/ / Общественно-политические
17.10.2018

10 законопроектов рассмотрены на заседании Палаты представителей 16 октября

16 октября 2018 года состоялось очередное заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва. В ходе заседания парламентарии рассмотрели 10 вопросов. В первом чтении приняты три законопроекта.

Заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

Председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь Лаппо А.П. доложил о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам обеспечения пограничной безопасности» (содокладчик – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Базанов В.А.).

Проектом Закона вносятся дополнения и изменения в четыре закона: «О Государственной границе Республики Беларусь», «Об органах пограничной службы Республики Беларусь», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» и «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».

Законопроектом, в частности, предлагается:

  • дополнить Закон «О Государственной границе Республики Беларусь» терминами «автоматические средства пограничного контроля», «персональные данные физического лица» и их определениями, а также уточнить понятия некоторых иных терминов, применяемых в Законе;
  • отменить государственную пошлину за въезд (вход), временное пребывание и передвижение в течение одного года в пограничной зоне для граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь;
  • установить государственную пошлину за выдачу пропусков на право въезда (входа), временного пребывания, передвижения в пограничной полосе;
  • расширить перечень документов, на основании которых граждане вправе пребывать в пределах пограничной зоны;
  • совершенствование порядка посещения пограничной зоны и пограничной полосы физическими лицами, транзитного проезда (транзита) иностранцев через пограничную зону;
  • наделить юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих международные перевозки пассажиров, правом на сбор, обработку, хранение и использование персональных данных пассажиров без их письменного согласия;
  • в Законе «Об органах пограничной службы Республики Беларусь» уточнить полномочия Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, связанные с осуществлением таможенными органами отдельных функций органов пограничной службы в пунктах пропуска, определенных Советом Министров Республики Беларусь, организацией пропуска через Государственную границу товаров в пунктах упрощенного пропуска, организацией в пунктах пропуска санитарно-карантинного контроля физических лиц в части визуального осмотра и, при необходимости, опроса о состоянии их здоровья, законодательным закреплением права на использование персональных данных физических лиц без их письменного согласия, принятием решений об использовании автоматических средств пограничного контроля, совершенствованием порядка пребывания физических лиц в пограничной зоне и пограничной полосе;
  • наделить таможенные органы полномочиями на осуществление некоторых функций органов пограничной службы в отдельных пунктах пропуска.

С докладами по проекту Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях» выступили Министр здравоохранения Республики Беларусь Малашко В.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Старовойтов А.Г.

Проектом Закона предлагается уточнить порядок и условия применения вспомогательных репродуктивных технологий, конкретизировать требования, предъявляемые к донорам половых клеток и суррогатной матери, детализировать положения, касающиеся создания единого регистра доноров половых клеток.

Наряду с этим законопроект предусматривает предоставление права лицам, не имеющим медицинских показаний к применению вспомогательных репродуктивных технологий, на хранение половых клеток, регулирование вопросов международного сотрудничества и установление ответственности за нарушение законодательства о вспомогательных репродуктивных технологиях.

В.А.Малашко также представил проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека». Его информацию в своем выступлении дополнила член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Остапюк Е.И.

Законопроектом предлагается расширить круг лиц, относящихся к потенциальным живым родственным донорам, включив в него не только родственников первой и второй степени родства, но и лиц, находящихся в кровном родстве, имеющих общих предков до прадеда и прабабки включительно.

Предусматривается введение понятия «перекрестной трансплантации», что позволит решить проблемы, возникающие при генетической несовместимости между донором и реципиентом.

Наряду с этим проект Закона дополняется положением, согласно которому для осуществления международного сотрудничества в области обмена органами и тканями человека на безвозмездной основе Министерство здравоохранения Республики Беларусь наделяется правом принятия решения о необходимости ввоза в Республику Беларусь и вывоза из Республики Беларусь органов и тканей человека на безвозмездной основе в целях оптимального подбора пар донор-реципиент. При этом устанавливается, что такой ввоз и вывоз органов и тканей человека для проведения трансплантации осуществляется с учетом требований, установленных законодательством Республики Беларусь, международными договорами, актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Кроме того, законопроектом закрепляется обязательное письменное уведомление государственной организации здравоохранения о предстоящем заборе органов для трансплантации у живого донора в соответствующие органы внутренних дел, предусматривается возможность отзыва письменного заявления о несогласии на забор органов для трансплантации после смерти, устанавливается перечень лиц, которые имеют право отозвать такое заявление, определяется порядок подачи такого заявления и порядок исключения соответствующей информации из Единого регистра трансплантации, а также расширяется перечень сведений, которые включаются в Единый регистр трансплантации.

Депутаты приняли во втором чтении проект Закона «Об особо охраняемых природных территориях», который представила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Конончук Т.П.

Парламентарий подчеркнула, что законопроект максимально наполнен нормами прямого действия и содержит универсальные механизмы планирования развития системы особо охраняемых природных территорий, подготовки научного и технико-экономического обоснования их объявления, преобразования и прекращения функционирования, разработки планов управления ими, проведения комплексного мониторинга экосистем на ООПТ, способствующие достижению одной из Целей устойчивого развития, изложенных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятой мировыми лидерами на саммите Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 года: защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия.

Проектом Закона предусматривается корректировка определений терминов «заповедник», «национальный парк», «заказник» и «памятник природы», «особо охраняемые природные территории», «охрана ООПТ», введение определения понятия «ценные природные комплексы и объекты».

Предлагается изменить классификацию ООПТ в части ликвидации деления заказников на виды.

