/ / Общественно-политические
14.11.2018

Угроз нет, риски выявлены и минимизируются – о значимости концепции пограничной безопасности

Мир непрерывно меняется: это аксиома. Иногда в истории случаются взрывообразные катаклизмы – как во время войн, как после распада СССР, роспуска Варшавского Договора и порожденным этими событиями смещением центров геополитического влияния. В последнюю четверть века перемены происходят не столь явно, скорее эволюционно, но они продолжаются – в мировой экономике, политике, военной сфере. И только та страна может успешно выдерживать глобальную конкуренцию, сохраняя при этом внутреннюю устойчивость и стабильность, которая умеет предвидеть грядущие перемены, явные и неочевидные, и прогнозировать меры реагирования на них. Одним из важнейших факторов стабильности страны и общества является спокойствие на границе. Приоритетное внимание государства к этому компоненту подтверждает «Концепция обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь на 2018 – 2022 годы», которую Президент утвердил своим указом. На вопросы журналиста Издательского дома «Беларусь сегодня» о ее значимости отвечает один из основных разработчиков концепции, начальник управления стратегического анализа и планирования Госпогранкомитета Дмитрий ЛЮБКИН.

Пограничная безопасность

– Дмитрий Николаевич, это первый документ такого рода в истории Беларуси?

– Нет, предыдущая концепция была разработана на период 2008 – 2017 годов и по ряду причин была ограничена для распространения. Новая, утвержденная 16 октября, – это логическое ее продолжение, уточненная система официальных взглядов на вопросы обеспечения пограничной безопасности.

– Что можно сказать об их отличии?

– Принципиально, что концепция впервые стала открытой для широкой общественности. На наш взгляд, это сделано своевременно – с учетом сохранения сложных тенденций в сопредельных государствах и на транзитных маршрутах. Конкретизированы задачи для всех причастных к обеспечению безопасности государственных ведомств, не только пограничников: это именно концептуальный, программный документ. Даны текущие оценки, отражены направления деятельности, введен новый понятийный аппарат.

Опять же впервые сформулированы национальные интересы нашей страны в пограничном пространстве. Все они основаны на положениях Конституции, Концепции национальной безопасности, Военной доктрины, законодательства о государственной границе и учитывают все основные векторы внутренней и внешней политики Беларуси.

– Вы говорите о профессиональной, ведомственной стороне дела... Но как понять значимость концепции обычному гражданину?

– Обеспечение максимальной скорости, комфорта и безопасности легального пересечения границы людьми, транспортом и товарами – все это факторы успешного развития экономики нашей страны. Их предопределяет само геополитическое положение Беларуси, ее транзитный потенциал. Укрепление деловых и социокультурных связей также является приоритетом политики государства. Важно помнить, что мы живем на пересечении транспортных артерий, соединяющих Европу и Азию, важнейшие в экономическом смысле балтийский и черноморский регионы... Да, Беларусь может и должна развивать свои транзитные преимущества, но с учетом национальной безопасности, в том числе пограничной.

Есть и обратная сторона такого положения. Нахождение между мировыми центрами силы, крупнейшими экономиками Европы и Азии обусловливает давление на нашу страну сложных факторов, в том числе криминогенных. Они известны: нелегальная миграция, оборот наркотиков, контрабанда товарно-материальных ценностей, оружия, боеприпасов, международный терроризм... Чтобы в таких условиях действовать максимально эффективно, пограничное ведомство осуществляет регулярную оценку всех трансграничных процессов, представляющих опасность различного уровня для национальных интересов страны.

Президент ежегодно и детально изучает положение дел во всех структурах государственного управления, участвующих в обеспечении пограничной безопасности, а для нас – утверждает решение на охрану государственной границы. Но необходимо учитывать и более дальние перспективы. Поэтому мы разрабатываем концептуальные документы по всем направлениям оперативно-служебной деятельности с учетом взаимодействия со всеми заинтересованными ведомствами на пять – десять лет. Таким документом и является концепция.

– Как оцениваются пограничные опасности или угрозы? Есть ли разница между этими понятиями?

– Опасность бывает реальной – что уже случилось, и потенциальной – что может произойти. На этой простой модели построен механизм оценки уровня пограничных опасностей, включающий три состояния: риск, вызов, угроза. Можно провести аналогию с нашим здоровьем. Шанс заболеть всегда зависит от условий, в которых находится человек. Оценив их, можно сделать вывод о том, что опасность заражения вирусом в одних условиях минимальна, в других высока, а в иных неизбежна. Соответственно, меры реагирования во всех случаях будут разными, но адекватными. Так и у пограничников: любые действия всегда должны быть выверены и соразмерны остроте ситуации.

