств электросвязи и сооружений электросвязи, используемые при оказании услуг электросвязи;

оконечное абонентское устройство (терминал) – техническое устройство пользователя услуг электросвязи, предназначенное для подключения к сети электросвязи в целях обеспечения доступа к услугам электросвязи;

оператор универсального обслуживания – оператор электросвязи, которому предоставлено право на оказание универсальных услуг электросвязи;

оператор электросвязи – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги электросвязи на основании специального разрешения (лицензии) на деятельность в области связи;

пользователь радиочастотного спектра – юридическое или физическое лицо, которому предоставлено право на использование полосы радиочастот, радиочастотного канала или радиочастоты;

пользователь услуг электросвязи – юридическое или (и) физическое лицо, заказывающее услуги электросвязи и (или) пользующееся ими;

поставщик услуг электросвязи – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие услуги электросвязи, для оказания которых не требуется получения специального разрешения (лицензии) на деятельность в области связи;

присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала – решение о возможности использования конкретных радиочастоты или радиочастотного канала с указанием конкретных радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства, целей и условий такого использования;

пропуск международного трафика – деятельность, направленная на передачу сообщений электросвязи (включая телефонные вызовы, телеграфные сообщения, служебные и информационные сообщения, сетевые пакеты сетей передачи данных без ограничений по используемым пользовательским, транспортным и сетевым протоколам) между сетями электросвязи Республики Беларусь и сетями электросвязи иностранных государств, а также между сетями электросвязи иностранных государств, если передача сообщений электросвязи из одного иностранного государства в другое осуществляется через сети электросвязи, расположенные на территории Республики Беларусь;

пропуск межсетевого трафика – деятельность, направленная на передачу сообщений электросвязи (включая телефонные вызовы, телеграфные сообщения, служебные и информационные сообщения, сетевые пакеты сетей передачи данных без ограничений по используемым пользовательским, транспортным и сетевым протоколам) между сетями электросвязи Республики Беларусь;

пропуск трафика – деятельность, направленная на передачу сообщений электросвязи между сетями электросвязи;

радиопомеха – воздействие электромагнитной энергии на прием радиоволн, вызванное одним или несколькими излучениями и проявляющееся в любом ухудшении качества, ошибках или потерях информации, которых можно было бы избежать при отсутствии такого воздействия;

радиослужба – организационно-техническая совокупность радиоэлектронных и других технических средств, обеспечивающих излучение, передачу и (или) прием радиоволн для определенных целей электросвязи;

радиочастота – частота электромагнитных колебаний, принимаемая для обозначения единичной составляющей радиочастотного спектра;

радиочастотный спектр – совокупность полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот, которые могут быть использованы для функционирования радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;

радиоэлектронное средство – предназначенное для передачи и (или) приема радиоволн техническое средство, состоящее из одного или нескольких радиопередающих и (или) радиоприемных устройств и вспомогательного оборудования;

распределение полос радиочастот – определение предназначения полос радиочастот, которое фиксируется в Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами Республики Беларусь;

ресурс нумерации – совокупность или часть вариантов нумерации, которые могут быть использованы на территории Республики Беларусь;

сеть передачи данных – любая сеть электросвязи, которая предназначена и (или) может использоваться для целей приема, передачи, обработки, хранения данных и сообщений электросвязи (включая телефонные вызовы, телеграфные сообщения, служебные и информационные сообщения, сетевые пакеты сетей передачи данных) без ограничений по используемым пользовательским, транспортным и сетевым протоколам передачи данных, за исключением сетей электросвязи, реализующих предоставление услуг эфирной трансляции телевизионных и звуковых программ, спутниковой электросвязи;

сеть электросвязи – технологическая система, включающая в себя средства электросвязи и линии электросвязи;

система и план нумерации сети электросвязи общего пользования – правила, регламентирующие порядок распределения и закрепления нумерации за сетями электросвязи общего пользования;

сооружения электросвязи – объекты инженерной инфраструктуры, в том числе линейно-кабельные сооружения, здания, строения, нежилые помещения, специально созданные или приспособленные для размещения средств электросвязи;

средства электросвязи – технические и программные средства, используемые для формирования, обработки, хранения, передачи или приема сообщений электросвязи, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг электросвязи или обеспечении функционирования сетей электросвязи;

Таблица распределения полос радиочастот между радиослужбами Республики Беларусь – официальный документ, которым устанавливаются распределение полос радиочастот между радиослужбами и условия их использования, а также определяется категория полос радиочастот;

трафик – нагрузка в сетях электросвязи, создаваемая совокупностью сообщений электросвязи, передаваемых по сетям электросвязи;

универсальные услуги электросвязи – услуги электросвязи общего пользования, предоставление которых государство гарантирует всем пользователям услуг электросвязи на территории Республики Беларусь по доступным тарифам;

услуги электросвязи – деятельность по приему, обработке, хранению и передаче сообщений электросвязи;

услуги электросвязи общего пользования – услуги электросвязи, оказываемые любому пользователю услуг электросвязи посредством сети электросвязи общего пользования;

электромагнитная совместимость – способность радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств функционировать с заданным качеством в окружающей электромагнитной обстановке, не создавая недопустимых радиопомех другим радиоэлектронным средствам и (или) высокочастотным устройствам;

электросвязь – вид связи, представляющий собой любые излучения, передачу или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных сообщений по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения в области электросвязи, возникающие при создании, функционировании и развитии сетей электросвязи, использовании радиочастотного спектра и предоставлении услуг электросвязи.

Статья 3. Законодательство в области электросвязи

Законодательство в области электросвязи основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Гражданского кодекса Республики Беларусь, настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства.

Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международных договоров.

Статья 4. Принципы деятельности в области электросвязи

Деятельность в области электросвязи в Республике Беларусь осуществляется на основе принципов:

доступности услуг электросвязи общего пользования;

приоритета прав и законных интересов пользователей услуг электросвязи;

равенства прав на получение услуг электросвязи;

тайны телефонных и иных сообщений;

устойчивости и управляемости сетей электросвязи;

единства обязательных для соблюдения технических требований в области электросвязи.

Статья 5. Международное сотрудничество в области электросвязи

Международное сотрудничество в области электросвязи осуществляется в соответствии с законодательством.

