/ / Общественно-политические
15.03.2019

Конституционный Суд – хранитель главного закона страны и ее ценностей

Как и Основному Закону страны, Конституционному Суду в этом году исполняется четверть века. В особенностях его работы, перспективах и возможных изменениях в Конституции корреспондент «Р» разбиралась вместе с Татьяной Бойко, судьей высшего квалификационного класса.

Широкие полномочия

– Конституционный Суд появился вскоре после принятия Основного Закона страны. Какая была необходимость его создания?

– Это конкретное проявление стремления страны к демократическим преобразованиям, конституционно-правовой защите суверенитета Беларуси, последовательной реализации идей правового государства. Основная функция суда – контроль за законностью принимаемых нормативных актов, оценка их соответствия Основному Закону. Конституционный Суд – хранитель Конституции и ее ценностей.

– Существуют ли в других странах учреждения, которые выполняют подобные задачи?

– В большинстве стран мира действуют специальные органы конституционного контроля. Первый такой суд появился в 1920 году в Австрии. В некоторых государствах они называются по-другому: во Франции и Казахстане это Конституционный совет, в Польше – Конституционный трибунал. В то же время в некоторых странах, например, в США, Канаде, Индии, Японии, такой контроль осуществляют суды общей юрисдикции.

– Каковы особенности первых лет работы Конституционного Суда?

– Тогда происходило становление белорусской государственности. Этот период был сложным в экономическом, социальном и политическом плане. В то время Основной Закон предоставлял Конституционному Суду очень широкие полномочия. Судьи могли по собственному усмотрению возбуждать конституционное производство по любому нормативному акту, то есть никто к ним не обращался, закон выбирали на свое усмотрение. С апреля 1994 по ноябрь 1996 года производство по делам, результатом рассмотрения которых становилось принятие заключений, возбуждалось 17 раз. Проблема в том, что Конституционный Суд по сути являлся стороной по делу: выступал в роли «истца», а тот, кто принял акт, был «ответчиком». В таких случаях нарушается объективность. Изменения и дополнения, внесенные в Конституцию на референдуме в ноябре 1996 года, изъяли у Конституционного Суда полномочия по своему усмотрению возбуждать дела.

Основной состав

– По каким критериям отбираются судьи, и кто их назначает?

– Конституционный Суд формируется из 12 судей – высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Возраст, с которого можно стать судьей, не установлен, но понятно, что грамотными и признанными специалистами со студенческой скамьи не стать. Предельный возраст – 70 лет. Сегодня в нашем суде работают 12 мудрецов, средний возраст которых составляет примерно 61 год. Среди них есть доктора и кандидаты наук, специалисты-практики, которые трудились в Администрации Президента, Генеральной прокуратуре, Верховном Суде. Шесть судей назначаются Президентом, еще шестерых избирает Совет Республики. Срок полномочий – 11 лет. При этом закон не ограничивает возможность назначения или избрания судьи на новый срок.

– А как вы, Татьяна Семеновна, пришли в Конституционный Суд?

– Формируя состав, Председатель суда выдвинул мою кандидатуру. К тому времени я защитила кандидатскую диссертацию в области финансового права, имела ученое звание доцента и работала на кафедре конституционного права юридического факультета БГУ. Совет Республики Национального собрания в январе 1997 года избрал меня на должность судьи Конституционного Суда.

Для меня работа в Конституционном Суде связана в первую очередь с обязанностями честно, добросовестно и непредвзято защищать конституционный строй и верховенство Конституции. Именно из таких слов состоит присяга судьи Конституционного Суда, к которой его приводит Президент в присутствии председателей Палаты представителей и Совета Республики, а также Верховного Суда.

– Каков принцип устройства суда, его структура?

– Это коллегиальный орган, который формируется из председателя, его заместителя и десяти судей. Заключения и решения Конституционного Суда принимаются тайно в совещательной комнате. При принятии итогового документа, который решает судьбу закона, судьи голосуют за или против. Не участвовать в голосовании или воздержаться нельзя. Заключения и решения считаются принятыми, если за них проголосовало большинство судей. Если голоса разделились поровну, документы принимают в пользу конституционности акта, являвшегося предметом проверки.

