/ / Общественно-политические
22.07.2019

Союзное государство. Послесловие к VI Форуму регионов Беларуси и России

Нынешний год богат на юбилеи. Круглой датой он и завершится. 8 декабря 20 лет назад Президенты Беларуси и России поставили свои подписи под Договором о создании Союзного государства. С одной стороны, это был венец интеграционных устремлений двух стран в годы после распада Советского Союза, с другой – начало серьезной работы, нацеленной на еще большее сближение.

Союзное государство

Путь пройден немалый. Сегодня договорно-правовая база взаимодействия двух стран исчисляется сотнями документов. Это межгосударственные, межправительственные, межрегиональные и межотраслевые договоры и соглашения. А если посчитать еще и прямые контакты и контракты субъектов хозяйствования, счет пойдет как минимум на порядок выше.

Интеграция работает. Иллюстрацией тому служит белорусско-российский товарооборот, превышающий 35,5 млрд долларов. Однако не экономикой единой ценен процесс. Не менее важен и социальный аспект. Граждане двух стран фактически уравнены во всех правах, в какой бы точке Союзного государства они не находились. Они социально защищены, вольны свободно выбирать место жительства и работы, взаимно признаны дипломы двух стран, люди везде одинаково могут рассчитывать на медицинскую помощь, если она понадобится. Урегулированы вопросы взаимодействия партнеров в союзе в очень многих сферах: от транспорта до космических исследований. Реализуются общие образовательные проекты. Всего не перечислишь. Нитей, скрепляющих партнерство Беларуси и России, очень много.

Немалое значение имеет и то, что Союзное государство стало своего рода модельным проектом и для более обширных интеграционных инициатив. Сегодня путь, уже пройденный Беларусью и Россией, во многом повторяет Евразийский экономический союз. Поэтому особую актуальность обретает вопрос дальнейшего движения на сближение, чтобы союз по-прежнему оставался маяком для ЕАЭС. Именно поэтому на Форуме регионов в Санкт-Петербурге Александр Лукашенко ближайшие ориентиры обозначил так:

– Я не хочу, чтобы потом кто-то из журналистов или специалистов нас критиковал, что белорусы, Лукашенко опять требуют решения конкретных вопросов. Конкретные вопросы лежат на поверхности. Если их не решить, говорить о стратегии просто будет смешно. Поэтому я поддерживаю предложение наших правительств о том, что мы должны одновременно решить все проблемы до 20-летия нашего союзного договора – до 8 декабря. Времени предостаточно.

Для того чтобы понять суть этих конкретных вопросов, стоит вспомнить вторую часть статьи 8 Договора о создании Союзного государства. Она гласит: «В Союзном государстве принимаются необходимые законодательные и иные меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования любых организационно-правовых форм, а также гражданам, обладающим статусом предпринимателя, в соответствии с законодательством государств-участников».

Это ключевой посыл экономической интеграции. Но достаточно посмотреть вокруг, чтобы убедиться в, увы, нередком его несоблюдении. Согласимся, если два, скажем, цементных завода будут получать газ по разным ценам (а доля его стоимости в цене продукции таких производств очень высока), то о равных условиях хозяйствования здесь речи не может быть в принципе. Выиграет тот, у кого топливо дешевле. И эта проблема на сегодня окончательно и бесповоротно не решена.

Или тема налогового маневра в России. Те эксперты, которые утверждают, что это исключительно внутреннее дело России, мягко говоря, лукавят. Вот и замминистра иностранных дел России Григорий Карасин, говоря об этом, делает существенную оговорку:

– Налоговый маневр – это суверенное право России, поэтому едва ли корректно говорить о какой бы то ни было компенсации. Речь о возможном содействии Беларуси в смягчении последствий проводимого в России налогового маневра. Данный вопрос – в проработке, он будет решен комплексно. В этой связи давать какие-либо оценки сейчас преждевременно.

Однако спорить о формулировках – значит, просто уходить от главной темы. Не важно, как это будет называться: компенсация или содействие в смягчении последствий. Суть проблемы и необходимости ее решения от этого не меняется. Обнуляя вывозную пошлину на нефть и синхронно поднимая налог на добычу полезных ископаемых, партнеры доводят цену сырья практически до мирового уровня. Но при этом бюджет не страдает и ресурсов на поддержку собственных переработчиков не теряет. Для них подготовлен инструмент компенсации потерь в виде так называемого отрицательного акциза. Беларусь же теряет доходы от вывозных пошлин, наши НПЗ получают сырье по более высокой цене, и дополнительных ресурсов на их поддержку просто нет. Получается, на едином экономическом пространстве союза предприятия одного профиля опять оказываются в разных условиях функционирования. И общие потери при этом Беларуси оцениваются более чем в 10 млрд долларов.

Ну а о том, что перед нашими производителями продуктов питания время от времени закрывается российский рынок, лишний раз и говорить уже неудобно. Как и о том, что кто-то пытается считать яблоки в садах белорусских фермеров. Надуманность претензий здесь очевидна уже даже неспециалистам.

И вот на фоне таких вот, вполне себе прикладных противоречий сегодня дискутируется тема некоего более высокого уровня интеграции. Ничего нового в этом нет. Все этапы сближения прописаны в Договоре о создании Союзного государства. Понятно, что на 100 процентов они еще не реализованы. Но идти от одного к другому тоже надлежит поступательно. Логика этого движения тоже внятно обозначена интеграционными документами. Возьмем, например, размышления, зачастую досужие, вокруг обозначенного в договоре курса на введение единой валюты. Споров о том, кто затягивает этот процесс, немало. Но в соответствующем соглашении четко прописано, что статус, задачи и функции единого эмиссионного центра должны быть четко прописаны в Конституционном акте союза. Получается, сначала должен быть принят этот документ. Это отчасти компетенция союзного парламента. Но и он в том виде, который обозначен договором, еще не создан.

То есть просто нет правовых оснований поднимать тему единой валюты до принятия Конституционного акта. А его нельзя принять без создания союзного парламента. И все это темы более глубокой интеграции, вокруг которых в последнее время разговоров, а то и откровенных спекуляций, хоть отбавляй. Но очевидно и то, что путь к их предметному обсуждению лежит только через решение текущих проблем тактического характера, о которых мы говорили выше. Нужно устранить неоднородность экономического поля союза. Укрепить его, создать основу, чтобы вести речь о строительстве на этой базе политической надстройки. Это же классика.

Кстати, уже то, что внимание именно неспециалистов сегодня приковано к интеграционной проблематике, говорит о наличии очевидных проблем в этой сфере. Было бы все в порядке, шло бы своим чередом, общественность бы не интересовалась столь живо глубинными смыслами объединительных процессов. Поэтому на форуме Президент Беларуси и делал акцент на том, что решимость идти навстречу нужно продемонстрировать в первую очередь гражданам наших стран. Прежде всего, люди ждут ответов на насущные для них вопросы. Да, до 8 декабря время еще есть. Но надо понимать, что оно не резиновое. С российской стороны не прозвучало возражений на то, что к юбилею стоит подойти с полным пониманием, как и куда двигаться дальше, и без груза совершенно лишних противоречий. Более того, Владимир Путин прямо заявил, что Беларусь для России является «самым близким стратегическим партнером и союзником». Надо думать, что это знак согласия Москвы с инициативой Минска и в свой третий десяток Союзное государство войдет с ясным видением перспектив.

Дмитрий Крят, «СБ. Беларусь сегодня», 20 июля 2019 г.