/ / Общественно-политические
24.01.2020

Система регистра населения – ресурс, который востребован всеми

Система регистра населения в структуре милицейского ведомства существует с 2013 года. О том, какие сведения в ней содержатся, а также как работа с персональными данными способствует выявлению правонарушений, рассказал начальник управления по регистру населения Департамента по гражданству и миграции МВД полковник милиции Юрий Киреев.

Юрий Киреев

Что представляет собой регистр населения и с какой целью он был создан?

Регистр населения – государственная централизованная автоматизированная система, призванная сформировать единое информационное пространство нашей республики. Она аккумулирует персональные данные о гражданах Беларуси, иностранцах, а также о лицах без гражданства, постоянно проживающих в нашей стране.

Отправной точкой создания регистра населения послужили Директива Президента № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышения качества обеспечения жизнедеятельности населения» 2006 года, в развитие которой в 2008 году принят Закон «О регистре населения». Последним утвержден перечень персональных данных, подлежащих внесению в регистр, а также определен круг госорганов, предоставляющих эти сведения. Владельцем регистра населения определено Министерство внутренних дел.

Помимо своей основной задачи – учета физических лиц, регистр населения осуществляет информационное взаимодействие и сотрудничество с организациями, обеспечивая их достоверными и актуальными персональными данными о гражданах. К слову, регистр населения – одна из немногих информационных систем, где правоотношения по вопросам ее ведения регулируются на законодательном уровне.

Приступая к созданию регистра, сотрудники ДГиМ столкнулись с технически сложной и трудоемкой задачей. Необходимо было модернизировать существующие каналы связи, приобрести и настроить высокотехнологическое телекоммуникационное оборудование, а также разработать «с нуля» программное обеспечение. Кроме того, стояла задача набрать, подготовить не только своих специалистов, но и провести обучение сотрудников заинтересованных организаций и ведомств, разъяснить порядок внесения и исключения персональных данных. При этом было важно соблюсти все требования, предъявляемые к передаче и защите информации. Сейчас специалисты по регистру населения есть в каждом территориальном органе внутренних дел.

Какая информация поступает в регистр? Сколько данных он содержит?

Регистр населения наполнялся поэтапно. Первоначальный массив данных был сформирован к середине 2013 года. Его основу составляли сведения МВД об идентификационном номере и паспортных данных гражданина. После этого непрерывно в хронологическом порядке стала направляться информация из органов ЗАГС о рождении, бракосочетании или расторжении брака, перемене фамилии, дате и месте смерти, а также данные о родителях и детях.

В 2014-2015 годах в базу стали поступать сведения из Министерства образования (о получении высшего образования) и ВАК (об ученой степени или звании), военных комиссариатов (об исполнении воинской обязанности), МНС (о налоговых обязательствах), Белгосстраха (о страховых выплатах), а также данные о пенсиях силового блока.

В 2016-2019 годах продолжилась работа по внесению массива сведений о месте работы, датах трудоустройства и увольнения – из ФСЗН и Минтруда, об инвалидности – из Минздрава, о пенсионных выплатах – из Минтруда, об объявлении умершим, о лишении родительских прав, признании безвестно отсутствующим, недееспособным и ограниченно дееспособным – из судов общей юрисдикции. Подключились и местные исполнительные и распорядительные органы с данными об опекаемых, безработных и местах захоронения людей граждан.

Внесение сведений в базу и их актуализация – непрерывный процесс, который проходит в режиме реального времени. Ежемесячно в регистр населения поступает порядка 12 тысяч данных о новых лицах.

Как используются данные регистра населения?

Сфера применения содержащихся в регистре населения персональных данных огромна. Прежде всего, это совершенствование заявительного принципа «одного окна», внедрение биометрических документов, оказание электронных услуг, а также информационное обеспечение деятельности организаций и нотариусов. Данные регистра позволяют снизить риски переплаты пенсий и пособий, обеспечить воинский учет военнообязанных, определить численность и составить списки избирателей, а также учитываются при подготовке и проведении переписи населения. Кроме того, функционирование системы направлено на реализацию положений Декрета Президента № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» и Указа Президента № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий».

Регистр населения востребован и милицейскими подразделениями: его данные используются оперативно-дежурными службами при уточнении сведений о доставленном гражданине, сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций в работе с обязанными лицами, разрешительными органами при получении сведений о владельцах оружия, оперативными подразделениями при проведении розыскных мероприятий и т.д.

Можно ли выявить правонарушение благодаря сведениям регистра?

Специалистами по регистру населения территориальных подразделений по гражданству и миграции проводится ежедневный контроль всех вносимых госорганами сведений. Такой мониторинг позволяет обнаружить определенные несоответствия в данных находящихся в базе лиц.

Так, в один из сельсоветов обратилась пара, пожелавшая узаконить свои отношения. После бракосочетания данные о молодоженах были направлены в базу регистра. Наши специалисты, отрабатывая поступившую информацию, обратили внимание, что оба супруга ранее были признаны недееспособными. Соответственно, зарегистрировать отношения не имели права по закону. В дальнейшем по решению суда брак был признан недействительным.

А не так давно, благодаря изучению персональных данных регистра населения о назначении пособий, сотрудник ОГиМ Глубокского РОВД выявил факт фиктивного получения пенсии по потере кормильца местной жительницей, супруг которой был признан безвестно отсутствующим. Выяснилось, что мужчина время от времени навещал покинутую семью. Женщина об этом знала, но в компетентные органы не сообщала. Выплату денежных средств на детей сельчанка исправно получала на протяжении шести лет. Возбуждено уголовное дело за мошенничество, общая сумма ущерба составила 23 тысячи рублей.

Регистр позволяет изобличить лиц, получающих двойную пенсию, а также своевременно прекратить пенсионные и страховые выплаты в связи со смертью лица. О всех расхождениях в системе информируются соответствующие органы.

Насколько сведения регистра защищены от взлома и несанкционированного доступа?

Все персональные данные, содержащиеся в регистре населения, являются конфиденциальными. В 2018 году полностью завершен комплекс технических и организационных мероприятий по модернизации и усовершенствованию мер безопасности. Сегодня система защиты соответствует всем предъявляемым требованиям. Каналы передачи шифруются криптографическими средствами защиты, каждый электронный запрос подписывается электронной цифровой подписью уполномоченного сотрудника и фиксируется в электронном журнале. Кроме того, каждый пользователь системы имеет уникальный носитель ключевой информации и учетную запись с определенными полномочиями.

Куда следует обратиться за получением информации из регистра населения физическому лицу?

Для получения справки, содержащей персональные данные о себе, своих несовершеннолетних детях или же о лице, законным представителем которого он является, гражданину нужно обратиться в территориальное подразделение по гражданству и миграции. Такую выписку при однократном запросе в течение календарного года предоставят бесплатно. Стоимость повторной выдачи составит одну базовую величину.

По сообщению официального сайта Министерства внутренних дел Республики Беларусь
(фото – МВД)

Теги: МВД