/ / Общественно-политические
13.11.2018

10 законопроектов обсудили на заседании Палаты представителей 12 ноября

12 ноября 2018 года состоялось очередное заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, на котором были обсуждены 10 законопроектов.

проект

В первом чтении были приняты два проекта законов.

Министр жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Терехов А.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Писаник Л.Ф. представили проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

При разработке законопроекта была проведена оценка норм Закона, касающихся контрольных (надзорных) полномочий местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, на предмет приведения нормативных предписаний в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности».

С учетом пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 24 мая 2018 г. № 202 «О службе «одно окно» корректируется нормы действующего Закона в части координации деятельности государственных органов, иных организаций, нижестоящих исполнительных и распорядительных органов по созданию и функционированию службы «одно окно».

В Закон также вносятся дополнения, направленные на устранение правовых коллизий, возникающих при принятии органами местного самоуправления областного и базового уровня решений об утверждении инвестиционных программ на 2018 год.

Кроме того, законопроектом предусматривается расширение компетенции исполкомов и администраций в целях обеспечения благоустройства и поддержания надлежащего санитарного состояния на территориях населенных пунктов на более высоком уровне.

О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» проинформировали Министр лесного хозяйства Республики Беларусь Дрожжа В.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ковалько А.Д.

Законопроект направлен на совершенствование правоотношений в области охоты и ведения охотничьего хозяйства.

Проектом Закона вносятся корректировки в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также в Закон Республики Беларусь «Об оружии».

Законопроектом, в частности, предлагается:

  • смягчить административное наказание за незначительные нарушения, допущенные охотником или пользователем охотничьих угодий при проведении охоты или осуществлении охотохозяйственной деятельности;
  • установить срок повторного обращения физических лиц за получением разрешения на приобретение, хранение и ношение оружия в случае аннулирования такого разрешения за нарушение Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты в зависимости от срока лишения права на охоту.

Парламентарии приняли четыре законопроекта во втором чтении.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Климович Н.А. выступила по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Республики Беларусь».

Проект Закона подготовлен по инициативе группы депутатов Палаты представителей в связи с необходимостью совершенствования норм Лесного кодекса с учетом сложившейся практики ведения лесного хозяйства, увеличения количества случаев неблагоприятных погодных факторов, которые требуют принятия неотложных организационных мер, а также мер, направленных на совершенствование механизма использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в целях упрощения порядка проведения лесохозяйственных мероприятий и повышения эффективности ведения лесного хозяйства.

Н.А.Климович отметила, что при доработке ко второму чтению в проект Закона внесены изменения в части:

  • уточнения определения термина «лесохозяйственные мероприятия»;
  • предоставления права юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, осуществлять проведение рубок осветления, прочистки, рубок леса, проводимых при расчистке квартальных просек и содержании противопожарных разрывов, без оформления разрешительных документов;
  • изменения порядка продления разрешительных документов и уплаты пени за их продление в целях:
    • повышения экономической заинтересованности лесопользователей в проведении своевременных рубок леса и вывозке заготовленной древесины;
    • оптимизации деятельности юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, путем исключения работ по проведению проверки соответствия количества древесины, оставшейся не вырубленной или не вывезенной в установленный срок, количеству древесины, указанному в заявлении лесопользователя (на проведение проверки сейчас отводится 10 дней);
    • исключения споров, возникающих между юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, и лесопользователями при проведении проверки соответствия количества древесины, оставшейся не вырубленной или не вывезенной в установленный срок, количеству древесины, указанному в заявлении лесопользователя;
    • приведения проекта Закона в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»;
    • приведения проекта Закона к единой терминологии и внесения редакционно-технических правок.

О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О растительном мире» доложила член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Кралевич И.Н.

Проект Закона подготовлен по инициативе группы депутатов Палаты представителей с учетом практики его применения по вопросам, связанным с удалением, пересадкой объектов растительного мира, в том числе произрастающих на землях отдельных категорий и видов.

Предлагаемые законопроектом нормы касаются совершенствования законодательства об охране и использовании растительного мира в части:

  • терминологии в области охраны и использования растительного мира;
  • регулирования вопросов, связанных с озеленительными территориями общего пользования;
  • оснований и порядка удаления, пересадки объектов растительного мира;
  • порядка и случаев осуществления компенсационных посадок и компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира;
  • иных вопросов с учетом практики применения законодательства об охране и использовании растительного мира.

В своем выступлении И.Н.Кралевич подчеркнула, что принятие законопроекта позволит усовершенствовать терминологический аппарат Закона, основания и порядок удаления, пересадки объектов растительного мира, в том числе произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения и землях обороны, упростить механизм удаления, пересадки объектов растительного мира, конкретизировать перечень случаев удаления объектов растительного мира, когда компенсационные посадки либо компенсационные выплаты стоимости удаляемых объектов растительного мира не осуществляются, обеспечив при этом полное и системное правовое регулирование вопросов обращения с объектами растительного мира.

