/ / Общественно-политические
30.03.2018

Состоялось заседание Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по вопросам рассмотрения судами дел с участием таможенных органов

29 марта 2018 года состоялось заседание Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, посвященное некоторым вопросам рассмотрения судами экономических и гражданских дел с участием таможенных органов.

Суд

Ежегодно экономическими судами в среднем рассматривается немногим более 200 дел с участием таможенных органов. Несмотря на относительно невысокое количество, рассмотрение судами дел данной категории имеет важное значение, непосредственно затрагивая права граждан и юридических лиц и оказывая влияние на соблюдение баланса национальных интересов и международных правовых норм при расширении разнопланового взаимодействия со всеми партнерами по ЕАЭС.

За последние три года (2015–2017) экономическими судами ежегодно рассматривалось порядка 200 дел с участием таможенных органов. Наблюдается тенденция постепенного сокращения количества дел указанной категории, рассмотренных экономическими судами. Так, если в 2015 году судами разрешено 210 дел, в 2016 году – 197, то в 2017 году рассмотрено 186 дел. Общее снижение количества рассмотренных в 2017 году дел с участием таможенных органов составляет порядка 11 % по отношению к показателям 2015 года. Соотношение количества дел, по которым требования предъявлялись самими таможенными органами и непосредственно к таможенным органам, значительно не изменилось. Доля рассмотренных дел по требованиям таможенных органов составляет порядка 40–45 %, рассмотрение требований, заявленных к таможенным органам, – в пределах 55–60 %. В кассационном порядке за эти годы обжаловалось около 20–22 % судебных постановлений экономических судов, вынесенных по результатам рассмотрения дел с участием таможенных органов.

Таможенное законодательство включает в себя большое количество норм, в том числе международного права, которые достаточно часто корректируются в связи с расширением и развитием внешнеэкономических связей. Данный фактор обусловливает создание и обновление соответствующего правового регулирования, которое должно обеспечить реальную защиту прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

В сфере таможенного регулирования широкое распространение получил процесс интернационализации права, то есть заключение двух- и многосторонних соглашений, касающихся различных областей международного сотрудничества. За последние годы сменили друг друга три таможенных кодекса, был принят Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

С 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, который систематизировал и кодифицировал действующее таможенное законодательство путем отмены части международных соглашений, не соответствующих правовой базе Евразийского экономического союза, и включил в себя нормы части таких соглашений. При этом новый Таможенный кодекс модернизировал таможенную деятельность с учетом современного уровня развития информационных технологий.

Пленум Верховного Суда в ходе заседания обсудил результаты изучения и обобщения судебной практики разрешения споров с участием таможенных органов и в целях единообразного применения законодательства дал судам разъяснения.

В частности, обращено внимание судов на необходимость при разрешении дел учитывать положения Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» и Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» – ключевого документа по улучшению бизнес-климата в стране.

По сообщению официального портала системы судов общей юрисдикции