В международных отношениях в области электросвязи Республику Беларусь представляет в установленном порядке Министерство связи и информатизации Республики Беларусь, выступающее в качестве Администрации электросвязи Республики Беларусь.

ГЛАВА 2
ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ, ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

Статья 6. Исключена.

Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в области электросвязи

Президент Республики Беларусь определяет государственную политику и осуществляет иное государственное регулирование в области электросвязи в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области электросвязи

Совет Министров Республики Беларусь в области электросвязи:

обеспечивает проведение государственной политики;

обеспечивает совершенствование законодательства;

развивает международное сотрудничество;

утверждает программы развития электросвязи и обеспечивает их реализацию;

утверждает Таблицу распределения полос радиочастот между радиослужбами Республики Беларусь;

осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 9. Полномочия Министерства связи и информатизации Республики Беларусь в области электросвязи

Министерство связи и информатизации Республики Беларусь в области электросвязи осуществляет:

разработку и реализацию программ развития электросвязи;

координацию деятельности в области создания и развития сетей электросвязи;

перспективное планирование использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами гражданского назначения;

установление единого порядка взаимодействия сетей электросвязи через сеть электросвязи общего пользования, а также мониторинга и централизованного управления сетью электросвязи общего пользования;

определение требований к построению, нумерации, организационно-техническому обеспечению функционирования сетей электросвязи, управлению ими, к обеспечению защиты сетей электросвязи от несанкционированного доступа к ним и передаваемым по ним сообщениям, использованию радиочастотного спектра, порядку пропуска трафика, оказанию услуг электросвязи;

регулирование деятельности операторов электросвязи;

выделение и изъятие ресурса нумерации;

международное сотрудничество в области электросвязи, включая взаимодействие с международными организациями и администрациями электросвязи других государств, обеспечение выполнения обязательств по международным договорам Республики Беларусь;

разработку и принятие нормативных правовых актов;

иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 91. Полномочия Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь в области электросвязи

Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь в области электросвязи:

определяет по согласованию с Президентом Республики Беларусь перечень операторов электросвязи, имеющих право на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств;

принимает решения, обязательные для исполнения операторами электросвязи и иными участниками рынка услуг электросвязи, по вопросам оказания услуг передачи данных и телефонии по IP-протоколу;

рассматривает обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам лицензирования деятельности в области связи в части оказания услуг передачи данных и телефонии по IP-протоколу, по результатам этого рассмотрения вносит в Министерство связи и информатизации Республики Беларусь обязательные для исполнения решения;

принимает меры по противодействию недобросовестной конкуренции, по защите прав и законных интересов операторов электросвязи и иных участников рынка услуг электросвязи в части оказания услуг передачи данных и телефонии по IP-протоколу;

регулирует тарифы на услуги электросвязи по присоединению сетей передачи данных к ЕРСПД, включению сетей передачи данных в ЕРСПД, предоставлению доступа к ЕРСПД, а также на услуги по использованию инфраструктуры ЕРСПД;

определяет совместно с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь порядок и условия присоединения сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования, включая ЕРСПД, а также порядок их взаимодействия;

принимает меры по разрешению споров, возникающих между операторами электросвязи по вопросам присоединения сетей передачи данных к ЕРСПД, пропуска трафика передачи данных, включения сетей передачи данных в ЕРСПД, предоставления доступа к ЕРСПД и использования инфраструктуры ЕРСПД;

определяет совместно с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь операторов электросвязи, уполномоченных на пропуск межсетевого трафика;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 10. Государственная комиссия по радиочастотам при Совете Безопасности Республики Беларусь

Государственная комиссия по радиочастотам при Совете Безопасности Республики Беларусь осуществляет проведение единой государственной политики в области распределения и использования радиочастотного спектра.

Положение о Государственной комиссии по радиочастотам при Совете Безопасности Республики Беларусь и ее состав утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Статья 11. Радиочастотные службы

Радиочастотные службы, функции которых выполняют специализированные подразделения Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Государственная инспекция Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь (республиканское унитарное предприятие по надзору за электросвязью «БелГИЭ») (далее – Государственная инспекция Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь), осуществляют оперативное управление в области использования радиочастотного спектра.

Радиочастотные службы в пределах своей компетенции осуществляют:

обеспечение охраны радиочастотного спектра;

обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в соответствии с требованиями, установленными законодательством;

выдачу разрешения на право использования радиочастотного спектра, полученного в результате присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;

ведение учета сведений о присвоенных (назначенных) радиочастотах или радиочастотных каналах;

приостановление или прекращение действия разрешения на право использования радиочастотного спектра, выданного соответствующей радиочастотной службой, по основаниям, установленным настоящим Законом;

введение временных запретов (ограничений) на использование радиочастотного спектра при эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств в случаях, установленных законодательными актами;

введение ограничений на эксплуатацию технических средств, являющихся источниками радиопомех;

обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;

взаимодействие с организациями иностранных государств, осуществляющими эксплуатацию радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, по вопросам использования радиочастотного спектра;

контроль за использованием на территории Республики Беларусь излучающих радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;

принятие мер во взаимодействии с правоохранительными органами по пресечению работы незаконно эксплуатируемых радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, а также технических средств, являющихся источниками радиопомех;

проведение экспертиз, обследований, натурных испытаний, измерений технических параметров радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, а также других технических средств, влияющих на электромагнитную совместимость радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, выполнение расчетов и измерений уровней электромагнитного излучения;

обеспечение эксплуатационной готовности радиочастотного спектра;

иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 12. Полномочия местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и иных государственных органов в области электросвязи

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы осуществляют государственное регулирование и управление в области электросвязи в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ

Статья 13. Государственное регулирование в области электросвязи

Государственное регулирование в области электросвязи включает:

определение государственной политики;

утверждение программ развития электросвязи;

принятие (издание) нормативных правовых актов;

регулирование использования радиочастотного спектра;

утверждение системы и плана нумерации сети электросвязи общего пользования;

осуществление государственного надзора за электросвязью;

лицензирование, техническое нормирование, стандартизацию и оценку соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

управление сетью электросвязи общего пользования при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении чрезвычайного или военного положения;

определение порядка оказания услуг электросвязи;

установление тарифов на услуги электросвязи общего пользования;

иное регулирование.

