/ / Общественно-политические
22.03.2019

Опеку предлагают доверить соцзащите, алименты привяжут к бюджету прожиточного минимума: что хотят изменить в Кодексе о браке и семье

В апреле в Палате представителей Национального собрания начнется весенняя сессия. Один из законопроектов, которые депутаты будут обсуждать в первом чтении, – Кодекс о браке и семье. Документ нужный и важный, особенно в контексте обсуждаемых в последнее время проблем с демографией. Какие именно позиции предлагают изменить законодатели – об этом «Р» рассказала заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Валентина Курсевич.

kodeks_KOBS_ncpi.jpg

Брачный договор и соглашение между супругами

Новый кодекс вводит такое понятие, как брачный договор. Следует отметить, что положение о том, что супруги могут его заключить, имелось и в старой редакции документа, но при этом там не было определения, что это такое. Теперь юридическое определение брачного договора есть. Это соглашение лиц, вступивших в брак, либо супругов об определении их имущественных и неимущественных прав и обязанностей как в период брака, так и после его расторжения. Причем новая редакция кодекса дает возможность расторгать брачный договор через суд по заявлению одного из супругов.

Одновременно в Кодекс о браке и семье вводится и такое новое понятие, как соглашение о разделе имущества между супругами, являющегося их общей собственностью. Это своего рода альтернатива брачному договору. Но в отличие от него соглашение может быть заключено не только в период брака, но и после его расторжения.

Раздел полномочий по опеке

Новый Кодекс о браке и семье регулирует некоторые проблемные вопросы, связанные с опекой над недееспособными или ограниченно дееспособными гражданами. Одно из изменений – функции опеки над такими лицами перестают быть вотчиной работников здравоохранения. Теперь их предлагается доверить и территориальным органам по труду, занятости и соцзащите. При этом представители медучреждений будут заниматься только теми, кто страдает психическими расстройствами, наркотической и алкогольной зависимостью, употребляет психотропные вещества. Выявление таких граждан, подготовка материалов для возбуждения дел в суде о признании их недееспособными и участие в рассмотрении таких дел – полномочия представителей здравоохранения. А остальные категории недееспособных, например люди преклонного возраста, теперь объекты внимания работников соцзащиты. Взаимодействие между ними будет осуществляться координационным советом по вопросам опеки и попечительства над совершеннолетними лицами.

– Это позволит эффективнее наблюдать недееспособных граждан, при необходимости своевременно оказывать им медицинскую помощь, направлять на лечение, а также представлять их интересы, – поясняет депутат.

Существенно меняются нормы, которые касаются опеки несовершеннолетних. По новому документу, если по уважительной причине родители оставляют своих детей родственникам на срок более года, те должны оформить опеку или попечительство. Для сравнения: сейчас если по уважительной причине отец или мать оставляют ребенка близким на срок более 6 месяцев, опека или попечительство устанавливаются, если это необходимо в интересах ребенка.

Вместо среднего заработка – БПМ

Еще одно принципиальное новшество – совершенствование системы начисления алиментов. Изменения прежде всего касаются тех бывших супругов, кто по объективным причинам не работал либо не предоставил документы, подтверждающие заработок или иной доход. Раньше в такой ситуации задолженность определяли исходя из заработка или другого дохода, который был на момент начисления задолженности по алиментам. Сейчас предлагается рассчитывать ее из бюджета прожиточного минимума. Размер алиментов на одного ребенка – половина бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, на двоих детей – 100 процентов, на троих и более – 150 процентов. К слову, сейчас бюджет прожиточного минимума равен 216 рублям.

– Такое предложение – результат анализа правоприменительной практики, – говорит Валентина Курсевич. – Не все бывшие супруги, как показывает жизнь, оказываются непорядочными и злостными неплательщиками алиментов. Есть много примеров, когда, например, отец не может найти работу так быстро, как хочется, или его, например, сократили. Когда суммы без учета личных обстоятельств высчитывали исходя из средней зарплаты по стране, многие супруги, которые и хотели бы помогать материально, не могли рассчитаться, задолженность росла как снежный ком, отношения бывших супругов и детей ухудшались.

Кстати, проектом закона предусмотрена и норма, позволяющая платить алименты на будущее.

Не воспитываешь? Родитель ли ты?

Одно из серьезных новшеств касается статьи, регулирующей вопросы родительской ответственности. В проекте предлагается сделать основанием для лишения родительских прав уклонение от выполнения обязанностей родителей. При этом если раньше под родительскими обязанностями понималось только содержание ребенка, то есть сыт ли он, обут, чисто ли в доме, то теперь понятие обязанностей более широкое и подразумевает воспитание, обеспечение нравственных, психологических и эмоциональных потребностей. Если эти «неимущественные» аспекты не выполнены, отца или мать могут лишить родительских прав.

Одновременно проект предлагает откорректировать и вопрос восстановления в родительских правах. В частности, в новой редакции прописано, что это будет возможно не ранее чем после шести месяцев со дня вступления в силу решения суда о лишении родительских прав. Раньше сроки законодательством не были оговорены.

– Получается, что обновленный закон стимулирует родителей, потерявших своих детей, исправиться и вернуть их, – считает Валентина Курсевич.

Рассматривая дела о восстановлении в родительских правах, суд учитывает мнение ребенка. Если ребенку уже исполнилось десять, то его согласие потребуется обязательно. Об этом тоже говорится в новом кодексе.

Разработчики новой редакции говорят о том, что практически все предлагаемые поправки прежде всего учитывают интересы ребенка.

– Потребности маленького гражданина должны быть поставлены во главу угла при принятии госорганами и другими организациями решений в отношении несовершеннолетних, – говорит Валентина Курсевич.

А утвердят ли предлагаемые новшества – как говорится, сессия покажет.

Елена Козловская, «Рэспубліка», 22 марта 2019 г.