/ / Общественно-политические
06.12.2019

За 11 месяцев 2019 года в Беларуси совершено более 27 тысяч краж – МВД

За 11 месяцев в Беларуси совершено более 27 тысяч краж. Почти все они мелкие: менее 1 % тайных хищений квалифицированы по частям 3 и 4 статьи 205 Уголовного кодекса, то есть в крупном и особо крупном размере. За последние пять лет крупные кражи не превышали 1 % в общей массе.

Вор

О структуре краж, тенденциях в мире любителей чужого добра, «альпинистах» и «шахтерах» рассказал заместитель начальника второго управления (организация раскрытия преступлений против собственности), начальник отдела «И» (организация раскрытия краж) ГУУР МВД Андрей Микулич (вся статистика приводится за 11 месяцев 2019 года в сравнении с аналогичным периодом 2018).

‒ Андрей Владимирович, какие виды краж самые распространенные?

‒ Среди всех видов краж наиболее распространены хищения из жилищ – дачных домов и общежитий. Их совершено 9 тысяч. В нашей статистике отдельной позицией стоят кражи из квартир и частных домов, где люди проживают постоянно – таких 7 тысяч.

В большинстве случаев хищения имущества из жилищ и квартирные кражи совершаются путем свободного доступа после совместного распития алкоголя. Сценарий банальный: потерпевший и вор знакомятся в магазине при покупке спиртного, хозяин жилья приглашает нового собутыльника к себе домой выпить, через какое-то время засыпает, а гость выносит ценные вещи. Можно сказать, что это спонтанная кража, совершенная неквалифицированным способом. Другой вид краж путем свободного доступа, но уже квалифицированным способом, то есть когда человек осознанно, спланированно идет на преступление – если злоумышленник попадает в жилье под видом соцработника, сотрудника газовой службы и т.д. Воры-ручечники, которые дергают дверные ручки в поисках незапертых квартир – тоже совершают хищения путем свободного доступа квалифицированным способом. От таких преступлений легко уберечься, если следовать простым правилам:

  • не приглашать домой незнакомцев;
  • не впускать сотрудников различных служб, которых вы не вызывали, не проверив их личность;
  • не оставлять двери открытыми, даже если вы дома или вышли выбросить мусор.

В моей практике был случай, когда мужчина вышел к подъезду на минуту, не закрыв дверь, а в это время в квартиру проник сосед и украл телефон.

Другой вид краж из жилых помещений, от которого сложнее застраховаться – кражи путем преодоления запорных устройств. Злоумышленники взламывают и проворачивают замки, подбирают отмычки, отжимают стеклопакеты и высверливают их механизмы или банально разбивают стекло. Периодически появляются группы гастролеров, которые ездят по регионам и обворовывают жилища. Последнюю такую группу наши сотрудники задержали в феврале. Чаще попадаются воры-одиночки с меньшим размахом. Недавно задержали 32-летнего жителя Дзержинска, который колесил по дачным поселкам и похищал из строящихся домов электроинструмент и стройматериалы. Но в основном кражи из жилища в сельской местности и садовых товариществах совершают бездомные или асоциальные местные жители, которым нужны еда и алкоголь.

Самый надежный способ защититься от воров-домушников – установить охранную сигнализацию. Большинство любителей чужого добра даже не станет связываться с таким жильем. Решетки на окнах и металлические двери с хорошими замками отпугнут только дилетантов. Профессионалов они могут лишь задержать, и то ненадолго.

Следующими идут кражи велосипедов. В текущем году их совершено меньше, 2278 вместо 2454 фактов. С учетом моды на ЗОЖ и развития велодвижения эта тенденция радует. Значит, люди прислушались к нашим советам и стали более ответственно относиться к сохранности своего имущества. На законодательном уровне мы тоже профилактируем кражи велосипедов. При разработке проекта госпрограммы по борьбе с преступностью, которая готовится на ближайшие годы, мы внесли предложение обязать застройщиков оборудовать рядом с новыми домами закрытые велопарковки. Ответственные ведомства нас поддержали, и это еще один значимый вклад в профилактику.

Если у вас дорогой велосипед, который интересен ворам-профи, их не остановит ни один замок. Любые тросы и закаленные цепи перекусываются специнструментом в два счета. U-образные замки более надежные, но тоже не панацея. Но и бросать на улице велосипед вообще не пристёгнутым, мол «все равно украдут, если захотят», не стоит, даже если он недорогой. Наличие любого замка лучше, чем совсем без него, хотя бы потому, что случайный прохожий не захочет уехать на вашем транспорте. Помните, что быстросъемные элементы тоже интересны веловорам. По возможности снимайте фару, фонарь, насос, сумку, различные держатели.

