/ / Общественно-политические
28.11.2019

Работа на предупреждение, новые правила работы монополистов и расширение полномочий: как МАРТ намерен развивать конкуренцию

Задать тон игре

Без конкуренции спится лучше, но живется хуже. Аргумент, с которым не поспоришь, эксперты из разных стран приводят в пользу необходимости работы антимонопольных органов. Есть такой и у нас – Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ). Работает чуть больше трех лет. Чего удалось достичь и какие вызовы предстоит решить, чтобы бизнесу было проще и интереснее, а покупателям – разнообразнее и дешевле, узнавала корреспондент «Р». 

МАРТ.jpg

Предупрежден – значит, вооружен?

– Штрафы в нашей работе не главное, мы сняли этот вопрос с повестки дня. Важно, чтобы в обществе и бизнесе искренне разделяли тему развития конкуренции. На разъяснение ее правил и важности направлена сейчас вся работа, – при каждой возможности старается обозначить позицию МАРТ министр Владимир Колтович

Наверное, отчасти потому, что долгое время Минторг, прародитель нынешнего ведомства, ассоциировался с суровыми наказаниями за проступки. Но вместе со сменой вывески на здании по Кирова, 8/1 решили изменить подход ко многим профильным вещам. Например, отношение к законодательству и объективности оценки регулятора. В прошлом августе, к примеру, заработал Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Тем не менее практика уже набралась внушительная. 

Так, только за девять месяцев с начала года в ведомстве рассмотрели 324 обращения. Комиссия по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства рассмотрела материалы по 114 делам. В результате установлено 16 фактов наличия и 70 фактов отсутствия нарушений. Из подтвердившихся по одному касаются нарушений антимонопольных требований к закупкам товаров, злоупотребления доминирующим положением и запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения. Еще два – запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия госорганов. Одиннадцать – запрета на недобросовестную конкуренцию.

– Судебная практика в основном подтверждает правильность наших решений, – отметил первый замминистра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец– По итогам рассмотрения жалоб Верховным Судом в девяти из десяти случаев решения МАРТ остаются без изменений

Отдельного внимания заслуживает введенный инструмент мягкого права: предупреждение, которое выносится организации на стадии расследования для добровольного устранения нарушения, а также предостережение должностному лицу, скажем, за планируемое недобросовестное поведение на товарном рынке. С момента вступления в силу закона МАРТ выдал более 60 предупреждений. Из них 41 получили органы госуправления и 20 – доминанты. 

– В результате мы увидели снижение числа дел по злоупотреблению доминирующим положением и ограничивающим конкуренцию актам и действиям госорганов, которые рассматриваются у нас на специально созданной комиссии. Так, в 2019 году только в 13 процентах случаев выявлялись нарушения в действиях госорганов. Притом что в 2018 году это число составляло 33 процента от общего количества. То есть институт мягкого права, в принципе, заработал, – отметил первый замминистра.

Какие нарушения со стороны госорганов удалось устранить без санкций? Самое последнее дело касалось доступа банков к перечислению пенсий. 

Сотрудничество как раскаяние

Примечательно: сейчас МАРТ рассматривает возможность распространить инструменты мягкого права на другие составы антимонопольных нарушений. Пока эта норма работает в отношении госорганов и отдельных статей по доминантам. Еще одно предложение — освобождать от ответственности за сотрудничество с антимонопольными органами.

– К сожалению, такой практики пока нет, хотя исходя из нашего опыта такой механизм способствовал бы более качественному и оперативному проведению антимонопольных расследований и сбору доказательной базы. За время существования министерства благодаря росту компетентности, уровня подготовки кадров и наработанной практике нам стало легче работать. Да и субъекты хозяйствования понимают нашу цель, некоторые даже прочитали закон. В то же время становится и сложнее. Если, например, раньше могли найти письменное соглашение двух домофонных организаций, которые поделили зоны ответственности в одном городе, то сейчас договариваются устно. Доказать это непросто. Потому и предлагаем дать нам дополнительные полномочия на законодательном уровне, – пояснил первый замминистра. 

В МАРТ также обращают внимание: было бы неплохо, если бы на предприятиях появились службы антимонопольного комплаенса, прежде всего у экспортеров. Иначе говоря, службы, которые будут разъяснять руководителям, что условия конкуренции нарушать нельзя. Настаивать административно на этом не станут, собираются работать через понимание директоров о необходимости такой меры.

Монополисты будут действовать публично

Еще одно направление развития конкуренции – демонополизация отраслей экономики. Обновленный Закон «О естественных монополиях» заработает с 23 мая 2020 года. Главное его новшество – исключение из рядов монополистов услуг почтовой и фиксированной телефонной связи. Ведь прогресс не стоит на месте: стационарная телефония, например, давно конкурирует с мобильными операторами и мессенджерами. При этом компании, которые лишатся статуса монополистов, останутся доминантами – спрос с них станет чуть меньше. Предлагает МАРТ разделить монополии по передаче и распределению электрической энергии на более мелкие, чтобы сделать рынок более конкурентным. 

Еще одна немаловажная норма касается публичности процесса регулирования естественных монополий. А именно: при установлении и изменении тарифов организациям необходимо будет проводить публичные слушания и общественные обсуждения. Чтобы все понимали, откуда растут ноги у тех или иных цифр и решений. А заодно чтобы снимать спорные вопросы до принятия решений. Помимо этого, монополисты должны будут вести раздельный учет расходов и доходов и задействованных активов, чтобы не навешивать на потребителей свои просчеты. 

Проверки вне плана против картелей

Одновременно МАРТ выступает за расширение полномочий наподобие тех, что есть у аналогичных ведомств других стран. В первую очередь это касается возможности получения информации из проведенных по просьбе ведомства оперативно-разыскных действий. Еще одна задумка – назначать внеплановые проверки по соблюдению законодательства независимо от наличия оснований. 

– При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства мы бы хотели получать прямой доступ ко всем носителям информации, в том числе компьютерам, средствам мобильной связи, электронной почте. Сейчас мы работаем только через запросы, и это существенно сокращает наши возможности при проведении расследований, в том числе и в части сложнодоказуемых картельных сговоров

Кстати, на тему последних в ведомстве недавно прошел обучающий семинар. В числе его организаторов – Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Управление по конкуренции и защите прав потребителей Польши. Противодействие картелям совершенствует борьбу с коррупцией, проведение госзакупок, а также помогает повысить эффективность использования бюджетных средств, снизить цены на товары и услуги, улучшить их качество. Ведь участники картелей сообща завышают цены или разделяют сферы влияния, оставаясь при этом самостоятельными организациями. В результате рынок становится похож на монопольный. Чаще всего такие проблемы там, где и без того высокий уровень экономической концентрации. Потери, по оценкам ОЭСР, составляют в среднем 2 процента ВВП, но могут доходить и до 20 процентов. 

Мария Друк, «Рэспубліка» 28 ноября 2019 г.