В концепции угрозы представлены как нежелательные события, которые могут произойти, если ситуация осложнится, а меры адекватного реагирования не будут своевременно приняты. Мы постарались не упустить ключевые факторы, формирующие эти опасности: экономические, военные, миграционные, криминальные и некоторые другие.

Согласитесь, было бы неправильным не учитывать даже потенциальную возможность реализации самых негативных сценариев в приграничье. Любой хороший хозяин приложит максимум усилий, чтобы заранее предотвратить проблемы у себя дома. Аналогичным образом мы оцениваем вероятности, связанные с терроризмом, экстремизмом, массовыми беспорядками и другими, даже минимальными рисками. Увы, примеров эскалации международных конфликтов на границе до предельного уровня предостаточно. На карте мира, в том числе и в Европе, можно увидеть множество регионов, где существуют конфликтные пограничные пространства. Поэтому мы должны понимать, с чем можем столкнуться, и быть готовыми действовать четко, без промедления.

Вместе с тем риски и вызовы формируют основное поле нашей деятельности. Здесь принимаются превентивные и профилактические меры, выявляются и пресекаются противоправные действия, связанные с незаконной миграцией, контрабандой наркотиков, оружия и товаров. На этом поле работают не только пограничники, но и структуры местного самоуправления, другие силовики – при поддержке населения приграничья.

Текущее состояние пограничной безопасности сегодня оценивается на уровне внешних и внутренних рисков и вызовов. Но не угроз: это принципиальный момент! Некоторые путают эти понятия, а то и умышленно нагнетают ситуацию. Надо понимать, что угроза – это конечная стадия пограничной опасности, предполагающая реальное нанесение ощутимого ущерба нашим интересам, требующая принятия незамедлительных мер уже всей системой обеспечения национальной безопасности. Так вот, на текущий момент прямых угроз Беларуси нет: ситуация на границах стабильна и контролируема.

– Можно ли раскрыть основные направления деятельности по укреплению пограничной безопасности, отраженные в концепции?

– Боюсь, что рамки краткого интервью не позволят раскрыть все: второстепенных нет. Но в перечне из семнадцати пунктов выделю, пожалуй, два, которые ранее концептуально не рассматривались.

Во-первых, это адаптация сил и средств пограничного контроля к работе с биометрическими документами. Причина очевидна: стремительное развитие технологий изготовления паспортов нового вида, гарантирующих подтверждение принадлежности конкретному лицу по группе электронных индикаторов. Внедрение этих технологий постепенно обеспечит еще более высокий уровень автоматизации пограничного контроля, на уровне мировых стандартов. Скорость его прохождения будет измеряться секундами.

Во-вторых, это разработка и внедрение концепции интегрированного управления государственной границей. Она нацелена на повышение эффективности взаимодействия и сотрудничества всех компетентных субъектов по обе стороны границы, координации их усилий. Я бы назвал это «концепцией всестороннего взаимодействия», которая в том числе позволит инициировать и реализовать новые проекты международной технической помощи. В конце концов, задача наших коллег во всех странах одна, и она проста: обеспечение безопасности границы и трансграничных процессов.

– Отсюда логичный и последний вопрос – о перспективах международного сотрудничества по пограничным вопросам...

– Наша страна открыта для него на всех направлениях: это четко закреплено в концепции, которая является и ориентирующим, и общественно-политическим документом. На его основе будет разработан комплекс практических мер для утверждения Правительством. Одновременно зарубежные партнеры и союзники будут осведомлены о нашем видении проблем и усилиях по их разрешению. Это будет способствовать дальнейшему укреплению рабочих контактов и росту взаимного доверия. Тем более что проблемы на границе являются, как правило, общими для обеих сторон. У нас есть позитивный опыт многостороннего сотрудничества в рамках СНГ, Союзного государства; двусторонних отношений с ближайшими соседями и другими странами, где наши интересы соприкасаются. Концепция, несомненно, будет способствовать международному сотрудничеству – в русле многовекторной внешней политики нашего государства.

Виктор Пономарев, «СБ. Беларусь сегодня», 14 ноября 2018 г.