/ / Общественно-политические
23.11.2018

Дети в интернете: о правилах информационной гигиены и сетевом имидже педагогов

По статистике, 75 % детей до 14 лет пользуются компьютером и выходят в Сеть без присмотра родителей. При этом каждый второй несовершеннолетний посещает страницы с недетским контентом – сайты для взрослых, смотрит видео со сценами насилия или играет в азартные игры.

Дети в интернете

Всемирная сеть – это не только огромное количество возможностей и нескончаемый поток информации. Неблагонадежные сайты и мошенники, орудующие в интернете, представляют потенциальную угрозу прежде всего для детской аудитории.

В Беларуси на законодательном уровне действуют ограничительные меры: Указ № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» от 1 февраля 2010 года устанавливает «черный список» сайтов, куда попадают в основном страницы криминального характера. Закрыть доступ к определенным ресурсам могут и провайдеры интернета по заявлению клиентов. Но этого недостаточно.

– Ограничительные меры действуют не на 100 %. Чем моложе поколение, тем оно более грамотное, а значит, умеет обходить различные блокировки, – считает директор ОАО «Минские телевизионные и телекоммуникационные сети» Павел Багровец. – Правила, которыми мы пользуемся в реальной жизни, нужно распространять и на интернет. Родители должны рассказывать ребенку о личной информационной гигиене: как пользоваться «чистым» контентом, не подцепить вирусы в Сети, и объяснять, почему нельзя разговаривать с незнакомцами. Я считаю, пора исключить из лексикона слово «виртуальный». Виртуального в интернете практически ничего не осталось. Это абсолютно реальное общение, часть нашей объективной реальности.

Портал 1prof.by уже писал о правилах безопасности, которых нужно придерживаться при выходе в Сеть. Почему не стоит публиковать в открытом доступе свои персональные данные, как избежать ловушек мошенников и узнать, что такое кибербуллинг. Также можно посетить выставку для детей «Вселенная интернета», которая действует в выставочном комплексе Национальной библиотеки Беларуси до 28 декабря.

Плюс одно фото в интернете – минус авторитет педагога

Информационные процессы изменили нашу повседневную жизнь и перевернули систему образования. Как обещают, к 2020 году в белорусских школах повсеместно введут виртуальные журналы, дневники, мультимедийные учебники, что сделает обучение интереснее, но и более публичным. Об успехах и неудачах в учебе своего ребенка родители смогут узнать в один клик.

В последнее время изменяются и требования к педагогу, который сегодня фактически лишен частной жизни: ученики запросто могут отыскать его в соцсетях и от того, что они увидят на странице учителя, напрямую зависит его авторитет в школе.

– Все большую актуальность сегодня приобретает развитие внутрисетевого взаимодействия. Многие классные руководители контактируют с детьми в социальных сетях, что дает им возможность влиять на информационную культуру ученика. Большое внимание уделяется интернет-имиджу педагога – ему приходится придерживаться тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни. Образы учителя в классе, в интернете и социальных сетях должны совпадать. Для педагога недопустимо использование ненормативной лексики, сомнительной фотографии, не рекомендуется вступать или вмешиваться в публичные конфликты. Потому как все написанное остается в сети. И через некоторое время слова могут быть вырваны из контекста и направлены против учителя, – предостерегает методист управления социальной и воспитательной работы Академии последипломного образования Министерства образования Елена Михалевич. – Если в социальных сетях педагог дружит со всеми учениками, рекомендуется в настройках убрать возможность видеть список друзей на их странице другими пользователями. При взаимодействии с детьми очень важно уважать их личное пространство. Если учитель создает группу в соцсети, то она должна быть закрытой. Публиковать фото с детьми, за исключением групповых снимков, педагогам не рекомендуется.

По словам Елены Михалевич, заставлять учителей придерживаться определенных стандартов поведения в Сети никто не будет.

– Каждый понимает, находясь на своем месте, что он должен и обязан выполнять. У любой деятельности есть определенные рамки, в конце концов, нормативные и нравственные нормы. Ни о каких обязательствах для педагогов, даже в будущем, речи быть не может, – считает эксперт.

А вы знаете, чем сейчас занят ваш ребенок?

О том, как вести себя в интернете, школьникам рассказывают на классных часах, проводят свои мероприятия комиссии по делам несовершеннолетних. Однако никто лучше и доходчивее не объяснит ребенку правила поведения в Сети, чем родители. Мы спросили у белорусов, как они контролируют детей во «Всемирной паутине».

Татьяна, мама 5,5-летнего мальчика:

– Конечно же, я контролирую своего ребенка. На компьютере установлены программы, которые ограничивают доступ к ненадежным сайтам. Сын может в поисковике сам набрать название мультика, но я всегда проверяю, что он смотрит. Чаще всего он ищет мультфильмы или видео с «Формулы-1». Я считаю, интернет содержит много полезного для общего развития, учебы, но контролировать детей, особенно маленьких, нужно безусловно!

Елена, мама 6-летней девочки:

– Мой ребенок активно пользуется интернетом через планшет, телефон и ноутбук. Где есть возможность, ставлю родительский контроль, создаю список избранных сайтов и страниц, которые дочка может открывать, даже когда меня нет рядом. Я думаю, нельзя полностью лишать ребенка возможности пользоваться интернетом и другими технологиями, ведь это неизбежная потребность нашего времени. Конечно, при этом нужно беречь детей от негативной информации. Мне не сложно периодически подходить к дочке и проверять, что открыто в браузере, какое видео она смотрит. На то я и родитель.

Наталья, мама 10-летней девочки:

– Я не особенно контролирую своих детей в интернете. Считаю, всего должно быть в меру. Конечно, на компьютере стоит родительский контроль, антивирус, программа-антибаннер и антифишинг. Я рассчитываю на сознательность своего ребенка. Кроме того, если дочка в Сети смотрит что-то не то, мне рассказывает об этом старший сын, который по части использования технологий больше меня ее воспитывает и стращает.

Эксперты советуют именно воспитывать детей. Потому как запрет рождает азарт, а в некоторых случаях и упрямый фанатизм. Однако уверены ли вы, что ребенок сам не в состоянии понять, что хорошо, а что плохо? Новое поколение лучше разбирается в технологиях и понимает их интуитивно. Доказательство тому – работы участников недавнего конкурса «Информационные и мобильные технологии для образовательного процесса». Школьники и студенты предложили жюри свыше 120 проектов – идеи мобильных приложений для подготовки к ЦТ, мотивационных приложений-тренеров, тренажеров по ДПЮ, черчению и даже проект системы управления микроклиматом «Умный класс» и многое другое.

Диана ФИЛИМОНОВА, информационный портал Федерации профсоюзов Беларуси