/ / Общественно-политические
13.11.2018

Как МАРТ намерен изменить работу с естественными монополиями и доминантами

До конца года осталось меньше двух месяцев. Тем не менее небольшой запас прочности у инфляции есть: в январе–октябре цены выросли на 4,2 процента. При этом вырисовывается и прогнозный потолок к концу года – на уровне 5 процентов: меньше заявленных максимальных шести. А значит, причин для введения экстренных мер по ценовому регулированию нет, уверяют в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. Спокойствие в этом вопросе разделяют и в Нацбанке. Правда, если присмотреться внимательнее к составляющим инфляции, можно заметить некоторые перекосы. Впрочем, исправив, их можно будет записать себе в резерв, считают в МАРТ.

Проект

Так вот: регулируемые госорганами цены и тарифы растут гораздо быстрее, чем свободные. Сравните сами: первые с начала года выросли на 10 процентов. В то время как вторые, без учета изменения стоимости плодоовощной продукции, прибавили всего на 3 с небольшим процента. Такие цифры озвучил во время «Кастрычніцкага эканамічнага форуму» министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович. Судя по всему, специалистам ведомства еще предстоит «покопаться» в естественных монополиях и доминантах. 

Сегодня в стране регулируются услуги связи, транспорта, энергетика, ЖКУ, транспортировка нефти и газа – через тарифы. И здесь не мешало бы упорядочить процесс их пересмотра. Хотя бы потому, что у большинства естественных монополий нет системы раздельного учета. Это делает тарифообразование не совсем прозрачным и точным. И потому даже разговоры о повышении стоимости услуг монополистов вызывают недовольство среди населения. Ведь на некоторые услуги раз от раза озвученный процент возмещения населением не просто меняется, а скачет.

Чтобы избежать разночтений и впредь придерживаться единой линии, в утвержденной антиинфляционной программе прописали: к 2020 году за счет повышения тарифов и оптимизации затрат пассажиры городского транспорта будут платить не менее 80 процентов от реальной стоимости проезда. В том числе в Минске не менее 70 процентов, в регионах – не менее 90. Что касается пригородного, то из своего кармана будем оплачивать не менее двух третей от необходимой суммы. В МАРТ подсчитали: сейчас в целом по стране мы возмещаем почти 71 процент затрат в городском автотранспорте. При этом в Минске – чуть больше 62 процентов, в областных центрах – 83. Затраты на проезд в метро из кошелька граждан покрываются более чем на 73 процента. По грубым расчетам, для выхода на себестоимость проезд в минском автобусе надо поднять почти до рубля, в метро – почти до 90 копеек.

Впрочем, чтобы озвучивать конкретные цифры, должны быть методики для формирования цен, не раз подчеркивали в МАРТ. Причем это могут быть не обязательно четкие правила – подойдут и индексы, которые будут увязаны с доходами населения и инвестициями. Чтобы тарифы поднимались не потому, что монополистам нужны деньги, или просто потому, что зарплаты выросли. К созданию научно обоснованной методики подключились железнодорожники, Госкомитет по науке и технологиям присоединился к появлению системы установления минимальных цен на алкоголь. 

Повысить доверие к лидерам рынка предлагается через внесение изменений в закон о естественных монополиях. Так, антимонопольный орган будет определять порядок раскрытия монополистами информации о результатах своей работы. Порядок принятия решений о тарифообразовании в этой сфере также предлагается закрепить за ведомством. И самое интересное – ожидается, что всякое изменение тарифов будет проходить публичные слушания. Кроме того, и список монополистов может поредеть. Вполне возможно, из него уйдут почтовая связь и стационарная телефония. 

Что касается доминантов, то МАРТ постоянно держит руку на пульсе, анализируя товарные рынки и пополняя специальный реестр. Следят за ними через ценовое регулирование. В большинстве своем оно сводится к установлению предельных нормативов рентабельности. В то время как в планах перейти на более либеральный вариант – к порядку установления и применения цен. Это когда компания обращается в антимонопольный орган, собираясь подкрутить стоимость. С собой – разработанная и утвержденная учетная политика ценообразования и экономическое обоснование, которое проверяют специалисты. «Мы такую работу уже начали и со следующего года планируем при работе с перечнем доминантов серьезно подойти к переводу на этот механизм, который пока занимает лишь десятую часть», – анонсировал Владимир Колтович.

Мария Друк, «Рэспублiка», 13 ноября 2018 г.