Статья 14. Регулирование тарифов на услуги электросвязи

Тарифы на услуги электросвязи устанавливаются оператором электросвязи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными законодательными актами.

Регулирование тарифов на услуги электросвязи общего пользования осуществляется в соответствии с законодательством. Перечень услуг электросвязи общего пользования, тарифы на которые подлежат регулированию, определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Регулирование тарифов на универсальные услуги электросвязи должно создавать условия для компенсации операторам электросвязи экономически обоснованных затрат, связанных с их оказанием.

Статья 15. Регулирование использования радиочастотного спектра

Регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с законодательством посредством конверсии радиочастотного спектра, проведения экономических, организационных и технических мероприятий, направленных на ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра для нужд физических и юридических лиц, государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок использования радиочастотного спектра устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Статья 16. Выделение, использование и изъятие ресурса нумерации

Выделение юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям ресурса нумерации единой сети электросвязи Республики Беларусь, его использование и изъятие у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей осуществляются в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь, в соответствии с системой и планом нумерации сети электросвязи общего пользования, утвержденными Советом Министров Республики Беларусь.

Выделение ресурса нумерации осуществляется при наличии доступного ресурса нумерации и соответствии запрашиваемого ресурса нумерации системе и плану нумерации сети электросвязи общего пользования.

Ресурс нумерации считается доступным, если в соответствии с системой и планом нумерации сети электросвязи общего пользования объем ресурса нумерации, выделенный юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, составляет менее 90 процентов всего объема ресурса нумерации. Не менее 10 процентов объема ресурса нумерации предназначается для обеспечения нужд государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка, создания экстренных служб.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе передать выделенный им ресурс нумерации или его часть другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю по согласованию с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь.

Изъятие полностью ранее выделенного юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю ресурса нумерации осуществляется:

по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя;

при прекращении действия или аннулировании специального разрешения (лицензии) на деятельность в области связи;

при нарушении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем порядка использования выделенного ресурса нумерации и (или) использовании ресурса нумерации с нарушением системы и плана нумерации сети электросвязи общего пользования;

в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем не начато использование выделенного ресурса нумерации в течение года со дня выделения.

Изъятие части ранее выделенного ресурса нумерации осуществляется по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя либо в случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не используют эту часть в течение года со дня выделения.

О принятом решении об изъятии ресурса нумерации (части ресурса нумерации) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель извещаются письменно в трехдневный срок со дня принятия такого решения с обоснованием мотивов его принятия.

Статья 17. Государственный надзор за электросвязью

Органом государственного надзора за электросвязью является Государственная инспекция Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Государственный надзор за электросвязью включает надзор за:

соблюдением порядка использования радиочастотного спектра;

соблюдением порядка регистрации и эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;

правомерностью подключения средств электросвязи юридических и физических лиц к сети электросвязи общего пользования;

соблюдением порядка и условий присоединения сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования, а также порядка их взаимодействия;

выполнением обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

выполнением операторами электросвязи лицензионных требований и условий.

Статья 18. Контроль за использованием на территории Республики Беларусь излучающих радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств

Контроль за использованием на территории Республики Беларусь излучающих радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется в целях обеспечения оперативного управления в области использования радиочастотного спектра и защиты присвоенных (назначенных) радиочастот или радиочастотных каналов и включает:

наблюдение за состоянием радиочастотного спектра с учетом соблюдения пользователями радиочастотного спектра требований и условий, установленных разрешениями на право использования радиочастотного спектра, полученными в результате выделения полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот, присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала (далее, если не установлено иное, – разрешение на право использования радиочастотного спектра), оценку занятости радиочастотного спектра;

выявление источников радиопомех;

выявление излучений радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, эксплуатируемых без разрешения на право использования радиочастотного спектра, и принятие в соответствии с законодательством мер по прекращению их эксплуатации;

оценку параметров излучений радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств на их соответствие параметрам, определенным разрешением на право использования радиочастотного спектра, а также обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Порядок организации и осуществления контроля за использованием на территории Республики Беларусь излучающих радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 19. Техническое нормирование, стандартизация и лицензирование

Техническое нормирование и стандартизация в области электросвязи осуществляются в соответствии с законодательством.

Лицензирование деятельности в области связи осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 20. Подтверждение соответствия средств и услуг электросвязи требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации

Подтверждение соответствия средств и услуг электросвязи требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 21. Управление сетью электросвязи общего пользования при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении чрезвычайного или военного положения

Управление сетью электросвязи общего пользования при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении чрезвычайного или военного положения осуществляется в соответствии с законодательством Министерством связи и информатизации Республики Беларусь во взаимодействии с центрами управления сетями электросвязи специального назначения и собственниками (владельцами) технологических сетей электросвязи, которые присоединены к сети электросвязи общего пользования.

Государственные органы оказывают содействие операторам электросвязи в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, при введении чрезвычайного или военного положения.

Оказание услуг электросвязи при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении чрезвычайного или военного положения может быть приостановлено или ограничено в порядке, установленном законодательством.

Статья 22. Размещение объектов электросвязи

При градостроительном планировании развития территорий и населенных пунктов и их застройке должны определяться состав и структура объектов электросвязи, а также предусматриваться мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств электросвязи.

Юридические лица на основе договоров предоставляют операторам электросвязи нежилые помещения для осуществления деятельности в области электросвязи. Заключение таких договоров является обязательным для сторон.

Операторы электросвязи вправе осуществлять размещение, строительство, а также эксплуатацию средств и сооружений электросвязи на опорах линий электропередачи, контактных сетях железных дорог, столбовых опорах, мостах, в коллекторах, туннелях (в том числе в туннелях метрополитена, автомобильных и железных дорог), на других инженерных объектах и технологических площадках, полосах отвода.

