/ / Общественно-политические
27.01.2020

В Минтруда разъяснили положения нового Трудового кодекса

У специалистов кадровых и юридических служб предприятий и организаций сейчас горячая пора: 28 января вступит в силу Трудовой кодекс в новой редакции. Всплеск ошибок, которые допускают наниматели, обычно порождают именно изменения в законодательстве, утверждала судья судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Римма Филипчик за круглым столом в редакции «СБ. Беларусь сегодня» («Аббревиатура и.о. не применяется», 21 января с.г.). Вопросы от читателей и специалистов продолжают поступать. Некоторые из них, обобщив, редакция адресовала в Министерство труда и социальной защиты.

Трудовой кодекс и трудовая книжка

Все наниматели должны привести контракты в соответствие с новым кодексом. Как это делать: подписанием допсоглашения о внесении изменений в действующий контракт либо изложением его в новой редакции?

– Примерные формы контрактов утверждены Правительством: нанимателя с работником (постановление № 1180), с руководителем государственной организации (постановление № 604), с государственным служащим (постановление № 1271). Для внесения 20 декабря 2019 г. принято постановление Правительства № 882, где примерные формы контрактов изложены в новой редакции. На официальном сайте Министерства труда и социальной защиты размещен подробный комментарий, как это нужно сделать нанимателям. В частности, наниматель заключает с работником дополнительное соглашение о внесении изменений в его контракт, изложив его в новой редакции. Заполняются все условия контракта. Поскольку речь идет об изменении, а не о заключении нового контракта, срок его действия остается прежним. Для государственных служащих новая форма не утверждалась, поэтому с ними нужно заключить дополнительные соглашения об изменении отдельных условий контрактов. Работа по приведению контрактов в соответствие с постановлением № 882 должна быть осуществлена до 28 января 2020 года.

Особо обращаем внимание, что работником и уполномоченным должностным лицом нанимателя подписывается каждая страница контракта.

В Указе № 27 прописано, что премия не может составлять более 5 процентов от оклада. А новая форма контракта содержит формулировку о лишении всех видов премий. Значит, иные виды премий могут существовать? Как они могут устанавливаться?

– Пунктом 3 Указа Президента от 18 января 2019 г. № 27 определен размер средств, направляемых на выплату премий, предусматриваемый в соответствующих бюджетах, − республиканском либо местных − 5 процентов от суммы окладов.

Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 3 апреля 2019 г. № 13, определено, что условия оплаты труда, установленные законодательством для работников бюджетных организаций, применяются в отношении всех работников этих организаций независимо от источника их финансирования. Соответственно, на премирование работников бюджетных организаций, осуществляющих приносящую доходы деятельность, направляются внебюджетные средства в размере 5 процентов от суммы их окладов. Премирование осуществляется на основании соответствующего положения, утвержденного руководителем бюджетной организации.

Кроме этого, работники бюджетных организаций (содержащиеся как за счет бюджетных средств, так и за счет внебюджетных средств) могут дополнительно премироваться за счет внебюджетных средств в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетных организаций. Размеры определяются руководителями бюджетных организаций в локальных правовых актах. Может быть разработано общее положение о премировании работников. При этом порядок и условия премирования в рамках Указа № 27 и за счет внебюджетных средств, остающихся в распоряжении бюджетных организаций, необходимо определять отдельными разделами.

При этом форма контракта и в старой, и в новой редакции предусматривает право нанимателя на уменьшение (лишение) всех видов премий независимо от привлечения работника к дисциплинарной ответственности за отсутствие на рабочем месте без уважительной причины, несвоевременное выполнение или невыполнение трудовых обязанностей без уважительных причин, использование государственного имущества не в служебных целях.

Как императивная норма прописан размер единовременной выплаты на оздоровление: 50 процентов оклада. Ранее – два тарифных оклада. Даже при росте оклада сейчас сумма выплаты оказывается меньше. Но 503-й указ будто бы дает возможности увеличения этой суммы...

– В соответствии с Указом № 27 работникам бюджетных организаций осуществляется единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада, если иной размер не установлен законодательными актами или Советом Министров. Размеры, порядок и условия единовременной выплаты определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций. Согласно Указу Президента от 31 декабря 2019 г. № 503 от подоходного налога с физических лиц освобождается единовременная выплата на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющими специальные звания.

Президент потребовал не допустить падения зарплат, а некоторые работники жалуются, что с ними это происходит...

– По сложившейся практике бюджетными организациями ежегодно в декабре выплачивается премия в увеличенном размере за счет накопленной экономии фонда оплаты труда. Заработная плата работника за декабрь в среднем на 12 процентов выше, чем за январь следующего года. В бюджете на 2020 год предусмотрен фонд оплаты труда, обеспечивающий среднегодовое повышение заработной платы в бюджетной сфере не менее чем на 10 процентов по сравнению с 2019 годом.

Виктор Пономарев, «СБ. Беларусь сегодня», 24 января 2020 г.