/ / Общественно-политические
18.02.2022

Выяснили, как будет развиваться инфраструктура для электромобилей

С каждым годом все больше электромобилей появляется в гаражах автолюбителей и на дорогах страны. Этому способствует множество факторов: во-первых, мировой тренд на отказ от машин с двигателями внутреннего сгорания в пользу экологических и, к слову, простых в устройстве электрических моторов; во-вторых, снижение цен на электромобили, да и гораздо более гуманная стоимость заправки электричеством. Кроме того, в соответствии с принятой в нашей стране комплексной программой развития электротранспорта на 2021–2025 годы и для владельцев, и для производителей электромобилей предусмотрены различные преференции. Главное, что волнует водителей электромобилей, – достаточное количество электрозарядных станций на их пути.

Электромобиль

«Р» узнала о темпах развития зарядной инфраструктуры для экологичного транспорта и новинках, ожидаемых в ближайшее время.

В ожидании роста

В основе программы развития электротранспорта лежат две подпрограммы. Одна из них называется «Создание зарядной инфраструктуры для электротранспорта» и предусматривает появление развитой сети ЭЗС.

– Объединением «Белоруснефть» создана базовая сеть быстрых зарядных станций, позволяющая беспрепятственное перемещение электромобилей по территории страны. На основных автомагистралях установлены станции мощностью 180 кВт, обеспечивающие зарядку аккумуляторной батареи на 100 километров за шесть минут, – сообщил «Р» Андрей Котик, заместитель генерального директора РУП «Производственное объединение «Белоруснефть». – Наша компания установила 600 зарядных станций Malanka. В прошлом году о развитии собственной сети зарядных станций объявило ОАО «Витязь», которое сейчас является ведущим производителем ЭЗС.

Сколько же подобных элементов инфраструктуры требуется нашей стране? Информация о количестве электромобилей, колесящих по ее дорогам, отличается. Идут продажи электромобилей, произведенных в Беларуси, растет количество ввезенных из-за границы. Правда, при этом следует помнить, что многие из них уходят на просторы ЕАЭС. «Белоруснефть», исходя из объема потребленной электроэнергии, ориентируется на цифру около 4 тысяч.

– Эти 600 станций рассчитаны на 25 тысяч электромобилей, – продолжает Андрей Котик. – То есть пока что потребности жителей страны удовлетворяются с лихвой. Но в то же время мы понимаем, что количество электромобилей будет расти. Происходит консолидация, которая в определенный момент приведет к изменению динамики увеличения количества электромобилей – это будет взрывообразный рост. Есть все необходимые предпосылки. Среди них – отказ мировых гигантов машиностроения от двигателей внутреннего сгорания в пользу электрических моторов. Кроме того, в нашей стране принят ряд мер, стимулирующих использование легковых электромобилей.

Стратегия развития

По прогнозам специалистов, через два-три года по дорогам страны может колесить около 100 тысяч электромобилей. А значит, сеть ЭЗС нуждается в дальнейшем развитии.

– Мы действуем в рамках определенной стратегии нашего поступательного движения, – отмечает Андрей Котик. – На первом этапе активно устанавливали ЭЗС в Минске, на основных магистралях, в областных центрах. Теперь акцент смещается на города районного масштаба с населением около 100 тысяч жителей. У торговых центров, на вокзалах установим быстрые зарядные станции, способные обеспечить расстояние пробега в 300 километров примерно за час, а за 5–7 минут – пополнить его на 35 километров. Основная задача – охватить максимально возможное количество электромобилей, сконцентрироваться в тех локациях, где услугу электрозаряда получит наибольшее количество машин. Создавая удобную развернутую инфраструктуру, мы тоже стимулируем автолюбителей покупать электромобили. В перспективе компания собирается провести аналитические исследования, которые лягут в основу дальнейших планов развития инфраструктуры.

В 2022 году Malanka запускает пилотный проект – уникальный супербыстрый зарядный комплекс. Аналогов данного решения нет ни в странах СНГ, ни в странах Восточной Европы. Такой комплекс включает систему накопления, модуль динамического распределения мощности, супербыстрые станции мощностью до 350 кВт, которые смогут заряжать как общественный транспорт, так и легковые авто. Возможность зарядки будет доступна даже для самых современных электромобилей (Hyundai Ioniq 5, BMW iX и так далее) со скоростью 340 километров за 10 минут.

Первый супербыстрый комплекс электрозарядных станций общей мощностью 700 кВт появится к середине 2022-го в Минске, на разворотном кольце в микрорайоне Брилевичи. Разработка и проектирование супербыстрых комплексов общей мощностью от 1 до 2 МВт ведутся и для других областных центров страны.

К концу 2022 года к уже действующим 600 зарядным станциям планируется добавить еще около 90 ЭЗС типов Mode 4 и Mode 3. Какие же райцентры могут рассчитывать на скорое появление электрозарядных станций? В текущем году планируется их установка в Солигорске, Жодино, Витебске, Полоцке и Новополоцке, Орше, Гродно, Лиде, Бобруйске, Новогрудке. Во всех этих городах (за исключением последнего) ЭЗС будут типа Mode 4, время зарядки на них составляет от 15 до 30 минут. В Новогрудке же батарею машины можно будет зарядить за 6–8 часов.

А вот активное развитие супербыстрых зарядных станций начнется в следующем году. В Минске после пилотного проекта в Брилевичах они появятся на вокзале, улице Ландера, диспетчерской станции «Ангарская-4». Затем ЭЗС повышенной мощности установят на пересечении трасс М-1 и М-4. В Гродно их разместят на остановочных пунктах «Улица Врублевского» и «Фолюш». Согласно программе создания зарядной инфраструктуры к концу 2030 года в Беларуси появится 86 таких ЭЗС.

Узнать о местонахождении зарядных станций можно благодаря мобильному приложению, в котором указаны все ЭЗС сети Malanka, а также их мощность. Это позволит электромобилистам планировать маршрут, не опасаясь несвоевременной разрядки батареи.

Мощные зарядные станции должны питать и мощные линии электропередачи. Всегда ли это возможно?

– Действительно, мощность электросетей не всегда позволяет устанавливать ЭЗС на наиболее оптимальных локациях, – соглашается Андрей Котик. – Для решения этой задачи необходимо тесное взаимодействие с энергетиками. Должен сказать, они охотно идут нам навстречу, прекрасно понимая потенциал потребления энергии машинами на электрической тяге. Кроме того, в программе по развитию электрозарядной инфраструктуры есть и задачи для энергетиков. Места, где будем устанавливать станции, определены на перспективу. При недостаточной пропускной способности электросетей для подключения зарядных комплексов организации ГПО «Белэнерго» будут либо проводить их реконструкцию, либо строить новые сети и трансформаторные подстанции. Все это позволит получить ощутимый экономический эффект в ближайшей перспективе, в том числе и от работы БелАЭС.

Оксана Невмержицкая, « Рэспубліка», 18 февраля 2022 г.
(фото – Pravo.by)

Как будет подтверждаться право производителей электромобилей на освобождение от НДС?

Теги: транспорт