Перенос или переустройство линий и сооружений электросвязи, связанные со строительством, расширением территорий населенных пунктов, капитальным ремонтом, реконструкцией зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, переустройством систем мелиорации, разработкой месторождений полезных ископаемых и иными нуждами, производятся заказчиком указанных работ по согласованию с собственниками (владельцами) линий и сооружений электросвязи в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

Статья 23. Регистрация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств

Радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства, являющиеся источником электромагнитного излучения, подлежат регистрации в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Перечень радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, не подлежащих регистрации, устанавливается Министерством связи и информатизации Республики Беларусь по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь, Министерством обороны Республики Беларусь, Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь и со Службой безопасности Президента Республики Беларусь.

Радиоэлектронные средства, используемые для индивидуального приема программ телевизионного вещания и радиовещания, сигналов персональных радиовызовов (радиопейджеры), электронные изделия бытового назначения и средства персональной радионавигации, не содержащие радиоизлучающих устройств, используются без регистрации, если иное не предусмотрено законодательством.

Использование без регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в соответствии с частью первой настоящей статьи, не допускается.

Статья 24. Государственная регистрация сооружений электросвязи, прав на них и сделок с ними

Сооружения электросвязи, перемещение которых без ущерба, несоразмерного их назначению, невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения электросвязи, относятся к недвижимому имуществу. Государственная регистрация таких сооружений электросвязи, прав на них и сделок с ними осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 25. Строительство, эксплуатация и обслуживание линий электросвязи в пограничной зоне Республики Беларусь

Порядок строительства, эксплуатации и обслуживания линий электросвязи при пересечении Государственной границы Республики Беларусь и в пограничной зоне определяется Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Статья 26. Защита объектов электросвязи и радиочастотного спектра

Объекты электросвязи и радиочастотный спектр находятся под защитой государства.

В целях обеспечения сохранности объектов электросвязи в соответствии с законодательством устанавливаются охранные зоны и создаются просеки в лесах. В целях охраны радиочастотного спектра устанавливается контроль за правомерностью его использования юридическими и физическими лицами и обеспечивается международная правовая защита радиочастотных присвоений Республики Беларусь.

Юридические и физические лица, на земельных участках которых находятся линейно-кабельные сооружения, обязаны соблюдать Правила охраны линий, сооружений связи и радиофикации в Республике Беларусь, утверждаемые Советом Министров Республики Беларусь.

—————————————————————————

Действие статьи 27 приостановлено на 2012 год Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 331-З

__________________________________________________

 

Статья 27. Резерв универсального обслуживания

В целях обеспечения доступа к универсальным услугам электросвязи создается резерв универсального обслуживания, средства которого направляются исключительно на капитальные вложения, связанные с оказанием этих услуг.

Порядок формирования, использования средств резерва универсального обслуживания, а также размер обязательных отчислений в него устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

ГЛАВА 4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАДИОЧАСТОТНОГО СПЕКТРА

Статья 28. Право на использование радиочастотного спектра

Право на использование радиочастотного спектра предоставляется путем выделения полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот и (или) присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала.

Использование радиочастотного спектра без разрешения на право использования радиочастотного спектра не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Для пользователей радиочастотного спектра устанавливаются ежегодная и разовая плата за использование радиочастотного спектра. С юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выделение полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот для радиоэлектронных средств, используемых для оказания услуг электросвязи общего пользования (далее – плата за выделение радиочастотного спектра), если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.

Порядок расчета, внесения ежегодной и разовой платы за использование радиочастотного спектра, а также платы за выделение радиочастотного спектра устанавливается Президентом Республики Беларусь или с учетом определенных Президентом Республики Беларусь требований и в пределах предоставленных им полномочий Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 29. Распределение радиочастотного спектра

Распределение радиочастотного спектра осуществляется в соответствии с Таблицей распределения полос радиочастот между радиослужбами Республики Беларусь, разрабатываемой и утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь.

Пересмотр Таблицы распределения полос радиочастот между радиослужбами Республики Беларусь производится не реже одного раза в четыре года.

Радиочастотный спектр включает в себя следующие категории полос радиочастот:

преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

преимущественного пользования радиоэлектронными средствами гражданского назначения;

совместного пользования радиоэлектронными средствами всех назначений.

Статья 30. Выделение полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот и присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов

Выделение полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот в полосах радиочастот категорий совместного пользования радиоэлектронными средствами всех назначений и преимущественного пользования радиоэлектронными средствами гражданского назначения для радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств всех назначений осуществляется Государственной комиссией по радиочастотам при Совете Безопасности Республики Беларусь.

Выделение полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот в полосах радиочастот категории преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств специального назначения осуществляется соответствующими органами государственного управления в соответствии с законодательством.

Выделение полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот в полосах радиочастот категории преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения осуществляется Государственной комиссией по радиочастотам при Совете Безопасности Республики Беларусь.

Порядок рассмотрения материалов и выделения полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот, а также порядок проведения экспертизы на электромагнитную совместимость радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Выделенные полосы радиочастот, радиочастотные каналы или радиочастоты не являются собственностью пользователей радиочастотного спектра. Выделение полосы радиочастот, радиочастотного канала или радиочастоты осуществляется на определенный срок, который может быть продлен по заявлению пользователя радиочастотного спектра.

Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, за исключением радиоэлектронных средств, используемых для обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, осуществляется Государственной инспекцией Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, в том числе на основании заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или граждан, а в случае использования радиочастотного спектра для оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность в области связи, – на основании заявлений юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на деятельность в области связи с указанием соответствующей услуги, составляющей лицензируемый вид деятельности.

Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств, используемых для обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, осуществляется Департаментом по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь по согласованию со специализированным подразделением Министерства обороны Республики Беларусь, осуществляющим оперативное управление в области использования радиочастотного спектра.

Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, используемых для нужд государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется специализированными подразделениями Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь и Службы безопасности Президента Республики Беларусь, осуществляющими оперативное управление в области использования радиочастотного спектра, в соответствии с их компетенцией.

Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала производится на определенный срок.

Выделение полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот и присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала могут быть изменены в интересах обеспечения нужд государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в целях экономного и эффективного использования радиочастотного спектра.

Порядок рассмотрения материалов и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Предоставленное в соответствии с настоящей статьей право на использование полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот не может быть передано одним пользователем радиочастотного спектра другому.

