/ / Общественно-политические
17.01.2019

Пропуск на дорогу. Разработан новый вариант взимания дорожного сбора

Споры о механизме взимания госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении ведутся не первый год. Недавно по поручению Президента был разработан новый вариант взимания дорожного сбора, изложенный в проекте Указа «О платежах за участие в дорожном движении». Автомобилисты его пока еще внимательно изучают, а вот в Минфине убеждены: система прозрачна, понятна и не обременительна для кошелька.

Действующий порядок дорожного сбора у многих автомобилистов вызывал вопросы. Прежде всего потому, что он привязан к прохождению техосмотра. Есть и такие, кто пошлину игнорирует. Депутат Палаты представителей Национального собрания, член Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Валерий Курсевич приводит такой факт: ежегодно примерно на 15 % сокращалось количество транспорта, проходящего государственный техосмотр. Как следствие, дорожный фонд недополучал финансирование. Проект указа о платежах в дорожном движении отвязывает уплату сбора от прохождения ТО и предоставляет гражданам возможность вносить деньги по заявительному принципу, причем в зависимости от периода эксплуатации авто. Катаешься круглый год? Плати сразу за 12 месяцев и более по понижающему коэффициенту 0,8. Разве 10 рублей ежемесячно для владельца среднестатистического автомобиля – это заоблачная сумма? А если собрался продавать машину или ездить только на дачу в летний период – вноси плату лишь за несколько месяцев. Кажется, все вполне логично.

Каков же будет механизм контроля за внесением платежей, если те не привязаны к прохождению техосмотра? Мониторингом согласно проекту займется Транспортная инспекция Минтранса. Сведения об автомобилях, допустивших нарушения ПДД во время движения, будут сверяться с базой данных о внесении платежа за участие в дорожном движении. Если владелец не уплатил положенное, то ему придется раскошелиться на сумму, в два раза большую прежней.

Второй элемент будущей системы контроля – использование автоматических устройств с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи, аппаратно-программных комплексов с функцией автоматического распознавания регистрационных знаков. Разумеется, ныне существующих камер фотофиксации на все дороги не хватит – надо докупать и устанавливать дополнительно. Кто именно этим займется, пока не решено.

Автомобилисты же предлагают свой вариант: почему бы не включить сумму платежа в стоимость бензина? В этом тоже есть логика: на сколько наездишь, за столько и заплатишь. На этот вопрос у начальника главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Игоря Пуркалика имеется аргументированный ответ. Топливо используется в самых различных отраслях: речном судоходстве, лесном хозяйстве, в системе ЖКХ. Да и про газонокосилки и лодочные моторы забывать не надо. Рыбакам с моторными лодками не с руки вкладывать в дороги, если они бороздят водную гладь. Да и как вычленить целевой сбор из стоимости топлива, ценообразование на которое зависит от множества факторов? А суммы целевого сбора будут аккумулироваться отдельно и использоваться строго по прямому назначению.

До 1 февраля проект указа должен быть внесен на рассмотрение Президента. И если предложенный порядок взимания платежей будет принят, в Минфине готовы проводить серьезную разъяснительную работу. Игорь Пуркалик прогнозирует: в итоге вносить платежи будут не менее 95 % автомобилистов.

Александр Нестеров, «СБ. Беларусь сегодня», 17 января 2019 г.