/ / Общественно-политические
26.03.2019

Что мешает бизнесу развиваться в регионах, как работает Декрет № 7?

Год назад в силу вступил Декрет № 7 «О развитии предпринимательства». Это ключевой закон в пакете принятых документов по либерализации условий ведения бизнеса. Он минимизирует вмешательство государства в работу субъектов хозяйствования. Большинство из норм, закрепленных в Декрете, – прямого действия. К примеру, упрощены условия начала предпринимательства по 19 видам экономической деятельности, до 2020 года введен мораторий на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов и пошлин. Прижились ли эти и многие другие новации в регионах? Расшевелил ли Декрет деловые круги в глубинке? Как заинтересовать местные органы власти в развитии малого и среднего бизнеса?

Сельская газета2

Эти темы в конференц-зале «СГ» обсуждали заместитель начальника управления Департамента по предпринимательству Министерства экономики Валерий ХОМЧЕНКО, генеральный директор инкубатора малого предпринимательства ЗАО «МАП ЗАО» (агрогородок Колодищи Минского района), председатель Совета по развитию предпринимательства при Минском облисполкоме Сергей НАЙДОВИЧ, директор инкубатора малого предпринимательства УП «УИН» (г. п. Руденск Пуховичского района) Елена ГОБОРОВА, директор ЧУП «Диагностфрантавто», учредитель фермерского хозяйства «АктаванПлюс» (г. Слуцк) Олег НАРЫВСКИЙ.

«СГ»: – Декрет № 7 рождался непросто. По сути, законодательную базу «перелопатили», чтобы упразднить лишнее регулирование. Документ, который шлифовался в дискуссиях между властью и бизнесом, был принят. Это компромисс, не создающий ущерба для одного сектора экономики в пользу другого. Ощутил ли преобразования бизнес в регионах?

В. ХОМЧЕНКО: – Чтобы механизмы Декрета № 7 работали во всех тонкостях, должен быть скорректирован целый пласт нормативных правовых актов. Это, не считая отраслевых и локальных документов, 6 кодексов, 21 закон, 13 указов Главы государства, 34 постановления Правительства. Перед нами стояла задача достучаться до каждого, кому важно знать о новых возможностях, открывшихся благодаря Декрету № 7. Минэкономики, в частности, занялось в том числе и так называемой «полевой» работой. По республике прошла серия открытых семинаров, встреч, на которых присутствовали представители компетентных госорганов (МЧС, санслужба, торговля, налоговые инспекции и так далее), которые разъясняли нормы Декрета, говорили о новациях, отвечали на вопросы.

Такое общение бизнеса и власти необходимо как воздух, ведь нормы закона затронули очень широкий спектр экономических отношений. Очень важно понимать: в работе госорганов – от сельисполкома до министерства – стоит во всем соблюдать «дух» Декрета № 7.

Были разработаны рекомендации по большинству видов экономической деятельности, заниматься которыми можно, лишь уведомив местный исполнительный и распорядительный орган. То есть регуляторы в буквальном смысле поэтапно прописали, как открыть объект розничной торговли, общественного питания или бытового обслуживания; что нужно, чтобы заниматься автомобильными перевозками пассажиров, оказывать туристические услуги. Появились рекомендации, как начать производство пищевой продукции, одежды, текстиля, стройматериалов, тары, упаковки...

Уведомительный принцип, который стал альтернативой разрешительному, принес свои положительные плоды. Он однозначно намного проще для предпринимателей, быстрее и сопряжен с меньшими накладными расходами, снижает административную нагрузку. Эффективность нового принципа подтверждают цифры: за год в местные органы власти подано 5054 уведомления. Наибольшее их количество в Минске. Среди областей лидер Гродненщина, замыкает список Могилевщина (790 и 220 уведомлений соответственно).

Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) осталось примерно на том же уровне – около 348,3 тысячи единиц. Однако на 15,3 тысячи выросло число физлиц, осуществляющих деятельность по заявительному принципу. Речь идет о самозанятых. Их сейчас около 38,2 тысячи, что по сравнению с 2017-м в 1,5 раза больше. Также заметно (на 6818 человек) приросли ряды ремесленников, на 154 единицы увеличилось количество субъектов агроэкотуризма.

