/ / Общественно-политические
18.11.2019

Аферисты заманивают в сети. Какими уловками сегодня пользуются мошенники

«Привет, красавчик. Чем занимаешься?» – сообщение, пришедшее на мою страницу в соцсети, изрядно озадачило. Кто красавчик? Я красавчик? С каких это пор? Перехожу на аккаунт автора. Стройная ухоженная девушка возрастом чуть старше моей дочери-студентки, судя по всему, вряд ли страдает от нехватки мужского внимания. Здороваюсь в ответ и уточняю, не ошиблась ли она адресатом. Знойная красотка настаивает – ей нужен я и никто иной. Это становится интересным…

Мошенничество в интернете

А дальше еще интереснее. Девушка, зарегистрированная как Оля Гусева, обозначает свою цель: «разыскиваю реализовавшегося в бытии мужчину». (Орфография оригинала сохранена.) Спрашиваю, чем могу помочь в непростом деле. Оля зачем-то сообщает, что «лежит на кроватке в ожидании принца», а затем ошеломляет откровением. Она, оказывается, жаждет показать мне всю себя в нижнем белье и без оного. За такую радость я должен всего-то – прислать свои фотографии. Интимные, чтобы все по-честному. В придачу виртуальная нимфа предлагает перейти для дальнейшего общения на некий сайт и оставляет ссылку.

Догадываясь, что происходит, блокирую незваную гостью и отправляю жалобу администраторам ресурса. Через некоторое время аккаунт собеседницы удален. Меня же информируют о том, что ссылка ведет на подозрительный сайт, созданный для обмана пользователей.

Сотрудники уголовного розыска УВД Гомельского облисполкома моему рассказу ничуть не удивлены. Как сказали бы медики, клинический случай, который в финальной стадии должен был обернуться шантажом и вымогательством. В его основе лежит укоренившееся в эпоху сетевого общения развлечение – обмен снимками из категории 18+. Как эта, на чей-то взгляд невинная забава, может обернуться преступлением?

– Возможно несколько вариантов, – разъясняет старший оперуполномоченный по особо важным делам управления уголовного розыска УВД Гомельского облисполкома Григорий Лисицкий. – Один из них как раз подходит под ваш случай. Создается аккаунт с красивыми фото, с которого злоумышленник пишет пользователю другого пола. Завязывается переписка, и вскоре поступает предложение обменяться интимными снимками. Заполучив их, преступник выставляет ультиматум. Требует перечислить на банковский счет определенную сумму, угрожая в противном случае разослать эти фото вашим друзьям и родственникам. Тем, кто отображается в соответствующих группах на вашей странице. Второй вариант: хакер взламывает чужую страницу в соцсети и находит интересующие его снимки. Дальше – тот же сценарий.

С позиции уголовного кодекса такие действия расцениваются как вымогательство. Статья 208 УК РБ. Но если с квалификацией все ясно, то установить личность злодея, а тем более привлечь его к ответственности не так просто. Это касается и других преступлений, совершаемых в виртуальном пространстве. На сегодня самое популярное из них прописано в «соседней» 209-й статье УК РБ. Речь о мошенничествах, для совершения которых интернет давно превратился в безграничное поле. Для описания всех известных способов не хватит газетной полосы. Расскажем о самых популярных методиках.

Безусловный лидер – мошенничества, связанные с интернет-торговлей, объемы которой набирают обороты не по дням, а по часам. Пропорционально растет количество случаев обмана. Заявления в милицию идут нескончаемым потоком. Только в Гомельской области с начала года зарегистрировано около сотни фактов.

Одна из популярнейших приманок связана с продажей подержанных автомобилей. При реальной стоимости 7–10 тысяч долларов в объявлении на сайте выставляется цена вдвое ниже. По той причине, что никакого авто у «продавца» в действительности нет. Фотографию мошенник обычно скачивает на одном из сайтов. Когда приманка срабатывает, покупателю диктуют условия. Поскольку желающих приобрести авто много, необходимо подтвердить серьезность намерений. Для этого внести задаток, сумма которого обычно колеблется в пределах 100–200 долларов. Времени на раздумья не дают – мол, вот-вот машину перекупят. Нужно решаться здесь и сейчас, переведя деньги на банковский счет. Все переговоры ведутся по переписке в чатах или через мессенджеры мобильных телефонов. Личные встречи в планы «продавцов», по понятным причинам, не входят. Едва лишь деньги поступают на счет, связь обрывается. Звонки и сообщения игнорируются, уходя в пустоту…

