/ / Общественно-политические
28.11.2019

Тринадцать вопросов рассмотрели депутаты на заседании Палаты представителей 27 ноября

27 ноября 2019 года состоялось заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, на котором парламентарии рассмотрели тринадцать вопросов.

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь

В первом чтении был принят проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений», который представили Министр внутренних дел Республики Беларусь Караев Ю.Х. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Михневич В.В.

Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование правовых основ функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, приведение их в соответствие с законодательными актами. Законопроектом предлагается новая редакция Закона «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений».

Нововведения проекта Закона, в частности, предполагают:

  • уточнение терминологии;
  • дополнение нормами, в соответствии с которыми в едином государственном банке данных о правонарушениях учитываются уголовные дела частного обвинения, по которым обязательно предварительное следствие, и регламентируется учет сведений из оперативно-справочных картотек органов внутренних дел о лицах, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование до вступления в силу действующего Закона;
  • возможность для органов уголовного преследования, органов, ведущих административный процесс, и судов по электронным каналам осуществлять регистрацию правонарушений непосредственно в ЕГБДП;
  • совершенствования порядка предоставления сведений о правонарушениях.

Во втором чтении депутаты приняли пять законопроектов.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Добрынина Л.А. выступила с докладом о проекте Закона «О республиканском бюджете на 2020 год».

В своем выступлении она отметила, что бюджетная политика в 2020 году будет направлена на решение таких задач как:

  • обеспечение сбалансированности республиканского и местных бюджетов в пределах имеющихся доходов и источников финансирования дефицита бюджета;
  • усиление социальной ориентированности расходов, в том числе за счет реализации мер, направленных на повышение качества жизни населения, благосостояния работников бюджетной сферы, поддержку многодетных семей;
  • обеспечение соотношения заработной платы в бюджетной сфере к заработной плате по экономике в целом не ниже 80 процентов;
  • концентрация бюджетных средств на направлениях, обеспечивающих достижение стратегических целей социально-экономического развития страны, установленных программой социально-экономического развития на пятилетку;
  • оптимизация структуры государственного долга, включая частичное исполнение обязательств по погашению государственного долга за счет недолговых источников.

Л.А.Добрынина также сообщила, что поступившие от депутатов Палаты представителей предложения в части финансирования национальных проектов, направлений расходов по отдельным разделам функциональной классификации, объемов межбюджетных трансфертов, повышения эффективности и результативности расходов бюджета, сокращения межрегиональной дифференциации были рассмотрены Постоянной комиссией и предложены Министерству финансов Республики Беларусь для их реализации в ходе исполнения республиканского бюджета 2020 года.

При доработке законопроекта ко второму чтению учтены поступившие в Постоянную комиссию замечания редакционно-технического характера.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Петрашова О.В. рассказала о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».

Законопроект разработан на основании анализа практики применения положений национального законодательства в сфере миграции в целях повышения эффективности использования миграционного потенциала в интересах государства и противодействия незаконной миграции.

Принятие проекта Закона позволит устранить пробелы и противоречия, существующие в национальном законодательстве, регулирующем вопросы правоотношений нашего государства с иностранцами, создать условия для привлечения в Беларусь высококвалифицированных работников из числа иностранных граждан, а также будет способствовать выполнению международных обязательств Республики Беларусь.

С информацией о проекте Закона «Об изменении кодексов» выступила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ражанец В.В.

Законопроектом вносятся комплексные коррективы в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающие усиление контроля за реализацией стратегически важных для экономики страны сырья и товаров, а также введение ответственности за:

