/ / Общественно-политические
25.11.2019

Когда нужен брачный договор?

По статистике, у нас в прошлом году на 60 714 свадеб пришлось 33 152 развода. Расставание – это всегда тяжелое испытание. Особенно если с взаимными обвинениями и скандалами делится совместно нажитое имущество. Как же это сделать наиболее спокойно и цивилизованно?

Брачный договор

Могилевчане Тимур и Инна свадьбу отметили довольно пышно: в хорошем ресторане, с многочисленными гостями, хотя родители у обоих не слишком зажиточные.

Поселились в двухкомнатной квартире Тимура и его мамы – она воспитывала сына одна. На подаренные на свадьбу деньги новая ячейка общества сделала косметический ремонт в своей комнате: переклеили обои, повесили новые светильники. В общем, слегка потратились. Остальные рубли и доллары решили отложить на отпуск.

Увы, вместе съездить к морю им не довелось: не сошлись характерами, уже через 10 месяцев пара распалась. На развод оба были согласны, детей не нажили – могли спокойно оформить расставание в ЗАГСе. Если бы не одно обстоятельство: никак не могли поделить совместно нажитое имущество.

Вмешались родные и близкие, стали высчитывать, кто больше потратил на свадьбу. К конфликту не остались равнодушными и коллеги-знакомые. Каждый, кто был гостем на свадьбе, конечно, подразумевал, что дарит подарок тому из супругов, кого давно знает, с кем вместе работает или поддерживает приятельские отношения. Однако зафиксировано это нигде не было: деньги просто вручались молодоженам в конвертах с поздравительной открыткой и без всяких оговорок, кому именно. А суд, как известно, не принимает во внимание никакие домыслы: все должно быть четко зафиксировано на бумаге.

Или взять квартиру, в которой супруги вместе проживали. Конечно, она не была совместно нажитой, принадлежала Тимуру и его матери. Да вот ремонт был сделан на подаренные деньги, а в этом случае, как юристы объяснили Инне, не исключено, что суд на свое усмотрение выделит ей долю. Еще она очень сожалела о том, что не успели завести ребенка. Ведь долю от совместно нажитого имущества суды обычно увеличивают в пользу мамы, воспитывающей малыша, даже если, находясь в браке, она ни дня не работала.

Тимур, в свою очередь, тоже обратился к юристу с вопросом, может ли забрать обратно у бывшей благоверной сапожки, которые купил ей с собственной зарплаты, или хотя бы половину их стоимости. Увы, ответ не обрадовал: личные вещи – одежда, обувь, белье – не делятся. Не стоит пытаться «располовинить» и мобильник супруги.

Скандал с каждым днем разгорался, при этом в суд ни супруги, ни их близкие обращаться не хотели – стеснялись прослыть скандалистами на весь город. О том, что можно мирно разрешить спор с участием медиатора или нотариуса, плохо подкованные юридически молодые люди даже не подозревали. Почему-то не подсказали о такой возможности и консультанты, к которым они обращались. Наверное, отнеслись к клиентам формально: просто давали ответы на вопросы, которые им задавали.

Решение было принято не самое выгодное для Тимура и его матери. Взяв кредит в три тысячи рублей, заботливая родительница молодого человека просто заплатила Инне, «чтобы отстала и не портила нервы».

Старший прокурор отдела прокуратуры Могилевской области Денис Белявский рассказал, что в суды чаще всего разводящиеся обращаются по поводу судьбы детей и совместно нажитого имущества.

Что касается детей, то решение принимается всегда с учетом материального положения родителей, выясняется, кто из них – отец или мать – больше малышом занимался и к кому он больше привязан. А вот с имуществом, если не составлен брачный договор, разобраться иногда бывает очень непросто. Если нет соответствующих документов о покупке крупных вещей, нужно собирать доказательства, опрашивать свидетелей, когда что приобреталось и за какие средства, производить оценку стоимости имущества с учетом амортизации. Если кому-то из супругов при разделе достается дорогостоящая вещь, он должен оплатить второму половину стоимости того же автомобиля, оргтехники.

