/ / Общественно-политические и в области права
15.10.2018

Как изменится ситуация на дорогах после отвязки дорожного налога от ТО

На днях стало известно, что так называемый дорожный налог – уплату госпошлины за выдачу разрешения на участие автомобиля в дорожном движении – отвяжут от техосмотра. Начиная с июня 2019-го водители смогут оплачивать его в несколько этапов на срок от одного месяца. Наконец-то разрешится спор между теми, кто управляет авто регулярно, и водителями, которые используют транспорт сезонно. За «дорожной реформой» кроется и еще одно важное изменение – на дорогах хоть немного станет безопаснее.

Техосмотр

Напомним, автомобилисты разделились на два лагеря с 2014 года, когда была введена пошлина. Одни спокойно ездили по дорогам со всеми документами, другие старались ускользнуть из поля зрения сотрудников ГАИ. Логика вторых понятна: чтобы пройти техосмотр, нужно было предъявить квитанцию об оплате. Именно в этом и был камень преткновения: из-за высокой стоимости, которая варьировалась от 2 до 25 базовых величин (от 49 до 612,5 рубля) в зависимости от типа транспортного средства и его разрешенной максимальной массы, водители попросту не проходили положенный ТО. Штраф при этом за единичное нарушение – от одной до трех базовых величин. Арифметика проста: за первое «попадание» без техосмотра нужно заплатить в госказну 24,5 рубля. Выгоднее, чем рассчитаться с госпошлиной и пройти техосмотр. К такому выводу пришли те автовладельцы, кому «везло».

К слову, в УП «Белтехосмотр» посчитали: с 2014 года количество машин, проходящих ТО, существенно сократилось. Даже если сравнивать 10 месяцев этого года и такой же период 2017-го, законопослушных стало меньше почти на 9 процентов. В среднем же сокращение составило около 10 процентов. Вот пример: из всех зарегистрированных автомобилей сертификат о прохождении ТО был лишь у половины…

Объявляли «бойкот» системе и те, кто пользовался машиной сезонно. Взять хотя бы мою деревню Светлый Путь Минского района. Могу насчитать около пяти водителей, которым транспорт нужен только на лето и часть осени. Чтобы не тянуть выращенный и собранный урожай в электричке, те приезжали на подержанных авто, загружали их под завязку и везли овощи в город. Средство передвижения так себе, но все лучше плохо ехать, нежели хорошо идти. После окончания дачного сезона люди спокойно ставили свои машины на зимовку: в городе передвигаться можно и на общественном транспорте. Тем не менее даже такие «сезонные» водители все равно были в списке тех, кому нужно было оплачивать госпошлину на год. Несправедливо. Но правила есть правила…

Теперь ситуация изменится. Дифференцированная оплата снимет все эти вопросы. Как будет работать система контроля за плательщиками, пока неясно. Но очевидно одно – игнорировать техосмотр водители станут гораздо реже. От 9 до 40 рублей (в зависимости от транспорта) у владельцев машин найдется. Пусть ТО не панацея от всех бед, но на дорогах станет все-таки хоть чуть-чуть безопаснее.

Припоминаю в этой связи случай, который произошел в декабре прошлого года у торгового центра «Замок» в Минске. Тогда грузовик сбил на пешеходном переходе 11-летнюю девочку, которая от полученных травм погибла. У автомобиля отказали тормоза, это и стало причиной аварии. Потом выяснилось: хозяин несколько лет не проходил техосмотр, потому что экономил деньги. И пусть на фоне других аварий такие причины – редкость (за девять месяцев этого года из более 2,3 тысячи ДТП лишь 15 произошли по причине непройденного техосмотра), за каждой из них стоит конкретный человек. И если спасенных жизней станет даже на 15 больше, это уже достижение.

Татьяна Бизюк, «Сельская газета», 13 октября 2018 г.