  • нарушение законодательства в сфере игорного бизнеса;
  • нарушение требования об обязательном заключении сделки на биржевых торгах товарной биржи и за непредставление товарной бирже сведений о внебиржевой сделке с биржевым товаром для регистрации этой сделки в установленных случаях;
  • торговлю табачными изделиями, электронными системами курения, жидкостями для электронных систем курения, системами для потребления табака без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством и (или) техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза;
  • продажу табачных изделий, электронных систем курения, жидкостей для электронных систем курения, систем для потребления табака без нанесенных на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) этих изделий сведений, предусмотренных законодательством к информации, содержащейся на потребительской упаковке (в листе-вкладыше);
  • рекламу жидкостей для электронных систем курения, использование на вывесках торговых объектов слов, тождественных или сходных до степени смешения с наименованием видов табачных изделий;
  • продажу индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом табачных изделий без потребительской упаковки, из открытых потребительских упаковок этих изделий, на вес, поштучно, за исключением торговли сигарами и сигариллами в индивидуальной потребительской упаковке;
  • продажу в магазинах беспошлинной торговли, функционирующих в местах перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза воздушным видом транспорта, табачных изделий в объеме более 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл), более 250 граммов табака или иных табачных изделий;
  • продажу табачных изделий, электронных систем курения, жидкостей для электронных систем курения, систем для потребления табака в магазинах и павильонах, имеющих торговую площадь 1000 и более кв. метров, вне созданных в установленном законодательством порядке товарных отделов.

С докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Брич Л.Г.

Законопроектом из перечня видов деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства, исключается импорт пресноводной рыбы, продуктов переработки рыбы и морепродуктов.

О новациях проекта Закона «Об изменении законов» проинформировал заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству Мисько М.В.

Проект Закона, разработанный с целью реализации Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года, предусматривает внесение изменений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, Налоговый кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» и «Об исполнительном производстве».

В частности, Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь предлагается дополнить нормами, закрепляющими механизм рассмотрения судами заявления о возвращении неправомерно перемещенного в Республику Беларусь или неправомерно удерживаемого в Республике Беларусь ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании Конвенции. Дела по заявлениям на основании Конвенции предлагается рассматривать судам по правилам искового производства. При этом суду предоставляется право запретить ответчику изменять место жительства (место пребывания) ребенка и временно ограничить выезд ответчика и (или) ребенка до вступления в законную силу решения суда по делу о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа.

Проект Закона также предусматривает внесение ряда корректировок в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.

В частности, предлагается определить, что раздел имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, может быть произведен по обоюдному согласию супругов как в период брака, так и после его расторжения путем заключения супругами (бывшими супругами) в письменной форме Соглашения о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, которое подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

Кодекс о браке и семье дополняется нормами, определяющими порядок уплаты алиментов, а также возможность уплаты их на будущее время. В этот кодекс также вносятся коррективы в целях изменения подходов к расчету задолженности по алиментам должника, который в этот период не работал или не представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход. Предлагается определить, что расчет задолженности по алиментам будет производиться исходя из бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (на одного ребенка – 50 процентов, на двух детей – 100 процентов, на трех и более детей – 150 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения).

Также вносятся изменения в Гражданский, Гражданский процессуальный, Хозяйственный процессуальный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, Налоговый кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О медиации» с учетом практики применения законодательства в сфере медиации.

Проектом Закона предложены изменения, направленные на более активное применение медиации в целях урегулирования споров и конфликтов, в том числе вытекающих из брачно-семейных отношений, что призвано способствовать сохранению семьи, обеспечению прав и законных интересов супругов и детей в Республике Беларусь.

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье дополняется положениями, предусматривающими применение медиации по спорам, возникающим из брачно-семейных отношений. В частности, законопроектом предоставляется право сторонам определить в брачном договоре виды споров между супругами, бывшими супругами, которые могут быть рассмотрены третейским судом или урегулированы с участием медиаторов. Также закрепляется общее положение об обязанности суда и органов загса при обращении супругов с заявлением о расторжении брака разъяснять им право на участие в информационной встрече с медиатором.

В Гражданском кодексе Республики Беларусь закрепляется норма о том, что соблюдение претензионного порядка урегулирования спора либо применение медиации, если иное не установлено законодательными актами или договором, является условием реализации права на обращение в экономический суд.

В качестве дополнительных гарантий в гражданском судопроизводстве предусматривается процедура, предусматривающая выдачу судом исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения.

В Налоговом кодексе Республики Беларусь вводится основание возврата уплаченной государственной пошлины при обращении сторон к медиации, обусловленное вынесением судом определения о передаче спора для урегулирования сторонами с участием медиатора.

В Законе «О медиации» вводится понятие «информационная встреча с медиатором», в рамках которого разъясняются цели, принципы и правила проведения медиации, права и обязанности сторон медиации, функции, права и обязанности медиатора, порядок и правовые последствия заключения медиативного соглашения.

Кроме того, в ходе заседания депутатский корпус рассмотрел семь проектов законов о ратификации международных договоров.