Статья 31. Отказ в выделении полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот, присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов

Отказ в выделении полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот для радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения допускается по следующим основаниям:

несоответствие запрашиваемой полосы радиочастот распределению в Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами Республики Беларусь;

несоответствие параметров излучения и (или) приема заявленных радиоэлектронных средств требованиям соответствующих стандартов и норм по обеспечению электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;

отсутствие или отрицательное заключение экспертизы на электромагнитную совместимость с действующими и (или) планируемыми к использованию радиоэлектронными средствами и (или) высокочастотными устройствами – в случае принятия Государственной комиссией по радиочастотам при Совете Безопасности Республики Беларусь решения о необходимости проведения такой экспертизы;

принятие Государственной комиссией по радиочастотам при Совете Безопасности Республики Беларусь решения о поручении Министерству связи и информатизации Республики Беларусь провести тендер (конкурс) на использование запрашиваемых полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот.

Отказ в присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения допускается по следующим основаниям:

несоответствие деятельности в области электросвязи обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также иному законодательству;

отсутствие документа об оценке соответствия на заявленные для использования радиоэлектронные средства в случае, если наличие такового является обязательным;

мотивированный отказ заинтересованной радиочастотной службы в согласовании подобранной радиочастоты или радиочастотного канала;

отрицательные результаты проведения международной процедуры координации использования радиочастотного присвоения, если такая процедура предусматривается международными договорами Республики Беларусь и Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи;

отсутствие права на оказание услуг электросвязи общего пользования с применением средств электросвязи (радиоэлектронных средств) заявленного типа в особых лицензионных требованиях и условиях специального разрешения (лицензии) на деятельность в области связи.

Статья 32. Приостановление и прекращение действия разрешения на право использования радиочастотного спектра

Действие разрешения на право использования радиочастотного спектра, полученного в результате выделения Государственной комиссией по радиочастотам при Совете Безопасности Республики Беларусь полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот, может быть приостановлено этой комиссией в случае выявления нарушения пользователем радиочастотного спектра условий, установленных указанным разрешением, на срок, необходимый для устранения этого нарушения, но не более чем на год.

Действие разрешения на право использования радиочастотного спектра, полученного в результате выделения Государственной комиссией по радиочастотам при Совете Безопасности Республики Беларусь полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот, до истечения срока его действия прекращается этой комиссией по следующим основаниям:

наличие заявления пользователя радиочастотного спектра;

принятие Государственной комиссией по радиочастотам при Совете Безопасности Республики Беларусь решения о запрещении разработки, выпуска и эксплуатации радиоэлектронных средств, электротехнических устройств, комплексов, систем, не соответствующих требованиям по электромагнитной совместимости, перспективному плану использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами Республики Беларусь и Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами Республики Беларусь;

прекращение действия или аннулирование специального разрешения (лицензии) на деятельность в области связи – при использовании радиочастотного спектра для оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность в области связи;

неустранение пользователем радиочастотного спектра в установленные сроки нарушения, послужившего основанием для приостановления действия разрешения на право использования радиочастотного спектра, полученного в результате выделения Государственной комиссией по радиочастотам при Совете Безопасности Республики Беларусь полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот.

Действие разрешения на право использования радиочастотного спектра, полученного в результате выделения Государственной комиссией по радиочастотам при Совете Безопасности Республики Беларусь полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот, может быть прекращено этой комиссией при получении от радиочастотных служб сведений о неэффективном использовании радиочастотного спектра, определенном в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Действие разрешения на право использования радиочастотного спектра, полученного в результате присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала, может быть приостановлено радиочастотной службой, Департаментом по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, выдавшими указанное разрешение, в случае выявления нарушения пользователем радиочастотного спектра условий, установленных указанным разрешением, на срок, необходимый для устранения этого нарушения, но не более чем на три месяца.

Действие разрешения на право использования радиочастотного спектра, полученного в результате присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала, до истечения срока его действия прекращается радиочастотной службой, Департаментом по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, выдавшими указанное разрешение, в пределах компетенции по следующим основаниям:

наличие заявления пользователя радиочастотного спектра;

принятие Государственной комиссией по радиочастотам при Совете Безопасности Республики Беларусь решения о запрещении разработки, выпуска и эксплуатации радиоэлектронных средств, электротехнических устройств, комплексов, систем, не соответствующих требованиям по электромагнитной совместимости, перспективному плану использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами Республики Беларусь и Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами Республики Беларусь;

прекращение действия разрешения на право использования радиочастотного спектра, полученного в результате выделения полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот;

использование радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств в противоправных целях, наносящих вред интересам личности, общества, государства (по представлению уполномоченных государственных органов);

непредставление пользователем радиочастотного спектра в месячный срок в радиочастотную службу, Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, выдавшие разрешение на право использования радиочастотного спектра, заявления для получения нового разрешения в случае изменения сведений, указанных в ранее выданном разрешении;

неустранение пользователем радиочастотного спектра в установленные сроки нарушения, послужившего основанием для приостановления действия разрешения на право использования радиочастотного спектра, полученного в результате присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала.

В случае нарушения пользователем радиочастотного спектра требований законодательства, повлекшего приостановление или прекращение действия выданного ему разрешения на право использования радиочастотного спектра, Государственная комиссия по радиочастотам при Совете Безопасности Республики Беларусь, радиочастотная служба, Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, выдавшие указанное разрешение, не несут ответственности за ущерб, который может понести пользователь радиочастотного спектра.

Действие разрешения на право использования радиочастотного спектра прекращается без принятия решения Государственной комиссией по радиочастотам при Совете Безопасности Республики Беларусь, радиочастотной службой, Департаментом по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, выдавшими указанное разрешение, на следующий день после:

истечения срока действия разрешения на право использования радиочастотного спектра;

невнесения платы за выделение радиочастотного спектра в случаях и сроки, предусмотренные законодательством;

невнесения пользователем радиочастотного спектра ежегодной платы (доли платы) за его использование в размере и сроки, предусмотренные законодательством;

ликвидации юридического лица, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, смерти физического лица или объявления его умершим, которым было выдано разрешение на право использования радиочастотного спектра.