С докладом по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О безопасности генно-инженерной деятельности» выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Колеснёва Е.П.

Проект Закона разработан с целью приведения Закона «О безопасности генно-инженерной деятельности» в соответствие с нормами международных договоров Республики Беларусь, международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза, а также с учетом практики его применения.

Проектом Закона, в частности, вносится ряд изменений и дополнений по вопросам ввоза в Республику Беларусь, вывоза из Республики Беларусь и транзита через ее территорию генно-инженерных организмов. С целью обеспечения безопасности генно-инженерных организмов вводятся нормы о проведении оценки рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду. Законопроектом устраняется также пробел в части установления порядка обезвреживания непатогенных генно-инженерных организмов, совершенствуются нормы, касающиеся требований к информации о безопасности генно-инженерных организмов при их транспортировке и хранении.

В результате принятия законопроекта будет обеспечено полное и системное правовое регулирование общественных отношений, связанных с осуществлением генно-инженерной деятельности.

Депутат этой же комиссии Т.Р.Якубович представила проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны топологий интегральных микросхем».

Проектом Закона, в частности, предусматривается:

  • уточнение отдельных терминов и их определений (депонируемые материалы, заявитель, правообладатель);
  • уточнение форм распоряжения исключительным правом на топологии по лицензионным договорам и договорам уступки с определением сроков вступления их в силу с даты регистрации в патентном органе;
  • определение порядка перехода права на регистрацию топологии от нанимателя к автору;
  • уточнение правового механизма регистрации служебных топологий и топологий, созданных по заказу, с выплатой нанимателем вознаграждения автору (в случае их регистрации) или компенсации (в случае неосуществления регистрации по зависящим от нанимателя причинам);
  • введение новых оснований для признания регистрации топологии недействительной (при несоответствии зарегистрированной топологии условию оригинальности и неправомерном указании в свидетельстве на топологию автора (соавторов) и (или) правообладателя (правообладателей).

В рамках комплексного подхода к изменению законодательства в сфере интеллектуальной собственности проектом Закона вносятся изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь в части определения условий правовой охраны топологий.

Парламентарии также рассмотрели четыре проекта законов о ратификации международных соглашений.

С докладом о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменения в Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанный 23 декабря 2014 года» выступил заместитель Министра финансов Республики Беларусь Кийко Д.Н., с содокладом – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Шевцов Д.Е.

В соответствии с Договором о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанного 23 декабря 2014 года, норматив распределения сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами пяти государств – членов Евразийского экономического союза был установлен сроком на три года, начиная с даты применения Кыргызской Республикой Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

Период действия применяемых нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин истек 12 августа 2018 года, поскольку Кыргызская Республика начала применять Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза с 12 августа 2015 года.

Протоколом предусматривается продление действующих нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин до 31 декабря 2019 года включительно.

Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Сенько Ю.А. представил два проекта законов – «О ратификации Протокола о внесении изменения в Протокол об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанный 8 мая 2015 г.» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Мисевец В.Г.) и «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Нидерландов о сотрудничестве и взаимной административной помощи в таможенных делах» (содокладчик – Маркевич А.И. – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству).

Протокол о внесении изменения в Протокол об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года предусматривает продление срока модернизации пунктов пропуска Кыргызской Республики на таможенной границе Евразийского экономического союза с 24 до 48 месяцев.

Положениями Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Нидерландов о сотрудничестве и взаимной административной помощи в таможенных делах определяются основные принципы, формы сотрудничества и взаимной помощи между таможенными органами двух стран в области таможенного дела, а также порядок взаимодействия при направлении запросов и предоставлении друг другу информации, необходимой для обнаружения, пресечения и расследования таможенных правонарушений.

Эти нормы аналогичны порядку, установленному другими международными договорами Республики Беларусь в области таможенного сотрудничества.

Практическая реализация Соглашения будет содействовать унификации и гармонизации таможенных процедур, позволит повысить эффективность и результативность выполнения таможенными органами двух государств, стоящих перед ними задач.

Министр финансов Республики Беларусь Ермолович М.Л. выступил с докладом по проекту Закона «О ратификации Протокола о присоединении Республики Армения к Соглашению об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала от 23 декабря 2014 года». Содоклад по этому вопросу представил член Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Конончук И.П.

14 ноября 2018 года запланировано проведение парламентских слушаний на тему «Правовые и практические аспекты улучшения инвестиционного климата в Республике Беларусь».

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь