/ / Общественно-политические
18.03.2019

Изменения и дополнения в Конституцию не должны становиться самоцелью – заместитель председателя Республиканского совета судей

15 марта в стране отмечалась важная дата – 25-летие со дня принятия Конституции. В чем значимость этого события для государства и общества? Какую роль сыграл Основной Закон в укреплении белорусской государственности и возможно ли внесение в него изменений? «НГ» побеседовала на эту тему с судьей Конституционного Суда, заместителем председателя Республиканского совета судей Тадеушем Вороновичем.

– Тадеуш Валентинович, позвольте сначала философский вопрос. Четверть века для Конституции – это много или мало?

– Все познается в сравнении. С одной стороны, вполне зрелый возраст. За эти годы в стране удалось провести преобразования в экономике и социальной сфере, в науке, образовании и медицине. Они стали возможны в том числе благодаря надежному правовому фундаменту, в котором Конституция служит главным источником права и обладает высшей юридической силой. Замечу, что возникла она не на пустом месте и имеет глубокие исторические корни. Фактически многие положения, закрепленные в ней, берут свое начало от Статута Великого Княжества Литовского 1588 года. Нынешняя Конституция стала для Беларуси пятой по счету после Октябрьской революции 1917 года. В советский период Основной Закон принимался в 1919, 1927, 1937 и 1978 годах. После распада СССР действовавшая на тот момент Конституция БССР уже не отвечала в полной мере происходящим изменениям и запросам общества. За разработку нового проекта взялся Верховный Совет Беларуси. 15 марта 1994 года на его заседании подавляющим большинством голосов депутаты приняли первую Конституцию суверенного белорусского государства. За 25 лет она сыграла значительную роль в развитии независимости, обеспечив мир и согласие в обществе, стабильность и безопасность в стране.

С другой стороны, я убежден, что потенциал нашего Основного Закона далеко не исчерпан. И он сегодня составляет главную гарантию успешного развития в будущем.

– В повседневной жизни о Конституции вспоминают, как правило, когда речь заходит о правах и свободах. А вот о том, что в Основном Законе сформулированы еще и обязанности, нередко забывают. В связи с этим как вы оцениваете уровень правовой культуры и правовой грамотности наших граждан?

– Здесь надо четко расставить акценты. Если говорить о правовой грамотности, то сейчас все владеют компьютером, пользуются интернетом, и при желании каждый может отыскать ответ на любой вопрос, найти необходимый закон, сделать ссылку на правовую норму и так далее. То есть уровень правовой грамотности сегодня гораздо выше, чем, скажем, еще лет двадцать назад.

Проблема в другом: как человек соотносит свои поступки с правовыми нормами. Мало знать закон. Важно, чтобы в голове сложилось правильное его восприятие. Уважение к праву надо формировать с детских лет, учить и воспитывать детей на собственном примере. В этом плане хотелось бы, чтобы уровень правосознания наших граждан повышался. Чтобы у каждого было понимание того, что моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.

– Над чем работал Конституционный Суд в 2018 году? В каких сферах ему приходилось применять свои полномочия для защиты прав и свобод граждан?

– Деятельность Конституционного Суда, может, не столь публична и заметна. Его главная роль в том, чтобы негромко, но надежно обеспечивать судебную охрану Конституции. Для этого есть определенные механизмы, в том числе обязательный предварительный контроль на соответствие конституционным нормам всех принятых Парламентом законов до подписания их Президентом. Это дает возможность упредить возможные отступления от Конституции норм проверяемых законов, искажения их смысла в процессе правоприменения. Таким полномочием, кстати, не обладают органы конституционного контроля ни одного государства на постсоветском пространстве. В прошлом году проверку прошли 40 законов, принятых Парламентом.

Кроме того, граждане вправе обращаться в Конституционный Суд, если они считают, что какие-то нормативные акты содержат пробелы или коллизии, нарушающие их конституционные права. Мы эти обращения рассматриваем, выносим решение об устранении в законодательстве недочетов конституционно-правового характера.

– Можете привести конкретные примеры таких решений, принятых в прошлом году?