При приостановлении или прекращении действия разрешения на право использования радиочастотного спектра плата за выделение радиочастотного спектра и (или) ежегодная и разовая плата за использование радиочастотного спектра не возвращаются, если иное не предусмотрено законодательными актами.

ГЛАВА 5
СЕТИ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ

Статья 33. Единая сеть электросвязи Республики Беларусь

Единая сеть электросвязи Республики Беларусь состоит из расположенных на территории Республики Беларусь сетей электросвязи следующих категорий:

сеть электросвязи общего пользования;

выделенные сети электросвязи;

технологические сети электросвязи;

сети электросвязи специального назначения.

Статья 34. Сеть электросвязи общего пользования

Сеть электросвязи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услуг электросвязи на территории Республики Беларусь.

Сеть электросвязи общего пользования – комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, предназначенный для оказания услуг электросвязи всем пользователям услуг электросвязи, в том числе по распространению программ телевизионного вещания и радиовещания.

Сеть электросвязи общего пользования имеет присоединение к сетям электросвязи иностранных государств.

Статья 35. Выделенные сети электросвязи

Выделенные сети электросвязи предназначены для возмездного оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей услуг электросвязи или группам таких пользователей, но не присоединены к сети электросвязи общего пользования.

Выделенные сети электросвязи могут взаимодействовать между собой.

Технологии и средства электросвязи, применяемые для создания выделенных сетей электросвязи, а также принципы их построения и порядок предоставления доступа к ним устанавливаются их собственниками (владельцами), если иное не предусмотрено законодательными актами.

Если выделенные сети электросвязи соответствуют требованиям, установленным для сети электросвязи общего пользования, они могут быть присоединены к сети электросвязи общего пользования с переводом их в категорию сети электросвязи общего пользования.

Статья 36. Технологические сети электросвязи

Технологические сети электросвязи предназначены для обеспечения потребностей внутренней деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, управления технологическими процессами.

Технологии и средства электросвязи, применяемые для создания технологических сетей электросвязи, а также принципы их построения определяются их собственниками (владельцами).

При наличии свободных ресурсов технологической сети электросвязи часть этой сети может быть присоединена к сети электросвязи общего пользования для возмездного оказания услуг электросвязи с переводом ее в категорию сети электросвязи общего пользования. Такое присоединение допускается, если:

часть технологической сети электросвязи, предназначаемая для присоединения к сети электросвязи общего пользования, может быть технически или физически отделена от технологической сети электросвязи;

присоединяемая часть технологической сети электросвязи соответствует требованиям, установленным для сети электросвязи общего пользования.

Учет расходов по эксплуатации технологической сети электросвязи и ее части, присоединенной к сети электросвязи общего пользования, ведется раздельно.

Статья 37. Сети электросвязи специального назначения

Сети электросвязи специального назначения предназначены для обеспечения нужд государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и не могут использоваться для возмездного оказания услуг электросвязи, если иное не предусмотрено законодательством.

Порядок присоединения сетей электросвязи специального назначения к сети электросвязи общего пользования и их взаимодействия устанавливается законодательством.

Статья 38. Присоединение сетей электросвязи

Собственники (владельцы) сетей электросвязи имеют право на присоединение своих сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования при соблюдении условий, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства.

Присоединение сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования, взаимодействие сетей электросвязи, присоединенных к сети электросвязи общего пользования, пропуск международного и межсетевого трафика, присоединение к сетям электросвязи иностранных государств осуществляются через сети уполномоченных в соответствии с законодательством операторов электросвязи.

Порядок и условия присоединения сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования, включая ЕРСПД, а также порядок их взаимодействия определяются Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь совместно с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь.

При присоединении сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования на междугородном и международном уровнях тарифы на услуги по пропуску трафика устанавливаются операторами электросвязи в порядке, определяемом законодательством.

Статья 39. Собственность на сети, средства и объекты электросвязи

Сети и средства электросвязи могут находиться в государственной и частной собственности.

Перечень объектов электросвязи, которые могут находиться только в государственной собственности, определяется законом.

Статья 40. Приоритетное использование сетей и средств электросвязи

При возникновении чрезвычайных ситуаций, введении чрезвычайного или военного положения уполномоченные государственные органы в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, имеют право приоритетного использования любых сетей и средств электросвязи, а также приостановки или ограничения использования этих сетей и средств.

Операторы электросвязи должны предоставлять приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности жизни человека, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также сообщениям, связанным с осуществлением неотложных мер в области государственного управления, национальной безопасности, обороны и охраны правопорядка.

Статья 41. Служебная электросвязь

Служебная электросвязь используется для целей оперативно-технического управления сетями электросвязи.

Операторы электросвязи предоставляют и используют служебную электросвязь в порядке, установленном Министерством связи и информатизации Республики Беларусь.

ГЛАВА 6
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОПЕРАТОРОВ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ И ПОСТАВЩИКОВ УСЛУГ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ УСЛУГ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ

Статья 42. Права и обязанности оператора электросвязи и поставщика услуг электросвязи

Оператор электросвязи и поставщик услуг электросвязи имеют право:

приостанавливать оказание услуг электросвязи пользователям услуг электросвязи в случае нарушения ими требований, установленных настоящим Законом, Правилами оказания услуг электросвязи или договором об оказании услуг электросвязи;

расторгнуть в одностороннем порядке договор об оказании услуг электросвязи в случае неустранения в течение одного месяца нарушений, послуживших основанием для приостановления оказания услуг электросвязи;

на возмещение вреда, возникшего по вине пользователей услуг электросвязи.

Оператор электросвязи и поставщик услуг электросвязи могут иметь и другие права в соответствии с законодательством.

Оператор электросвязи обязан:

обеспечивать пользователям услуг электросвязи качество оказываемых услуг электросвязи в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

соблюдать тайну телефонных и иных сообщений;

предоставлять пользователям услуг электросвязи и при необходимости поставщикам услуг электросвязи своевременную информацию об условиях и порядке оказания услуг электросвязи;

осуществлять построение сетей электросвязи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования;

нести расходы по эксплуатации, управлению и мониторингу сетей электросвязи, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, а также по организации их взаимодействия с сетью электросвязи общего пользования;

соблюдать требования по организационно-техническому взаимодействию с другими операторами электросвязи, пропуску и маршрутизации трафика, устанавливаемые Министерством связи и информатизации Республики Беларусь и (или) Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, а также требования по ведению взаиморасчетов между операторами электросвязи;

представлять статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством;

представлять по запросам Министерства связи и информатизации Республики Беларусь и других уполномоченных в соответствии с законодательными актами государственных органов необходимую информацию в порядке, предусмотренном законодательством.

