/ / Общественно-политические
10.03.2020

Что грозит при пересечении границы белорусам, оформившим на себя машины из Европы?

За последние три года в Украину были ввезены сотни тысяч автомобилей, зарегистрированных в странах Евросоюза. Их владельцы, желая сэкономить на пошлинах, не растаможивали транспортные средства и ездили на европейских номерах. В «серые» схемы оказались втянуты отдельные наши соотечественники. За пару десятков долларов жители белорусского приграничья соглашались оформить временный ввоз автомобиля на свое имя. С 1 января таможенная служба Украины начала штрафовать владельцев «евроблях» за то, что они своевременно не вывезли и не зарегистрировали свои авто. Максимальное наказание – 170 000 гривен. В более привычном для нас исчислении это впечатляющие 15 000 рублей. Извещения о крупных штрафах уже получили десятки наших сограждан.

Руль

«Верблюды» живут в приграничье

Эпопея с «евробляхами» в Украине длилась больше трех лет. Почему она стала возможна? Дело в том, что Таможенный кодекс запрещает ввоз авто с иностранными номерами для личного пользования. Однако ввезти авто на срок до одного года могут иностранцы. Именно этой лазейкой и пользовались украинские граждане. Машины регистрировались на посторонних людей, так называемых «верблюдов». Как правило, в их роли выступали граждане соседних с Украиной стран – Польши, Молдовы, Беларуси.

Подобные услуги обходились украинцам обычно в 400–500 долларов. Основную часть этой суммы получали организаторы схемы, какие-то деньги уходили на решение вопросов на украинской границе. «Верблюду» доставалось лишь 20–30 долларов, хотя де-юре именно он и являлся владельцем «евробляхи». Со всеми вытекающими. В приграничных регионах нашей страны какое-то время даже существовал своеобразный бизнес по вербовке желающих легко подзаработать. Их подвозили к границе, оформлялся временный ввоз «автоевропейца» в Украину, и фиктивные владельцы спокойно возвращались домой.

А вот теперь у них появился повод для беспокойства.

Въезд запрещен?

– Штраф 170 000 гривен или конфискация автомобиля грозят, к примеру, тем нарушителям, чьи действия будут квалифицированы по части 6 статьи 481 Таможенного кодекса Украины в новой редакции, – объясняет юрист из Луцка Александр Андреюк. – Такое наказание предусмотрено за превышение периода временного ввоза транспортного средства на 30 дней или его утрату, в том числе разукомплектование. Штраф можно будет оплатить в течение 15 суток после получения решения суда.

Если штраф не погашен своевременно, то таможня передает документы в исполнительную службу. «Евробляха» вносится в полицейскую базу данных. Как только автомобиль будет остановлен дорожной патрульной службой, он отправится на штрафстоянку, а владелец – в суд. Рассмотрение дела может занять не один месяц. Если автолюбитель не сможет доказать свою правоту, то ему придется заплатить штраф и компенсировать судебные издержки. Что касается граждан Беларуси, то эксперты, с которыми удалось поговорить, склоняются к мнению, что добровольно оплачивать столь крупные штрафы они не станут, поэтому наказание будет проще – въезд в Украину проштрафившимся «верблюдам» будет закрыт.

– Граждан Беларуси, которые фактически являются владельцами «евроблях», могут поджидать и другие неприятности, – говорит Александр Андреюк. – К примеру, автомобиль с европейской регистрацией совершит ДТП со смертельным исходом. Я практически уверен, что у наших правоохранителей возникнут вопросы к тому, кто оформил на себя временный ввоз. Они вполне могут обратиться за содействием к белорусским коллегам. Непричастность «верблюда» к ДТП в конечном итоге будет доказана, но нажить лишнюю головную боль можно легко.