В случаях с более мелкими покупками «изымается» вся сумма за товар. Им может быть что угодно: айфон или другой гаджет, модная обувь или одежда. Ею, к примеру, торговала 29-летняя жительница Кормы, размещая объявления на одном из сайтов. Покупатель, как обычно, клевал на яркую картинку и заманчивую цену. И соглашался внести предоплату. Для тех, кто сомневался, действовало специальное предложение. Половина стоимости до получения заказа, половина – после. Вот только по итогу товаров никто не получил. Да и у дамочки их не было. Было лишь неуемное желание пополнять карман за чужой счет. Что в итоге и привело ее на скамью обвиняемых. Следователям удалось установить 16 потерпевших по всей республике. Отягчающим обстоятельством послужило то, что незадолго до случившегося женщина уже была осуждена. За мошенничество. Взяла в долг крупную сумму и не вернула. Новый приговор суда – 2,5 года лишения свободы.

Впрочем, еще большим цинизмом веет от случаев, когда покупатели получают оплаченные посылки. Однако внутри отнюдь не то, за что они платили. Чаще всего низкокачественные аналоги. К примеру, электрическая отвертка вместо дрели. А то и вовсе – коробка с песком для создания веса посылки.

Теоретически к злоумышленнику должны вести реквизиты, по которым отправлены деньги. В большинстве случаев счета открыты в белорусских банках. Некоторые из потерпевших признавались: это и притупило их бдительность. Люди не сомневались, что установить личность владельца просто.

Логичность такого предположения разрушают нюансы, которых не было еще лет 10–15 назад. В первую очередь уровень развития банковских транзакций, совершивший гигантский скачок. Электронные платежи и переводы, обналичивание денег – все это сегодня можно делать без учета границ и расстояний. Фактически в режиме онлайн.

И мошенники, как никто иной, умеют использовать это в своих интересах. Зачастую в криминальные схемы вовлечено несколько человек. Часть из них – втемную. На сленге их называют дроп-курьерами или просто дропами. По факту это подставные лица, открывающие на свои имена банковские карт-счета, на которые поступают деньги обманутых покупателей. Впрочем, долго средства на них не задерживаются. Задача дропа – обналичить деньги или перевести их дальше по указанию нанимателя. Вознаграждение – небольшие комиссионные. В подробности дропов не посвящают. Одна из популярных легенд о том, что деньги якобы перечисляются из России за выполненную работу. А маскировка – способ избежать интереса со стороны налоговой инспекции.

Даже если милиционеры установят посредника, привлечь его к ответственности крайне проблематично. Главная сложность – доказать умышленное соучастие в мошенничестве. Еще тяжелее найти следы, когда средства уходят за пределы Беларуси – в банки других стран. Не несут ответственности за чистоту совершения конкретных сделок и администрации специализированных торговых площадок.

Официальный представитель УВД Гомельского облисполкома Виталий Пристромов приводит статистику:

– За девять месяцев в регионе зарегистрировано 424 мошенничества. Нераскрытыми остаются 87. Из них более 60 приходится на долю мошенничеств, совершенных в интернете. Стоит отметить, что для этой категории преступлений характерна высокая латентность. Часть потерпевших не желает разбирательств, предпочитая лишиться денег. Мошенникам такая позиция только на руку. Чтобы ни случилось, обращаться в милицию нужно. Чем скорее – тем больше вероятность найти злоумышленника и привлечь к ответственности.

Рост количества сделок в сети – мировая тенденция, отмежеваться от которой невозможно. Да и не нужно. Однако в ряде случаев быстроте и удобству стоит предпочесть элементарную осторожность. Попробовать проверить репутацию продавца через тот же интернет, настоять на обмене паспортными данными, а в идеале – личной встрече с передачей товара и денег из рук в руки.

Каким бы высоким ни был уровень развития технологий, во всех мошенничествах спокон веков есть неизменные составляющие – беспринципная алчность преступника и чрезмерная, граничащая с глупостью доверчивость жертвы. Делайте выводы.

Руслан Пролесковский, «Народная газета», 15 ноября 2019 г.