/ / Общественно-политические
27.03.2018

Пришло время добросовестных: Пленум Верховного Суда обобщит практику таможенных споров

Беларусь расположена на перекрестке важнейших трансконтинентальных экономических путей. В нашу страну и транзитом следуют огромные партии грузов. Эти потоки отслеживает таможня, взимая сборы. Иногда хозяйствующих субъектов не устраивают их суммы: возникает спор.

Юрий Кобец

Предстоящий Пленум Верховного Суда обобщит практику рассмотрения экономических и гражданских дел с участием таможенных органов. О значимости события рассказывает заместитель Председателя Верховного Суда, председатель судебной коллегии по экономическим делам Юрий Кобец.

– Юрий Викторович, напомните, пожалуйста, значимость таможни.

– Она в том, чтобы в интересах государства взять сбор при перемещении товаров через границу. Пополняя бюджет, она выполняет важнейшие экономические и социальные функции. Подчеркну, что бюджет наполняется не штрафами и санкциями, а пошлинами: справедливыми, понятными для участников внешнеэкономической деятельности.

– Но если споры возникают, значит, сборы не всегда справедливы?

– Такое случается. Это нормальная рабочая ситуация, которая обычно обусловлена вовсе не желанием таможенников взять больше, чем положено. Дело в другом. Экономика не стоит на месте, ассортиментные перечни товаров быстро расширяются. Отсюда и возникают сложности при классификации товара: к какой группе относится, под какой код подпадает, какую пошлину с него следует взять... Бывает, что таможенники и субъекты хозяйствования консенсус не находят. Судебные процедуры должны разрешать подобные споры максимально быстро. Потому что всякая задержка чревата серьезными экономическими последствиями.

– Почему этот вопрос вообще встал в повестку дня Пленума?

– С одной стороны, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза действует менее 3 месяцев: обширной практики его применения пока нет. С другой – необходимость оценить таможенные правоотношения давно назрела: судебная система неоднократно подходила к этому вопросу.

Проблема в том, что таможенное законодательство включает в себя огромное количество норм, в том числе международного права, которые постоянно корректируются. За последние годы сменили друг друга три таможенных кодекса, был принят Закон «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». Приходилось осваивать новые нормы и нарабатывать судебную практику. По сути, постоянно догонять. Но сейчас время – один из самых ценных ресурсов. Нам надо быстро развиваться, двигаться вперед, а не цепляться за старое. Надо работать на опережение. Нужный импульс дал Декрет Президента № 7 «О развитии предпринимательства» – и проект постановления пленума делает на нем особый акцент.

Постановление Пленума – это не только судейский документ. Будучи первым после принятия Декрета № 7, он ориентирует всю правоприменительную практику, ведь споры имеют место в налоговой, в административной сфере. Мы даем общий посыл, сигнал всему юридическому сообществу, как следует рассматривать эту категорию дел.

– И что это за сигнал?

– Исходить из презумпции добросовестности субъектов хозяйствования, во главу угла ставить прежде всего экономические интересы. Стимулировать деятельность, а не стремиться наказать, чтобы отчитаться за взысканные в доход государства штрафы и пени. Поставив четкую преграду недобросовестным бизнесменам, нужно максимально освободить от неудобств законопослушных, при этом не перепутав тех и других. Они могут в чем-то ошибаться, заблуждаться. Но чем эффективнее будет механизм исправления их ошибок, тем лучше будет всем.

Транзитная привлекательность страны предполагает не только дороги и развитую инфраструктуру, но также четкую работу, в частности, таможни и судебной системы.

– Кто обычно обращается в суд и какова статистика в целом?

– В сравнении с огромным количеством товаров, которые ежедневно прибывают в страну, количество споров относительно невысоко и стабильно: немногим более 200 дел в год. За пять минувших лет экономические суды рассмотрели 976 подобных дел. В 319 случаях инициаторами являлись таможенные органы. Хозяйствующие субъекты обращались вдвое чаще – в 657 случаях. 90 процентов их заявлений оспаривали правовые акты или действия таможенных органов. За последние три года удовлетворяются в среднем 12 % подобных требований. Немного, но вот что важно.

Сейчас я предпочел бы отметить хорошую работу таможенных органов, их открытость, гибкость, конструктивность, восприимчивость к изменениям. Да, есть недостатки и даже уголовные дела, о которых общество знает. Они касаются конкретных людей, но не системы! Да, в более чем 80 процентах случаев мы отказываем в удовлетворении требований к таможне. Но лишь потому, что статистика не учитывает случаи, когда ее представители в открытом судебном заседании признают свои недочеты и оперативно их исправляют.

– Какие рекомендации даст Пленум?

– Главные – для понимания ваших читателей – я уже назвал, повторю одну из них почти дословно: при разрешении дел судам следует учитывать положения Декрета Президента № 7 «О развитии предпринимательства». В случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан. Судам, рассматривающим экономические дела, необходимо исходить из презумпции добросовестности субъектов хозяйствования.

Виктор Пономарев, «Советская Белоруссия», 27 марта 2018 г.