Специализация у нас не предусмотрена, ведь судья является высококвалифицированным специалистом во всех отраслях права – гражданском, уголовном, административном и прочих. Однако фактически она, конечно, присутствует и позволяет досконально исследовать вопросы, которые разрешает суд. Я, например, «отвечаю» за наиболее сложные и динамически развивающиеся отрасли законодательства – финансовое, бюджетное, налоговое, банковское, инвестиционное право. Считаю, Конституционный Суд много сделал для совершенствования налоговой системы нашего государства, соблюдения принципа проведения единой налоговой политики. В этой области принято около 60 решений, большинство которых направлены на защиту прав и законных интересов налогоплательщиков. Мы последовательно отстаивали позиции, направленные на уменьшение количества местных налогов и сборов, на установление предельных размеров ставок по ним, на полное и ясное определение законодательством всех важнейших элементов налогообложения. Все правовые позиции Конституционного Суда реализованы в Налоговом кодексе.

Текст без пробелов

– В каком направлении сейчас развивается работа суда?

– Конституционному Суду предоставлены широкие полномочия по контролю соответствия всех принимаемых нормативных правовых актов главному закону страны.

За четверть века суд принял 74 заключения, в том числе 50 заключений о несоответствии Конституции некоторых нормативных правовых актов и 19 заключений о соответствии Конституции их отдельных положений.

В 2014 году к нам обратилась Палата представителей с просьбой проверить конституционность некоторых статей Уголовно-процессуального кодекса. Согласно им, отсутствовала возможность проверить законность и обоснованность прекращения уголовного преследования в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого по требованию его близких родственников. К нам обратился гражданин, который не мог реабилитировать умершего родственника. Тот умер, дело в отношении его прекратили, а им было важно узнать истину, виновен он все же или нет. Это существующие тогда нормы УПК не предусматривали. Их признали не соответствующими таким ценностям, как обеспечение государством достоинства личности, презумпция невиновности, право каждого на защиту от посягательств на его честь и достоинство. Теперь дело по требованию близких родственников будет расследовано с вынесением окончательного судебного вердикта.

С июля 2008 года Конституционный Суд проводит обязательный предварительный контроль конституционности законов, принятых Парламентом, до их подписания Президентом. За 11 лет проверено 8 кодексов, 158 общих и специальных законов, 403 закона о внесении изменений и дополнений в законодательные акты. 217 раз суд обращал внимание законодателя и правоприменителей на выявленные случаи дефектов правового регулирования. Мы принимаем самостоятельные решения об устранении в нормативных актах пробелов, исключении из них коллизий и правовой неопределенности. Это не значит, что сам закон неконституционный. Мы говорим законодателю о необходимости устранить противоречие, даем рекомендации правоприменителю.

В прошлом году к нам обратилась Белорусская республиканская коллегия адвокатов совместно с Общественным советом при МВД. В их обращении указывалось, что нарушаются права граждан, изображенных на фото- или видеозаписи и опубликованных без их согласия. Конституционный Суд пришел к выводу, что для устранения неопределенности в регулировании использования и охраны изображения гражданина необходимо внести дополнения в Гражданский кодекс, где должен быть прописан механизм, в каких случаях можно публиковать снимки без согласия изображенного на них человека.

    – Во время «Большого разговора» Президент упомянул о поручении членам Конституционного Суда подготовить новую Конституцию, исходя из нынешней ситуации, обстановки и на перспективу…

– Действительно, Конституция не может «прожить» без изменений четверть века, ведь время идет, появляются новые реалии, возникают новые вызовы. Так, в последние годы прошла конституционная реформа в Армении, Казахстане, Азербайджане, Кыргызстане, Россия вносила изменения и дополнения в свою Конституцию. Это естественный процесс. Существуют и чисто «технические» причины для обновления – например, есть нормы, связанные с Высшим Хозяйственным Судом, а самого суда уже нет. Понятно, что их необходимо исключить. Существуют вопросы, связанные с избирательной системой: оставить мажоритарную, когда побеждает кандидат, получивший большинство голосов, или перейти к пропорциональной, где избиратели голосуют по партийным спискам? Тогда партии должны набирать силу. Сейчас у нас сильная президентская республика, но, может быть, стоит усилить другие ветви власти – законодательную, исполнительную. Однако процесс это не быстрый и не легкий. Сейчас мы собираем материалы, анализируем, сопоставляем, изучаем конституционные реформы, которые проводились в других государствах.

Оксана Невмержицкая, «Рэспубліка», 15 марта 2019 г.