В целях выполнения требования об установлении на уровне законодательных актов ограничений и запретов на осуществление хозяйственной и иной деятельности природопользования проектом Закона предусмотрен перечень необходимых ограничений и запретов, обеспечивающих охрану ценных природных комплексов и объектов, расположенных на ООПТ. Ряд из них устанавливается на всей территории ООПТ, а по отдельным ограничениям и запретам предоставляется право государственным органам, принимающим решение об объявлении, преобразовании ООПТ, определить участки ООПТ, на которых они будут действовать. При этом предлагается предусмотреть норму, дающую право государственным органам, принимающим решение об объявлении или преобразовании ООПТ, устанавливать в целях обеспечения сохранности ценных природных комплексов и объектов дополнительные ограничения и запреты на осуществление хозяйственной и иной деятельности в случаях обоснованной необходимости, указанной в научном и технико-экономическом обосновании объявления, преобразования ООПТ.

Законопроектом предусматривается исключение ряда дублирующих норм. В частности, объединяются в одну статью статьи по объявлению ООПТ, по особенностям правового положения ООПТ, а также по управлению ООПТ.

В целях сокращения расходов бюджетных средств и повышения эффективности их использования проектом Закона предусматривается возможность создания государственных природоохранных учреждений для управления несколькими ООПТ, независимо от их категории, вида и статуса.

Кроме того, предусмотрен ряд статей, обеспечивающих наполнение действующего Закона нормами прямого действия, регламентирующих:

  • критерии выбора природных территорий для объявления их ООПТ;
  • подготовку научного и технико-экономического обоснования объявления, преобразования и прекращения функционирования ООПТ, в том числе перечень работ, которые необходимо выполнить для подготовки такого обоснования, перечень разделов, которые должно содержать обоснование и перечень документов, которые к нему прилагаются;
  • содержание планов управления ООПТ и порядок их подготовки и утверждения;
  • проведение комплексного мониторинга экосистем на ООПТ;
  • ведение реестра особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь и использование его данных, в том числе порядок предоставления содержащейся в реестре информации заинтересованным лицам.

В ходе заседания были приняты пять законопроектов о ратификации международных соглашений.

С докладом по проекту Закона «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Чешской Республикой о пенсионном обеспечении» выступила Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Дашко А.М.

Основной целью Договора является урегулирование вопросов пенсионного обеспечения граждан Республики Беларусь и граждан Чешской Республики, работавших за пределами своих государств. Договор основан на пропорциональном принципе, когда пенсия назначается и выплачивается каждым государством за периоды стажа, приобретенного на его территории.

О проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменения в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» доложил первый заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Евдоченко А.А. (содокладчик – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Корж И.А.).

Структурно Протокол состоит из двух статей. Статьей 1 Протокола предлагается внести изменение в пункт 2 статьи 10 Договора в части установления возможности участия в работе Высшего совета не только глав государств, но и глав правительств государств – членов, если в соответствии с законодательством своего государства они наделены полномочиями принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию Высшего совета.

Согласно статье 2 Протокола, он вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами – членами сторон внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Протокола в силу.

Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Шумилин А.Г. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Дорофеева И.А. представили проект Закона «О ратификации Соглашения о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе».

Соглашение направлено на установление на евразийском пространстве единого порядка управления авторскими и смежными правами на коллективной основе и предусматривает:

  • гармонизацию функций и основных принципов деятельности организаций по коллективному управлению имущественными правами, порядка их взаимодействия с авторами и иными правообладателями и пользователями объектов авторского права или смежных прав;
  • проведение независимого аудита организаций по коллективному управлению имущественными правами для проверки и подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • установление единых требований к периодичности распределения организациями по коллективному управлению имущественными правами собранного вознаграждения между правообладателями (не реже одного раза в год) и максимальный размер удержаний от суммы собранного вознаграждения (в размере не более 50 процентов) на собственные расходы и иные цели;
  • необходимость установления в национальном законодательстве ответственности организаций по коллективному управлению имущественными правами за невыплату правообладателю собранного вознаграждения вследствие нарушения порядка управления правами, превышение указанными организациями предельного размера удержаний из суммы собранного вознаграждения на собственные расходы и иные цели, а также неисполнение обязательств по проведению обязательного аудита.

Государственным органом Республики Беларусь, ответственным за реализацию Соглашения, определен Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь.

Заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Шестаков Е.А. представил два законопроекта: «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Грузии о взаимных безвизовых поездках граждан» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Сайганова Т.И.) и «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики об отмене виз для владельцев дипломатических и служебных (официальных) паспортов» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Жданович П.Л.).

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Грузии о взаимных безвизовых поездках граждан подписано в г. Тбилиси 22 марта 2018 года и предусматривает безвизовый въезд и пребывание граждан Беларуси и Грузии на территории государств сторон сроком не более 90 дней в календарном году c даты первого въезда.

Владельцы дипломатических и служебных паспортов, назначенные на должности сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений или международных организаций, освобождаются от необходимости получения виз для въезда, пребывания, выезда или следования транзитом в течение всего периода их назначения.

Положения Соглашения не освобождают граждан государств сторон от необходимости соблюдать законодательство государства пребывания, в том числе правила регистрации и передвижения иностранных граждан.

В свою очередь ратификация и реализация положений Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики об отмене виз для владельцев дипломатических и служебных (официальных) паспортов позволят упростить порядок взаимных поездок граждан Республики Беларусь и Алжирской Народной Демократической Республики, имеющих действительные дипломатические или служебные (официальные) паспорта, и придадут новый импульс развитию двусторонних связей в политической, торгово-экономической, хозяйственной, военной, научной и культурной областях.

Кроме того, парламентарии приняли решение о проведении парламентских слушаний на тему «Правовые и практические аспекты улучшения инвестиционного климата в Республике Беларусь».

Следующее заседание Палаты представителей состоится 31 октября 2018 года.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)