Надежда Шупенько, нотариус Минского областного нотариального округа, подсказала несколько вариантов цивилизованного раздела совместно нажитого имущества.

До вступления в брак или в супружеских отношениях можно заключить брачный договор – после развода это сделать уже невозможно. Все, что приобретено или планируется приобрести в браке, может быть поделено так, как муж с женой пожелают. К примеру, нередко оговаривается, что недвижимость, автомобили в случае развода будут полностью принадлежать тому супругу, на которого оформлены. Конечно, нотариус перед заключением договора обязательно проверит, есть ли у семейной пары совместно нажитое имущество, когда оно приобреталось. Ведь подаренное одному из супругов или унаследованное им не делится.

Брачный договор составляется только по взаимному согласию при участии обоих супругов.

К сожалению, нередко муж и жена начинают задумываться о составлении такого договора, только когда клюнул петух, накануне развода. Некоторые на эмоциях соглашаются на заведомо невыгодные условия: дескать, забирай все, только чтобы больше тебя не видеть.

Если нотариус замечает, что имущество делится несправедливо, интересы одной из сторон ущемляются – к примеру, жене вся недвижимость, а мужу только старенький автомобиль, то специалист четко объясняет последствия принятия такого решения, предлагает супругам все еще раз хорошо обдумать. Как правило, во второй раз такие супруги в нотариальную контору не приходят.

Кстати, до момента развода в брачный договор можно внести изменения, позже это сделать не получится.

Есть и другой вариант. В браке и после развода можно получить у нотариуса свидетельство о праве собственности на свою долю в совместно нажитом имуществе. Для этого пишется заявление о выделении доли.

Нотариус не может на свое усмотрение увеличить или уменьшить долю одного из супругов, он не учитывает наличие детей и других обстоятельств. К примеру, если супруг хочет всю квартиру оставить бывшей жене и детям, он может подарить или продать ей свою долю. С этого момента он не имеет к когда-то общей недвижимости никакого отношения.

Любой из предложенных выше договоров помогает разделить совместно нажитое имущество без скандалов и взаимных упреков в большинстве случаев во внесудебном порядке.

Между тем старший помощник прокурора Могилевской области Елена Шумейко уверена, что нам обязательно нужно перенять опыт многих европейских стран: накануне развода супруги должны посетить психолога, как правило, неоднократно. Ведь иногда разрыв отношений происходит даже между любящими людьми из-за накопленных обид, взаимных недомолвок, недопонимания. Хотя и нотариус, и судья, и медиатор обязательно попробуют примирить поссорившихся супругов, специалиста по человеческим отношениям никто из них полностью не заменит. И даже если психолог, к которому обратится семейная пара, придет к выводу, что примирить их уже невозможно, он поспособствует тому, чтобы и расставание, и раздел имущества проходили не в накаленной обстановке, а в атмосфере взаимного доверия и уважения. Ведь брак, даже распадающийся, – это всегда намного больше, чем просто совместно накопленные вещи: это общие воспоминания, счастливые моменты. Об этом всегда следует помнить.

Три месяца порознь

Во многих странах, к примеру, в Италии, супругов никогда не разведут до того, как некоторое время – обычно не менее трех месяцев – они не проживут отдельно друг от друга. Такая мера помогает все обдумать, испытать свои ощущения, принять окончательное взвешенное решение. Такой же порядок существует в Великобритании.

В ТЕМУ

Как рассказал помощник председателя Белорусской нотариальной палаты Артур Стрех, в 2017 году в нашей стране было заключено 3624 брачных договора, в 2018-м – уже 3923. Как видим, есть тенденция к увеличению. Это объясняется тем, что растет юридическая грамотность населения, людям такие договоры больше не кажутся слишком «иностранными», не свойственными нам.

Ирина Медведева, «Народная газета», 22 ноября 2019 г.