Следующая категория хищений – кражи из автомобилей. В это понятие входят как элементы машины, оборудование, так и оставленные в салоне и багажнике вещи. Здесь тоже наблюдается снижение – с 2115 до 1736 фактов. Советы простые: ничего ценного в салоне не оставлять, установить хорошую сигнализацию с большим набором функций, ночью парковаться на охраняемой стоянке, под фонарем или видеокамерами. Не оставлять ключи в легком доступе для чужаков. И запирать авто! Даже во дворе частного дома! К сожалению, многие этого не делают, особенно в сельской местности. Каждый день в сводке видим кражи из автомобилей или угоны, совершенные путем свободного доступа.

‒ Что воруют в сельской местности, кроме имущества из жилищ и транспорта?

‒ В деревнях периодически случаются кражи из магазинов с проникновением в ночное время. В основном из государственных торговых точек. Злоумышленники взламывают окна, двери, и выносят, как правило, продукты и спиртное, деньги из кассы.

Из хозяйств иногда воруют крупный рогатый скот. В прошлом году таких краж было 65, в этом – 64. Как правило, группы гастролеров колесят по восточным приграничным районам, похищают животных с ферм и перевозят скупщикам в Россию. В ноябре наши сотрудники на Гомельщине задержали такую преступную группу. А в прошлом году мы пресекли деятельность группы, которая продавала в Россию ворованных лошадей. На территории страны-соседки был сборный пункт, где загружались целые фуры-скотовозки, которые везли животных в Казахстан. Тогда наши сотрудники ездили в командировки и возвращали лошадей на родину.

‒ Есть ли у нас еще воры-карманники?

‒ Кражи, совершенные из одежды и ручной клади, находящихся при потерпевшем, малочисленные, наблюдается их небольшой рост. Их совершено 638, в том числе 372 – в Минске. Особенность их в том, что потерпевшие не сразу обнаруживают пропажу, часто только придя домой. Из-за этого установить место совершения преступления не всегда получается. Конечно же, карманные кражи совершаются в местах большого скопления людей: в транспорте, торговых центрах, на рынках. Суммы ущерба обычно не очень большие. Последняя тяжкая карманная кража произошла в октябре в столице. Тогда россиянин проехал в метро три станции, сходил на рынок за продуктами и только в хостеле обнаружил, что из рюкзака пропало 27 тысяч долларов. Когда проанализировали весь маршрут, выяснилось, что деньги украли в метро. Найти вора не удалось.   

‒ Воруют ли в Беларуси телефоны?

‒ За этот год их украдено на 18 % больше, всего немногим более трех тысяч. Воруют телефоны и в квартирах, и из машин, и из карманов в общественных местах. Сегодня с помощью оператора найти устройство, которым после хищения воспользовались, не проблема. Другое дело, если воруют большую партию гаджетов из салонов сотовой связи. Такие телефоны стараются вывезти за границу. Последний такой случай произошел в октябре в Кобрине. Тогда двое злоумышленников проникли ночью в торговую точку, украли 26 смартфонов и продали их предпринимателю в десятки раз дешевле реальной стоимости. Бизнесмен вывез похищенный товар в Украину. Когда наши сотрудники задержали похитителей и вышли на скупщика, тот вернул все гаджеты.

В начале года другая преступная группа продала партию дорогих украденных в Лиде смартфонов в Санкт-Петербург.

‒ Что делать при обнаружении забытых вещей: кошельков, телефонов, банковских карт, чтобы и забывшему помочь, и не оказаться обвиненным в краже?

‒ По закону оставление найденной вещи себе расценивается как кража. Ее необходимо сдать в милицию. Если в течение шести месяцев не будет установлен владелец, предмет переходит нашедшему.

‒ Гипотетическая ситуация: человек нашел на скамейке в парке кошелек, взял его, чтобы отнести в милицию, а навстречу уже бежит владелец и обвиняет нашедшего в краже. Что делать?

‒ За всю свою практику не припомню таких случаев. Теоритически, если в пределах видимости есть милиционер, можно позвать его. Или позвонить по номеру 102 и узнать адрес ближайшего отдела милиции или опорного пункта. Так намерение сдать найденную вещь будет зафиксировано. Если нашли банковскую карту, позвоните в банк по номеру на ее обороте и сообщите о находке, не вздумайте ею воспользоваться.

‒ Какие необычные способы краж встречались за время службы? Были ли воры, способные удивить?

‒ Лет пять назад в Минске был задержан домушник-«альпинист». При помощи альпинистского снаряжения с крыш многоэтажек он проникал через окна в квартиры на последних этажах. Примерно десять лет назад попалась группа «шахтеров». Они с крыши через вентиляционные каналы пробирались в квартиры. Представьте картину: потерпевший приходит домой, двери и окна целые, все вверх дном, а ценности пропали. Заходит в санузел, а там проломана стена и вентшахта. Такие виртуозы нам встретились один раз, их задержали, осудили, и больше таким способом никто не пользовался. С учетом ресурсозатратного метода проникновения и «альпинист», и «шахтеры» работали по наводкам на конкретные квартиры. Не зря в народе говорят «деньги любят тишину». Поэтому не хвалитесь своим достатком. И пользуйтесь услугами Департамента охраны.

По сообщению официального сайта Министерства внутренних дел Республики Беларусь