/ / Общественно-политические
13.06.2019

Почему льготная растаможка авто иногда оборачивается аферой

В апреле подписан Указ № 140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов», который позволил инвалидам и многодетным семьям ввозить в республику автомобили из-за границы по сниженным в два раза пошлинам. Как восприняли документ в обществе и нет ли подводных камней при практической реализации его положений?

Почему льготная растаможка авто иногда оборачивается аферой

Какие появились льготы

Платежи возмещаются инвалидам I или II группы, родителям или усыновителям в многодетных семьях. Чтобы воспользоваться льготой, необходимо представить таможенной службе соответствующие документы (удостоверение инвалида либо многодетного родителя).

Указ предлагает два способа возмещения. Первый – предъявить удостоверение непосредственно при ввозе автомобиля. В таком случае физическое лицо вправе уплатить 50 % таможенного платежа за машину. Второй – документы можно представить в таможню в течение одного года. Действуют те же льготы.

Какие-либо ограничения по пользованию и распоряжению ввезенными авто не предусмотрены. 50-процентное возмещение производится однократно в течение года, не только календарного.

Взгляд автоэксперта

– Условия принятого документа можно охарактеризовать положительно, – рассуждает автоэксперт Иван Кришкевич. – Получается, что определенная категория граждан имеет шанс воспользоваться механизмом и пригнать машину с выгодой для себя. Однако есть несколько нюансов. Первый касается инвалидов.

По мнению эксперта, хотя стоимость растаможки уменьшается вдвое, большинству людей с проблемами опорно-двигательного аппарата такие условия не очень-то интересны. Чтобы растаможка с учетом льготы обошлась в 1 275 евро (2 550 евро – полная), придется выбирать машину возрастом от 3 до 5 лет с объемом двигателя до 1 500 кубиков. Стоимость такого приобретения – свыше 10 тыс. долларов.

– Откровенно говоря, нужно быть весьма обеспеченным человеком, чтобы воспользоваться льготой, – отмечает Иван. – То же касается многодетных семей. Обычные люди, которые стеснены в средствах, не особо выигрывают от подобных льгот. Кто-то сможет сэкономить на покупке от 700 до 2 тыс. евро, но тогда машина должна стоить от 10 тыс. до 15 тыс. долларов, а это цена нового авто из салона.

Инвалид либо многодетный родитель могут пригнать одну машину раз в год, при этом запрета на отчуждение нет. Это, по мнению эксперта, означает, что любой льготник может пригонять и продавать авто каждый год.

Неплохая лазейка, не правда ли? И кое-кто уже заинтересовался ею. По словам автоэксперта, в среде перегонщиков примерно 80 % пригнанных авто подпадают под льготу. Ведь не секрет, что в окружении любой семьи найдутся знакомые многодетные родители либо инвалиды.

Мнение льготников

– В советское время и примерно до 2008 года люди с I и II группой инвалидности с нарушением опорно-двигательного аппарата могли получить от государства специально оборудованный автомобиль всего за 10 % его стоимости. Можно было приобрести «Запорожец», «Оку» либо «Таврию», – вспоминает Дмитрий, имеющий II группу инвалидности.

По его словам, такая возможность для ветеранов или афганцев, получивших увечья, была большим подспорьем. Примерно до 2008 года для инвалидов I и II группы с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также для многодетных действовали льготы и по растаможке. Собравший по инстанциям нужные документы заявитель освобождался от пошлины. На приобретенной машине он мог ездить сколько угодно, но при продаже необходимо было возместить таможенный сбор.

– Конечно, пригнанные из-за границы иномарки оказались удобней: коробка-автомат, гидроусилитель руля не шли ни в какое сравнение с советской начинкой, – вспоминает Дмитрий. – Когда появилась растаможка и исчезли льготы, оставалось покупать машины только на внутреннем рынке.

По словам собеседника, конечно, есть инвалиды, которым помогают родственники или они смогли заработать на дорогую машину сами. Но большинству людей с проблемами опорно-двигательного аппарата сложно накопить деньги на необходимое для них средство передвижения.

– Я работаю в Белорусском обществе инвалидов и не раз разговаривал с коллегами по поводу льготной растаможки. Поехать в Германию, Польшу либо Литву и привезти хороший автомобиль по цене известного европейского автомобильного сайта почти нереально, – рассуждает Дмитрий. – Поэтому указ не сильно повлияет на ситуацию. Люди с инвалидностью как приобретали на внутреннем рынке подержанные машины стоимостью от 2 тыс. до 6 тыс. евро, так и продолжат это делать.

По мнению собеседника, лучшим вариантом с точки зрения поддержки государства было бы вернуть прежнюю практику получения авто:

– Спустя 3-5 лет по очереди можно было приобрести машину на льготных условиях. Причем давали ее на 10 лет с возможностью получения взамен нового авто. Так государство поддерживало социально незащищенные слои населения. К слову, нуждающихся в авто было не очень много.

Возможен и второй вариант: сделать такую льготу адресной, чтоб исключить махинации. При этом позволить приобретать людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата подержанные десятилетние авто с невысоким процентом растаможки.

Пока же людям с ограниченными возможностями продолжают поступать заманчивые предложения от друзей и близких. Если ввезти машину с объемом двигателя 4 тыс. кубиков, то выходит вполне неплохая экономия: примерно 6-7 тыс. долларов.

– Нам пока не до машины, – рассказывает мать троих детей Наталья. – Да, к нам с подобным предложением обращался знакомый, который хотел пригнать дорогую машину из Германии. Сулил за это 300 долларов, но поскольку моему старшему ребенку исполнилось 18 лет, из льготной категории мы автоматически вышли и в этом деле участвовать не стали.

У представителей Государственного таможенного комитета уже есть определенная статистика.

– Только за первые три дня действия Указа № 140 мы оформили 7 автомобилей для лиц, которые попадают под действие документа. Возмещением воспользовались как многодетные родители, так и инвалиды I или II группы. В основном ввезены бюджетные машины 2015 года выпуска, – рассказал начальник главного управления тарифного регулирования и таможенных платежей ГТК Геннадий Даниленко.

Однако дальнейшую статистику Государственный таможенный комитет пока не озвучивает. Ближайшие полгода новую схему будут тестировать, а значит информацию о возможной корректировке Указа № 140 мы узнаем не ранее октября.

По сообщению информационного агентства «Минск-Новости»