/ / Общественно-политические
01.02.2019

Людей все чаще сбивают на пешеходных переходах

Недавно в Гомеле произошло ДТП, в котором серьезно пострадали двое детей. Происшествие не только вызвало большой резонанс, но и еще раз подчеркнуло остроту проблемы. С незавидной регулярностью людей сбивают на пешеходных переходах, которые, казалось бы, должны гарантировать безопасность. Можно ли переломить эту тревожную тенденцию?

Видеофиксация пешеходных переходов

ДТП на Советской

Беда случилась 19 января на улице Советской. 13-летние сестры-близнецы Аня и Маша шли на занятия в школу танцев. В районе остановки «Улица Чонгарской Дивизии» девочки переходили дорогу. По всем правилам – через регулируемый переход, на зеленый сигнал светофора. И в этот момент их сбила синяя «Мазда».

Сильным ударом одну из девочек отбросило на несколько метров вперед, вторую – в сугроб на обочину.

Я был свидетелем, стоял напротив, на остановке, – описал подробности в соцсети очевидец ДТП Дмитрий Борисенко. – К первой девочке, которая лежала перед машиной, подбежали трое ребят, которые пытались поднять ее на ноги. А этого в таких случаях делать категорически нельзя. Тогда я сам перебежал через дорогу и отогнал их. Вызвал «скорую». Также видел вторую девочку, лежавшую за «Маздой». Она сама пыталась встать, но ее держала какая-то женщина.

Еще одна гомельчанка написала, что стояла рядом с детьми и вслед за ними почти вышла на дорогу. Но в последний момент ее отдернули и тем самым спасли от наезда...

Школьниц увезла «скорая помощь». Одна из сестер позже пришла в себя. У нее диагностировали перелом плечевого сустава. Подробностей аварии девочка не помнила. Ее сестра попала в реанимацию в состоянии комы. Остается надеяться, что все закончится благополучно…

По факту ДТП возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 317 УК Республики Беларусь «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения».

Водитель, совершивший наезд, арестован, – сообщила официальный представитель УСК по Гомельской области Мария Кривоногова. – Установлено, что в момент ДТП он был трезв. На протяжении девяти последних лет гражданин 20 раз привлекался к административной ответственности за нарушения ПДД. В основном – за превышение скорости.

По делу назначены судебные автотехнические экспертизы, в том числе для установления скорости движения и технического состояния автотранспорта.

ДТП

«Бинар» все видит

Случай печальный и, увы, не единичный. Старший инспектор отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД Гомельского облисполкома Анна Ковалева приводит статистику:

– В прошлом году на пешеходных переходах в области произошло 81 ДТП, в которых пять человек погибли и 77 были травмированы. Примечательно, что таких происшествий было даже больше, чем наездов вне пешеходных переходов. Правда, на тех участках люди гибли еще чаще. Жертвами стали 18 человек.

Не внушает оптимизма и начавшийся год. За январь в регионе совершено 8 ДТП. Кроме сестер-близняшек, пострадал еще один подросток. В районе вокзала девятилетний мальчик вместе со старшим братом переходил дорогу на зеленый свет. Последнему повезло избежать наезда, первому – нет. С переломом ноги он оказался на больничной койке.

В прошлом году в стране совершено 478 таких наездов. И это лидирующая причина среди тех ДТП, в которых виновны водители.

Она же – головная боль ГАИ. Самое доступное и, хочется верить, эффективное средство профилактики – протоколы. За «неуступчивость» только в Гомельской области ежегодно наказывают более 13 тысяч автомобилистов.

Чтобы увидеть, как это происходит, отправляюсь в рейд вместе с инспекторами батальона ДПС Александром Козловым и Владимиром Макаренко. Какого-то особо сложного перехода в Гомеле нет. Выставлять пост можно на любом перекрестке. В пути обсуждаем тему. Инспектора рассказывают о нетипичном ДТП, случившемся накануне. В Мозыре женщина переходила дорогу по зебре. Подъехавший «Мерседес», как и положено, остановился. Однако в этот момент сзади в него врезался автомобиль скорой помощи. От удара «мерс» покатился вперед и сбил женщину. К счастью, ее травмы оказались несерьезными. После оказания помощи пострадавшую отпустили домой.

Один из инспекторов контролирует переход прибором видеофиксации «Бинар». Запись ведется для любителей поспорить, доказывая, что нарушения не было. Как это делает остановленный таксист по имени Денис:

Я когда проезжал, люди еще даже с тротуара не сошли.

– Давайте смотреть, – не вдаваясь в дискуссию, майор Макаренко отматывает запись.

После ее демонстрации вопросы исчерпаны. На видео четко видно – автомобиль и пешеходы, идущие на зеленый свет, почти сходятся на середине перехода. И уже люди вынуждены уступать дорогу машине. Водитель подписывает протокол.

Методики контроля совершенствуются. Сейчас решается вопрос о приобретении специальной системы видеонаблюдения. Камера будет выставляться возле перехода, а запись – передаваться на ноутбук инспекторов, находящихся неподалеку. Административные протоколы нарушители получат сразу. Снизить остроту проблемы помогают и «лежачие полицейские», которые «укладывают» перед переходами вблизи учреждений образования. Однако это не панацея. Да и на центральных улицах такой способ неприменим.

Споры о вечном

Новости о ДТП на пешеходных переходах неизменно порождают дискуссии в соцсетях. Их участники разделены на два лагеря. Одни ругают водителей, которые несутся на мигающий зеленый, свято веря в то, что успеют проскочить. Другие хают пешеходов за потерю инстинкта самосохранения. Поскольку многие, ступая на зебру, не удосуживаются даже глянуть по сторонам. В упрек справедливо ставятся наушники плееров, глушащие звуки окружающего мира, включая сигналы клаксонов, и капюшоны курток, закрывающие боковой обзор владельцу. А также непонимание того, что водитель не всегда способен вовремя нажать на тормоз и остановить машину перед переходом.

Козырный же туз автомобилистов в таких спорах – пешеходы, перебегающие дорогу там, где им вздумается. В оправдание данной категории сложно что-то придумать. Примечательно, что большинство из них – очень взрослые люди. Нередко – пенсионеры. Как бороться с этим «бесом в ребре», не знает никто. Один из последних примеров – ДТП под Жлобином. В темное время мужчина решился перебежать через четыре полосы трассы, притом что неподалеку находился подземный переход. Здравый смысл, физподготовка и фликер отсутствовали. Финиш печален, но предсказуем. Шансов избежать наезда у водителя грузовика не было… Ужесточать, требовать и наказывать можно обе стороны сколько угодно. Но главная причина, как ни банально прозвучит, в отсутствии уважения между водителями и пешеходами. Пока нет полного понимания последствий, к которым это приводит, добиться исполнения самого строгого и правильного закона будет крайне сложно. Если вообще возможно.

Руслан Пролесковский, «Рэспубліка», 1 февраля 2019 г.
(фото – автор, УГАИ УВД Гомельского облисполкома)