Поставщик услуг электросвязи обязан:

обеспечивать пользователям услуг электросвязи качество оказываемых им услуг в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

соблюдать тайну телефонных и иных сообщений;

предоставлять пользователям услуг электросвязи своевременную информацию об условиях и порядке оказания услуг электросвязи;

представлять по запросам Министерства связи и информатизации Республики Беларусь и других уполномоченных в соответствии с законодательными актами государственных органов необходимую информацию в порядке, предусмотренном законодательством.

Операторы электросвязи всех категорий сетей электросвязи обязаны создавать системы управления своими сетями, удовлетворяющие единому порядку взаимодействия и мониторинга.

Статья 43. Обязанности операторов электросвязи и поставщиков услуг электросвязи при проведении оперативно-розыскной деятельности

Операторы электросвязи и поставщики услуг электросвязи при взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обязаны:

предоставлять в случаях и порядке, установленных законодательными актами, информацию о пользователях услуг электросвязи и об оказанных им услугах электросвязи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач;

в случаях и порядке, установленных законодательными актами, оказывать содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и предоставлять возможность их проведения на сетях электросвязи, принимать меры по защите сведений об организационных и тактических приемах проведения указанных мероприятий;

обеспечивать в случаях и порядке, определенных законодательными актами, доступ к базам данных, автоматизированным системам;

обеспечивать выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также иных требований, установленных законодательством к сетям и средствам электросвязи, при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

выполнять иные обязанности в соответствии с законодательными актами.

Статья 44. Особенности деятельности назначенного оператора универсального обслуживания

Назначенный оператор универсального обслуживания – оператор электросвязи, на которого Министерством связи и информатизации Республики Беларусь возлагаются функции по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на территории Республики Беларусь.

Назначенный оператор универсального обслуживания обязан осуществлять присоединение других операторов электросвязи к сети электросвязи общего пользования и обеспечивать взаимодействие между сетями электросвязи.

Статья 45. Оператор универсального обслуживания

Право на оказание универсальных услуг электросвязи предоставляется операторам электросвязи на основе конкурса, проводимого в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Оператор электросвязи, оказывающий универсальные услуги электросвязи, является оператором универсального обслуживания.

Количество операторов универсального обслуживания, действующих на территории Республики Беларусь, за исключением назначенного оператора универсального обслуживания, определяется исходя из необходимости обеспечения универсальными услугами электросвязи всех потенциальных пользователей указанных услуг.

Статья 46. Права и обязанности пользователей услуг электросвязи

Юридические и физические лица имеют равные права на пользование услугами электросвязи на территории Республики Беларусь.

Пользователи услуг электросвязи имеют право:

доступа к информации о тарифах, видах услуг электросвязи, сроках их оказания, режиме работы операторов электросвязи и поставщиков услуг электросвязи, а также к иной информации, необходимой для пользования услугами электросвязи;

доступа к услугам сети электросвязи общего пользования;

на своевременное и качественное оказание услуг электросвязи операторами электросвязи;

на возмещение ущерба, компенсацию морального вреда в соответствии с законодательством;

обращаться в суд в случае нарушения их прав;

иные права, предусмотренные законодательством.

Пользователи услуг электросвязи обязаны:

использовать оконечное абонентское устройство (терминал), имеющее документ об оценке соответствия, в случае, когда наличие такого документа является обязательным;

своевременно производить оплату оказанных им услуг электросвязи;

не предпринимать действий, направленных на снижение качества работы или повреждение сетей электросвязи;

нести иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 47. Льготы и преимущества при пользовании услугами электросвязи

Для отдельных категорий лиц при пользовании услугами электросвязи законодательством могут устанавливаться льготы и преимущества в очередности оказания услуг электросвязи, порядке и размере их оплаты.

Потери доходов, связанные с предоставлением в соответствии с законодательством льгот при оказании услуг электросвязи, возмещаются операторам электросвязи за счет средств соответствующего бюджета.

ГЛАВА 7
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ

Статья 48. Оказание услуг электросвязи

Услуги электросвязи оказываются на основании договора об оказании услуг электросвязи и в соответствии с настоящим Законом и Правилами оказания услуг электросвязи, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь.

Правилами оказания услуг электросвязи устанавливаются порядок заключения и выполнения договора об оказании услуг электросвязи, а также порядок и основания для приостановления и расторжения такого договора, права и обязанности сторон, формы и порядок расчетов за оказание услуг электросвязи, ответственность сторон и иные условия договора об оказании услуг электросвязи.

Статья 49. Учетно-отчетное время

При осуществлении деятельности в области электросвязи в технологических процессах применяется единое учетно-отчетное время – белорусское.

При осуществлении международной деятельности в области электросвязи учетно-отчетное время определяется международными договорами Республики Беларусь.

Информирование пользователя услуг электросвязи о времени оказания услуги электросвязи осуществляется с указанием единого учетно-отчетного времени.

Статья 50. Использование языков и алфавитов при оказании услуг электросвязи

Оказание услуг электросвязи на территории Республики Беларусь осуществляется на белорусском или русском языке.

Адреса отправителя и получателя телеграмм, пересылаемых в пределах Республики Беларусь, должны оформляться на белорусском или русском языке.

Текст телеграммы должен быть написан буквами белорусского, русского или латинского алфавита.

Международные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, обрабатываются на языках, определяемых международными договорами Республики Беларусь.

Статья 51. Вызов экстренных служб

Операторы электросвязи обязаны обеспечить для пользователя услуг электросвязи возможность круглосуточного бесплатного вызова экстренных служб (подразделений по чрезвычайным ситуациям, милиции, скорой (неотложной) медицинской помощи, аварийной службы газа и др.).

