/ / Общественно-политические
17.04.2019

На что и почему жалуются профессиональные жалобщики и как с ними общаться – советы экспертов

Их бремя – жаловаться. Так можно сказать о тех людях, которые изо дня в день строчат десятки заявлений в разные органы власти. Их еще называют профессиональными жалобщиками. В отдельных случаях они действительно добиваются справедливости, но зачастую преследуют корыстный интерес или идут на принцип. В этих нюансах попыталась разобраться корреспондент vitvesti.by.

Жалобщик

Лично столкнулась с жалобщицей, которая не знает покоя, когда переехала в новую квартиру. Соседи заранее предупредили, что с бабушкой за стенкой не повезло: всем всегда недовольна. Возлагая большие надежды на свою коммуникабельность, ответила, что у меня получится решить все возникающие проблемы мирно. Но я сильно ошибалась. Не удалось, хуже то – конфликт обострился максимально.

У меня двое детей – 10-летняя дочь и двухлетний сын. Последний – большой непоседа. Стараюсь занять его настольными играми, но, как говорится, на целый день к батарее не привяжешь.

Вскоре меня посетила соседка. Первая ее претензия была на беготню, вторая – на стук в стены, третья – на прыжки. Я пыталась спокойно объяснить причины такого поведения ребенка и заодно извинялась, но женщину мои якобы отговорки не устраивали, и она пригрозила написать заявление в соответствующие службы, так как я плохо воспитываю детей. В итоге пожаловалась сотрудникам милиции.

Проверить обстановку в квартире пришел участковый. Вслед за ним явились работники ЖЭУ. Ни у кого из них не нашлось повода удовлетворить поступившую жалобу. О чем уведомили мою соседку, которая теперь выбрала тактику «холодной войны».

– Чаще всего в местные органы власти граждане обращаются по вопросам жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства, транспортных организаций, землеустройства, архитектуры и строительства, – рассказала начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц облисполкома Илона Шульга. – При поступлении повторного обращения, не содержащего новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения ситуации, заявитель письменно об этом уведомляется и переписка с ним по этому вопросу прекращается. Если пришло еще одно обращение от такого гражданина, оно остается без рассмотрения, причем автора в известность об этом уже не ставят.

– Профессиональные жалобщики обвиняют обстоятельства или всех вокруг в своих неудачах, – отметила врач психиатр-нарколог областного клинического центра психиатрии и наркологии Елена Данилова. – Такой человек зачастую не собирается решать проблемы, ему нужно лишь получить жалость и сочувствие собеседника, чтобы удовлетворить свои потребности. Даже если нытику дать рекомендации, как выйти из той или иной ситуации, то он вас просто не услышит, а каждый совет раскритикует.

Чаще всего такими жалобщиками становятся люди, которые в детстве не получили достаточно родительской любви и поддержки.

Так, маленький ребенок плачет, чтобы обратить на себя внимание, потому что не знает, как сделать по-другому. Такой механизм может закрепиться надолго, если чаду потакать. И потом во взрослой жизни схема будет постоянно использоваться.

На рассмотрение каждого обращения затрачивается время и ресурсы. Всегда ли это оправдано? Вопрос риторический. Поэтому самим гражданам необходимо, в первую очередь, учитывать требования при подаче заявления.

– Обращения должны направляться в организации, к компетенции которых относится рассмотрение изложенных в жалобе вопросов, в местные исполнительные и распорядительные органы по месту жительства заявителя, – пояснила Илона Владимировна. – Обжалование ответов осуществляется в вышестоящий орган, как правило, областного уровня. В случае несогласия с итогами рассмотрения жалоба разрешается в судебном порядке.

Каждому следует знать, расходы, понесенные организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в организацию от одного и того же заявителя, а также жалоб, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Хороший совет

Наказание – конечно, не является панацеей от недуга «жаловаться», который обременяет и самого носителя, так как конечного результата редко удается достичь. Жалобщику может помочь только он сам.

– Помните о том, что привычка жаловаться никогда не сможет исправить ситуацию и решить проблемы, – порекомендовала Елена Данилова. – Любые негативные эмоции от постоянного прокручивания собственных неудач в голове не дают возможность мыслить рационально. Лучше научитесь быть благодарными за то, что имеете – семью, дом, детей, и это поможет черпать силы для дальнейших свершений. Необходимо ежедневно радоваться. Поверьте, поводов для этого множество, их нужно уметь видеть. Постепенно этот навык вытеснит желание жаловаться. Нужно любить жизнь и не опускать руки даже в бедственном положении.

Елена Федорова, «Витебские вести», 16 апреля 2019 г.
(фото
– «Витебские вести»)