/ / Общественно-политические
29.11.2018

Время пришло: воспользовались ли потребители ЖК-услуг возможностью оспорить сумму в извещениях

В извещениях об оплате жилищно-коммунальных услуг не должно быть необоснованных платежей. В противном случае есть риск попасть под административную ответственность. Новая статья КоАП действует всего месяц. Как на новации отреагировали потребители? Стали ли они чаще объявлять о «лишних» суммах в своих квитанциях?

ЖКХ жировки

Допуслуга с претензией

Итак, изменения вступили в силу 29 октября. Теперь за выставление необоснованных платежей должностные лица организаций, эксплуатирующих жилфонд или оказывающих ЖК-услуги, а также организаций, отвечающих за учет, расчет и начисления за ЖКУ, будут получать предупреждение или штраф до 2 базовых величин. За два и более допущенных за год нарушения придется выложить от 4 до 10 базовых величин. Мера, по мнению Министерства ЖКХ, необходимая, ведь она защитит потребителя от «лишних» сумм. Специалисты ведомства получают много жалоб по поводу начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. В основном недовольны дополнительными услугами, на которые не заключены договоры с поставщиками услуг. Классический пример – техобслуживание запорно-переговорного устройства или содержание консьержа. С подобными обращениями идут и в расчетно-справочные центры страны либо в свои ТС.

– Всплеска обращений по «лишним» суммам у нас не было, хотя на обслуживании центра – 762 тысячи лицевых счетов, – уточняет начальник отдела взыскания дебиторской задолженности филиала «Единый расчетно-справочный центр г. Минска» КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» Наталья Чернуха. – Интересуют людей те же вопросы, что и прежде. На первом месте – алгоритм начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. На втором – нюансы их оплаты в недавно приобретенной собственности. А вот к основным жилищно-коммунальным услугам обычно претензий не бывает.

Зато они бывают к допуслугам, для оказания которых обязателен договор. Например, это установка или техобслуживание запорно-переговорных устройств и систем видеонаблюдения, организация работы и содержание вахтеров (консьержей), аренда и замена напольных грязезащитных ковровых покрытий, обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройства и их дальнейшее содержание.

–  Если возникают разногласия, мы обращаемся к поставщикам услуг, –  объясняет специалист. – Они предоставляют нам сведения для начислений. Хотя плательщик и сам может обратиться в организацию, которая оказывает услугу. 

Дотошность в двойном  размере

В расчетно-информационном центре ГУП «ОЖКХ» города Жодино (в нем 26 тысяч лицевых счетов) также наплыва посетителей не наблюдается. Начальник центра Валентина Филипович рассказывает: специалисты работают в штатном режиме. Вопросами начисления той или иной суммы жодинцы интересуются регулярно. Сейчас, правда, некоторые стали дотошнее изучать цифры в счетах-извещениях. Хотя сами бывают невнимательны при вводе данных за потребленную воду. Недавний случай: семья пенсионеров дважды внесла показания за воду и, понятное дело, оплатила ее в двойном размере. Ошибки в квитанциях возникают и при сбое компьютерной программы.

– Любую неточность исправляем либо сразу, либо в следующем расчетном периоде, – объясняет Валентина Филипович.

Специалистам группы по расчетно-паспортному обслуживанию города Поставы чаще задают вопрос по вывозу мусора. К слову, в райцентре –более 13 тысяч лицевых счетов. Люди жалуются, что оплачивают услугу, хотя договор на ее оказание не заключали.

– Подробно объясняем, что обращение с твердыми коммунальными отходами – основная жилищно-коммунальная услуга. Оказывается, она, соответственно и оплачивается независимо от того, заключен договор или нет, – уточняет руководитель группы Надежда Мыряева.

Не увеличилось количество обращений и в КУП «Расчетно-справочный центр Гомеля». Директор Ольга Ткачева не скрывает: много вопросов по лицевым счетам и начислениям за ЖК-услуги было в начале года. Тогда РСЦ города объединялись в одну структуру. Сегодня в составе объединенного предприятия 9 расчетно-справочных центров. А структура обслуживает более 220 тысяч лицевых счетов. Понятно, обращения граждан были, есть и будут. Чаще людей интересует порядок начисления платы за полученные жилищно-коммунальные услуги. Возникающие вопросы решают на месте.

Претензий пока нет. Еще и потому, что некоторые жильцы просто не оплачивают дополнительные, на их взгляд, суммы в извещениях. И это может привести к неожиданным последствиям. Если собственник закрывает лишь часть суммы, включенной в извещение, он автоматически недоплачивает за основные коммунальные услуги. Это обусловлено механизмом оплаты жилищно-коммунальных услуг. Так, сумма оплаты пропорционально распределяется по всем строчкам в квитанции. И за счет такой недоплаты человек рискует остаться должником.

Елена Мисник, «Рэспублiка», 29 ноября 2018 г.