Заместитель Министра энергетики Республики Беларусь Закревский В.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Гоборов Д.Д. выступили с докладами о проектах законов «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в связи с присоединением к нему Республики Армения» и «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в связи с присоединением к нему Кыргызской Республики».

Данными международными документами вносятся коррективы в Методологию осуществления межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) между государствами – членами Евразийского экономического союза, что повлечет изменение правового регулирования правоотношений между ними и поспособствует дальнейшему развитию всего комплекса многостороннего сотрудничества государств – членов Евразийского экономического союза в электроэнергетической сфере.

Заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Старовойтов И.Г. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Старинская Т.А. представили проекты законов «О ратификации Конвенции об оплачиваемых отпусках (пересмотренной в 1970 году) (Конвенции № 132)» и «О ратификации Конвенции о безопасности и гигиене труда на шахтах (Конвенции № 176)».

Конвенция об оплачиваемых отпусках устанавливает минимальную продолжительность трудового отпуска за один год работы, минимальный период работы для получения права на любой ежегодный оплачиваемый отпуск, включение в стаж работы периодов отсутствия работника по таким независящим от него причинам, как болезнь, несчастный случай или отпуск по беременности и родам, исключает из трудового отпуска официальные и традиционные праздничные и нерабочие дни, получение средней заработной платы за весь период отпуска, предусматривает возможность разбивать трудовой отпуск на части и порядок его использования, а также замену трудового отпуска денежной компенсацией.

Конвенции о безопасности и гигиене труда на шахтах (№ 176) устанавливает минимальные требования к обеспечению безопасности работ на шахтах в части обустройства шахтных разработок, профилактики аварийных ситуаций на шахтах, обеспечения работников средствами спасения и организации эффективной вентиляции и проветривания шахт и выработок.

Ее положения направлены на снижение риска возникновения аварийных ситуаций, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на организацию эффективной работы сторон социального партнерства по защите интересов работников, занятых на шахтах.

О проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов об отмене виз для владельцев дипломатических, служебных и специальных паспортов от 25 апреля 2013 года» с докладом выступил заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Шестаков Е.А., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Хищенко А.П.

Протоколом предусматривается введение 90-дневного безвизового режима въезда на территории двух стран, предусмотренного Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов об отмене виз для владельцев дипломатических, служебных и специальных паспортов от 25 апреля 2013 года, также в отношении граждан, имеющих национальные паспорта Республики Беларусь и Объединенных Арабских Эмиратов.

При этом Протоколом предусмотрено, что каждая из сторон может временно приостановить действие Протокола в интересах национальной безопасности, общественного порядка или здоровья населения.

О проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республика Беларусь и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 27 марта 2000 года» доложила заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Селицкая Э.А. (содокладчик – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Цецохо А.В.).

Целями заключения Протокола является приведение в соответствие положений Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов с современными подходами налогообложения, а также принятие изменений, которые произошли в законодательстве обоих государств.

В частности, Протоколом предусмотрены следующие изменения Соглашения:

  • актуализируются названия компетентных органов Договаривающихся Государств;
  • уточняется перечень налогов, на которые распространяется Соглашение;
  • расширяется информационный обмен для целей налогообложения между налоговыми органами;
  • уточняются термины «резидент договорных Государств» и «недвижимое имущество»;
  • расширяется перечень владельцев дивидендов, которые не подлежат налогообложению в государстве выплаты дивидендов.

С докладом по проекту Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере образования», выступил заместитель Министра образования Республики Беларусь Кадлубай А.В., с содокладом – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Якубович Т.Р.

В рамках подписанного Соглашения предусматривается сотрудничество по следующим основным направлениям:

  • обмен опытом в области развития системы образования и информацией о методах обучения, материалами, системами оценки знаний и достижений, применяемыми в обеих странах;
  • о взаимном признании документов об обучении и документов об образовании, документов об ученых степенях и документов, выданных учреждениями общего среднего образования;
  • предоставление мест (стипендий) для получения высшего и послевузовского образования в учреждениях образования обоих государств; обмен студентами и педагогическими, научными работниками учреждений высшего образования;
  • обмен опытом по использованию новых технологий в образовательном процессе; выполнение совместных проектов.

Следующее заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва состоится4 декабря 2019 года.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь