/ / Общественно-политические
23.11.2018

Как обойти острые углы, заключая договор пожизненного содержания с иждивением?

История эта, точнее ее развязка, случилась совсем недавно. Минчанин обязался присматривать за пожилым человеком, содержал его, помогал по хозяйству и оплачивал коммунальные – в общем, делал все то, о чем стороны договорились при юристах. А взамен пенсионер отписал своему «опекуну» квартиру. Но потом вдруг появились дальние родственники и заявили, что молодой человек своих обязательств не исполнял и недвижимость должен вернуть. Тот на конфликт не пошел, и договорные отношения расторгли мирным путем. Однако, как обойти острые углы, заключая договор пожизненного содержания с иждивением? Об этом мне рассказали специалисты Белорусской нотариальной палаты.

Присмотр за пожилыми

На приеме у нотариуса Минского городского нотариального округа Галины Иванниковой как раз была пожилая минчанка. Один сын, говорит, безработный пьяница: «Еще и его приходится содержать, хотя самой уж за 80 лет. Второй появляется из-за границы раз в 5–7 лет... Я бы хотела заключить договор пожизненного содержания со своей крестницей».

Казалось бы, имущество можно просто подарить или завещать, но это, как говорится, без обязательств с другой стороны. Такой подарок вовсе не означает, что за человеком в старости будут присматривать. Потому пенсионеры охотно заключают договор пожизненного содержания, который не только заверяется нотариусом, но и подлежит обязательной госрегистрации. Для пожилых людей, говорит мне Галина Михайловна, это возможность провести старость не в одиночестве и без лишних хлопот. Человек, взявший на себя обязательства заботиться, и в аптеку сходит, и продуктов принесет, по хозяйству поможет. Для «опекуна» же стимулом делать все это добросовестно является недвижимость, которая переходит ему в собственность. Все нюансы соглашения нотариусы рекомендуют прописывать в деталях на случай возможных разногласий.

Что не менее важно, нотариусы должны убедиться в дееспособности гражданина. Да и самому ему не лишним было бы пройти соответствующую экспертизу. Ведь с этим заключением о вменяемости суд не поставит под сомнение договор. А что если он заключается, а у человека под подушкой – завещание? Юристы отмечают, что в данном случае оно бесполезно, поскольку к моменту смерти имущество по соглашению уже перейдет в собственность другого человека.

Гражданин, отписав кому-то свое жилье в обмен на уход, вправе потребовать расторжения договора. И такое происходит. Основная причина – существенные нарушения своих обязанностей со стороны «опекуна». Несколько лет назад в Могилеве была история: по договору женщина приняла на себя обязательства содержать пенсионерку, а та, в свою очередь, передала в собственность 1-комнатную квартиру. Неладное с «опекой» заподозрили специалисты по труду, занятости и соцзащите и сообщили об этом в прокуратуру. В итоге договор был расторгнут судом.

Расторгнут он может быть и по соглашению сторон, и человек возвращает свою недвижимость. Ситуации бывают разные, потому лучше бы присмотреться к тому, с кем заключать договорные отношения. Дополнительная страховка для пожилых людей – право залога на переданное имущество. То есть квартира после заключения договора остается под залогом и «опекун», пока жив прежний владелец, без его согласия не может ее ни продать, ни дарить, ни как–то иначе ею распорядиться. Если же пенсионер даст такое согласие, то к новому собственнику перейдут и обязанности по пожизненному содержанию прежнего владельца.

К сожалению, нельзя гарантировать, что даже добросовестно выполняя свои обязанности по опеке, человек не окажется в невыгодном положении. Случай из нотариальной практики рассказал помощник председателя БНП Артур Стрех: пенсионерка раз заключила договор, который через суд расторгла, потом – второй раз, третий... Говорила, мол, плохо все, уход ужасный. Хотя соседи, как и плательщики ренты, уверяли, что за бабушкой смотрели как за родной. Впрочем, оставим это на ее совести. Другой пример. Молодая семья арендовала комнату в двушке, где жил и ее пожилой хозяин. И одинокий человек душой прикипел к этой семье, а та присматривала за ним. В итоге решил дедушка заключить договор пожизненного содержания с иждивением. А потом, как только ему хуже стало, дочка появилась, до этого навещавшая отца 15 лет назад. Поскандалила, старичку на грудь в слезах кинулась, тот и растаял, договор расторг под предлогом, дескать, старика морили голодом. Когда время пришло, дочка отца похоронила, его квартиру продала и снова уехала в Россию. Кстати, в практике, хоть и редко, но бывали случаи, когда расторжение договора инициировали плательщики ренты, «опекуны».

В Минске, кстати, первыми предложили и другой вариант (Галина Иванникова была среди разработчиков пилотного проекта). Кроме возможности заключить договор с физлицом, пенсионер может оформить отношения с Мингорисполкомом и либо проживать в своей квартире и за ним на дому будет ухаживать соцработник, либо человек переезжает в дом-интернат (под Минском это «Свiтанак»). Эксперимент себя оправдал и недавно стал внедряться по всей стране. Пожилые люди перебираются в пансионат в том числе парами. Съездят, осмотрятся и переезжают.

Людмила Гладкая, « СБ. Беларусь сегодня», 23 ноября 2018 г.