/ / Общественно-политические
07.02.2019

Снятие налога для долгостроев, льготы для новых объектов и не только – бизнес положительно оценил нововведения Налогового кодекса

Обновленный Налоговый кодекс, вступивший в силу с 1 января, сегодня является одним из самых успешных примеров сотрудничества органов госуправления и бизнеса. Документ объемом в 1036 страниц создали сообща за рекордно короткое время. Разработчики обещают: шероховатости и обременения, которые помешают работе предпринимателей, будут сниматься и дальше. На 83-м заседании Республиканского клуба директоров вопросам налогообложения и денежно-кредитной политики бизнес уделил особое внимание.

Налоговый кодекс

Задача – снизить нагрузку

Работа по усовершенствованию налогового законодательства будет продолжаться. Сейчас Министерство по налогам и сборам проводит широкомасштабный «ликбез» по разъяснению нюансов нового кодекса. До 20 февраля эксперты рассчитывают донести адресно до каждого плательщика информацию по основным изменениям. По итогам правоприменительной практики продолжится наработка предложений, как еще можно усовершенствовать документ. Заместитель Министра по налогам и сборам Элла Селицкая акцентирует внимание: если возникнут предложения, направленные на развитие предпринимательской деятельности, их учтут. А все обременения будут снимать, пропуская через Совет по развитию предпринимательства и обсуждая с бизнес-союзами.

Из всех новшеств обновленного документа Элла Селицкая выделила несколько моментов. Первый – это простота и доступность норм. Второй касается таких целей, как снижение налоговой нагрузки, создание новых рабочих мест и реинвестирование прибыли. Довольно актуальными стали нововведения, коснувшиеся налога на прибыль: в частности, усовершенствован порядок предоставления инвестиционного вычета, установлены льготные ставки по дивидендам. Есть облегчения и по налогообложению недвижимости.

– В документе предусмотрена пятилетняя налоговая льгота по вновь введенным объектам. В частности, построенные после 1 января 2019 года в первый год полностью освобождаются от имущественных налогов, далее предусмотрены понижающие коэффициенты. Таким образом, мы даем инвесторам возможность быстрее окупить проект, в том числе и за счет снижения налоговой нагрузки, – комментирует Элла Селицкая.

Кроме того, с 1 января налог на недвижимость не уплачивается с долгостроев. Как признаются в МНС, эффекта от повышенного коэффициента, который действовал до этого в отношении объектов сверхнормативного незавершенного строительства, не было. Помимо этого, в новом документе отменили право местных органов власти увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым капитальным строениям, а также земельного налога за участки, занятые такими объектами. По словам Эллы Селицкой, назрела необходимость уйти от такой практики:

– Мы провели анализ и поняли: налоговыми инструментами вовлечь неиспользуемые объекты в оборот не удается. Наоборот, получается излишнее административное давление на бизнес, в результате которого даже возникают процедуры банкротства. Нужно от этого уходить.

Новые подходы

Один из вопросов, который давно поднимало деловое сообщество, касался затрат, учитываемых при расчете налога на прибыль. В частности, бизнес регулярно несет издержки, которые нельзя отнести на себестоимость. По словам Эллы Селицкой, удалось найти компромисс: такие расходы, как единовременные выплаты по оздоровлению, вознаграждения сотрудникам по итогам года, расходы по благоустройству населенных пунктов или по проведению государственных праздников, теперь можно в ограниченном количестве включать в состав затрат, учитываемых при налогообложении. До 2019 года такие расходы не уменьшали налогооблагаемую базу налога на прибыль, новая же норма (перечень затрат, которые в совокупности могут учитываться при расчете прибыли в размере 1 процента от выручки) снимет ряд спорных вопросов. К этой категории, кстати, отнесли и представительские расходы.

– Мы долго обсуждали, как их включать в состав затрат, нужно ли четкое определение, о каких тратах идет речь. И большинство сошлось во мнении, что составить такой перечень невозможно. Поэтому решили так: в рамках одного процента от выручки с учетом НДС можно отнести на себестоимость расходы, связанные с затратами на принятие делегаций, выезды и так далее.

Подняли руководители предприятий и бизнеса и проблему взыскания просроченной дебиторской задолженности. В свою очередь, в МНС упомянули о концептуальных изменениях, которые планируются с 2020 года. Речь идет о том, что взыскивать задолженность можно будет через единый канал – Белорусский межбанковский расчетный центр Нацбанка. Налоговые органы будут направлять туда платежное требование, которое затем оперативно выставят по каждому счету. «Будет единый подход. Прошлись по всем счетам – нет денег у основного должника, пошли к дебиторам. Мы вырабатываем новый механизм, чтобы уйти от ненужных обременений и излишних взысканий. На наш взгляд, это будет наиболее справедливо», – резюмировала Элла Селицкая.

Полина Конога, «Рэспубліка», 7 февраля 2019 г.