/ / Общественно-политические
06.09.2019

Минтруда – о том, по каким критериям с нового года будут оценивать качество социальных услуг

Почти 92 тысячи пожилых белорусов сегодня пользуются услугами социальных работников на дому. Цифра эта с каждым годом неуклонно прирастает на 1,5 процента. Прогнозы экспертов об увеличении доли пожилых однозначно пессимистичны, а значит, все больше людей нетрудоспособного возраста и их родственников будут задаваться вопросом, при каких условиях можно рассчитывать на регулярные визиты такого помощника. Почему плохое здоровье не всегда веское для этого основание? Обязан ли соцработник расчищать двор от опавшей листвы, кормить кота, варить борщ или полоть огород? По каким критериям с нового года в стране будут оценивать качество социальных услуг? Корреспондент «Р» узнала все подробности у заместителя начальника главного управления социального обслуживания и социальной помощи Министерства труда и социальной защиты Татьяны Федоровой.

Социальная помощь

Медицинская справка покажет

– Татьяна Федоровна, каждый ли человек, достигший нетрудоспособного возраста и почувствовавший себя ослабевшим, вправе пользоваться услугами соцработника?

– Нет. Для этого нужны медицинские показания. Врачи определяют так называемые функциональные классы (ФК), характеризующие способность к передвижению и самообслуживанию, – от 1-го, когда ограничение таких функций легкое, незначительное, по 4-й, когда человек обездвижен и вообще не в состоянии что-либо делать. Так вот, социальные услуги на дому предоставляются нетрудоспособным гражданам с 2, 3 или 4-м функциональным классом.

С ФК также связана периодичность оказания соцуслуг. Чем сложнее состояние здоровья человека, тем чаще к нему приходит соцработник, выполняя разные виды работ. Дорожки от снега или листьев очистят у пожилого человека с 2-м функциональным классом два раза в неделю, с 3-м – три, а с 4-м – четыре. Санитарно-гигиенические процедуры, помощь в принятии ванны могут оказываться только тем, кто имеет значительное снижение способности передвигаться и обслуживать себя.

Соцработник не должен делать все за человека. Полностью освободить человека от бытовых занятий нельзя, потому что сохранение активности – важнейшее условие поддержания качества жизни. Он обязан только помогать справляться с теми делами, которые подопечный уже делать не способен по объективным причинам.

– Почему к одним пенсионерам соцработник приходит бесплатно, а к другим за плату? В представлении многих все социальное – значит, за госсчет.

– Законодательством определен перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг – это то, что государство гарантирует своим гражданам. В Законе «О минимальных социальных гарантиях» такие расшифровываются как доступные по возможности получения и приобретения. То есть данный перечень включает как бесплатные, так и услуги за плату, но она настолько низкая, что ею в состоянии воспользоваться любой пенсионер. Все тарифы на соцуслуги, входящие в перечень, определяют облисполкомы и Минский горисполком. Тариф на услуги соцработника сегодня составляет от 55 до 66 копеек в час в зависимости от региона.

Социальные услуги на дому без взимания платы предоставляются одиноким нетрудоспособным гражданам, размер пенсии которых ниже бюджета прожиточного минимума (сегодня это 230 рублей 91 копейка). Частичная оплата – 60 процентов от вышеназванного тарифа – предоставляется одиноким гражданам, доход которых превышает два БПМ. Всем остальным – за плату по установленному социально низкому тарифу.

– Можно уточнить, что понимается под «одиноким гражданином»? Бывает, живет старичок один, дети в Москве или на другом конце Минска. К нему соцработник будет приходить бесплатно?

– В законодательстве четко определено, что одиноким нетрудоспособным гражданином считается тот, кто не имеет совершеннолетних детей, супругов и родителей, не являющихся инвалидами 1-й или 2-й группы и не достигших пенсионного возраста, а также других физических или юридических лиц, с которыми заключен договор ренты. То есть у одинокого человека могут быть дети, но они либо уже пожилые, либо инвалиды и сами нуждаются в помощи по уходу.

Одиноких малообеспеченных пенсионеров, которые пользуются бесплатными соцуслугами на дому, сегодня чуть более 2,3 процента от всех получателей социальных услуг. При этом исполкомам дано право освобождать от оплаты за соцуслуги или снижать ее отдельным гражданам в порядке исключения. Например, у пожилого гражданина есть дети, но они ведут асоциальный образ жизни, не помогают ему. Из всех пожилых белорусов, к которым соцработник приходит бесплатно, более 61 процента это те, в отношении которых исполкомами принято решение освободить от платы в порядке исключения.

Вообще, наличие детей имеет значение только при установлении размера оплаты за социальные услуги, то есть по полному тарифу. Но этот факт не препятствует тому, чтобы человек смог воспользоваться услугой соцработника.

– Пожилому человеку, который испытывает необходимость в помощи, нужно самому обратиться в территориальный центр социального обслуживания населения, чтобы получать соцуслугу на дому?

– Здесь работает как заявительный принцип, когда человек обращается в ТЦСОН, так и выявительный. Ежегодно сотрудники ТЦСОН обследуют на дому одиноких пожилых граждан, инвалидов и выявляют их потребность в социальном обслуживании. Если человек сомневается, хочет подумать или с кем-то посоветоваться, ему оставляют памятку с контактными телефонами. Правда, выявительный принцип хорошо реализуется в сельской местности, где все друг друга знают. В большом городе, где порой невозможно попасть в подъезд или квартиру, есть определенные сложности.