Расходы операторов электросвязи по присоединению сетей электросвязи, обеспечивающих вызов экстренных служб, возмещаются на основе договора, заключенного операторами электросвязи с органами и организациями, создавшими соответствующие экстренные службы.

Статья 52. Универсальные услуги электросвязи

В Республике Беларусь гарантируется оказание универсальных услуг электросвязи.

Перечень универсальных услуг электросвязи, порядок и сроки их предоставления определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 53. Оказание услуг электросвязи для государственных нужд

Оказание услуг электросвязи для государственных нужд и их оплата осуществляются в соответствии с законодательством.

Статья 54. Тайна телефонных и иных сообщений

На территории Республики Беларусь гарантируется тайна телефонных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи.

Ограничение права на тайну телефонных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, допускается только в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Операторы электросвязи и поставщики услуг электросвязи обязаны обеспечить соблюдение тайны телефонных и иных сообщений.

Работники операторов электросвязи и поставщиков услуг электросвязи, иные лица, которым стала известна тайна телефонных и иных сообщений, обязаны принимать меры по ее неразглашению.

Операторы электросвязи и поставщики услуг электросвязи могут выдавать информацию о фактах оказания услуг электросвязи только абонентам или их представителям, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Статья 55. Расчеты за услуги электросвязи

Оплата услуг электросвязи производится посредством наличных и безналичных расчетов путем внесения предварительной платы либо непосредственно после их оказания.

Порядок и форма оплаты услуг электросвязи определяются договором об оказании услуг электросвязи, если иное не установлено законодательством.

Основаниями для определения стоимости оказанных услуг электросвязи являются показания средств электросвязи, учитывающие объем оказанных услуг электросвязи, а также условия заключенного с пользователем услуг электросвязи договора об оказании услуг электросвязи.

Статья 56. Базы данных оператора электросвязи об абонентах

Оператор электросвязи создает базы данных об абонентах и оказываемых им услугах электросвязи.

Базы данных оператора электросвязи об абонентах должны содержать следующую информацию:

о физических лицах – абонентский номер, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), адрес абонента или адрес установки оконечного абонентского устройства (терминала), абонентские номера, данные, позволяющие определить (идентифицировать) абонента или его оконечное абонентское устройство (терминал), а в отношении абонентов сети сотовой подвижной электросвязи – также реквизиты документа, удостоверяющего личность (его название, серия, номер, дата выдачи и наименование государственного органа, выдавшего документ);

о юридических лицах – наименование (фирменное наименование) юридического лица, его юридический адрес, адрес установки оконечного абонентского устройства (терминала), абонентские номера, данные, позволяющие определить (идентифицировать) абонента или его оконечное устройство (терминал);

перечень услуг, активированных абонентом.

Операторы электросвязи вправе использовать созданные ими базы данных об абонентах для осуществления справочно-информационного обслуживания, в том числе для подготовки и распространения справочно-информационных изданий различными способами (печатным, на магнитных носителях и др.). Для осуществления справочно-информационного обслуживания могут быть использованы следующие сведения: фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) абонента – физического лица, наименование (фирменное наименование) абонента – юридического лица, адрес установки оконечного абонентского устройства (терминала) и абонентский номер. При этом обязательным условием использования таких сведений является предварительное письменное согласие абонента.

При наличии письменного заявления абонента об отказе в согласии на использование сведений о нем для осуществления справочно-информационного обслуживания такие сведения не используются для справочно-информационного обслуживания и должны быть исключены из справочно-информационных изданий.

Законодательством могут быть установлены особенности включения отдельных категорий абонентов в справочно-информационные издания и исключения из них.

Оператор электросвязи является собственником баз данных, содержащих сведения об абонентах, и определяет условия использования и порядок доступа к указанной информации. Права оператора электросвязи – собственника баз данных защищаются в установленном законодательством порядке.

Статья 57. Предъявление и рассмотрение претензий

В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, вытекающих из договора оказания услуг электросвязи, пользователь услуг электросвязи вправе обратиться с претензией к оператору электросвязи и (или) поставщику услуг электросвязи.

Претензии предъявляются в следующие сроки:

в течение трех месяцев со дня оказания услуги электросвязи или отказа в ее оказании – по вопросам, связанным с отказом в оказании услуг электросвязи, несвоевременным или недоброкачественным оказанием услуг электросвязи либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ (оказанием услуг) в области электросвязи;

в течение месяца со дня подачи телеграммы – по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой телеграммы или искажением текста телеграммы, изменяющим ее смысл.

К претензии прилагаются необходимые для рассмотрения ее по существу документы, в которых должны быть приведены сведения о невыполнении либо ненадлежащем выполнении обязательств, факте и размере причиненного ущерба (в случае претензии о возмещении ущерба).

Оператор электросвязи и (или) поставщик услуг электросвязи обязаны рассмотреть предъявленную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 календарных дней со дня предъявления претензии.

Для претензий, требующих специальной проверки или запроса дополнительных материалов, срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на два месяца.

Пользователь услуг электросвязи вправе обжаловать решение, принятое по претензии, в суд в порядке, установленном законодательством.

ГЛАВА 8
ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ

Статья 58. Финансирование деятельности операторов электросвязи

Финансирование деятельности операторов электросвязи осуществляется за счет:

доходов, получаемых от оказания услуг электросвязи операторами электросвязи и иной не запрещенной законодательством деятельности;

инвестиций и иных не запрещенных законодательством источников.

Статья 59. Государственная поддержка операторов электросвязи

Государственная поддержка операторов электросвязи осуществляется как комплекс мер, обеспечивающих эффективное развитие их деятельности в порядке, установленном законодательными актами.

Статья 60. Осуществление инвестиций в области электросвязи

Инвестиции в развитие электросвязи осуществляются в соответствии с программами развития электросвязи и законодательством в сфере инвестиций.

Статья 61. Ответственность за нарушение законодательства в области электросвязи

Лица, нарушившие законодательство в области электросвязи, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 9
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 62. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

До приведения законодательства в соответствие с настоящим Законом нормативные правовые акты Республики Беларусь применяются в той части, в которой они не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

Статья 63. Приведение законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь в течение года со дня вступления в силу настоящего Закона:

подготовить и внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения по приведению законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

Rambler's Top100