С. НАЙДОВИЧ: – Действительно, на фоне уменьшения числа индивидуальных предпринимателей мы получили больше организаций микробизнеса. Получается, люди выбирают для себя более легкую и понятную форму работы. Она позволяет, сделав небольшой платеж в бюджет, попробовать себя в бизнесе. Ведь зачастую человек, который потенциально мог бы создать свое дело, с опаской подходит к вопросу: боится бюрократии, сложностей с оформлением и так далее. А тут все просто. Но сегодня ты самозанятый, а уже завтра хочешь открыть ИП, и нужно соответствовать всем требованиям. Простой пример. В нашем инкубаторе мы организовали швейный коворкинг. Так вот, одна из его участниц уже собирается создавать собственное предприятие: нашла свою нишу, клиентскую базу, готова расширяться и даже нанять людей для своего предприятия.

В. ХОМЧЕНКО: – Очень правильно коллега заметил, самозанятые – это своеобразный резерв для МСП. Человек, заработав начальный капитал, может перейти на следующую ступеньку, развивая свое дело, и создать уже юридическое лицо.

И, естественно, субъектам малого и среднего предпринимательства нужно помогать, оказывать всяческое содействие. В свете принятия такого мощного пакета либерализационных мер, должны особенно активизироваться власти на местах, потому как поступления от работы бизнеса – составляющая бюджета. Судите сами: за 2018 год субъектами МСП уплачено 8,6 миллиарда рублей налогов и сборов, что в текущих ценах на 20 процентов больше уровня 2017-го. И это при моратории на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, как записано в Декрете № 7. Доля малого и среднего бизнеса в доходах бюджета по сравнению с 2017-м увеличилась на 2,5 и составила 34,8 процента.

Е. ГОБОРОВА: – Прошу прощения, но ощущают ли те, кто получает зарплату из государственной казны, что треть от нее несет на себе бизнес? Это особенно касается решения каких-то конкретных вопросов по земле, имуществу, финансам. Например, наш инкубатор, стимулом создания которого, кстати говоря, и послужил Декрет № 7, располагается в здании бывшей поликлиники. Недвижимость выкуплена в частную собственность, сделан ремонт. Однако для того, чтобы нам, как инкубатору, заработать на полную, чтобы вовлекать малые предприятия в дело (к примеру, элементарно сдавать в аренду площади для администраций), мы должны изменить целевое назначение здания – с медицинского на административное. Пока этот вопрос утрясти не удается... Но мы же ведь делаем общее дело – хотим развить бизнес в регионах, и власть должна быть в этом заинтересована.

С. НАЙДОВИЧ: – В этой связи позвольте напомнить об идее, озвученной Первым заместителем Премьер-министра Александром Турчиным во время февральского заседания Совета по развитию предпринимательства. Предполагается привязать каким-то образом зарплату наших чиновников к результатам развития малого и среднего бизнеса. Это отличное предложение, знаю, что по нему сделаны соответствующие поручения. Убежден: если идея внедрится в практику, это поспособствует появлению личной заинтересованности в увеличении МСП на местах.

В. ХОМЧЕНКО: – Действительно, предложения по материальному стимулированию должностных лиц в зависимости от работы негосударственного сектора экономики в их регионах разрабатываются. Вопрос в том, какими должны быть эти самые подходы. Что считать в качестве критерия? Поступления в бюджет, объем инвестиций, рабочие места либо какие-нибудь еще показатели финансово-хозяйственной деятельности. Мы также считаем, что это стало бы хорошим инструментом, который заставил бы власти на местах работать лучше.

Позвольте напомнить о встрече Президента с представителями деловых кругов, которая состоялась в конце 2017 года. Тогда Глава государства озвучил следующую формулу поведения должностных лиц всех уровней при взаимодействии с бизнесом: «Если закон позволяет помочь – помоги! Если закон не позволяет помочь – не мешай! Если закон требует вмешаться – только тогда действуй».