О стандарте и особых пожеланиях

– Помощь по дому – понятие растяжимое. Что обязан делать соцработник?

– То, что прописано в договоре оказания услуг. Документ составляют с учетом пожеланий пожилого человека исходя из существующего перечня. Там обозначено, что соцработник делает во время визита.

– Но согласитесь, даже обязанность приготовить обед в понимании разных людей отличается. Для одного это каша, а для другого украинский борщ. Возникает вопрос, качественно ли выполнил соцработник свою работу?

– По законодательству соцработник должен готовить простые блюда, то есть те, которые имеют в своем составе не более трех продуктов – суп, кашу, яичницу, омлет, пожарить или сварить картофель, сделать бульон. Причем услуга приготовления пищи предоставляется пожилым гражданам с 3-м или 4-м функциональным классом по четыре раза в неделю.

– Частый вопрос о сопровождении пожилого человека в поликлинику и больницу…

– Такая услуга предусмотрена законодательством, однако периодичность ее ограничена. Правда, данную норму мы намерены пересматривать. Да и в целом перечень общедоступных соцуслуг тоже будет корректироваться.

– А если у хозяйки кот живет и много цветов? Вправе ли она требовать поливать растения и кормить животное?

– Мы вели речь о гарантированных государством стандартах. А вы перечислили дополнительные услуги. Их могут оказывать в рамках внебюджетной деятельности ТЦСОН, но уже по экономически обоснованным тарифам. Если услуга востребована у жителей данной местности, она должна быть прописана в перечне дополнительных услуг. При этом стоимость дополнительных социальных услуг в каждом районе будет отличаться – тарифы определяются местными исполнительными и распорядительными органами.

В сельской местности, например, пользуются спросом такие допуслуги, как обработка приусадебных участков и покос травы, ремонт заборов. Для сравнения: расчистка дорожек от снега зимой или листьев осенью входит в число обязательных, а вот прополка огорода, сбор урожая могут входить только в перечень дополнительных.

– А сколько времени соцработник обязан проводить в доме у пожилого человека?

– За один визит он должен оказать не менее трех услуг. Продолжительность пребывания в доме подопечного может устанавливаться индивидуально. На местах часто пользуются усредненной продолжительностью визита – она составляет около 2 часов. Сюда включено время на посещение магазинов, аптек и других организаций для выполнения заявок.

Объективно – о качестве соцуслуг по всей стране

– А по каким критериям в целом оценивается, хорошо ли справился со своими задачами социальный работник?

– Контроль проводится со стороны сотрудников ТЦСОН. Соцработник ведет дневник посещений, ежемесячно ведет отчет, а подопечный – тетрадь взаиморасчетов, где помечается, сколько денег и на какие цели выдал пожилой человек и как они потрачены: на оплату коммунальных услуг, продукты питания и т.д. Не менее трех раз в год получателей услуг посещает инспектор по основной деятельности.

– Правда ли, что оценивать качество социальных услуг, в том числе на дому, с января будут по-новому?

– С января планируется регулярно проводить системный мониторинг качества социальных услуг, которые оказывают учреждения социального обслуживания. Впервые в Беларуси разработаны алгоритм и методика такого мониторинга, детально расписывающие, как это делать в отношении всех видов социальных услуг, в том числе и на дому.

Мониторинг будет трехступенчатый: внутренний, чтобы выявить проблемы в организации работы, материального плана либо законодательные пробелы. Второй уровень – комитеты по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома будут проводить обследование и оценивать входящие в их систему учреждения. И третий уровень – министерство, которое будет осуществлять выборочный мониторинг с выездом на место.

Разработаны четкие показатели качества. Среди критериев качества социальных услуг на дому – наличие договоров по оказанию социальных услуг, других необходимых документов, медсправки подопечных, на основании которой определяется периодичность и объем социальной услуги, помощи на дому, соответствие штатного расписания установленным требованиям и примерным нормативам численности работников. Важно, чтобы социальные работники не были перегружены, в противном случае время на социальную услугу сокращается и ее сложно выполнить хорошо.

Ряд индикаторов качества социально-бытовых услуг можно вывести только путем наблюдения. Например, каким образом можно определить, как приготовлен обед или проведена уборка. Поэтому в ходе мониторинга социального работника будет сопровождать специалист, чтобы посмотреть, как тот работает. И плюс опрос получателя услуги. Теперь опросный лист будет единый для всех, по установленной форме.

Итог мониторинга социальных услуг будет оцифрован, то есть качество оценят в процентном соотношении. И каждое учреждение будет знать, у кого оно высокое, а кто и по каким показателям недобирает и надо, допустим, подучить персонал, разработать документацию, провести семинар, оборудовать здание или территорию элементами безбарьерной среды или ввести законодательную норму.

– А когда стоит ожидать результатов комплексной оценки социальных услуг в стране?

– Планируется, что в полную меру система мониторинга социальных услуг заработает с 2020 года. Каждый территориальный центр соцобслуживания должен раз в два года провести внутренний комплексный мониторинг, а дома-интернаты мониторить себя ежегодно. В результате мы получим четкую и объективную картину уровня социальных услуг, в том числе и на дому.

Елена Козловская, «Рэспубліка», 6 сентября 2019 г.