/ / Общественно-политические
10.03.2020

В каких случаях переписка в мессенджерах и информация в интернете могут служить доказательством в суде?

Путешествуя по интернету, пользователи порой сталкиваются с недобросовестной рекламой, нарушением авторских прав, оскорблениями в комментариях. Нелестные высказывания в свой адрес можно услышать и в соцсетях, группах мессенджеров. Грешат этим родительские чаты: защищая своего ребенка, мамочки порой опускаются до откровенных оскорблений оппонента. И если в этом случае мундир еще можно отряхнуть, то, когда дело касается предприятий и фирм, за случайно брошенным словом могут стоять реальные убытки. Как обычно действуют в таких ситуациях: одни бегут подавать заявление в милицию, другие просят Министерство информации закрыть сайт. А если сведения удалят? Есть иной вариант – зафиксировать нужные данные в протокольной форме у нотариуса. Такой документ в дальнейшем можно использовать в качестве доказательств в суде.

Юлия Божко

Пока не удалена переписка

Живем в такое время, когда интернет-общение присутствует в нашем графике каждый день. Фразы, написанные в чате жильцов дома или в группе по музыкалке у ребенка, кажутся всего лишь выражением мысли. Разве могут быть последствия? Но навлечь на себя беду можно даже небрежным словом. Вдруг недовольный сосед возьми да зафиксируй нелестные высказывания в адрес управдома – и с документиком в суд. Правда, вопрос: в какую форму облечь переписку, чтобы ее сочли доказательством?

Казалось бы, сделал скриншот страницы – и достаточно. Действительно, раньше участники судебного разбирательства так и поступали, ведь иных способов фиксации попросту не существовало. Судья принимал факты, изложенные в них, но о стопроцентной подлинности таких документов, понятно, речи не шло. Формально распечатанный листок не доказательство. Был еще один вариант: люди обращались к российским нотариусам, которые совершали такой вид действия, как обеспечение письменных доказательств. Ситуация изменилась, когда в 2014 году в Закон о нотариате добавилась новая норма. У белорусских юристов тоже появилось в «распоряжении» такое нотариальное действие. Первооткрывателем в этой теме стала нотариус Минского городского нотариального округа Юлия Божко. Специалист поясняет, в чем суть:

– Почему к обычным скриншотам скептическое отношение? Технологии шагнули вперед, поэтому подделать, изменить или убрать слово на фото не составляет труда даже не самому уверенному пользователю компьютером. Когда информацию с экрана фиксирует нотариус, он выступает гарантом того, что именно эти сведения были на ресурсе, в мессенджере в конкретный период времени. Основная причина, по которой к нам обращаются для обеспечения письменных доказательств, – переписку или интернет-страницу могут попросту удалить. К примеру, на судебном заседании истец просит суд открыть определенный сайт в подтверждение своим словам. Домен существует, а сведений там уже нет. Доказать то, что они когда-то там действительно были, невозможно.

Однако всю ли информацию можно нотариально удостоверить? Ведь есть цифровые, графические, письменные данные. В этом нюанс: для применения в нашей стране можно обеспечить только письменные доказательства. К ним относятся документы, общедоступная информация в интернете и переписка. Те же видеозаписи с регистраторов в автомобилях, съемки на телефон ни к одной из этих групп не относятся – это доказательства вещественные. Соответственно, обеспечить их нельзя. Порой бывает сложно разграничить две эти группы. К примеру, надпись или объявление на заборе. С одной стороны, есть графическая фиксация текста, с другой – все это размещено не в интернете, не относится к переписке и документам…

– По этой же причине не можем фиксировать информацию с билборда. Или рекламу на двери магазина, которая, к примеру, ущемляет интересы другой компании. Заявитель понимает, что налицо недобросовестная конкуренция, такие же сведения есть и в интернете. Но именно листок на двери – не письменное доказательство. Это, скорее, гибрид. В этом случае руки у нас связаны, – поясняет Юлия Валерьевна.

В обеспечении письменных доказательств есть несколько нюансов, вернее, ограничений. Во-первых, зафиксировать какой-либо факт в интернете можно лишь до тех пор, пока не возбуждено дело. Во-вторых, данные подходят лишь для судов, другие органы применить обеспечение письменных доказательств не могут.

