/ / Общественно-политические
24.03.2020

Как банкам облегчить работу с проблемной задолженностью предприятий – готовится проект соответствующего указа

Бытие наше непредсказуемо, и поэтому жизнь пронизана разными рисками. Тем более коммерческая деятельность. Поэтому далеко не всегда бывает так, что задолженность полностью возвращается к владельцу. Вопрос размера и допустимости таких потерь. Нельзя сказать, что проблемная задолженность реального сектора у нас в стране катастрофическая или угрожающая, но размеры проблемной задолженности всегда заставляют держать вопрос под пристальным вниманием не только должников и кредиторов, но и руководство страны. В позапрошлом и прошлом годах принимались специальные нормативно-правовые акты, которые расширили возможности поиска компромисса между банками и проблемными должниками. Насколько удалось продвинуться в деле ликвидации сложных задолженностей? Работает ли новое законодательство? Каких правовых решений нам не хватает? Об этом мы поговорили с председателем Совета Ассоциации белорусских банков Николаем Лузгиным.

Николай Лузгин

Ненужные риски

– Николай Владимирович, вопрос проблемных кредитов остается актуальным всегда. Один из показателей, который характеризует качество активов банковской системы, – доля необслуживаемых кредитов в активах, подверженных кредитному риску. Для начала хотелось бы определить масштаб проблемы.

– В начале прошлого года этот показатель составлял около 5 процентов, потом увеличился, достигнув в мае максимума, – 6,3 процента. Но потом тренд развернулся в благоприятную сторону и к концу года он снизился до 4,6 процента и составил около 2,7 миллиарда рублей. Очевидно, что «нулевая» отметка недостижима, но, невзирая на положительную тенденцию, доля необслуживаемых кредитов остается достаточно высокой.

Одна из проблем, которую несет для банков проблемная задолженность, необходимость создавать под нее резервы – от 30 до 100 процентов в зависимости от классификации проблемного кредита. И если в целом посмотреть на банковские активы, то резервы составляли более 3,5 миллиарда рублей. Косвенно они оказывают давление на всю банковскую систему. В том числе и на процентные ставки. Нацбанк занимает достаточно жесткую позицию по уровню процентных ставок, пруденциальными инструментами не дает завышать стоимость заимствованных ресурсов. Но влияние на их цену проблемные активы все-таки оказывают. Кроме того, высокие резервы сокращают прибыль банков, соответственно, снижают их возможности по капитализации, влияют на инвестиционную составляющую и другие стороны деятельности финансовых организаций.

– Но насколько помню, через резервы Нацбанк снижает аппетиты к рискам у финансового сектора, страхует их от необдуманных действий, которых было немало в прошлом и первой половине этого десятилетия. 

– Согласен, умеренно жесткая политика регулятора стимулирует осторожность в кредитовании. Положительная роль резервов – уменьшение рисков банковской системы и ее стабилизация, отрицательная – снижение прибыли и капитализации банковской системы. Некоторые необслуживаемые кредиты безнадежны. Банки уже создали по ним 100-процентные резервы и вывели задолженность за баланс. В некоторых случаях такие долги списываются. Но это непростой процесс: такое решение необходимо утверждать в высших органах правления банка, предоставлять веские обоснования такого решения. В определенной степени этот процесс упростили нормы Указа № 200 «О реструктуризации задолженности и прекращении обязательств». Этот нормативно-правовой акт предусматривает ряд инструментов работы с проблемной задолженностью. Несомненно, он позволил в определенной степени стабилизировать ситуацию.

Но чтобы нормы Указа № 200 заработали в полную силу, необходимы нормативно-правовые акты, которые бы регулировали ряд вопросов. Например, необходимо при продаже проблемных долгов с дисконтом выработать механизм его определения, чтобы ни у одного контролирующего органа не возникло сомнения, что дисконт был слишком большим, чем нанесен ущерб тем или иным субъектам хозяйствования. Необходимо урегулировать ряд моментов, чтобы исключить опасность коррупции, недружественного захвата собственности. Для создания полноценного и ликвидного рынка долгов необходимо решить вопрос о допуске на него максимального количества участников. В том числе и нерезидентов. Сейчас Нацбанк готовит проект указа, в котором должна быть отражена вся эта проблематика. Если он будет одобрен, то работа с проблемной задолженностью облегчится.

Банкротство не для всех

– Сейчас снова обсуждается проект Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Является ли выходом продажа имущества компании с молотка, если она не может отвечать по своим обязательствам? Или есть смысл продавать его как единый хозяйственный комплекс? Есть еще механизм реструктуризации долгов. И спор, какой инструмент более оптимален для экономики, является почти вечным.

– Все зависит от ситуации, рыночных позиций компании, причинах образования задолженности и невозможности ее обслуживать. Бывают случаи, когда у компании отлажено производство, есть технологии, портфель заказов, перспективы развития, но в силу каких-то неблагоприятных факторов, можно сказать, форс-мажоров образовалась слишком большая задолженность, неподъемная для обслуживания в данный момент. Но по всем другим факторам компания живая. Тогда целесообразно говорить о реструктуризации кредитных обязательств. И в этой части нормы Указа № 200 позволяют это делать.

Иногда целесообразно продать компанию новому собственнику, но с дисконтом. И тогда новые управленцы поднимут бизнес. Хотя есть случаи, когда субъект хозяйствования безнадежен со всех точек зрения, тогда логично его банкротить. Оптимальный инструмент зависит от конкретной ситуации. В некоторых случаях, если долг совершенно неперспективный, по нему созданы стопроцентные резервы, все риски уже состоялись, то проще его просто списать. Однако это не значит, что стоит прощать все кредиты, по выплатам которых возникают сложности. Не стоит забывать, что банки оперируют не собственными средствами, а их ресурсную базу в значительной степени составляют деньги вкладчиков – и субъектов хозяйствования, и населения.

Владимир Волчков, «Рэспубліка», 24 марта 2020 г.