«Согласился по дурости»

В таможенную службу Украины и на тематические форумы поступает немало вопросов от граждан Беларуси, которые купились на легкие деньги, а теперь не знают, как выйти из положения. Вот лишь некоторые из них:

«Я стала заложницей ситуации с ввозом машины в Украину. Сказали, что все легально и никаких проблем в дальнейшем с пересечением границы не будет, но как потом сказали сами таможенники, впоследствии грозит штраф порядка 1000 долларов. Меня интересуют два вопроса: можно ли как-то узнать, «висит» ли автомобиль на мне или, может быть, его с меня сняли, как и обещали?»

«Здравствуйте. Такая ситуация – оформили на меня три года назад автомобиль (по дурости согласился), он остался на территории Украины, а я сам житель Беларуси. Сейчас мне неизвестна судьба этого авто. С его владельцем я не имею связи. Недавно задумался о том, чтобы съездить отдохнуть в Украину, и вспомнил про этот случай. Как узнать, есть ли у меня штраф по 481-й статье ТКУ? Да и вообще, существует ли вероятность, что проблем у меня никаких не будет при пересечении границы?»

Как удалось выяснить, единственный способ избежать проблем на границе – заплатить штраф и, в идеале, вывезти «евробляху» за пределы страны. В противном случае на границе будут постоянно интересоваться судьбой автомобиля.

Пенсионер Иван К. из Кобринского района оказался в похожей ситуации:

– Позвонил друг сына, предложил заработать 30 долларов. В детали он не вдавался, рассказал, что нужно помочь с оформлением машины на границе. От меня нужен только паспорт и личное присутствие. Приехали в пункт пропуска «Мокраны», прошли пешком белорусскую границу, а на украинской стороне в очереди уже стояла иномарочка с польскими номерами. Когда подъехали к таможенникам, я лишь подтвердил, что буду ездить на машине в Украине, а ребята сами оформили все документы. Получил свои деньги и вернулся домой.

Через полтора года Иван собрался в гости к двоюродной сестре, которая живет в Волынской области. Украинские таможенники напомнили о ввезенном автомобиле и предупредили, что в следующий раз придется заплатить штраф:

– Сестра осталась одна, ей уже за 80. Хотелось бы проведать, но, похоже, не получится. С непогашенным штрафом въезд в Украину мне заказан. Конечно, о том, что сделал, я пожалел уже не раз и не два…

Прощай, Одесса

В Малоритском районном отделе внутренних дел о зиц-автовладельцах, живущих в приграничье, отлично знают. Начальник РОВД Виталий Гончарук делится своим видением ситуации:

– Оформляя на себя автомобили на украинской границе, наши сограждане не нарушали белорусское законодательство. Тем не менее некоторые факты вызывали обеспокоенность. Многие «автовладельцы» спускали вырученные деньги прямо на границе, в магазине беспошлинной торговли, а затем попадали в ДТП, теряли документы… Как-то наш соотечественник потерял паспорт прямо на нейтральной полосе. Он не смог попасть в Беларусь, его не впустили в Украину. В итоге решил пересекать границу в обход пункта пропуска, за что был привлечен к ответственности.

Многие из тех, кто оформлял на себя временный ввоз «евроблях», теперь обращаются в РОВД за разъяснениями: могут ли они беспрепятственно въехать на территорию Украины.

– Как-то на прием пришла жительница райцентра. Рассказала, что на нее, мать и сестру оформлены автомобили, временно ввезенные на территорию Украины. Поинтересовалась, можно ли им теперь выехать в соседнюю страну. Мы разъяснили, что у сотрудников таможенной службы Украины к ним возникнут вопросы. За нарушение правил временного ввоза или транзита можно получить крупный штраф и запрет на въезд. Такие случаи уже были. Фактически, из-за одного необдуманного поступка девушки лишили себя возможности съездить в Одессу, Львов или Карпаты. Что ж, за свои действия иногда приходится отвечать…

ФАКТ

Украинское законодательство позволяет машине с иностранной регистрацией находиться в стране 5–10 дней. Если авто в режиме транзита задержится в Украине на день, то штраф составит 170 гривен. Задержка от 20 до 30 дней обойдется таким владельцам в 85 000 гривен.

Павел Лосич, «Рэспубліка», 10 марта 2020 г.