– Еще одна особенность – общедоступность информации в интернете, – добавляет нотариус. – Это значит, что я должна войти в сеть и, не используя логин и пароль, иметь доступ к нужным сведениям. С соцсетями два варианта: если что-то опубликовано на стене и я, не используя ключей, могу увидеть это. К примеру, делаю запрос в поисковике «Иванов Instagram». Информация доступна всем. Тогда это письменное доказательство расцениваю как опубликованное в глобальной сети. Если же дело касается общения в Instagram или ВКонтакте, отношу его к переписке. Алгоритм в этом случае иной. Клиент предоставляет мне свой телефон, и фиксация данных идет с него.

Похожи до степени смешения

Какие факты могут подтверждаться скриншотом, удостоверенным нотариусом? Если берем общедоступную информацию в интернете, чаще всего это нарушение авторских прав. Ситуации встречаются сплошь и рядом. Обычно происходит так: в одной фирме работали друзья. Вдруг перессорились и решили заниматься делами отдельно друг от друга. Один из компаньонов регистрирует бизнес и создает под это дело сайт. В какую форму его облечь? Чего ломать голову, ведь можно сделать его по образу и подобию старого. Нарушение? Не иначе. Его-то для суда и можно зафиксировать. Или, к примеру, компаньон поменял пару букв в названии фирмы. Формально они разные, но визуально ну очень похожи, едва ли не до степени смешения.

– Самые наглые, – добавляет юрист, – воруют логотипы. В моей практике был случай, когда, скажем, кустарный производитель использовал товарный знак известной мировой компании по выпуску техники. Понятно, что бренд запатентовал свои авторские права. Репутации в этом случае может быть нанесен урон. Поэтому юрлица часто обращаются за обеспечением доказательств в интернете.

Кстати, с каждым годом все больше людей поступают грамотнее: если видят на чужом сайте информацию, которая нарушает их авторские права, для ее фиксации идут к нотариусу. Ведь вторая сторона, по сути, украденными данными уже привлекла к себе заказчиков, получила прибыль.

– Однажды речь шла о защите деловой репутации. На стене одного из сообществ в ВКонтакте была размещена информация о фирме. Недовольный клиент стал поливать грязью ее сотрудников, к обсуждению подключились другие пользователи. Это комментирование тоже заверяла, – вспоминает нотариус.

Судья с телефоном перед глазами

Заверить письменные доказательства можно и в мессенджерах. Лидируют в этом деле Viber, Telegram, WhatsApp. Наверное, такая расстановка связана с популярностью использования приложений. Стандартная ситуация. Супруги на грани развода. Понятно, что общение милым назвать нельзя, поэтому ограничиваются перепиской в Viber. В адрес друг друга чего только не слышат, припоминают старые грехи, приписывают несуществующие. Доходит до того, что один из супругов решает обратиться в суд, восстановить поруганную честь. Что делать? Не понесешь ведь в доказательство на заседание телефон и не станешь показывать судье приложение. В этом случае и обращаются к нотариусу для обеспечения письменных доказательств.

По словам Юлии Божко, подобные обращения в практике встречаются часто:

– Помню, как один клиент попросил зафиксировать общение в мессенджере едва ли не за весь год. Поначалу протоколировали все вручную – набирали текст сообщений. И вот представьте, большой отрезок времени, далеко не лестные высказывания друг о друге – во все нужно было вникать, чтобы не наделать ошибок. Сейчас стало гораздо проще: делаем скриншоты и удостоверяем информацию. Продвинутые в правовом плане люди спешат к нотариусу. Ведь в том же Viber можно удалить переписку. Даже если на телефоне будет ее копия, обеспечить письменные доказательства юрист не сможет – должен сам видеть ее в приложении. Наши заверенные документы на практике словно телефон, который судья держит перед глазами вместо бумаги.

Вот еще один случай. Человек заказал у одной из фирм кухню. Работу те выполнили, но с недочетами. Тогда клиент сфотографировал их и выслал исполнителям. Те посыпали голову пеплом, согласились исправить. А затем пошли в отказ. Приструнить горе-дельцов пришлось в суде. В этом случае помогло обеспечение доказательств. Зафиксировал общение – и уже вооружен.

КОММЕНТАРИЙ помощника председателя Белорусской нотариальной палаты Артура СТРЕХА:

– В 2017 году нотариусы страны совершили 186 действий по обеспечению письменных доказательств, в 2018-м – 227. В прошлом году цифра выросла и составила 324 действия. Результат работы, проводимой Министерством юстиции и Белорусской нотариальной палатой, – повышение правовой грамотности жителей. Именно поэтому приобретает все большую популярность такой вид нотариальной деятельности.

Татьяна Бизюк, «Сельская газета», 10 марта 2020 г.