– К нам обратилась Белорусская республиканская коллегия адвокатов и общественный совет при МВД по поводу наличия в гражданском законодательстве правовой неопределенности, связанной с обеспечением гарантий права гражданина на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь. Речь идет о правовом регулировании использования и охраны изображения гражданина. Одно дело, если изображение человека, изготовленное посредством фото- и видеосъемки, используется, тиражируется в связи с тем, что он занимает определенную должность, имеет некий общественный статус. И совсем другое, когда изображение становится достоянием широкой публики вопреки желаниям самого человека. Это сопряжено с нарушением его прав и законных интересов. Конституционный Суд установил, что в законодательстве отсутствует правовой механизм обеспечения каждому охраны его изображения и признал необходимым внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс.

Приведу также пример, касающийся регулирования обеспечения адвокатской тайны в уголовном процессе. Конституционный Суд усмотрел нестыковку между законом об адвокатуре и адвокатской деятельности и Уголовно-процессуальным кодексом, который регулирует производство следственных действий. Дело в том, что когда в адвокатских бюро, конторах проводятся следственные действия (обыск, выемка, изъятие документов), действующий закон не предусматривает никаких особенностей в части обеспечения адвокатской тайны. Но ведь у адвоката есть сведения о других клиентах, которые никак не причастны к конкретному преступлению и которые вправе рассчитывать, что в отношении их адвокатская тайна сохранится. Поэтому Конституционный Суд признал необходимым внести в Уголовно-процессуальный кодекс изменения, устанавливающие особенности производства осмотра, обыска и выемки в отношении адвоката.

– Подавляющее большинство стран живет при Конституциях, принятых и 100, и 200 лет назад. Но мир стал более динамичным, и Конституция, как и любой закон, должна совершенствоваться, чтобы не отстать от жизни. Еще в прошлом году Президент поручил Конституционному Суду подготовить предложения по внесению изменений в Основной Закон. Эта тема прозвучала и во время недавнего «Большого разговора с Президентом». На ваш взгляд, что нового можно привнести в Конституцию, по какому пути она должна совершенствоваться?

– Время от времени в любую Конституцию приходится вносить изменения. Даже в Основной Закон США, существующий аж с 1787 года, внесено около 30 поправок. После Второй мировой войны практически в большинстве европейских стран обновились Конституции. Этот процесс продолжается и сейчас. Разумеется, наша Конституция не просто Основной Закон, она обеспечивает жизнедеятельность общества и государства, поэтому не может не реагировать на новые вызовы времени и происходящие в обществе изменения. За 25 лет поправки в нее вносились дважды, по результатам референдумов в 1996 и 2004 годах. Сейчас изучаются возможные направления для внесения очередных изменений. Было бы преждевременно что-то озвучивать на сей счет. Скажу лишь о том, что любые изменения и дополнения в Конституцию не должны становиться самоцелью. Для этого нужны веские основания, всесторонний анализ существующего правового регулирования общественных отношений, мирового опыта. Такая работа исключает всякую поспешность. Важно помнить о том, что стабильность Основного Закона – гарантия стабильного развития общества и государства.

– Нынешний год юбилейный и для вас лично. Летом исполнится десять лет, как вы работаете в Конституционном Суде. Что дала вам эта ступень в карьере?

– Почти 30 лет до прихода в Конституционный Суд я проработал в системе судов общей юрисдикции. Скажу честно, там было несколько проще в том плане, что есть определенная жизненная ситуация, гражданско-правовой спор или уголовное дело, и для его разрешения судья должен применить конкретные нормы закона. Полномочия судьи Конституционного Суда требуют мыслить более масштабно, находить баланс общегосударственных и частных интересов, не забывая при этом о приоритете прав и свобод человека как высшей конституционной ценности, уметь аргументированно изложить свою позицию, которая была бы убедительна и для госорганов, и для рядовых граждан. Для этого нужно быть специалистом во всех отраслях права.

– Благодарю за интервью. Поздравляю вас с праздником и желаю новых профессиональных успехов!

– Спасибо. В свою очередь, я также хочу поздравить читателей «Народной газеты» и в их лице всех граждан страны с Днем Конституции, пожелать мира, крепкого здоровья и благополучия. И чтобы все мы, независимо от возраста, профессии, социального положения знали и уважали свою Конституцию, поскольку это означает уважать свою страну и самого себя.

Евгений Кононович, «Народная газета», 15 марта 2019 г.