Слова Главы государства, сказанные на той встрече, плюс «дух» и «буква» Декрета № 7 должны восприниматься как нормальная, естественная линия поведения государственного служащего. А именно госслужащий должен нацеливаться на оказание содействия предпринимателю, дабы тот реализовал свои законные интересы. Либо не вмешиваться в его законную деятельность.

О. НАРЫВСКИЙ: – Очень хорошо, если бы все это понимали. Извините, но хочу поделиться своей жизненной проблемой. Четыре года назад наше фермерское хозяйство приступило к реализации инвестиционного проекта по выращиванию товарной рыбы (форели и сома) в устройствах замкнутого водоснабжения. Аналогов подобных производств в Беларуси единицы, причем стоимость нашего проекта в несколько раз дешевле импортных – всего 150 тысяч долларов. Согласно бизнес-плану, производство рассчитано на 82 тонны рыбы в год. Мы должны были создать пять рабочих мест, а сам цех разместить в здании бывшей солдатской столовой (она пустует с 2012-го). Заключили договор аренды (получили разрешение на реконструкцию здания), сразу приступили к капитальному ремонту и установке оборудования, вложили 22 тысячи долларов.

Однако позже выяснилось, что реконструкцию, согласно договору аренды, проводить невозможно. Здание пришлось выставить на аукцион (состоялись все аукционы с понижением цены), но желающих не нашлось. Фермерское хозяйство предложило Слуцкому райисполкому передать здание в безвозмездное частное пользование, согласно пункту пять Указа 294 «О порядке распоряжения госимуществом». Это возможно, если речь идет об инвестиционном проекте. Но при его реализации ты должен выполнить ряд условий – иначе штрафы и разрыв договора о передаче здания. Мы понимали, на что идем, были готовы строго следовать бизнес-плану. Однако потом здание нам предложили купить, но по новой стоимости, в которой учтены и вложенные нами средства на капитальный ремонт... В итоге вопрос завис в воздухе, неизвестно, как разрешится. Я уверен, если бы была личная заинтересованность местной власти – это та самая идея, о которой говорил первый заместитель Премьер-министра, – наш вопрос сдвинулся бы с мертвой точки.

Сельская газета

С. НАЙДОВИЧ: – Очень важно, чтобы в решении подобных ситуаций были сделаны правильные акценты, а стимулы заработали в полную силу. Говорят, мол, в отношении развития бизнеса Минский район особый. Так и есть: пристоличье. И когда бизнес только разворачивал здесь свою деятельность, поступления в местный бюджет от частного сектора были на уровне 4–5 процентов. Теперь это около 90 процентов. Но в иных регионах ситуация далеко не безоблачная. И очень важно помнить о налаживании конструктивного диалога бизнеса и власти.

Основы тесной коммуникации положила Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности». Первопроходцем в этом деле в свое время был Совет по развитию предпринимательства при Президенте. Затем начали появляться более мелкие площадки – общественно-консультативные советы по развитию предпринимательства при облисполкомах, министерствах и ведомствах. Вместе с вступлением в действие Декрета № 7 в Беларуси начали свою работу и советы по развитию предпринимательства при райисполкомах. В их компетенции – консультации, обсуждения, рассмотрение проблемных вопросов, формирование мнения о том, что происходит. Желательно, чтобы в советы входили люди, которым не безразлично развитие деловой среды. Чтобы они поднимали темы, которые реально волнуют бизнес, выходили с конкретными предложениями. Конечно, есть еще что шлифовать, есть еще над чем работать. И мы, уверен, в состоянии сделать это вместе, а не перекладывать ответственность друг на друга.

Помните, о чем говорил недавно Глава государства. Я был участником «Большого разговора с Президентом». Во время встречи Александр Лукашенко сделал акцент на том, что главное для страны – экономика. А малый бизнес – драйвер ее развития в регионах.

Татьяна Ускова, «Сельская газета», 26 марта 2019 г.
(фото – «Сельская газета»)